Агентство Magnum Photos

Агентство Magnum Photos

История знаменитого фотоагентства и его роль в мире фотографии.

Даже если вы никогда не слышали о Magnum Photos, то практически наверняка видели снимки, сделанные его фотографами. С момента основания и по сей день члены фотоагентства путешествуют по миру, запечатлевая самые драматичные моменты истории — от высадки в Нормандии до терактов 11 сентября.

Их было семеро — основателей Magnum: Роберт Капа, Дэвид Сеймур, Анри Картье-Брессон, Джордж Роджер, Уильям Вандиверт, его жена Рита и Мария Эйснер. Идейным вдохновителем был Капа.

Роберт Капа

Сеймур, Картье-Брессон и Роджер даже не присутствовали на том совещании, на котором было создано фотоагентство. Когда Капа написал Роджеру, что тот теперь член Magnum Photos, Роджер отнесся к этому скептически. «Идея хорошая, — написал он в ответ, — но слишком неправдоподобная, чтобы быть правдой».

Анри Картье-Брессон
Анри Картье-Брессон

А идея была вот в чем: распространять в печати репортажные снимки с сохранением авторских прав фотографа на изображение. Также во главу угла ставилась свобода выражения: на своих снимках члены Magnum получили право сочетать репортаж со своим художественным видением — но, конечно, постановочные съёмки не допускались.

Картье-Брессон, как идейный вдохновитель предлагал соблюдать определенные принципы фотографии: использовать камеру Leica, не допускать постановочных кадров и кадрирования фотографии.

Правда о мире

Рита Вандиверт стала первым президентом агентства и главой его нью-йоркского офиса, Мария Эйснер — главой парижского отделения. Остальные фотографы разделили планету на «сферы», в которых будет работать каждый: Роджеру достались Африка и Средний Восток, Картье-Брессону — Южная и Восточная Азия. Сеймур и Билл Вандиверт получили Европу и США соответственно, а Капа был свободен ездить туда, куда его позовут собственное любопытство и происходящие события.

Идея была хороша, но первое время молодому предприятию приходилось тяжело. Роберт Капа всеми средствами пытался заработать денег для поддержки Magnum — говорят, даже играл на конных скачках, чтобы с выигранных денег оплачивать счета. Его коллеги, рискуя жизнью, отправлялись в самые «горячие» уголки, чтобы привести превосходные снимки, интересные, яркие репортажи.

Одной из первых больших историй для членов Magnum была съёмка в Советском Союзе — Роберту Капе и писателю Джону Стейнбеку позволили без цензуры заглянуть за железный занавес. С тех пор Magnum стал синонимом присутствия во всех важнейших мировых событиях.

Постепенно к основателям фотоагентства начали присоединяться и новые талантливые люди — первыми из них стали Вернер Бишоф и Эрнст Хаас. Magnum и его сотрудники обретали репутацию организации, которая «в силу возможностей и способностей рассказывала правду о современном мире». За последующие пять лет членами агентства стали такие фотографы, как Ева Арнольд, Эрих Хартман, Эрих Лессинг, Марк Рибо, Крин Таконис.

Потери

Но в 1954 году на Magnum обрушился страшный удар: 16 мая машина Вернера Бишофа, который работал в Перу, упала с обрыва на горной дороге. Все трое пассажиров погибли. Девять дней спустя, 25 мая, умер Роберт Капа — подорвался на мине во время съёмок на полях сражений Индокитайской войны.

Вскоре после двойной трагедии Дэвид Сеймур написал письмо своей «Семье Magnum», где выразил глубокую скорбь от потери друзей, родных людей, но призвал коллег продолжать работать и держаться вместе. «Может, пройдя через это, мы поможем себе, найдем силы идти дальше и развивать Magnum как наш общий дом». Два с половиной года спустя Сеймур погибнет тоже — через четыре дня после перемирия во время Суэцкого кризиса, под огнем автомата, за десять дней до своего сорокапятилетия.

Прошло больше полувека, а войны идут по-прежнему. И на них, как и раньше, гибнут фотожурналисты. В 2011-м во время освещения гражданской войны в Ливии погиб Тим Хетерингтон, режиссер фильма «Рестрепо», который в том же году номинировался на «Оскар» как лучшая документальная лента. Перед смертью Хетерингтон готовил документы для вступления в Magnum — он первый и единственный член фотоагентства, принятый в него посмертно.

Смена эпох

Несмотря на потери, агентство продолжало развиваться. Внезапная популярность коллектива привлекла внимание журнала Life, где в 50–60-е годы публиковались множество фотоэссе сотрудников Magnum. Хотя многие фотографы продолжали заниматься репортажами, часть сотрудников начала двигаться в новых направлениях. Ева Арнольд и Эллиотт Эрвитт делали портреты знаменитостей, включая Мэрилин Монро, Марлен Дитрих, Кларка Гейбла. Эллиотт Ланди снимал культуру хиппи. Сеймур перед смертью занимался фэшн-фотографией.

Эллиотт Эрвитт (Elliott Erwitt), Мэрилин Монро
Эллиотт Эрвитт (Elliott Erwitt), Мэрилин Монро

Но не все считали, что это движение в нужном направлении. Картье-Брессон как один из последних оставшихся основателей в 1962 году обратился к коллегам с требованием вспомнить, для чего все затевалось — ради правды о современном мире.

FRANCE. The Var department. Hyères. 1932.

«Когда происходит что-то важное, — говорил он, — когда это не требует огромного количества денег и когда человек рядом, он должен сохранять фотографический контакт с событиями, которые происходят перед объективом, и без колебаний жертвовать материальным комфортом и безопасностью. Это возвращение к истокам позволит поддерживать разум и объектив над той искусственной жизнью, которая часто окружает нас. Я поражен, до какой степени многие из нас руководствуются одними только желаниями клиента».

В 1972-м журнал Life прекратил свое существование. С ним закончилась эпоха, которую называют золотым веком фотожурналистики. Без Life и других фотожурналов, которые бы брали их работы, сотрудникам Magnum пришлось снова искать новые способы запечатлеть «решающий момент». Кто-то, как, например, Крис Стил-Перкинс, уехал в Африку, чтобы снимать не тронутые технологией культуры. Кто-то, как Сюзан Майселас, обратился к прежде не обсуждаемым в фотомире субкультурам.

«Афганская девочка» Стива Маккарри, которая попала на страницы National Geographic в 1985-м, стала сигналом, что фотографы Magnum добились успеха и без Life.

Афганская девочка

В каком-то смысле те снимки, которые они делают сейчас, — яркие, звонкие кадры — это уход от знаменитых приглушенных черно-белых изображений, которые принесли известность фотоагентству. Но их работы по-прежнему исполнены глубины и пробирают до самого сердца.

Дом и семья

С сороковых годов члены Magnum задокументировали большинство крупнейших мировых событий и самых значительных личностей в истории. Их снимки рассказывают о промышленности, обществе, людях, интересных местах, политике, новостях, катастрофах и конфликтах — словом, обо всех темах, которые важны для каждого.

Чтобы стать фотографом Magnum, мало быть просто хорошим профессионалом своего дела. Все члены агентства — признанные мастера, с собственным стилем и великолепным чутьем того самого «решающего момента».

В ранние годы членство в Magnum можно было получить только по личному приглашению Роберта Капы. Но в 1955-м была введена трехступенчатая система приема, которая применяется и сейчас. Фотографы агентства встречаются раз в году, в последние выходные июня, в офисе в Нью-Йорке, Лондоне или Париже, чтобы обсудить дела. Один из дней посвящен обзору портфолио (80 снимков) потенциальных новых членов и голосованию. Если большинство голосов — 75% — поддержали предложенных кандидатов, этих людей приглашают стать «номинантами» Magnum. Такая категория дает возможность и действующим членам, и претенденту поближе познакомиться друг с другом, но еще не предполагает каких-то обязательств ни с одной из сторон.

После двух лет «номинант», который хочет стать ассоциированным членом, может представить еще одно портфолио. Если его одобряют, новый фотограф уже обязан подчиняться правилам Magnum, а также может пользоваться всеми возможностями, которые предоставляет членство в агентстве. После еще двух лет он может подать еще одно портфолио, чтобы получить полное членство. В чем разница между двумя последними категориями? Ассоциированный член не входит в директорат компании и не имеет права голоса при принятии корпоративных решений. Полноправный член является сотрудником Magnum до конца жизни или пока этого желает.

По данным на 2016 год, в Magnum Photos работают около 70 человек с разным статусом — от корреспондентов и номинантов до полноправных членов.

Как бы ни изменились времена и технологии за 70 лет, которые прошли со дня основания агентства, сотрудники Magnum продолжают делать снимки, которые формируют и определяют нашу общую историю. Семь десятков лет спустя это по-прежнему «дом» и «семья» высококлассных фотографов, разного происхождения, с разными стилями работы, которые собрались вместе, чтобы запечатлеть и понять тот мир, в котором мы живем, и нас самих.