Шоу-бизнес без девушек — не бизнес. Жизнь нью-йоркских танцовщиц глазами Гордона Паркса.

Without the girls, show biz is no biz
[adrotate banner="2"]

История фотографии, которая показала шоу-бизнес с необычной стороны.

Подходил к концу 1958 год — год Тайваньского кризиса, рецессии в США, победы Кубинской революции. Перед самым Рождеством, когда люди ставят елки, покупают подарки и жаждут праздника, журнал Life порадовал своих читателей 200-страничным специальным выпуском. Ничего необычного в этом не было. Редакция не первый раз заканчивала год дополнительным номером на какую-либо большую тему: от Библии до проблем морей и океанов.

На сей раз выпуск был посвящен миру шоу-бизнеса, мюзиклов и ночных клубов — во всем его блеске и нелепости. Снимки к одной из статей, озаглавленной «Шоу-бизнес без девушек не бизнес» (Without the girls, show biz is no biz), делал уже знаменитый к тому времени Гордон Паркс. На самой известной из этих фотографий танцовщицы клуба Latin Quarters играют в шахматы в перерыве между выходами на сцену.

Фотограф

В том, что материал поручили Парксу, нет ничего удивительного. К 1958 году у него уже был большой опыт работы с миром моды и моделями, в том числе и в журнале Vogue. Он фотографировал бродвейские постановки, снимал знаменитостей. Но дело было не только в этом. Там, где надо было передать красоту пополам с абсурдностью, отделить кричащую показуху сцены от настоящего облика, нужен был именно Паркс.

Фотограф-самоучка, вышедший из нищеты благодаря собственному труду, он стал первым афроамериканцем, принятым на работу в Life, первым темнокожим режиссером-сценаристом в Голливуде и активным борцом за права и свободы человека. И это во времена махрового расизма и неприкрытой сегрегации, когда единственной «карьерой» для «цветных» были роли портье и официантки.

Но в редакции журнала, где Паркс проработал уже с десяток лет, знали, что автор «Американской готики» и «Появления человека» может одним кадром показать все, что задумывалось, и при этом не оскорбить достоинства своих героинь. Тем более что для фотографа, который документировал жизнь банд Нью-Йорка, бедность и дискриминацию, красота, мода и знаменитости были не просто работой. В 1970-м он станет основателем женского журнала Essence — первого подобного издания для афроамериканок.

Шахматы

Снимки танцовщиц были одними из первых экспериментов Паркса с цветной фотографией — до этого он главным образом работал в черно-белом цвете. Кадры получились одновременно эмоциональными и прозаичными: в конце концов, несмотря на веселье и блестки, showgirl — это просто профессия, и профессия сложная. А то, что девушки делают ее под жадными взглядами зрителей и практически без одежды, делает скуку от работы на их лицах лишь острее.

Но шахматы? Не слишком ли интеллектуальная игра для танцовщиц в ночном клубе? Вряд ли, учитывая, какой идет год и кто запечатлен на фотографии. В 1958-м 14-летний Бобби Фишер стал чемпионом США по шахматам — самым молодым за всю историю. Игра тут же набрала популярность в Америке.

Как гласит подпись к снимку, белыми играет Пэт Фаррел, черными — Грейс Сандстрём, а третья девушка, Ширли Форрест, дает подругам советы. О жизни последней, бывшей школьной учительницы, можно было поставить собственный мюзикл. Он, кстати, стал бы хорошим ответом на фразу того самого Бобби Фишера, про то, что учителя глупы и женщин нельзя пускать преподавать.

Танцовщица с дипломом

В 57-м, когда Ширли уже была ведущей исполнительницей, газеты писали про нее: «Красотка в клетке — переодетый гений», «Большинство танцовщиц — глупышки, но не Ширли». Но не это признание было мечтой девушки — она хотела петь. И нет, не на поп-сцене, под визг фанатов, а в опере. Поэтому в свое время она оставила работу в школе, забыла про диплом и поехала в Нью-Йорк — покорять «Метрополитен-опера».

Вот только ее роскошная фигура, длинные ноги и миловидное личико привлекали куда больше внимания, чем голос. Ее заметил Лу Уолтерс, основатель и владелец Latin Quarters, и пригласил на работу. К 58-му она уже выступала на сцене вместе с Фрэнком Синатрой и Софи Такер.

Но вскоре после публикации ее фотографии в Life Ширли вышла замуж и сменила костюм с блестками на платье домохозяйки. Через месяц после этого пожар уничтожил старое здание Latin Quarters — как знак того, что прошлая жизнь окончена. Впрочем, даже став матерью двоих детей, прежняя танцовщица снималась в рекламе, читала новости на телевидении и даже обучала стюардесс правильно вести себя с пассажирами.

Новый поворот

В 1974-м в сюжете ее жизни произошел еще один резкий поворот. Платье сменил строгий деловой костюм: Ширли стала первой женщиной — биржевым маклером в Майами. И это во времена махрового сексизма: ей три года не давали учиться и работать. Все думали, что она занялась «мужским делом» из-за проблем в личной жизни — и «это» у нее пройдет.

В 1992-м она ушла на пенсию — уже с поста вице-президента майамского филиала финансовой компании Prudential Securities. А в 2000-м — выиграла титул «Мисс Флорида» в конкурсе красоты «Пожилая Америка», доказав всем, что ножки танцовщицы, как и шоу-бизнес, возраста не имеют. Это навсегда.