Интервью: Lifestyle-фотография должна быть подлинной

Джон Шелл – фотограф из Лос-Анджелеса; занимается коммерческой, редакционной и lifestyle-фотосъемкой. К фотографии он пришел после пятнадцати лет преподавания в школе, где работал с детьми с ограниченными возможностями.

Автор интервью – Самюэль Целлер, швейцарский фотограф и редактор сайта FujiFeed.

В: Когда ты впервые понял, что хочешь быть фотографом? И как начал снимать?

О: В нашем семейном архиве масса снимков, на которых запечатлен отец с камерой в руках. Наверно, именно тогда, в детстве, и появился мой первый интерес к фотографии. Много лет спустя, в школе, я ходил на уроки фотодела. Это было в начале 90-х, еще до появления цифровых камер, поэтому все снималось на пленку, которую потом нужно было проявить. Я любил такие предметы, как естествознание, история и литература, и фотография объединяла все эти три интереса. Потом, уже после школы, я увлекся видеосъемкой и постарался совместить ее с другими моими увлечениями, а именно с океаном и серфингом.

Несколько лет я делал небольшие короткометражные фильмы о серфинге, которые показывали в маленьких местных кинотеатрах. Потом фотография, съемка ушли на второй план – лет на пятнадцать. Я занимался другими делами, начал преподавать в школе в Нью-Йорке, обучал детей с ограниченными возможностями. И только в 2009 году, после восьми недель путешествия автостопом по Европе, с маленькой мыльницей в руках, почувствовал, что старая любовь к фотографии снова стучится в мои двери. Вернувшись домой, я решил, что надо бы поменять Canon Powershot ELPH на что-то более серьезное. И купил свою первую зеркалку, Canon 5D Mark II.

И это было как воссоединение с давней возлюбленной. Я понял, что хочу заниматься фотографией – профессионально или в качестве хобби, не важно. Я просто позволил себе уйти в это с головой. В 2014 году я уволился из школы, чтобы работать фотографом на постоянной основе. Это был долгий путь, и, хотя фотоаппараты за это время очень изменились, я никогда не оглядывался назад и никогда больше не выпускал камеру из рук.

В: В чем сложность lifestyle-фотографии?

О: Здесь несколько факторов. Во-первых, сложность та же, что и в любом другом жанре фотографии – в каждом из них работает огромное количество людей, которые создают потрясающий контент. Выделиться среди них очень нелегко.

К тому же о lifestyle-фотографии сложилось мнение, что это очень простой жанр. И правда, требования к начинающим фотографам, к необходимому уровню технического мастерства куда ниже, чем, скажем, в спортивной фотографии и/или в высококлассной фэшн-фотографии. Да и сопутствующие расходы здесь меньше. Но в отличие от других жанров, порой в lifestyle-фотографии требуется огромный объем тяжелой работы и умений, чтобы сделать снимок, который будет казаться совсем легким.

Мне кажется, люди, которые обращаются к фотографам, часто полагают – раз человек может делать симпатичные кадры из жизни, значит, может сделать и целую фотоисторию, фотокампанию. Но, конечно, это не так.

Во-вторых, сложность lifestyle-фотографии в целом – это достижение подлинности, правдивости. Я получаю много писем, где фотографы спрашивают, как научиться снимать естественные моменты. Чтобы не устраивать полномасштабный семинар в рамках интервью, скажу коротко – моменты выглядят настоящими, потому что они настоящие.

Когда я только “учился” быть фотографом, я снова и снова изо всех сил старался повторить те кадры, которые делали другие фотографы. Стоит ли говорить, что из этого ничего не вышло. И не выходило до тех пор, пока я как следует не всмотрелся в себя и в то, что я хотел показать. Тогда я понял, что уникальность моей работы напрямую связана с моей личностью (как и у всех остальных).

Вот что я имею ввиду: если вы хотите снимать веселые кадры, вы сами должны быть веселым. Не скажу, что я все время только и делаю, что хохочу, но в процессе съемок всегда стараюсь помнить – и напомнить всем – что мы тут для удовольствия, для веселья. Когда это ощущение достигнуто, дальше все идет само собой. Конечно, это далеко не все, но вкратце – именно так.

В: Насколько важно место, где ты снимаешь?

О: Очень важно. Я вырос на восточном побережье США, в маленьком городке на Лонг-Айленде, в штате Нью-Йорк, но мечтал жить на юге Калифорнии. Каждое лето я проводил у океана, старался проводить в воде как можно больше времени, пока не начинались холода, и про пляж можно было забыть. Так что когда появилась возможность переехать в Южную Калифорнию, с ее летом круглый год, я даже не раздумывал.

Я часто говорю, что моя работа – это дань Южной Калифорнии. Я стараюсь как могу, чтобы показать всю ту красоту, которую мы видим здесь.

В: В своих работах ты используешь в основном естественный свет. Почему?

О: Знаю, сейчас кто-то со мной категорически не согласится, но, по-моему, дополнительные источники света при съемке lifestyle-фотографии убивают все настроение. Их можно использовать в крайнем случае, но очень аккуратно и незаметно. Когда я смотрю на фотографию в стиле lifestyle, то хочу вообразить себя в этот момент, оказаться рядом с персонажем, хочу раствориться в кадре. Но если вижу на снимке искусственный свет, то все, я уже не могу ощутить себя в нем, никак.

В работе я всегда стремлюсь к подлинности: 99% того, что вы видите на моих фотографиях – настоящее. Если мне приходится хоть на минуту – хоть на секунду – планировать кадр, устанавливать свет помимо того, что есть, мне уже кажется, что я потерял что-то важное.

В: Каким оборудованием ты пользуешься сейчас?

О: Некоторое время мой репертуар камер и объективов постоянно менялся. Но не так давно я нашел несколько интересных вещей, и мой нынешний набор, наверно, лучшее, что у меня было.

Сейчас я использую камеру Canon 1DX Mark I с объективами 24-70 f/2.8 и 70-200 f/2.8 MKII, 35L f/1.4, 17-40 f/4 и аквабокс Aquatech Delphin. Это, главным образом, коммерческий набор – я беру его, когда работаю с крупными клиентами. С ним же снимаю спорт, серфинг, волны из воды.

Недавно я наткнулся на Fuji XPro-2 с 23 f/1.4, и должен сказать, это была любовь с первого взгляда – как только я вынул ее из коробки. Я искал камеру, которая бы дала мне высокое качество снимков, мобильность и незаметность. И в X-Pro2 я нашел именно это. Так что она – отличное дополнение моей 1DX, и, в отличие от 1DX, X-Pro2 всегда со мной.

Я решил, что буду брать камеру с собой везде. У меня есть друзья, которые постоянно так делают, и мне всегда нравятся их фотографии. В большинстве случаев это быстрые, незапланированные, не постановочные кадры, но они правдивы, искренни, не фальшивы. В них – кусочек жизни, и это бесценные воспоминания. Я хотел того же. Мне этого не хватало.

В: Есть ли какое-то оборудование или аксессуар, который ты очень ждешь от Fujifilm?

О: Еще миллион кассет FP-3000B? Честно говоря, я стараюсь свести свой набор к минимуму, и сейчас пользуюсь только объективом 23 мм f/1.4. Но, просматривая их оборудование, которое сейчас производят, я не могу придумать ничего такого, чего мне бы не хватало. История из жизни – я пытался предложить им один объектив, который хотел бы видеть у них, и оказалось, что компания уже производит такой.

Уверен, что есть люди, у которых есть огромный список пожеланий, но я доволен тем, что есть, и не могу придумать ничего из того, чего еще не выпускают.

В: Какой совет ты бы дал человеку, который хочет стать фотографом-фрилансером?

О: Думаю, лучший совет такой – если вы действительно хотите заниматься фрилансом, то будьте упорным. Причем даже не упорным, а упертым. Тут надо держаться до конца. Будут моменты, когда вы усомнитесь в правильности своего решения. И если вы не миллионер или у вас нет богатого дядюшки, будут моменты безденежья, длинные моменты.

Будет трудно. Вам придется пересмотреть все, что вы знали и хотели. Но если вы уверены, что хотите именно этого, то не сдавайтесь при первых же сложностях. И при вторых. И при третьих. Найдите свой уникальный стиль, чтобы быть конкурентоспособным. Найдите уникальный способ преподнести себя. И уникальные особенности, которые привлекут клиентов.

Вам придется принять и понять сложности и преодолеть их. И это сделает и вас, и ваши работы только лучше.

В: И наконец, где можно увидеть другие твои работы?

О: Большинство моих работ есть на моем сайте, плюс на странице в Instagram – там я выкладываю весь новый контент, личные фотографии и снимки из путешествий.