Биография Энсела Адамса: фотография от гор до моря

Он поднял фотографию в разряд искусства, равного живописи и музыке в способности передавать эмоции и красоту. Его черно-белые пейзажные снимки и книги по фотоискусству стали классикой, а работа по защите природы сейчас актуальна как никогда.

Детство

В 1902 году у Чарльза и Олив Адамс рождается сын, Энсел, унаследовавший беспокойный дух своих предков-ирландцев — семейство Адамсов перебралось в Новую Англию с Изумрудного острова в начале XVIII века.

В 1903 году его семья переезжает в новый дом, из окон которого открывается чудесный вид на пролив Золотые Ворота и поросшие зеленью холмы полуострова Марин-Хедлендс. Природа благотворно сказывается на гиперактивном ребенке — Энселу не хватает терпения для занятий спортом или игр с ровесниками, зато он может часами бродить по окрестностям, собирая жучков и исследуя скалистые берега. Здесь же его застает разрушительное землетрясение 1906 года — во время одного из толчков мальчик налетает на стену и ломает нос. И хотя врачи рекомендуют операцию по исправлению его формы, Энсел так никогда ее и не сделает. Свернутый набок нос станет его своеобразной визитной карточкой.

Через год после этого Америку вновь трясет — на сей раз из-за финансового кризиса, известного как «Банковская паника 1907-го». Бизнес Адамса-старшего попадает под удар, и к 1912-му семья едва не оказывается на пороге бедности. Это вкупе с невнимательностью и слабой успеваемостью Энсела приводит к тому, что родители забирают сына из частной школы. Основное образование он получает на дому — учителями становятся отец и тетя.

Ansel-Adams_06

С отцом у Энсела очень теплые отношения. Адамс-старший старается воспитать сына в духе идей Ральфа Уолдо Эмерсона — одного из виднейших философов и писателей США. Папа и сын увлекаются астрономией, вместе наблюдают за звездами в телескоп и ездят в Ликскую обсерваторию, почти за сотню километров от дома.

Юность

В 12 лет Энсел учится играть на фортепиано. На много лет это становится его основным занятием — в 20-е годы он всерьез планирует стать музыкантом. И даже когда Адамс делает выбор в пользу фотографии, музыка остается его хобби на всю жизнь.

В 1916-м он впервые приезжает в национальный парк Йосемити. Красота природы потрясает его до глубины души. «Одно чудо за другим снисходило к нам… Свет был повсюду… Для меня началась новая эпоха», — вспоминает позже Адамс об этой поездке. Тогда же отец дарит ему первую фотокамеру, простейшую дешевую «Кодак Брауни», и мальчишка с энтузиазмом принимается делать снимки. На следующий год он вновь возвращается в Йосемити, на сей раз с хорошим фотоаппаратом и штативом.

Чтобы отточить мастерство фотографии, Энсел штудирует фотожурналы и посещает выставки, вступает в фотоклуб и даже устраивается на временную работу в фотостудию. А в свободное время, летом и зимой, пропадает в горах Сьерра-Невады. В 17 лет Адамс вступает в «Сьерра Клуб», благотворительную организацию по охране природы, и с 1920-го по 1924-й работает летним смотрителем центра «Сьерра Клуб» в долине Йосемити.

Там он знакомится с семьей Бестов, владельцами местной художественной студии. В их доме стоит единственное в долине Йосемити фортепиано, но не это главная причина, по которой молодой человек вдруг зачастил к своим новым знакомым. Скорее предлог — чтобы аккомпанировать пению Вирджинии, дочери Бестов. В 1928-м Энсел и Вирджиния женятся. Через несколько лет миссис Адамс унаследует от отца студию, которой супруги будут руководить до 1971 года; она и по сей день принадлежит семье Адамсов. В 1934-м Энсела избирают членом совета директоров «Сьерра Клуба», где он проработает почти 40 лет.

1920-е

Ansel-Adams_03

В начале 20-х годов Адамс еще не может решить для себя, чем он будет жить дальше. Его равно привлекают работа в горах, фотография и музыка. Он продолжает играть на фортепиано, даже дает уроки, чтобы подзаработать. Его первые фотографии публикуют в 1921-м, и уже через год студия Бестов в Йосемити начинает продавать снимки Энсела.

Для Адамса это время экспериментов. Он работает с мягкорисующими объективами, использует бромойль и другие техники, характерные для пикториализма. Представители этого течения, популярного в фотоискусстве Европы и США конца XIX — начала XX века, старались создавать фотографии, внешне сходные с живописью и гравюрой. Впоследствии Энсел откажется от подобных техник и будет активно защищать «чистую фотографию».

К 27 году Адамс окончательно понимает для себя, что не сможет добиться высот в музыке. Знакомство с бизнесменом и покровителем искусств Альбертом Бендером позволяет Энселу издать свое первое портфолио, в которое входит знаменитый снимок «Монолит, склон Хаф-Доума». Это приносит ему известность и деньги — теперь Адамс уверен в своих силах и готов профессионально заниматься фотографией.

1930-е

Ansel-Adams_The_Tetons_and_the_Snake_River

30-е годы — самое продуктивное время в более чем полувековой карьере Адамса. Он продолжает экспериментировать с планами, крупными формами, фотобумагой. В 1930-м выходит его первая книга, созданная в соавторстве с писательницей Мэри Хантер Остин, — «Таос-Пуэбло». Во время работы над ней в штате Нью-Мексико Энсел знакомится с видными деятелями искусства: художниками Джорджией О’Киф и Джоном Марином, а также фотографом Полом Стрендом.

В 31-м в Смитсоновском институте проходит первая сольная выставка Адамса. Газета «Вашингтон пост» очень тепло отзывается о снимках со Сьерра-Невады: «Его фотографии — будто портреты гигантских горных пиков, населенных мифическими богами». Несмотря на успех, Энсел все еще ищет новые идеи и образы: делает крупные планы, фотографирует архитектуру, натюрморты, применяя маленькие диафрагмы и длинные экспозиции при естественном освещении. Шесть снимков «Роза и кусок дерева» (1933), снятые с небольшой разницей в экспозиции, — одни из самых ярких примеров работы Адамса в это время.

В 1932-м Энсел Адамс, Имоджен Каннингем и Эдвард Уэстон образовывают «Группу f/64» — свободное объединение фотографов, работающих в стиле «чистой фотографии» в противовес пикториализму. Еще через год Адамс открывает собственную художественную галерею и начинает писать статьи в фотожурналы. Тогда же появляется на свет его первенец, Майкл. В 35-м рождается дочь, Анна, и выходит очередная книга, «Создание фотографии».

Ansel-Adams_01

Но между работой и приятными семейными хлопотами Энсел Адамс не забывает о горах Сьерра-Невады, где нашел призвание и любимую женщину. Летом он часто ходит в походы, в том числе и в качестве приглашенного фотографа, а вне туристического сезона общается с единомышленниками из «Сьерра Клуба». Именно в этот период он понимает, как изменился Йосемити: среди девственных лесов и неприступных скал появились дороги, магазины, площадки для гольфа…

Вместе с одноклубниками он начинает борьбу в защиту природы, издает книгу «Сьерра-Невада: Тропа Джона Мьюра», выступает в конгрессе с призывом объявить южную часть этой горной системы национальным парком. Во многом именно благодаря усилиям Адамса в 1940 году рядом с национальным парком «Секвойя» (основан в 1890-м) появляется еще один — «Кингс-Каньон». «Для меня долина Йосемити — это всегда восход солнца, пышность зелени, золотое чудо в обширной оправе камня и бесконечного простора», — пишет Энсель.

В 36-м с оглушительным успехом проходит еще одна его сольная выставка. В 39-м он становится редактором журнала U.S. Camera & Travel — самого популярного в то время фотоиздания. Несмотря на это он регулярно берется за коммерческие проекты — дела в студии Бестов идут неважно, и им нужна финансовая помощь.

1940-е

Ansel-Adams_Mount-McKinley-and-Wonder-Lake-1948

40-е годы, хоть и омраченные войной, для Адамса, уже признанного фотографа, стали очень успешным временем. В 40-м он организовывает фотошоу «Карнавал фотографии», которое собрало миллионы зрителей. В 40-м и 41-м он вместе с женой пишет и издает детскую книгу и иллюстрированный путеводитель по долине Йосемити, а также начинает проводить семинары по фотоискусству и преподавать в художественном центре Лос-Анджелеса. Среди его учеников — даже военные фотокорреспонденты.

Во время поездки в Нью-Мексико в 1941-м Адамс фотографирует восход луны над небольшой деревушкой и горной грядой на заднем плане. «Восход луны, Эрнандес, Нью-Мексико» станет одной из самых знаменитых работ Энсела, которая наконец-то принесет ему финансовую независимость. Адамс много раз возвращается к нему впоследствии, перерабатывая фотографию с помощью различных техник и оборудования. За почти 40 лет он напечатает более 1300 разных уникальных вариантов «Восхода луны», общая стоимость которых превышает 25 миллионов долларов. В 2006 году на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке один из этих снимков был продан за почти за 610 тысяч.

Но защита природы — не единственная забота Адамса в это время. После нападения Японии на Перл-Харбор правительство США интернирует множество американских японцев, вне зависимости от того, была ли доказана их причастность к антиамериканским действиям. Энсел посещает лагеря для интернированных, фотографирует жизнь людей, у которых отобрали дом и свободу. Итогом этой работы стала книга «Рожденные свободными и равными: история лояльных американских японцев».

В 45-м году Адамсу поручают организовать факультет фотоискусства в Художественном институте Сан-Франциско, выпускниками которого впоследствии станут такие известные фотографы, как Филип Гайд, Бенджамен Чинн, Уильям Хеик и Кэмерон Маколей.

Дальнейшая карьера

Ansel-Adams_Winter Sunrise, Sierra Nevada from Lone Pine

В 1952-м Адамс с коллегами начинают выпускать фотожурнал Aperture, который выходит и по сей день. Кроме того, Энсел пишет статьи, проводит ежегодные семинары по фотоискусству, работает консультантом в компании «Полароид корпорейшн», основанной его другом Эдвином Лэндом. Он много снимает на камеры именно этой марки. Больше всего запомнившаяся самому Адамсу фотография, «Эль Капитан, зима, восход солнца», была сделана именно на «Полароид».

В 60-х Энсел Адамс и Нэнси Ньюхолл делают серию фотографий, посвященную 100-летию Калифорнийского университета. В 74-м его приглашают в качестве почетного гостя на международный фотофестиваль Rencontres d’Arles во Франции. В том же году он проводит большую ретроспективную выставку своих работ в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Параллельно Адамс продолжает выступать в защиту дикой природы. В 80-м президент Джимми Картер награждает фотографа Президентской медалью Свободы — высшей наградой США для гражданских лиц.

Наследие

Ansel-Adams_Canyon de Chelly

Энсел Адамс умер 22 апреля 1984 года — ему было 82. После себя он оставил множество фоторабот, главным образом посвященных природе и в большинстве своем черно-белых. Он работал и в цвете тоже, но скорее в качестве эксперимента. Цвет казался ему чем-то отвлекающим. Адамс был убежден, что фотограф, до того как щелкнет затвором, должен четко представить себе образ, который хочет получить, мысленно увидеть тон, оттенки изображения. Но цветная фотография не позволяет сделать этого так, как черно-белая: невозможно учесть все переменные, которые в итоге могут исказить задуманные цвета.

Вместе с Фредом Арчером он разработал зонную теорию для черно-белой фотопленки — метод, который позволяет определить оптимальную экспозицию и параметры проявления кадра. Благодаря ему фотограф может точно выбрать нужные настройки в зависимости от того, что он хочет получить на снимке.

Черно-белые фотографии Адамса до сих пор часто используются для календарей, постеров, открыток. Одна из них, «Вершины Титона и река Снейк», вместе с другими 114 изображениями была записана на «золотых пластинках» — дисках, которые отправились в далекий космос на борту «Вояджеров» в качестве послания внеземным цивилизациям.

Его борьба за природу была для него не менее важной, чем фотография. Он сражался за новые парки и заказники, за акт об охране заповедных мест, за дикую Аляску и Биг-Сур, за секвойи, за морских котиков, за чистый воздух и воду. Через год после смерти в честь Энсела Адамса назвали один из пиков Сьерра-Невады, его любимых гор.

M22231-2 001
M22231-2 001

Ansel-Adams_Half_Dome_Merced_River_Winter_Yosemite_Valley Ansel-Adams_Clearing Winter Storm