Подборка фотографий из “советской” серии великого фотографа.
В январском номере Paris Match от 1955 года вышел фоторепортаж знаменитого Анри Картье-Брессона, фотографа агенства Magnum, привезенный из Советского Союза. “Впервые эти люди, надежно спрятанные завесой секретности на протяжении последних 37 лет, люди, которых мы знали только из кадров пропаганды, раскрылись для нас такими, какими они есть в своей обычной жизни”, — гласила вступительная статья.
Но мнения читателей об этой обычной жизни разделились. Кто-то считал, что эти фотографии в самом деле передают действительность жизни в Союзе, кто-то обвинял Брессона в склонности к коммунизму, кто-то, напротив, был уверен, что его снимки подрывают саму идеологию советского строя. Кто-то указывал на тот факт, что фотографа везде сопровождал переводчик, который наверняка следил за Брессоном и интерпретировал для него местные особенности так, как то было нужно правительству СССР.
Когда у самого автора интересовались, что он видел, он отвечал “Пусть мои глаза говорят за меня”, имея ввиду свои фотографии. “Кто-то начинал спрашивать “Как там дела на самом деле?”, а потом, не давая мне шанса ответить, начинали выдвигать свое мнение. Другие бормотали: “О, вы только что оттуда!” и смущенно или настороженно замолкали”, — писал он.
Анри Картье-Брессон был первым иностранным фотографом, которого допустили снимать в Советском Союзе после начала “оттепели” — но, разумеется, снимать только то, что было позволено. В июле-сентябре 1954-го он посетил несколько городов России, Грузии, Узбекистана. Итогом поездки стали публикации в журналах Paris Match и Life, а также фотоальбом “Москва”.
Уже много позже, даже когда не стало Советского Союза, Картье-Брессон не любил говорить о России, будто чего-то опасаясь. Может быть, опять неприятных двойных и тройных смыслов, которые люди находили в его работах именно из этого государства. И все же в 1972-м он вернулся в СССР, потому что “ничто так не раскрывает истину, как сравнение страны с самой собой, поиск разницы и преемственности”.