«Взгляд искоса» – Париж и парижане Робера Дуано

Наверно, ни одну другую фотографию не анализировали так тщательно. Ее обсуждают в рамках социологии, психологии, психоанализа и гендерных исследований едва ли не с того самого дня, как Робер Дуано (Robert Doisneau) снял ее в 1948 году.

Что хотел сказать французский фотограф? Действительно ли это насмешка над женщиной, эксплуатация нагого тела, воплощение вуайеризма и так далее? Или он хотел показать истинное лицо семейной жизни? А может, просто пошутить?

Это был послевоенный Париж, в котором для Дуано было много работы: вновь начали выходить французские газеты и журналы, появились и зарубежные издания. Но, стараясь запечатлеть истинный облик города и его жителей, фотограф как мог избегал постановочных снимков. Как позже вспоминал он сам, он мог сутками сидеть в одном месте, ожидая, когда произойдет что-то интересное.

Robert_Doisneau_Paris_02

Вот и серию фотографий Un Regard Oblique, «Взгляд искоса», он снимал два дня — без малейшей постановки, в стиле «скрытой камеры». В широкой витрине одной из художественных галерей в V округе Парижа были выставлены несколько картин, в том числе и та самая, довольно откровенного содержания. Дуано установил свой фотоаппарат напротив окна, спрятав его за антикварным креслом — так, чтобы людям снаружи камеры видно не было. И принялся ждать реакции ни о чем не подозревающих прохожих.

Кто только не подходил к витрине: и пожилые женщины, и смешливые юноши, и строгие жандармы. Знаменитый кадр, который дал название всей серии, был сделан самым последним. Кстати, среди снимков есть и диаметрально противоположный «Взгляду искоса»: на нем девушка смотрит на картину в стиле «ню», а молодой человек, напротив, на ту, что стоит по центру.

Еще раз вспомним, что это Париж, город любви, где поклонение красоте, особенно женской, возведено в ранг культа. И мужчина, который за спиной жены косится на картину, ведет себя как истинный парижанин — восхищается тем, что вызывает восхищение.

Парижанином был и Дуано. А еще он был очень скромным человеком, который в начале своей карьеры фотографа не решался фотографировать людей, лишь бы не потревожить их. Даже самый знаменитый его кадр, «Поцелуй у мэрии», он вынужден был сделать постановочным, вопреки всем своим убеждениям, потому что не мог просто так заснять целующуюся молодую пару. Вдруг они будут против, вдруг они встречаются втайне… Мог ли такой человек сделать серию тайных фотографий, на которых бы выставлял всех женщин глупыми, а мужчин — похотливыми? Очень и очень вряд ли.

Robert_Doisneau_Paris_03

Кстати, именно «Поцелуй у мэрии» (об этом фото мы подробнее расскажем в отдельной статье), несмотря на все предосторожности автора, доставил ему большие неприятности: из-за этой фотографии на Дуано дважды подавали в суд. Напротив, никто из тех, кого запечатлел его объектив во время «Взгляда искоса», никаких претензий к фотографу не имел. Хотя весьма возможно, что месье на последнем снимке, если его жена однажды все-таки увидела тот самый кадр, досталось по первое число.

Robert_Doisneau_Paris_04

Robert_Doisneau_Paris_05

Robert_Doisneau_Paris_06