Когда нужно доставить важное сообщение множеству людей сразу, изображение — самый важный инструмент. Фотографии могут вызвать более сильные эмоции, чем слова; они могут вдохновить целые поколения, побудить к чему-то, заставить общества пересмотреть свои воззрения. Кому знать об этом лучше, чем 11 фотографам агентства Magnum, которые, рискуя жизнью и здоровьем, делали снимки, изменившие мир.
1. Анри Картье-Брессон
“Сделать фотографию — значит выровнять в одну линию разум, глаза и сердце. Это — образ жизни”.
Именно Картье-Брессон, вместе с Робертом Капой, Джорджем Роджером, Дэвидом Сеймуром и Уильямом Вэндивертом основал Magnum Photos. Кроме того, это он создал термин “решающий момент” — концепцию, которая оказала огромное влияние на уличную и репортажную фотографию. Благодаря этому Картье-Брессона часто называют отцом современной фотожурналистики.
В интервью газете Washington Post от 1957 года он дал такое определение “решающему моменту”: “Фотография — не картина. Есть творческая доля секунды, когда вы делаете снимок. Нужно увидеть композицию или выражение, которые предлагает вам сама жизнь, и интуитивно знать, когда щелкнуть затвором. Именно этот миг — творчество фотографа. Вот он — тот самый момент. Если вы его упустили, то все, он ушел”.
Читайте биографию Анри-Картье-Брессона.
Советуем посмотреть подборку 25 лучших кадров Картье-Брессона из Советского Союза 1954 года.
2. Роберт Капа
“Если ваши снимки недостаточно хороши, значит, вы подошли не достаточно близко”.
Сооснователь Magnum Photos, Роберт Капа навсегда изменил военную фотожурналистику. И самым значительным его достижением в этой области, была, пожалуй, съемка высадки американских солдат на пляже Омаха в Нормандии 6 июня 1944-го.
К сожалению, из сделанных тогда 106 фотографий уцелело только 11 — остальные были утрачены из-за ошибки при проявке. Но этих 11 кадров хватило, чтобы в полной мере передать историю “Дня Д”, и именно ими вдохновлялся Стивен Спилберг при работе над фильмом “Спасти рядового Райана”.
3. Стив МакКарри
“В работе для меня важны отдельные фотографии. Я снимаю фотоистории по заданиям, и, конечно, эти снимки нужно расположить в правильной последовательности. Но для меня самое главное — то, что каждый из этих кадров можно воспринимать отдельно, что у каждого из них есть свое место, собственные эмоции”.
МакКарри знаменит как автор одной из самых известных фотографий в истории журнала National Geographic. Да что там, возможно, и в истории всего мира. Его “Афганская девочка” запечатлела юную девушку из Афганистана по имени Шарбат Гула, которая в 1984 году жила в лагере для беженцев в Пакистане. История этой фотографии описана в нашей статье «Портрет на фоне войны».
У этой истории было продолжение — спустя много лет МакКарри отыскал Шарбат, а National Geographic основал благотворительный фонд для обучения афганских девочек. Впоследствии тот был переименован в “Фонд детей Афганистана” и стал оказывать помощь в получении образования как девочкам, так и мальчикам.
Рекомендуем почитать биографию Стива Маккари.
4. Филип Джонс Гриффитс
“Способность сохранять перспективу очень важна для журналиста. В сложной ситуации вам нужно одновременно и быть там, и отступать на шаг назад, чтобы сохранять хладнокровие и продолжать работать, не впадая в отчаяние”.
Фотографии Гриффитса с войны во Вьетнаме описывают события с точки зрения вьетнамцев, из-за чего американские журналы отказывались публиковать работы фотографа. В 1971 году он издал книгу Vietnam Inc, которая в значительной мере повлияла на восприятие тех событий в США.
Гриффитс снимал и последствия войны, в том числе и людей, пострадавших от применения американскими войсками так называемого “оранжевого реагента”. Эта серия фотографий привлекла большое внимание к опасным побочным эффектам этого гербицида, а также к историям людей, страдания которых затерялись на фоне масштабности военного конфликта.
5. Филипп Халсман
“Большинство людей зажимаются при съемке. Свет, камера, оборудование — все это бесполезно, если фотограф не сможет заставить их сбросить маску, по крайней мере на мгновение, чтобы успеть снять истинную, ничем не искаженную личность и настоящий характер”.
В свое время Халсман вместе с Сальвадором Дали создал большую серию сюрреалистических изображений, которые не потеряли своего новаторства даже сейчас. В 1941 он сделал фото Альберта Эйнштейна – одну из самых узнаваемых работ Халсмана. В 1966-м ее выбрали в качестве изображения на новой почтовой марке.
6. Уильям Юджин Смит
“Фотография в лучшем случае говорит тихим голосом, но иногда — изредка — одна фотография или серия кадров могут заставить нас осознать что-то”.
Уильям Юджин Смит был первопроходцем в военной фотографии. Он знаменит своими кадрами Второй Мировой войны, сделанных с потрясающим реализмом — Смит отказался пожертвовать профессиональными стандартами в угоду чувствам зрителя. Именно он заснял вспышку болезни Минамата в Японии — отравления ртутью, которую выбрасывала в воду залива корпорация Chisso. Его фотография “Томоко Уемура в ванной” (1971) привлекла внимание всего мира к болезни Минамата.
Пытаясь помешать Смиту публиковать фотографии жертв отравления, Chisso наняла якудза. Боевики японской мафии напали и избили фотографа, но его это не остановило. Наследие Уильяма Юджина Смита продолжает жить благодаря фонду его памяти, цель которого — поощрение гуманистической фотографии.
7. Дэннис Сток
“Искусство — это четко сформулированное выражение того или иного аспекта жизни. У меня была замечательная возможность видеть большую часть жизни сквозь объектив камеры, и благодаря этому мои путешествия стали путем к просветлению”.
Сток снимал множество знаменитых звезд Голливуда, включая Джеймса Дина и Одри Хепберн. Именно ему принадлежит наиболее известная фотография Дина, которая стала одним из самых часто перепечатываемых снимков послевоенной эпохи в США.
8. Мартин Парр
“Что мне нравится в фотографии, так это создавать выдумку из реальности. Я беру естественные предрассудки общества и изменяю их”.
Парр использует собственный, уникальный подход к документальной фотографии, изображая общество и современную жизнь со смелым реализмом и часто колким юмором. Его называют летописцем нашей эпохи — он снимает сцены, демонстрирующие модные тренды и характерные черты, понятные любому из нас. Со временем его снимки будут обретать все больше важности для следующих поколений.
Работы Парра резко отличаются от снимков остальных членов Magnum, и это только подчеркивает тот факт, что агентство готово воспринимать разные стили фотографии и рассматривать все точки зрения.
9. Йозеф Куделка
“Максимум — вот что всегда интересовало меня”.
Вскоре после того, как Куделка вернулся в Прагу после съемки румынских цыган в 1968 году, советские войска вошли в столицу Чехословакии. Фотограф снимал все происходящие события; затем пленки тайно вывозились из страны и передавались в фотоагентство Magnum. Кадры из оккупированной Праги были опубликованы в Sunday Times, но без указания авторства, для безопасности Куделки и его семьи.
Его работы привлекли международное внимание к ситуации в Восточной Европе и стали символом борьбы за свободу тех людей, что жили за Железным занавесом.
10. Стюарт Франклин
“Я люблю фотографировать. Вот так просто”.
Стюарт Франклин знаменит своими символичными фотографиями с площади Тяньаньмэнь в 1989 году, на которых неизвестный человек без оружия стоит перед колонной танков, не давая им продвинуться вперед. Франклин был одним из четырех фотографов, которые смогли запечатлеть это событие, и чьи снимки попали в печать.
Его панорамное фото, в отличие, например, от кадра Джеффа Уайднера, показывает полный масштаб всей развернувшейся сцены. Пленку с этим кадром тайно вывезли из Китая в коробке из под чая; снимок был опубликован в журналах Time и Life и получил награду международного фотоконкурса World Press Photo.
11. Джордж Роджер
“Вы должны чувствовать родство с тем, что фотографируете. Вы должны быть частью этого и в то же время оставаться достаточно отстраненным, чтобы видеть его объективно. Это как смотреть из зрительного зала пьесу, которую вы знаете наизусть”.
Роджер знаменит своими фотографиями концентрационного лагеря “Берген-Бельзен” в конце Второй Мировой войны. Эти шокирующие кадры впервые продемонстрировали миру реальность концлагерей и оказали серьезное влияние на весь мир. Двумя годами позже он стал соучредителем Magnum Photos.