Интервью с Osborne Macharia

Все мы многое знаем об американской и европейской фотоиндустрии, немного об азиатской и в меньшей степени об австралийской или новозеландской. А знаете ли вы что-нибудь о современной индустрии фотографии в Африке?

Уверен, что нет. Тем не менее, этот жанр на континенте активно развивается и сегодня мы поговорим с одним из ярких представителей африканских фотографов “новой волны” — Осборном Машарией (Osborne Macharia). Несмотря на молодой возраст, за плечами этого фотографа солидный послужной список, включающий попадание в шорт-листы знаменитых “Каннских львов” в 2015 году, премии “Hasselblad Masters”, включение в список 200 лучших цифровых художников по версии Luerzer Archive, интервью на BBC и растущее число крупных брендов в числе клиентов.

Осборн, начну с несколько банального вопроса. Как ты открыл для себя фотографию?

В 2010 году я был вынужден прервать свое обучение в школе на целый год. Свободного времени было довольно много, и именно тогда я наткнулся на фотографии Джоуи Лоренса, сделанные в Эфиопии. До этого я вообще не имел никакого отношения к фотографии, но эта серия зажгла мой интерес и привела меня к тому уровню фотомастерства, на котором я нахожусь сейчас.

Получал ли ты образование как фотограф? Считаешь ли ты, что для фотографа необходимо иметь специализированное образование для дальнейшей работы?

Специально фотографии я не учился. Все знания, которыми я сейчас обладаю получены путем исследования различных онлайн-уроков, а также наблюдений и экспериментов. В Кении, где я живу и работаю, все хорошие фотографы являются самоучками, поэтому раньше я не видел необходимости в полноценном фотообразовании. Однако я признаю, что обучение под наставлением мастера – это один из важнейших этапов становления фотографа. И если бы у меня была возможность, я был бы рад пройти такую школу либо в начале карьеры, либо при переходе на следующий, более продвинутый уровень.

В твоих снимках очень много национальных и традиционных элементов, которые можно с уверенностью назвать твоей визитной карточкой. Почему ты выбрал именно такое направление в фотографии?

Я убежден, что мы должны рассказывать зрителю истории, основанные на тех вещах, которые постигаем по мере взросления. В течение долгого времени все, что мир знал о Кении и Африке в целом, было крайне негативным и идеалистичным. Поэтому я решил внести свой вклад в изменение этого восприятия. И я не один такой — фотографы, с которыми мне удалось пересекаться на проектах, хотят сделать то же самое. Ко мне пришла идея создавать вымышленные истории и в конечном счете я взял это за основу, чтобы своими проектами показать миру, какими интересными и разными мы можем быть.

Твои последние проекты Nyanye и Kabangu вызвали большой ажиотаж в СМИ и соцсетях. Можешь ли ты рассказать какие-то интересные факты о создании этих проектов?

В первую очередь, я хотел бы сказать, что в этих проектах вы видите не настоящих персонажей, а придуманные образы. Без курьезов, как в любой творческой съемке, не обошлось — в каждой съемке нас игнорировала последняя модель, причем когда все было в самом разгаре. Нам приходилось срочно искать замену, и самое интересное, что в итоге “подменные” модели на площадке отработали намного лучше, чем найденные нами ранее.

А как вообще ты подходишь к выбору моделей на съемки?

Как правило, это самая долгая часть процесса создания проекта, и этим занимается мой стилист/продюсер Кевин Абрахам. Обычно я даю ему детальное описание персонажа, а он уже ищет необходимый типаж.

Есть ли у тебя своя команда для творческих проектов или ты постоянно работаешь с разными людьми?

Да, конечно: я сотрудничаю с тремя визажистами, двумя стилистами по волосам, поэтому собираю команду в зависимости от занятости тех или иных участников. Неизменным ее звеном является лишь один человек – стилист и продюсер Кевин Абрахам.

Из твоих предыдущих интервью я знаю, что ты почерпнул много вдохновения из работ канадского фотографа Джоуи Лоуренса. Что, на твой взгляд, больше всего “цепляет” в его работах?

В серии фотографий из Эфиопии, из которой я впервые узнал о Джоуи, меня поразил свет — то, как фотограф умело использует естественное и искусственное освещение, чтобы создать нужное настроение в снимке. Добавлю к этому его особое кинематографическое чутье и умение идеально срежиссировать сцену. Даже не знаю, что тут еще можно добавить…

Джоуи Лоуренс (Joey Lawrence), съемка для календаря Lavazza, 2016

Сложно спорить с тем, что пост-обработка является неотъемлемой частью современной фотографии. Предпочитаешь ли ты делать ретушь сам или отдавать ее на аутсорсинг? Я также видел, что ты начал работать с CGI – что можешь сказать об этом опыте?

Абсолютно согласен с тем, что сегодня знания пост-обработки для работы фотографом являются фундаментальными. Я начинал учиться ретуши по урокам Джоуи Лоуренса, который все свои съемки обрабатывает самостоятельно. Я приверженец той же философии, поскольку считаю, что ретушь своих собственных съемок самым лучшим образом влияет на формирование индивидуального стиля фотографа. Разумеется, я не ограничился уроками Джоуи и продолжил изучать уроки по ретуши – с этим пока в Кении дела обстоят не очень хорошо, но интернет спасает.

Работать с CGI – это совершенно другой уровень креатива, который я только начинаю открывать для себя. И определенно еще буду работать в этом направлении в будущем.

Все винят мировой кризис и то, что фоторынок переживает не лучшие времена. Как обстоят дела с фотоиндустрией в Африке? Она развивается?

Фотоиндустрия в Африке (возможно, если не брать в расчет Южную Африку) продолжает наверстывать мировую. Мы стараемся достигать результата, имея в своем распоряжении довольно ограниченные ресурсы. Тем не менее, за последние пять лет мы ощутимо продвинулись вперед и надеемся, что все это поможет нам достичь собственной визуальной идентичности. Такие фестивали как Lagos, Addis или Bamako Encounters продолжают набирать популярность, как африканская фотография и африканское искусство в целом.

Ты когда-нибудь работал с галереями и путешествовал ли по миру с выставками?

Пару раз такая мысль приходила мне в голову. Я думаю, что все сложится, когда придет время.

С развитием интернета проблема защиты авторских прав стала особенно актуальной. Твои фотографии популярны, но в любом случае есть люди, которые хотят заработать деньги на твоих картинках и занимаются плагиатом или попросту крадут изображения. Что ты об этом думаешь? Помогает ли ваше законодательство в защите авторских прав?

Да, для фотографа в 21 веке это действительно большая проблема. В большинстве случаев ты даже не знаешь, где размещена или использована твоя работа. Одним из способов, которым я пытаюсь обезопасить себя, это загрузка на ресурсы файлов в небольшом разрешении. Мои коллеги-фотографы регулярно сталкиваются с нелегальным использованием картинок, но при этом отстаивают свои права и добиваются компенсации благодаря законодательной защите интеллектуальной собственности.

Представь, что тебе выпала возможность провести съемку в России. Какую тему для нее ты бы выбрал?

Хмм… Пожалуй, это был бы некий микс, состоящий из русских и африканских элементов. В любом случае, для начала я бы исследовал вопрос более детально, чтобы понять, какие именно темы я хочу затронуть в этой съемке.

Беседовал Александр Хохлов.
Фотографии публикуются с разрешения автора.