Автофокусные объективы Zeiss Touit 2.8/12 мм и Touit 1.8/32 мм

Touit — новая серия автофокусных объективов компании Zeiss, разработанных специально для цифровых дальномерных и беззеркальных камер формата APS-C: Fujifilm серии X (байонет X) и Sony NEX (байонет E). Объективы Touit унаследовали фирменное антибликовое покрытие Zeiss T*. Zeiss не устаёт отмечать высокое качество изображения, получаемого с помощью оптики новой серии Touit, которая не уступает объективам Zeiss для зеркальных камер, но существенно меньше и легче.

В преддверии старта официальных продаж мне выдалась возможность протестировать две новинки от Zeiss: Touit 2.8/12 мм (байонет X) и Touit 1.8/32 мм (байонет E). Широкоугольник тестировался с камерой Fuji X-Pro1, стандартный объектив поставил на Sony NEX-6: отличная возможность оценить работу новой оптики с различными типами камер.

zeiss_distagon_tripod

zeiss_planar_tripod

Глядя на упаковку объективов, понимаешь, что в коробках оптика высокого класса. Само вскрытие коробки доставит вам удовольствие.

zeiss_lenses_02

Что в коробке? Объектив, крышка, бленда и задняя крышка расположились в сине-фиолетовом поролоне. Документация — в отдельном отсеке.

Дизайн новинок, на мой вкус — отличный. Металл и резина. Строго, лаконично, добротно. Одним словом — внушает. Не случайно Zeiss уже получил за дизайн новых объективов пару престижных премий.

usp_product_design copy

Объективы с байонетом X отличает кольцо установки диафрагмы, оптика с байонетом E выглядит ещё лаконичнее.

Touit 2.8/12 мм (18 мм в 35-мм эквиваленте), схема Distagon

touit_12mm

touit_12mm_design

Touit 2.8/12 мм, построен по схеме Distagon из одиннадцати элементов в восьми группах, включая два асферических элемента.

Технические характеристики

Фокусное расстояние 12 мм
Диафрагма f/2,8 — f/22
Дистанция фокусировки 0,18 м — ∞
Количество элементов/групп 11/8
Угловое поле зрения по диагонали/горизонтали/вертикали 99°/89°/66°
Поле зрения на мин. дистанции 220 x 144 мм
Диаметр фильтра M67 x 0,75
Размеры (с крышками) E: 81 мм

X: 86 мм

Диаметр фокусировочного кольца E, X: 65 мм
Вес E: 260 г

X: 270 г

Байонет E

X

Конструктив и съёмка

На металлическом корпусе два обрезиненных кольца. То, что ближе к передней части — кольцо ручной наводки на резкость. Второе — управляет диафрагмой (на объективах с байонетом E только одно резиновое кольцо фокусировки). В режиме съёмки A (приоритет диафрагмы) можно вручную устанавливать значение диафрагмы шагом 1/3 ступени или установить кольцо в режим автоматики, выставив кольцо на значение A.

Наш широкоугольник был с байонетом X, и посему его тестирование проводилось на дальномерной камере Fuji X-Pro1. К сожалению, такой широкоугольник с оптическим видоискателем камеры полноценно использовать не получится, так как он не расчитан на угол обзора такой ширины, о чём напоминают указатели в рамке видоискателя. Но тут на выручку приходит возможность включить электронный видоискатель или возможность визирования по монитору. Хотя владельцы X-Pro1 наверняка захотят иметь возможность приобрести оптический видоискатель.

Объектив укомплектован блендой, которую при транспортировке можно надеть на объектив, развернув её на 180°, в этом случае она работает как защитный чехол.

Резкость

По резкости и детализации объектив показал себя очень хорошо, а порой и отлично.

На открытой диафрагме f/2,8 объектив весьма резко отображает небольшой участок глубины резкости, с плавным переходом в нерезкость.

Ниже вы можете посмотреть 100% кроп, снятый на диафрагме f/2,8.

zeiss_distagon_10-1

zeiss_distagon_10-2

Ниже вы можете посмотреть 100% кропы изображения, снятого на разных диафрагмах.

zeiss_distagon_02-1

zeiss_distagon_02-2

zeiss_distagon_01-1zeiss_distagon_01-2

Глядя на приведённые выше примеры, видно, что максимальное значение резкости достигается на средних значениях диафрамгы 5,6—8. На более высоких значениях при росте глубины резкости сама резкость несколько снижается. Это хорошо читается на «плоском» примере с дверью.

При закрытой диафрагме (более f/8) глубина резко отображаемого пространства впечатляет. Возможно, кому-то детализация при данных значениях покажется недостаточной, но, согласитесь, общая картинка от этого не выглядит нерезкой.

Ниже вы можете посмотреть 100% кропы: съёмка с рук, 200 ISO, f/10, выдержка 1/56 с, резкость наводилась по голубям на переднем плане.

zeiss_distagon_06-1

zeiss_distagon_06-3

Ниже вы можете посмотреть 100% кропы: съёмка со штатива, 200 ISO, f/8, выдержка 1/4 с, резкость наводилась по кувшинкам на переднем плане.

zeiss_distagon_09-1

zeiss_distagon_09-4

zeiss_distagon_09-3

Ниже вы можете посмотреть 100% кроп: съёмка с рук, 200 ISO, f/2,8, выдержка 1/2000 с, резкость наводилась по сливу водосточной трубы.

zeiss_distagon_04-1

zeiss_distagon_04-2

Боке и резкость на открытой диафрагме. Ниже вы можете посмотреть 100% кроп: съёмка с рук, 200 ISO, f/2,8, выдержка 1/160 с.

zeiss_distagon_05-2

zeiss_distagon_05-3

Виньетирование

Виньетирование у Touit 2.8/12 мм проявляется весьма слабо. Оно едва различимо на диафрагме f/2,8, на больших значениях диафрагмы виньетирования нет.

zeiss_distagon_03

Хроматические аберрации

Хроматические аберрации, как правило, проявляются при съёмке в контровом свете. Попадание прямого солнечного света в объектив — идеальная возможность проверить оптику по данному параметру.

Ниже вы можете посмотреть пример такой ситуации и 100% кроп: 200 ISO, f/7,1, выдержка 1/400 с.

zeiss_distagon_08-1

zeiss_distagon_08-2

Прямой солнечный свет в щели под дверью. Ниже вы можете посмотреть 100% кроп: 200 ISO, f/2,8, выдержка 1/15 с.

zeiss_distagon_16

zeiss_distagon_16-2

Как мы видим, хроматические аберрации едва проявляются на диафрагме f/2,8, а при средних и высоких значениях объектив справляется и с прямым солнечным светом.

Дисторсия

Широкоугольникам присуща бочкообразная дистория, но у Touit 2.8/12 мм она вполне приемлема.

zeiss_distagon_11

Примеры

zeiss_distagon_17

f/4, выдержка 1/110 с, 200 ISO, съёмка с рук.

zeiss_distagon_13

f/2,8, выдержка 1/125 с, 200 ISO, съёмка с рук.

zeiss_distagon_15

f/8, выдержка 1/80 с, 200 ISO, съёмка с рук.

zeiss_distagon_14

f/5, выдержка 1/140 с, 200 ISO, съёмка с рук.

zeiss_distagon_12

f/3,2, выдержка 1/75 с, 200 ISO, съёмка с рук.

zeiss_distagon_18

f/2,8, выдержка 1/140 с, 200 ISO, съёмка с рук.

zeiss_distagon_07-1

f/2,8, выдержка 1/15 с, 200 ISO, съёмка с рук.

Touit 1.8/32 мм (50 мм в 35-мм эквиваленте), схема Planar

touit_32mm

touit_32mm_design

Touit 1.8/32 мм построен по схеме Planar из восьми элементов в пяти группах.

Технические характеристики

Фокусное расстояние 32 мм
Диафрагма f/1,8 — f/22
Дистанция фокусировки 0,30 м — ∞
Количество элементов/групп 8/5
Угол поля зрения по диагонали/горизонтали/вертикали 48°/40°/29°
Поле зрения на мин. дистанции 214 x 142 мм
Резьба для фильтров M52 x 0,75
Размеры (с крышками) E: 72 мм
X: 76 мм
Диаметр фокусировочного кольца E, X: 65 мм
Вес E: 200 г

X: 210 г

Байонет E

X

Конструктив и съёмка

Oбъектив Touit 1.8/32 мм по конструкции очень схож с широкоугольником. Только на объективах с байнетом E одно обрезиненное кольцо на металлическом корпусе — кольцо ручной наводки на резкость. На таком же объективе с байонетом X есть второе обрезиненное кольцо управления диафрагмой.

Наш объектив был с байонетом E, и тестировали мы его на беззеркальной камере Sony NEX-6.

Touit 1.8/32 мм также укомплектован блендой, которую при транспортировке можно надеть на объектив, развернув её на 180°, в этом случае она работает как защитный чехол. Владельцы камер NEX вообще могут не переставлять бленду в рабочее положение, если того не требуют световые условия: она совсем не мешает при работе (если вы, конечно, не предпочитаете ручную наводку на резкость).

Резкость

По резкости и детализации объектив показал себя очень хорошо, а в некоторых случаях хотелось воскликнуть: «Браво!»

На полностью открытой диафрагме f/1,8 объектив резко отображает небольшой участок глубины резкости, с плавным переходом в нерезкость.

Портрет мальчика. Ниже вы можете посмотреть 100% кропы: снято с рук, 100 ISO, диафрагма f/1,8, выдержка 1/400 с.

zeiss_planar_07-1

zeiss_planar_07-3

zeiss_planar_07-2

Вишня после дождя. Ниже вы можете посмотреть 100% кроп: снято с рук, 100 ISO, f/2,8, выдержка 1/200 с.

zeiss_planar_06-2

zeiss_planar_06-3

Ветка яблони. Ниже вы можете посмотреть 100% кроп: снято с рук, 100 ISO, f/1,8, выдержка 1/3200 с.

zeiss_planar_09-1

zeiss_planar_09-2

Великолепные результаты! Отличная резкость и детализация на полностью открытой диафрагме. Роскошное боке. Впрочем, именно этого и ждёшь от высококлассной оптики.

Ниже вы можете посмотреть 100% кропы изображения, снятого на разных диафрагмах.

zeiss_planar_01-1

zeiss_planar_01-3

zeiss_planar_02-1

zeiss_planar_02-22

Судя по примерам, максимальное значение резкости достигается на значениях диафрамгы f/4—8. На более высоких значениях при росте глубины резкости сама резкость снижается. На малых значениях диафрагмы при съёмке на средних и дальних расстояниях резкость также снижается.

При съёмке на средних и дальних расстояниях для качественного результата лучше снимать со средними значениями диафрагмы.

Стена с открытым окном. Достаточно большой перепад по освещённости, но детализация и проработка вполне достаточны, чтобы рассмотреть и тарелку с бокалом на столе, и детали белёной кирпичной кладки. Ниже вы можете посмотреть 100% кроп: снято с рук, 100 ISO, f/5,6, выдержка 1/60 с.

zeiss_planar_10-1

zeiss_planar_10-3

Виньетирование

Виньетирование у Touit 1.8/32 мм практически отсутствует. Только на диафрагмах f/1,8 и f/2,8 его можно различить, но на бо́льших значениях диафрагмы виньетирования нет.

zeiss_planar_03

Хроматические аберрации

Хроматические аберрации, как правило, проявляются при съёмке в контровом свете. Попадание прямого солнечного света в объектив — идеальная возможность проверить оптику по данному параметру.

Портрет ребёнка снимался в контровом свете вечернего солнца. Ниже вы можете посмотреть 100% кроп: съёмка с рук, 100 ISO, f/9, выдержка 1/80 с.

Оцените и резкость, и детализацию, и мягкое боке.

zeiss_planar_04-1

zeiss_planar_04-2

Закат на речке. Ниже вы можете посмотреть 100% кропы: съёмка с рук, 100 ISO, f/1.8, выдержка 1/2500 с.
Заодно можете полюбоваться роскошным боке.

zeiss_planar_05-1

zeiss_planar_05-3

Дисторсия

Бочкообразная дистория у Touit 1.8/32 мм присутствует, но совсем небольшая.

zeiss_planar_08

Примеры

zeiss_planar_12

f/1.8, выдержка 1/800 с, 100 ISO, съёмка с рук.

zeiss_planar_17

f/1,8, выдержка 1/1000 с, 100 ISO, съёмка с рук.

zeiss_planar_14

f/5,6, выдержка 1/50 с, 100 ISO, съёмка с рук.

zeiss_planar_13

f/4, выдержка 1/20 с, 200 ISO, съёмка с рук.

zeiss_planar_16

f/5,6, выдержка 1/25 с, 100 ISO, съёмка с рук.

zeiss_planar_15

f/1,8, выдержка 1/60 с, 125 ISO, съёмка с рук.

Заключение

Новое семейство оптики Touit от Zeiss, несомненно, порадовало. Как внешним видом, так и рабочими качествами. Великолепная пластика рисунка оптики Zeiss, высокие характеристики, отменное качество объективов. Для требовательных фотографов новые компактные объективы станут настоящим подарком.

Компактный широкоугольный Touit 2.8/12 мм отлично подойдёт любителям съёмки пейзажей, для фотопутешественников он будет незаменим в ситуациях ограниченного пространства.

Стандартный Touit 1.8/32 мм я бы вообще рекомендовал иметь как основной объектив на камере. Светосильная оптика, потрясающая резкость, отменная пластика рисунка, исключительные результаты при съёмке на открытой диафрагме.

Автофокусировка обоих объективов работает достойно. Touit 1.8/32 мм работает чуть медленнее широкоугольного. Хотя тут может играть роль и то, что мы тестировали разные объективы на разных камерах. В отзывах пользователи также сетуют на скорость автофокусировки объектива Touit 1.8/32 мм, без указания типа байонета. Но лично меня этот не самый быстрый автофокус вполне устраивает. Даже для съёмки шустрых детишек его вполне хватает.

Из особенностей работы с Touit 1.8/32 мм на камере Sony NEX-6 стоит отметить постоянные попытки объектива сфокусироваться, даже тогда, когда камера просто лежит на столе во включённом состоянии. Эту особенность представители Zeiss прокомментировали таким образом. Дело в том, что система автофокусировки камер NEX постоянно производит фокусировку самостоятельно и делает это с любым другим объективом E. Просто новый Touit 1.8/32 мм имеет более мощный и надёжный мотор, поэтому эти самостоятельные действия камеры и становятся заметными. Если вас раздражает эта особенность камер NEX, рекомендуется отключить AF в меню NEX-7 и выбирать вид фокусировки (AF или MF) непосредственно перед съемкой. Для других моделей NEX рекомендуется установить «power saving start time» (задержку включения спящего режима) на малое значение.

Предполагаемая розничная цена объектива Zeiss Touit 2.8/12 мм составит 43 590 р., Touit 1.8/32 мм — 32 000 р.

Не знаю как владельцы Sony (всё же эти камеры существенно дешевле камер Fujifilm серии X, и не всякий решится потратить на объектив больше, чем на камеру), а вот владельцы дальномерок Fujifilm наверняка с энтузиазмом ждут новых объективов, и ожидания эти не напрасны. Хотя стоит помнить, что камеры обновляются и становятся совершеннее ежегодно, а вот хорошая оптика, особенно такая как Zeiss, служит долгие десятилетия.

  • Антон Писарев

    откуда у 12мм взялась дырка 1.8 ???!

    • Dmitry Novokreshchenov

      Спасибо за замечание. У 12 мм, конечно же дырки 1.8 нет. Проглядели при вёрстке (осталась от 32 мм, если обратите внимание на облачка). Поправим.

    • rubanikag

      тоесть априоре нельзя у 12мм 1.8 ?) у меня был SLR magic 12mm 1.6

  • leonid

    12 mm > super 35? super 16?

  • Александр Вич

    Помоему единственный нормальный обзор Touit’ов. Кстати взял 12mm. Есть претензия к сильному звуковому шуму при фокусировке/регулировке диафрагмы, но это окупается просто фантастически детальной картинкой. Фокусируется для своего фр достаточно быстро. Объектив стоит своих денег.
    Так же в магазине брал на тест 32mm, не купил только изза автофокуса, картинка отличная, действительно почти не заметна бочкообразная дисторсия, контраст прям вау, сравнивал фотки со своим nikon d600 + 35mm 1.4G, ну невозможно отличить. Но 32мм без хорошего автофокуса мало смысла имеет. Хотя читал что не у всех возникают такие проблемы, но у меня Sony Nex-6 и такая проблема прям ярко выражена.

  • Ярослав

    Дмитрий спасибо за обзор. Можно сказать, что из-за него был куплен широкоугольник. Сейчас в размышления над вторым.
    Пользуюсь второй день с камерой Sony NEX5R, появились вопросы на которые ни в Sony, ни в Zeiss отвечать не хотят.
    #1
    Объектив Zeiss Touit 2,8/16 для Sony NEX
    Автофокус постоянно настраивается, приходится ловить момент для спуска затвора. Даже когда находишься в меню фотоаппарата слышно работу автофокуса. Приходится через меню переходить в ручной режим фокусировки и фотографировать так (как оказалось так даже лучше).
    В разделе меню “сведения” не показывает сведения об объективе. Показывает только модель и прошивку фотоаппарата. С китовым объективном сведения об объективе и его прошивки показывались.
    Это нормально? Я имею в виду такую работу автофокуса и отсутствие сведений об объективе. Или надо менять прошивку объектива. Если да, то как?
    #2
    Есть ли разница между объективами Sony SEL-24F18Z и Zeiss Sonnar T* E 1,8/24 ZA?
    Я так понимаю, что нет. Ели для Sony NEX предпочтительнее по критерию совместительности работы Sony SEL-24F18Z?