Как выбрать монитор для фотографа

Как выбрать монитор для фотографа
Фото компании LG
[adrotate banner="2"]

Каким должен быть монитор для фотографа: какие матрицы и диагонали лучше, чем хороша полуглянцевая поверхность и как проверить яркость дисплея.

Редакция журнала fototips.ru попросила нашего друга, Алексея Фролова, профессионального фотографа и специалиста по калибровке мониторов рассказать о том как выбрать монитор.

Результат работы фотографа зависит от многих вещей, в том числе и от качества монитора, на котором обрабатываются снимки. Задача вашего дисплея — максимально достоверно передать цвета, свет, настроение кадра, задуманные и снятые фотографом. Отсюда — и особые требования, предъявляемые к характеристикам такого монитора.

Мы разберём основные характеристики монитора, которые нужно изучить для фотографа.

1. Тип матрицы

На сегодняшний день на рынке представлены дисплеи с тремя основными типами ЖК-матриц: IPS, TN и *VA.

Недорогие и более быстрые матрицы типа TN+film (или просто TN) лучше подходят для динамичных компьютерных игр, где важна частота обновления экрана. А для работы с фотографией и графикой такие матрицы непригодны, потому что обладают самой худшей цветопередачей и крайне низкими углами обзора: они будут искажать цвета при просмотре даже под небольшим углом (особенно — по вертикали).

*VA-матрицы (MVA, PVA) представляют собой компромисс между двумя вариантами: они стоят дороже, чем TN, но и предлагают более качественную картинку. Эти матрицы лучше IPS по цене и контрасту, но проигрывают им в цветопередаче.

Нас, как фотографов, интересуют мониторы с матрицами типа IPS (к этому же типу относятся матрицы SFT, PLS, IGZO и AHVA). Они имеют одни из лучших показателей по цветопередаче, цветовому охвату и углу обзора, но немного уступают другим типам по контрастности и времени отклика. Не смотря на эти недостатки, монитор с такой матрицей — это идеальный вариант для фотографов и всех специалистов, серьёзно работающих с графикой. Всё дальнейшее в статье будет касаться мониторов именно с этими типами матриц.

Нужно отметить, что на основе всех трёх технологий существует целый ряд разновидностей. Самая распространённая на сегодняшний день — AH-IPS. В ней увеличены цветовой охват и яркость. Среди подтипов IPS есть как бюджетные (но подходящие для любительского и полупрофессионального применения в фотографии), так и дорогие профессиональные матрицы.

Существует ещё один тип матриц, уже успевший закрепиться в смартфонах и постепенно просачивающийся на рынок компьютерных мониторов. Этот тип называется OLED. В рамках этой статьи рассматривать его мы не станем, поскольку у него пока ещё есть ряд недостатков, которые делают его непригодным для применения в сфере работы с графикой.

2. Цветовой охват и глубина цвета

Цветовое пространство

Для профессиональной работы важна ширина цветового охвата. Для работы с графикой достаточным считается охват более 95% sRGB. Мониторы с меньшим процентом дают блёклое, ненасыщенное изображение.

Дорогие модели мониторов способны приблизиться к охвату Adobe RGB, который гораздо шире, чем sRGB. Однако, настолько широкий цветовой охват требуется только в определённых сферах работ и фотографам он, как правило, не только не нужен, но и может быть вреден. Дело в том, что изображения на мониторах с расширенным цветовым охватом в программах, не поддерживающих управление цветом, выглядят более насыщенно. Поэтому, велик риск сделать на нём картинку, которая будет смотреться бледно на стандартных мониторах.

Глубина цвета

Если цветовой охват — это диапазон цветов, который способен отобразить монитор, то глубина цвета — это градации диапазона. Все мониторы с IPS-матрицами могут обеспечить 8-битную глубину на цветовую компоненту, что соответствует 16 миллионам цветов. Более профессиональные и дорогие мониторы обладают 10-битной глубиной и способны отобразить более миллиарда цветов. Большинство из них, фактически, являются 8-битными, а расширение глубины цветопередачи до 10 бит происходит при помощитехнологии FRC.

Воспользоваться преимуществом большой цветовой глубины можно только в случае, когда монитор подключён к компьютеру через интерфейс DisplayPort, поскольку HDMI и DVI обеспечивают передачу не более 8 бит на цветовую компоненту. Не смотря на кажущуюся избыточность 10-битной глубины, она способна обеспечить наиболее плавное отображение полутонов и точную цветовую детализацию изображения, что нередко требуется в профессиональной фотографической деятельности.

Кстати, существуют очень дешёвые IPS-матрицы, которые часто устанавливают в ноутбуки. Подобные матрицы являются 6-битными, с расширенной до 8 бит глубиной при помощи той же технологии FRC. Качество отображения градиентов у таких матриц весьма посредственное, и некоторые люди способны замечать еле заметное, но раздражающее мерцание некоторых цветов.

Подробнее о цветовых пространствах вы можете прочитать в статье «sRGB, Adobe RGB и ProPhoto RGB: ускоренный курс по цветовым пространствам«.

3. Тип подсветки

Говоря о типах матриц и цветовом охвате, необходимо упомянуть и подсветку. Сами по себе пиксели на матрицах не светятся, поэтому в мониторах применяют различные типы подсветок.

Раньше для подсветки матриц применяли лампы с холодным катодом (CCFL), которые сродни привычным нам лампам дневного света. Главный минус такой подсветки — недолговечность. Люминофор в лампах быстро теряет свои свойства и лампы деградируют вплоть до полной потери синего участка спектра. Сейчас мониторы с CCFL-подсветкой уже не выпускаются, но их всё ещё можно встретить на вторичном рынке.

В современных мониторах установлена светодиодная (LED) подсветка, которая тоже бывает разной. Самый распространённый её вид — W-LED, т.е. White LED. Не смотря на слово White, светодиоды в такой подсветке не белые, а синие. Свет, излучаемый ими, пропускается через жёлтый фосфор, что и обеспечивает белое свечение. Такой тип подсветки дешевле остальных и, при этом, позволяет получить цветовой охват, очень близкий к 100% пространства sRGB. Недостатки у такой подсветки тоже есть, и главный из них — ярко выраженный синеватый оттенок (который, к слову, утомляет глаза и негативно сказывается на нашем здоровье). И, чем дешевле матрица, тем сильнее будет заметен этот недостаток.

Для того, чтобы расширить цветовой охват, производители стали использовать подсветку RGB-LED, в которой присутствуют светодиоды трёх основных цветов: красного, зелёного и синего. Цветовой охват у таких мониторов почти достигает Adobe RGB. Однако, светодиоды разных цветов деградируют с разной скоростью, и мониторы теряют свои свойства почти так же быстро, как и старые мониторы с ламповой подсветкой.

Вариантом решения этой проблемы стала подсветка типа GB-LED. В ней присутствуют зелёный и синий светодиоды, свет которых пропущен через красный люминофор. Подобная подсветка по ширине цветового охвата нисколько не уступает RGB-LED, но заметно превосходит её по долговечности и энергоэффективности. Если вы точно знаете, что будете работать с расширенным цветовым охватом, то следует выбирать монитор с подсветкой типа GB-LED.

4. Мерцание

Совсем старые ЭЛТ-мониторы мерцали, тем самым утомляя наши глаза. Это может показаться странным, но светодиодная подсветка тоже может мерцать. Всё дело в том, что яркость монитора регулируется не уровнем напряжением на светодиодах подсветки, а импульсами (ШИМ). Мы можем не замечать такого мерцания, но оно пагубно влияет на здоровье глаз. И, чем сильнее мы убавляем яркость, тем сильнее будет проявляться этот эффект.

Некоторое время назад производители стали производить подсветку по технологии Flicker-Free, т.е. без мерцания. Управление яркостью в них осуществляется либо только напряжением, либо напряжением и ШИМ одновременно. Это позволяет снизить мерцание до незаметного и безопастного для глаз уровня или даже полностью избавиться от него. Сейчас мониторов с такой технологией становится всё больше и больше.

5. Однородность подсветки

Для комфортной работы и корректной постобработки важна относительная однородность подсветки. Для того, чтобы экран был подсвечен равномерно, между светодиодами и матрицей располагается рассеивающее стекло. Если оно недостаточно однородно, то на работающем экране могут быть заметны крупные яркие или тёмные пятна.

Кроме того, на равномерность подсветки влияет то, насколько точно соблюдены расстояния между диодами, рассеивающим стеклом и матрицей. Из-за этого даже мониторы из одной партии обладают разной равномерностью подсветки. Именно поэтому очень важно при покупке включить монитор и проверить, насколько равномерно у него подсвечен экран.

6. Поверхность экрана

Существует три варианта поверхности дисплея: глянцевая, матовая и полуматовая. Глянцевые мониторы обеспечивают более яркую картинку, насыщенную цветопередачу и хороший контраст (то есть лучше передают чёрный цвет). Минус глянцевой поверхности — её отражающая способность. На экране, как в зеркале, отражаются все предметы, включая нас самих и источники света — лампы, солнечные лучи и так далее, что сильно мешает в работе и создаёт дополнительную нагрузку на глаза.

Матовые экраны немного приглушают цвета и снижают контрастность, но зато обеспечивают чёткую картинку без резких бликов. Ещё один минус матовой поверхности — «кристаллический» эффект. Правда, заметить его могут далеко не все люди.

Компромиссом является полуматовое (или полуглянцевое) покрытие. Оно даёт лучшие контраст и цветопередачу, чем матовая поверхность, и не создаёт бликов, присущих глянцевой поверхности. А ещё полуглянцевая поверхность не обладает «кристаллическим» эффектом.

7. Диагональ

Размер монитора важен, но не стоит перегибать палку. Во-первых, чем больше дисплей, тем он дороже. Во-вторых, чем он больше, тем больше разрешение и, соответственно, тем выше нагрузка на процессор и видеокарту. Впрочем, если у вас мощная видеокарта и цена не представляет проблемы, то вполне можно взять и 30-дюймовый монитор.

Маленький экран — тоже не вариант: работать за ним будет не очень удобно. Оптимальный вариант для комфортной работы — монитор с диагональю 24-27 дюймов с разрешением экрана от 1920×1080 пикселей до 4K. Естественно, чем больше диагональ, тем больше должно быть разрешение.

Заключение

Подведём итоги. Для серьёзной работы с изображениями лучше всего подойдет монитор с матрицей типа IPS с диагональю не менее 24 дюймов, с цветовым охватом, близким к sRGB и глубиной цвета не менее 8 бит на цветовую компоненту. А чтобы глаза меньше уставали, стоит выбирать монитор с технологией Flicker-Free.

В остальном ориентируйтесь на собственные предпочтения и удобство в работе: например, кому-то нравятся мониторы с узкими рамками, кому-то просто необходимо именно глянцевое покрытие экрана, а кому-то нужен USB-хаб, встроенный в монитор.

Обязательно ознакомьтесь с техническими характеристиками заинтересовавших моделей, почитайте отзывы в интернете, соотнесите их плюсы и минусы со своим бюджетом и потребностями. Ведь фотографу, который ретуширует свои фото, совсем не требуется такой же монитор, как специалисту, работающему в крупном кинопроизводстве.

И, конечно же, каким бы крутым и навороченным ни был монитор, он будет нуждаться в калибровке. Очень редкие экземпляры мониторов могут похвастаться приемлемой цветопередачей прямо с завода. Поэтому, после покупки очень желательно откалибровать монитор, чтобы отображение цветов на нём было максимально близким к эталону.

P.S.

Алексей Фролов, автор этой статьи, поможет вам сделать калибровку вашего монитора. Но, если вы находитесь в Самаре. Связаться с автором можно через вконтакте – https://vk.com/display_calibration.