Olympus OM-D E-M10 Mark II: первые впечатления

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
[adrotate banner="2"]

25 августа стало датой всемирного анонса пятой по счёту камеры в ряду псевдозеркальных системных камер Olympus OM-D, а именно модели E-M10 Mark II (в актуальном ассортименте она стала четвёртой). После официальной презентации в пресс-центре МИА «Россия сегодня», которая прошла во второй половине дня, уже после официального объявления о новой камере, российское представительство Olympus предоставило приглашённым журналистам и блогерам возможность испробовать новинку в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Камеры и оптика ждут своих испытателей.

Конечно, несколько проведённых в парке часов не позволяют говорить о полноценном тестировании новой камеры, однако основания поделиться первыми впечатлениями у автора, профессионально занимающегося знакомством с фотоаппаратурой уже больше 20 лет, появились.

Испытательный комплект

Для полевых экспресс-испытаний ваш покорный слуга ловко ухватил один экземпляр новой камеры в серебристо-чёрном исполнении (впрочем, понятно, к качеству съёмки внешняя отделка корпуса отношения не имеет) и пару объективов: отличный широкоугольный зум M.Zuiko Digital ED 9—18 мм f/4—5,6 c эквивалентным фокусным расстоянием 18—36 мм и просто превосходный телевик M.Zuiko Digital ED 75 мм f/1,8 (150 мм). На всякий пожарный случай в запасе у автора также имелся универсальный олимпусовский суперзум 14—150 (28—300) мм первого выпуска.

Из полного заряда батареи коллеги-журналисты и блогеры израсходовали самую малость, покрутив камеру в руках не более десяти минут, прежде чем она прилипла к моим рукам. Я вставил в камеру предусмотрительно захваченную с собой скоростную карту памяти, проверил настройки — для первого теста мне прежде всего требовалось полное разрешение и высокое качество JPEG — и мы отправились через Крымский мост в ЦПКиО.

Внешний вид

Честно говоря, я не очень понял, почему производитель принял именно такое решение — назвать новинку „второй «десяткой»“; отличия от старой (ну, как старой, всего-то примерно годовалой) модели E-M10, как говорится, бросаются в глаза. Здесь не тот случай, когда внешне очередной «марк» отличается от прежней версии только новым или дополнительным шильдиком.

OM-D E-M10 Mark II с фишаем.
OM-D E-M10 Mark II с фишаем M.Zuiko Digital ED 8 мм f/1,8 PRO.

Сразу бросается в глаза, что диск переключения режимов съёмки «переехал» на правую (с точки зрения фотографа) сторону от кожуха видоискателя и встроенной вспышки. Левую площадку занял поворотный выключатель, также выполняющий функцию активатора встроенной вспышки.

При этом у всех дисков управления изменился дизайн. Они не просто стильно смотрятся; новая насечка на металлических дисках практична и удобна. Манипуляции вполне возможны при удержании камеры, как говорится, «одной правой». Автору, кстати, они напомнили старинную Лейку в полярном исполнении с увеличенными для удобства работы в перчатках рубчатыми головками перемотки плёнки и установки выдержек. Полагаю, перчатки не станут препятствием и при съёмке этим фотоаппаратом.

В отсутствие накладной рукоятки, радикально улучшающей ухватистость копуса, хотя и увеличивающей его невеликую геометрию, сравнительно малый размер наплыва под пальцы правой руки очень эффективно компенсируется мощным эргономичным упором для большого пальца. Добавим к этому качественное покрытие корпуса, и… — камера просто не выскальзывает из руки; этот приятный факт отметили собравшиеся обоего пола, обладающие ладонями весьма разных величин и пальцами разной длины.

Порадовал откидной экран. Когда его переводишь в положение для съёмки «от пуза», весьма полезное, к примеру, для неназойливой уличной съёмки, его можно чуть отодвинуть от корпуса. Ровно настолько, чтобы видоискатель не перекрывал на нём изображение при взгляде перпендикулярно вниз.

В целом нельзя сказать, что камера заметно изменила свои физические характеристики; в сравнении с изначальной моделью изменения размера и веса исчисляются единичными миллиметрами и граммами и существенной роли не играют. В отличие от изменений в её весьма богатом «внутреннем мире».

Внутренний мир

А внутри новая «десятка» заметно отличается от первого варианта камеры, хотя и, разумеется, не во всём.

Главное в камере — матрица и «мозги». Здесь претензии предъявить не к чему. Такая же 16-мегапиксельная КМОП-матрица типа Live MOS, что используется и на остальных камерах OM-D, и такой же графический процессор TruePic VII.

Грубо говоря, это говорит о том, что с помощью новой «десятки» можно получать фотографии столь же высокого качества, как и с помощью других камер семейства OM-D. Это является безусловным плюсом и сильной стороной как новой модели, так, кстати, и всего семейства.

Заметно увеличилось разрешение электронного видоискателя; теперь оно превышает 2,3 млн. точек. Я прекрасно понимаю, что нет предела совершенству, но с практической точки зрения такое разрешение представляется оптимальным. При этом изображение в нём лишено инерции.

Существенным преимуществом E-M10 Mark II перед первой моделью стало внедрение самой передовой на сегодняшний день пятиосевой системы стабилизации изображения. У первой «десятки» она была прошлого поколения, трёхосевой. При этом, по заявлению представителей фирмы, пятиосевая система стабилизации на второй «десятке» дополнительно улучшена по сравнению с её ранними вариантами, впервые реализованными на уже снятой с производства модели E-M5, сравнительно недавно уступившей место в производстве своему «второму марку».

Первое впечатление от её работы — самое положительное. Работает пятиосевая система великолепно и спасает в весьма сложных обстоятельствах. Утверждения производителя о четырёх ступенях удлинения выдержки относительно рекомендуемого предела не лишены оснований. Конечно, чудес не бывает, и тремор способен испортить дело, но режим серийной съёмки помогает получить несколько съёмочных дублей, чтобы выбрать из них оптимальный вариант.

Ещё одну весьма интересную новую способность камеры протестировать на бегу не представлялось возможным. Речь идёт о цейтраферной (интервальной) съёмке с разрешением 4К (возможна также с меньшими разрешениями Full HD и HD). Так что возможности новой камеры по созданию таймлапс-видео станут предметом отдельного материала.

А пока — можете посмотреть маленький видеоролик, снятый с рук в режиме максимального качества (Full HD, 50p) в том виде, в который его превратил YouTube. Оригинал (168 МБ) лежит здесь.

Прочие особенности

Любопытна новая функция новой «десятки»: использование экрана при визировании через видоискатель для выбора фокусировочной точки. Это один из тех случаев, когда показать проще, чем объяснить. Тем не менее, попробую. Вы обычным образом смотрите в видоискатель, удерживая камеру двумя руками, поджимаете спусковую кнопку указательным пальцем для активации автофокуса и, если автоматика зацепилась не за ту точку кадра, которая нужна вам, движением большого пальца по экрану сдвигаете фокусировочную точку в нужное вам место.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
M.Zuiko Digital ED 75 мм f/1,8; 1/160 с, f/2,8, 320 ISO. Смышлёный встроенный распознаватель лиц, разумеется, сразу ухватился за ближайшее лицо, и камера мгновенно навела на него резкость, но мой палец подсказал ей через экран, что меня больше интересует Евгений Уваров 🙂

Причём писал я предыдущий абзац значительно дольше, чем сдвигал при съёмке фокусную точку, честное слово.

Ещё одна реализованная в камере «фича» — фокусная вилка (брекетинг фокуса), компенсирующая нехватку глубины резкости при крупноплановой и маркосъёмке. Камера делает серию снимков, пошагово сдвигая фокусировку, а потом автоматически склеивает композитный снимок с оптимальной резкостью по всей глубине объёмного объекта съёмки.

Отмечу ещё бесшумный режим работы затвора, фактически являющийся использованием электронного затвора. При этом кратчайшая выдержка уменьшается до 1/16 000 с, в то время как в обычном режиме с механическим затвором она составляет обычную 1/4000 с.

С батарейкой у новой камеры, похоже, проблем не будет. Из стремления к перестраховке я сразу же включил низкоскоростной серийный режим (около 4 кадров/с), чтобы обеспечить себя съёмочными дублями. Отсняв около полутысячи кадров и небольшое видео, постоянно используя то экран, то видоискатель, периодически ковыряясь в режиме просмотра и удаляя заведомо неудачные кадры, к концу нашей энергичной тест-сессии я отметил, что на экране исчез всего один сегмент в индикаторе заряда. И это, должен заметить, у совершенно новой камеры с заведомо не тренированной батареей, пусть и без применения встроенной вспышки.

Заключение

Новая камера элегантно заполняет интервал между первой «десяткой», чётко ориентированной на увлечённых фотолюбителей, решивших открыть для себя богатый мир системных камер, и камерой E-M5 Mark II, которую сама фирма аттестует как модель для «креативных энтузиастов», а я бы по старинке назвал полупрофессиональной камерой.

И не просто так компания Olympus собирается предлагать потребителям обе модели: и изначальную E-M10 — как камеру начального уровня, и E-M10 Mark II — как более продвинутую камеру для энтузиастов.

Не думаю, что первое впечатление меня подводит: камера получилась удачная и несомненно будет пользоваться популярностью среди неуклонно растущего числа потребителей незеркальных системных камер.

Причём, полагаю, уже в самое ближайшее время: по инсайдерской информации первая партия уже завезена в Россию и в настоящее время распределяется по авторизованным дилерам, чтобы синхронно поступить в продажу в согласованное время в начале сентября. Напомню, что названная московским представительством фирмы цена за корпус новой камеры составит 39 999 р.

PS: Скачать для самостоятельного рассмотрения тестовые фотографии из текста и дополнительной галереи одним ZIP-архивом можно по этой ссылке (трафик 73 МБ). Краткая спецификация камеры приведена в нашем анонсе, подробная — на сайте производителя.

Предыдущая статьяOlympus OM-D E-M10: ещё один Mark II
Следующая статьяCanon EF 35 мм f/1,4L II USM: синяя рефракция для профи
Родился в Москве в 1970 году. После службы в армии поступил, и в 1995 году окончил МГУ (ИСАА) с красным дипломом. В 1993 году участвовал в создании первого "неофициального" российского фотографического журнала "Фотомагазин", в котором работал заместителем главного редактора до конца 2005 года. В 2006 году стал главным редактором лицензионного русского издания международного журнала о фотографии "Zoom", одновременно редактировал журнал фотографических путешествий "ФотоTravel". Был главным редактором онлайн-проекта Fototips.ru с 2012 по январь 2016 года.