Fujifilm XQ1— тест-обзор

[adrotate banner="2"]

Давненько не брал я в руки шашек писал я о компактных камерах, в обиходе со стародавних плёночных пор именуемых мыльницами. Но вот прилипла на некоторое время к рукам появившаяся в конце прошлого года камера от Fujifilm, и я пришёл к убеждению, что написать здесь о ней просто надо.

_XQ1_Silver_Front_Right_Wide

И убеждённость моя в такой необходимости зиждется на двух основаниях. Во-первых, взяв в руки камеру Fujifilm XQ1 и накоротке ознакомившись с её характеристиками и возможностями, я вспомнил о группе плёночных компактных камер, которые в своё время относились к классу «люкс» (или, если угодно, hi-end). Я говорю о таких камерах, как Leica Minilux, Minolta TC-1, Ricoh GR1, Nikon 35Ti, Contax T2 и некоторых других.

Компактный, аккуратный и стильный алюминиевый корпус, отсутствие лишних дизайнерских изысков, минимум органов управления (но минимум более чем достаточный; мы, разумеется, об этом ещё поговорим), плавная и чёткая работа всего, что должно плавно и чётко работать, включая зум и автофокус…

Второй момент — общеизвестный факт, что самым популярным фотоаппаратом в мире является iPhone. Точнее, с помощью iPhone (и в особенности если прибавить к iPhone все остальные подобные гаджеты-смартфоны) в мире сегодня создаётся подавляющее большинство фотографий. Вот только назвать фотоаппаратом iPhone у меня язык никак не поворачивается; иметь функцию фото- и видеосъёмки ещё не достаточно для того, чтобы получить право гордо именоваться фотоаппаратом (или, соответственно, видеокамерой).

Физика вообще и оптика в частности — науки строгие и точные, чудесам места в жизни не оставляющие. Чтобы получать хорошие большие фотографии, фотоаппарат (точнее, то, чем он снимает, будь то плёночный кадр или матрица) должен быть достаточно большим. Не меньше некоего разумного предела.

Камеру Fujifilm XQ1 никак нельзя назвать очень большой: в плоскости она примерно равно всё тому же Айфону, в толщину — около четырёх айфонов (то есть в принципе она ещё способна помещаться в карман рубашки). Разница, казалось бы, не так уж и велика, но это один из тех случаев, когда она имеет большое значение. Приступим же к вскрытию.

 

Основные особенности

  • 12-мегапиксельная КМОП-матрица X-Trans CMOS II
  • Объектив 25—100 мм со светосилой f/1,8 на коротком конце
  • Широкий набор творческих и автоматических режимов, программ, эффектов
  • Возможность полностью ручного управления и съёмки в RAW
  • Поддержка Wi-Fi
  • Зарядка через USB-порт без извлечения батареи

 

Главные особенности

Камера снимает такой же матрицей, как и модель существенно более высокого уровня X20 — 12-мегапиксельной КМОП-матрицей типа X-Trans CMOS II c форм-фактором 2/3 дюйма. 2/3 дюйма — это, грубо говоря, примерно четвертинка от 4/3 или, соответственно, половинка осьмушки полного кадра. Не бог весть как много, но заметно больше, чем на большинстве обычных мыльниц, и много больше, чем на смартфонах. А X-Trans — это та самая разработанная компанией Fujifilm структура цветных фильтров в матрице, благодаря которой камеры серии Х выдают картинки весьма высокого качества. При этом перед матрицей нет низкочастотного оптического фильтра, что помогает «мозгам» камеры, которые в данном случае называются процессором EXR II, «снимать» с матрицы изображение с максимально возможной резкостью.

Изображение на матрице рисуется объективом. Чем меньше матрица и чем выше её разрешение, тем более высокое качество оптики требуется для получения картинки достаточно высокого качества. С этой точки зрения претензий к объективу нет. Начнём с того, что объектив, которым оснащается камера — стандартный зум с лёгким смещением в широкоугольную сторону. В пересчёте на 35-мм эквивалент диапазон его фокусных расстояний составляет примерно 25—100 миллиметров. При этом на минимальном фокусном расстоянии его светосила равна f/1,8 — что весьма много. Правда, по мере зумирования светосила снижается; уже на 35 мм она уменьшается на две ступени, до f/3,6, а дальше плавно уменьшается до ещё менее вдохновляющего значения f/4,9. Однако 25/1,8 для компактной камеры — очень и очень достойное значение.

800 DSCF3308
Эта и следующая фотографии — отличная иллюстрация высокого качества объектива, рисующего превосходную по резкости картинку на широко открытой диафрагме, благодаря чему камера спокойно выбирает и низкую чувствительность (что обеспечивает максимально высокое качество цифрового изображения), и короткую выдержку (которая не оставляет ни одного шанса шевелёнке и тем самым также вносит свой вклад в обеспечение высокого качества картинки).
Фокусное расстояние 25 мм (эквивалентное; впрочем, именно оно и показывается на экране), выдержка 1/422 с, диафрагма f/2,0, 100 ISO; режим «А» (приоритет диафрагмы), съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 3,7 МБ.

800 DSCF3310
Фокусное расстояние 25 мм, 1/100 с, f/2,0, 100 ISO; режим «А», съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 4,6 МБ.

Значение, позволяющее даже в определённых обстоятельствах размывать зону нерезкости. Это, конечно, не самая простая задача, если понимать, что при данном размере матрицы f/1,8 широкоугольного объектива дают глубину резкости, примерно равную диафрагме f/6,8 на полном кадре; однако не невозможная. А если учесть, что камера оснащена и системой стабилизации изображения, «вытягивающей» до трёх ступеней экспозиции, мы имеем агрегатик, способный к весьма эффективной работе при недостаточном освещении.

800 DSCF3560
Два этих кадра иллюстрируют тезис из абзаца выше. На открытой диафрагме и при достаточном удалении заднего плана от находящегося поблизости главного объекта съёмки задний план вполне заметно размывается, обеспечивая эффект боке.
Фокусное расстояние 25 мм, 1/949 с, f/1,8, 100 ISO; режим «А», съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 3,7 МБ.

800 DSCF3549
Здесь особенно хорошо заметно плавное нарастание размытия изображения по мере удаления объекта от камеры.
Фокусное расстояние 25 мм, 1/484 с, f/1,8, 100 ISO; режим «А», съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 3,1 МБ.

Сзади камеры расположен трёхдюймовый ЖК-экран, который используется и в качестве видоискателя. Экрану явно не хватает возможности откидываться — хотя понятно, что механизм откидывания приводит к увеличению геометрического размера камеры. Почти мегапиксельное разрешение экрана достаточно велико и для комфортного визирования, и для точной ручной фокусировки — а такая возможность на камере есть.

 

Дизайн

_XQ1_Silver_Front_Left_Close
Как принято у компактных камер карманного размера, в выключенном положении объектив втягивается в корпус и закрывается встроенными в оправу лепестковыми шторками

С одной стороны, первое знакомство с камерой не вызывает никаких проблем у тех, кто в принципе знаком с современными цифровыми камерами, будь то компактные или беззеркальные модели. Сверху имеется кнопка включения, стоящая заподлицо с верхней панелью корпуса, что не позволяет нажать её случайно.

Достаточно крупная спусковая кнопка имеет чёткое промежуточное положение, в котором камера выполняет фокусировку и настраивает съёмочные параметры. Вокруг неё — воротничок зумирования. Справа стоит диск выбора режимов и программ съёмки, о котором — чуть ниже. Слева — ползунок, механическим образом выпускающий в рабочее, поднятое положение прячущуюся внутри корпуса встроенную вспышку.

Сзади камера выглядит совершенно обычно. Большой экран, резиновая накладка справа сверху для комфортного упора большим пальцем, справа внизу — стандартный набор из четырёх кнопочек и крутилки-джойпеда с кнопкой «ОК» в центре.

_XQ1_Silver_Back

Над объективом, чуть правее, если смотреть на камеру спереди, стоит круглое окошко светодиода, подсвечивающего автофокус. Диод весьма яркий, и его, разумеется, можно отключить. Вокруг объектива — большое вращающееся кольцо с насечками, с помощью которого переключаются разные переключаемые или изменяемые установки.

Снизу камеры наблюдается добротная металлическая штативная гайка, причём достаточно далеко отстоящая от крышки отсека для карты памяти и батареи. Это значит, что камеру скорее всего не придётся снимать со штатива, чтобы заменить на ней заполнившуюся карту памяти.

 

Управление

Диск выбора режимов — орган управления, который обратил на себя внимание в первую очередь. Увидеть среди неочевидных обозначений буквы M, A, S и P было приятно: сразу стало понятно, что камера способна не только на работу во всевозможных подпрограммах программной автоматики, но и в добрых старых приоритетах выдержки и диафрагмы, и даже в полностью ручном режиме.

_XQ1_Silver_Top_Close
На оправе объектива написано, что он асферический. Асферичность передней линзы легко заметить собственными глазами: достаточно посмотреть на неё в косом свете.

Понятное дело, что компакт-камера не предназначена для спорта, поэтому я сразу поставил на ней «А» — приоритет диафрагмы — и ни разу не разочаровался в этом, как и соратники, которые также принимали участие в практических испытаниях этой малышки.

Особенно удобно, что изменяемый параметр можно регулировать не только крутилкой-джойпэдом на задней панели, но и большим зубчатым колесом, окружающим объектив. В приоритете диафрагмы это колесо меняет диафрагму, в приоритете выдержки — выдержку (если вам удобнее, то же самое будет делать и задняя крутилка; но колесо, по-моему, гораздо удобнее). Колесо вращается плавно, без щелчков. Однако для наглядности управления переключение изменяемого параметра (выдержки или диафрагмы) не только показывается на экране, но и дублируется щелчком; он имитируется встроенным в камеру динамиком.

Ручной режим, кстати, на этой компакт-камере реализуется удобнее, чем на иных системных беззеркалках: потому что переднее колесо у объектива, как я уже сказал, выбирает диафрагму, а задняя крутилка — выдержку. Без дополнительных нажатий или переключений!

Среди других режимов, выбираемых диском, отмечу «С» — пользовательский режим, в котором вы можете запомнить предпочитаемые настройки. В режиме «Adv.» вы получите доступ к ряду специализированных режимов, среди которых — круговая панорама при съёмке проводкой, режим «Pro фокус» (камера делает два снимка с разной фокусировкой и склеивает их так, чтобы задний план оказался размыт), режимы мультиэкспозиции, съёмки при слабом освещении (по сути тоже мультиэкспозиция, только с одним сюжетом).

В позиции «SP» открывается доступ к сюжетным программам. В них, на мой взгляд, ничего интересного или специфического нет. Обычный набор, включающий даже программу подводной съёмки. Сама по себе камера при этом водоупорной не является, однако противоречия нет: в апреле ожидается появление в продаже подводного бокса WP-XQ1, специально разработанного для модели XQ1. Бокс позволит не только погружаться с камерой на глубины до 40 м, но и использовать для управления окружающее объектив кольцо.

Позиция, обозначенная символом фотокамеры, соответствует «зелёному режиму» полной автоматики. Здесь диск объектива становится кольцом зумирования, причём неторопливого и плавного. В отличие от воротника спусковой кнопки, который меняет фокусное расстояние энергично и быстро.

Несмотря на сравнительно небольшое количество кнопок, их недостатка не ощущается. Особенно если освоить функционал кнопки «E-Fn». Наши коллеги из DPReview, кстати, вообще нашли её самой интересной особенностью камеры XQ1. Судите сами: при нажатии на неё меняются функции всех прилежащих кнопок и джойпэда, причём их новые функции наглядно демонстрируются на ЖК-экране.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA   OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Более того; новые значения кнопок можно выбирать, подстраивая камеру под свои собственные предпочтения и потребности. И не только кнопок: вращающемуся вокруг объектива кольцу также можно присвоить разные функции, в том числе и выбор светочувствительности, и ввод экспокоррекции, и выбор ББ… В общей сложности переназначаться может 14 функций. Так что камеру XQ1 вполне можно называть как минимум одной из самых гибких компакт-камер.

 

Практика съёмки и качество снимков

800 DSCF3380
Разумеется, мы проверили и работу камеры на закрытой диафрагме. Слишком сильного диафрагмирования маленькие камеры не любят, но на предельном значении f/11, как видите, качество изображения находится на высоте.
Фокусное расстояние 25 мм, 1/97 с, f/11, 250 ISO; режим «А», съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 5,2 МБ.

Включив камеру и поднося экран к глазам для съёмки, бросьте взгляд на диск режимов: у него нет фиксатора, а потому он может нечаянно сместиться из той позиции, в которой вы оставили его, когда убирали камеру в карман или сумку. Если у вас вдруг вместо автоматического режима окажется установленным, к примеру, «М» — снимок навскидку может не получиться.

12 мегапикселей, которые даёт камера — отличное количество. Не слишком мало, но и не чрезмерно много. Пикселы достаточно велики для данной матрицы, благодаря чему камера достойно работает на повышенных значениях чувствительности. При этом картинка достаточно велика, чтобы её можно было кадрировать и печатать большим форматом. Мы же ещё помним, что отличный отпечаток формата А4 можно сделать с четырёх мегапикселей?

Заслужила добрых слов и одна из важнейших для цифровых камер функция — автоматический баланс белого. Разумеется, вы вольны потратить время и выбрать один из предустановленных балансов, либо установить свой собственный, пользовательский ББ (по нейтрально серому или белому объекту), либо даже выбрать баланс по световой температуре в кельвинах, но, как показывают два нижеследующих снимка, необходимости в этом скорее всего не будет. Автоматика точно справляется со своей работой даже, как видите, в весьма непростой обстановке, когда в кадре произвольно смешивается яркий свет разной природы.

 

800 DSCF3658
Фокусное расстояние 25 мм, 1/52 с, f/5, 1600 ISO; режим «А», съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 4,5 МБ.

800 DSCF3313
Фокусное расстояние 100 мм, 1/94 с, f/4,9, 1600 ISO; режим «А», съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 4,5 МБ.

Обратите также внимание, оба снимка сделаны на 1600 ISO, так что одновременно иллюстрируют и качество съёмки на высокой светочувствительности. Кроме того, второй снят на максимальном фокусном расстоянии, для которого f/4,9 является полностью открытой диафрагмой. Как видите, придраться и здесь не к чему.

Кстати, камера может снимать в RAW, который у Fujifilm называется RAF. А может снимать RAW-RAF и JPEG одновременно. RAW-файл весит около 19 МБ, так что при желании у вас будет достаточно материала для последующей работы за компьютером. Следует при этом признать, что и JPEG’и лучшего качества («Fine»), которые делает камера, весьма неплохи. Убедиться в этом вы сможете и самостоятельно, скачав полноразмерные тестовые файлы по ссылкам в конце статьи.

_XQ1_Silver_Super_i_Flash 300Фотографируя, не забывайте, что вспышку у XQ1 необходимо поднимать вручную. Даже в самых автоматических программах она не выпрыгивает автоматически.

Кстати о вспышке. Снимая в приоритете диафрагмы, долго не мог сообразить, почему она категорически отказывается срабатывать (заглянуть в инструкцию не позволяло самолюбие и некоторое упрямство, опирающиеся, впрочем, на богатейший опыт). Ответ был найден и оказался предельно прост: у меня был установлен режим серийной съёмки, который со вспышкой «не женится». Как только я поставил «покадровую протяжку» — вспышка стала отлично работать. Она, конечно, весьма маломощная, однако работает отлично, аккуратно дополняя имеющееся освещение.

При съёмке в сложных по свету условиях, когда в кадре есть и тёмные, и светлые, и даже яркие участки, в меню можно найти режим расширенного динамического диапазона, в котором есть четыре настройки: автоматическая, 100% (норма), 200% и 400%. Автоматика справляется со своей задачей отлично; вполне достаточно один раз поставить эту функцию на AUTO. Но можно ничего не трогать и оставить её на стандартном значении 100%. Как показывают приводимые нами тестовые фотографии, в самых разных условиях, даже при ярком солнце, небо или, к примеру, покрытые снегом пространства и при 100% не будут выбеленными, а тени не «провалятся» в черноту.

800 DSCF3684
Фокусное расстояние 25 мм, 1/226 с, f/1,8, 100 ISO; режим «А», динамический диапазон стандартный (100%); съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 4,4 МБ.

800 DSCF3674
Фокусное расстояние 25 мм, 1/133 с, f/3,2, 100 ISO; режим «А», динамический диапазон стандартный (100%); съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 5,1 МБ.

800 DSCF3438
Ярко-синее небо наводит на мысль о поляризационном фильтре, но нет: камера отлично справляется с задачей полностью своими силами.
Фокусное расстояние 25 мм, 1/787 с, f/4,5, 100 ISO; режим «А», динамический диапазон стандартный (100%); съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 4,9 МБ.

В процессе эксплуатации проявилась и такая интересная особенность камеры. Передняя линза объектива углублена в оправу совсем немного, и в качестве бленды можно использовать разве что ладошку, прикрывая ей объектив от засветки солнцем. Однако если при отсутствии солнца в кадре солнечные лучи всё же попадают на переднюю линзу откуда-то сбоку, результирующие блики могут оказаться весьма интересными.

800 DSCF3403
Своеобразные блики от боковых солнечных лучей могут украсить и оживить кадр, сыграв роль своего рода творческого фильтра.
Фокусное расстояние 45 мм, 1/97 с, f/11, 160 ISO; режим «А», динамический диапазон стандартный (100%); съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 5,0 МБ.

Вы уже видели пару фотографий, снятых на высоком значении светочувствительности. Съёмка на высоких значениях ISO — очень важный момент. От того, насколько хорошо ваша камера справляется со светописью в условиях недостаточного освещения, напрямую зависит количество впечатляющих фотографий в вашем реальном или виртуальном фотоальбоме. Вечерняя и ночная иллюминация, «режимное время», когда встающее или заходящее солнце окрашивает всё вокруг в интересные и необычные оттенки…

Благодаря сочетанию высококачественного объектива и известных особенностей матрицы X-Trans II, которая стоит в XQ1, камера уверенно справляется с задачей съёмки при слабом свете.

800 DSCF3507
Над Нью-Йорком опускается вечер. Включается всевозможная декоративная и рекламная подсветка. Небо вверху ещё светлое, хотя и начало окрашиваться в закатные тона, но внизу, между небоскрёбами, уже сравнительно темно (особенно с точки зрения фотоаппарата).
Фокусное расстояние 47 мм, 1/97 с, f/4, 640 ISO; режим «А», съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 4,4 МБ.

800 DSCF3327
Начало «режима» — благодатная для съёмки пора. Ещё достаточно светло, чтобы прорабатывалась вся окружающая обстановка, но в то же время уже достаточно темно, чтобы хорошо прорабатывалось и искусственное освещение, как внутреннее, вроде светящихся окон, так и наружное, декоративное.
Фокусное расстояние 53 мм, 1/97 с, f/4,2, 1600 ISO; режим «А», съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 4,7 МБ.

800 DSCF3339
Ночь в Нью-Йорке. Обратите внимание на то, как аккуратно, не расплываясь в большие бесформенные пятна и не давая нежелательных бликов, воспроизводятся имеющиеся в кадре яркие точечные источники света. Великолепно работает и встроенная система стабилизации: без неё (или без устойчивого штатива, о котором в данном случае и речи нет) с такой выдержкой  надеяться не на что. Да, это действительно 1/6 с.
Фокусное расстояние 25 мм, 1/6 с, f/2,8, 640 ISO; режим «М» (ручной выбор выдержки и диафрагмы), съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 4,7 МБ. 

800 DSCF3697
Несмотря на яркие окна вверху, в помещении для камеры, способности которой к аккомодации далеко уступают человеческому глазу, темновато. А тут ещё и яркий огонь в камине перед объективом. Тем не менее оптика и электроника Fujifilm XQ1 отлично решают эту непростую съёмочную задачу.
Фокусное расстояние 25 мм, 1/15 с, f/4,5, 1600 ISO; режим «А», съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 4,4 МБ.
<

Важный момент, вытекающий из вышесказанного: с такой камерой можно без проблем ходить в разнообразные музеи! Обычно в музеях запрещается фотография со вспышкой, а за «профессиональную» съёмку со штатива и большой камерой могут брать дополнительную плату (если, конечно, такая съёмка вообще допускается). В лице Fujifilm XQ1 мы имеем, во-первых, очень маленький фотоаппарат, который не сочтут «профессиональным» даже самые озабоченные смотрители. Во-вторых, фотоаппарат с весьма светосильным объективом, благодаря чему вы сможете снимать экспозицию без раздражающей окружающих вспышки. При этом хорошая оптика и умная автоматика камеры обеспечат не только резкость картинки, но и сохранят оттенки музейной подсветки, то есть ту атмосферу, которая царит в экспозиции.

800 DSCF3618
Фокусное расстояние 25 мм, 1/97 с, f/1,8, 500 ISO; режим «А», съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 4,1 МБ.

800 DSCF3598
Фокусное расстояние 47 мм, 1/61 с, f/4, 1600 ISO; режим «А», съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 3,7 МБ.

800 DSCF3490
В случаях, когда светосилы и светочувствительности всё-таки не хватает, в дело вступает стабилизатор изображения. Как видите, очень эффективный.
Фокусное расстояние 70 мм, 1/8 с, f/4,9, 1600 ISO; режим «А», съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 4,9 МБ.

Завершая описание отметим (и покажем), что спектр обстоятельств, в которых камера Fujifilm XQ1 способна помочь вам сделать хорошие фотографии, ограничивается, пожалуй, только вашей фантазией. Ничто не мешает оживить свой цифровой фотоальбом сделанными навскидку событийными портретами, а хотите — можете отправляться хоть на фотоохоту! Камера сработает быстро и точно.

800 DSCF3700
Не думайте, что в помещении светло: выбранная камерой экспозиция говорит о том, что это далеко не так (количество света примерно −0,5 EV). Без стабилизатора дело здесь также не обошлось.
Фокусное расстояние 64 мм, 1/13 с, f/4,7, 1600 ISO; режим «А», съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 4,1 МБ.

800 DSCF3475
Для наглядности ниже мы публикуем кусочек этого кадра в натуральную величину.
Фокусное расстояние 100 мм, 1/155 с, f/4,7, 100 ISO; режим «Р» (автоматическая программа), съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 3,5 МБ.

Squirrel-cropВам может показатся, что в последнем кадре искажён баланс белого и/или недостаточна экспозиция. Однако не забывайте, что сюжет запечатлён в тени на снегу в солнечный день, и такая тень даже на человеческий взгляд почти всегда отливает в синеву. Кроме того, именно благодаря чуть заниженной экспозиции мы получаем превосходную проработку фактуры снега. А уж если хочется что-то поправить — ничто не мешает оптимизировать кадр по вкусу за компьютером.

Выдающееся удобство, которое я считаю нужным подчеркнуть — возможность заряжать камеру, не доставая из неё батарею! Не нужно возить с собой дополнительное «проприетарное» зарядное устройство; камера отлично заряжается через USB-порт, хотите — от стандартного зарядного утстройства для чего угодно, хотите — от компьютера.

В целом камера Fujifilm XQ1 вполне удобна и комфортна в работе. Сюжеты из США были сделаны «агентом под прикрытием» — другом редакции, находящимся в США и предпочитающим в обычной жизни все снимать Айфоном. Сами видите, проблем с освоением и получением качественных фотографий не возникло. Для полноты сравнения, кстати, мы даём снимок, снятый параллельно на Айфон и фотоаппарат. Смотрите сами.

SQvsiP1
Обратите внимание: точка съёмки практически одна. Но 25 миллиметров эквивалентного фокусного расстония камеры XQ1 заметно превосходят айфоновские 35 мм.
Fujifilm XQ1: Фокусное расстояние 25 мм, 1/781 с, f/4,5, 100 ISO; режим «P», съёмка в JPEG лучшего качества (Fine), файл 5,1 МБ.
iPhone 4S: Фокусное расстояние 35 мм, 1/1783 с, f/2,4, режим «какой есть», то есть «P», съёмка в JPEG, файл 3,5 МБ.

Приглядимся к снимкам повнимательнее. Внизу мы даём по два фрагмента этого кадра в 100% увеличении. Картинка с Айфона местами кажется даже более резкой, однако этот эффект обеспечивается мощнейшим «перешарпом», то есть программным повышением резкости исходного кадра. А в результате чистое нежно-синее небо, запечатлённое фотоаппаратом без искажений, на снимке со смартфона становится песочно-зернистым. Да и оттенок его оставляет желать лучшего, скажем честно. Если в нижней паре фрагментов приглядеться к траве, лежащему на ней снегу, столбикам-фонарям, можно лишь подвердить очевидное: налицо завышенная резкость и неидеальный баланс белого. И это ещё без зума, который в фотоаппарате — оптический, а в смартфоне — цифровой, то есть снова программный, неизбежно приводящий к дальнейшему ухудшению картинки. Обратите внимание, что разница отлично заметна даже по снимкам, сделанным практически в идеальных условиях, при ярком естественном освещении; чем сложнее обстановка — тем нагляднее будет разница.

SQvsiP2

 

И если в фотоаппарате настройки резкости, включая её сильное повышение вы можете сделать заранее (а они в меню, разумеется, есть), то смартфон работает так, как может. Такое повышение резкости может потребоваться при подготовке картинки к полиграфической печати, например; но делать его лучше за компьютером в специальных программах. Как и многие другие манипуляции с изображением, повышение резкости может привести к ухудшению исходной картинки по совокупности параметров — и приводит, как мы видим сами.

Фотоаппарат же даёт вам отличный файл, с которым вы при необходимости сможете сделать всё то же самое; но в вашем распоряжении всё равно останется оригинал. Может быть, даже в RAW-формате: ведь если вы всерьёз озадачитесь возможностями компьютерной обработки своих фотографий, вы придёте к осознанной необходимости снимать в RAW. Ну, а пока мы можем лишь повторить озвученный в начале статьи тезис: фотографировать лучше фотоаппаратом, чем телефоном — если в картинке вам важны именно фотографические качества, а не сам факт документально зарегистрированного события или предмета. Снять на память или для соцсетей умильный жест ребёнка, свою новую машину или гостиничный номер, куда вас забросила судьба, можно и смартфоном. Сделать хорошую фотографию — воленс-ноленс нужен фотоаппарат.

 

Wi-Fi

OLYMPUS DIGITAL CAMERAКак и положено современному продвинутому фотоаппарату, камера Fujifilm XQ1 своими силами поддерживает беспроводную передачу данных через Wi-Fi. Для передачи изображений на ваш гаджет на него предварительно нужно поставить приложение под незатейливым названием «Fujifilm Camera Application». Есть и совсем простая программка «Fujifilm Photo Receiver», позволяющая принимать картинки с камеры.

Изображения через Wi-Fi можно передавать и на персональный компьютер; на него нужно предварительно поставить программу «Fujifilm PC Autosave». Режим «шаринга» включается функциональной кнопкой в режиме просмотра и сопровождается пошаговыми указаниями на экране, в которых нет ничего сложного.

С точки зрения безопасности, камера запускает незащищённую сеть без пароля, однако все устанавливаемые подключения должны быть верифицированы с камеры, поэтому шансы на то, что ваши интимные фотографии улетят куда-то налево, весьма невелики.

 

Заключение

Fujifilm XQ1 — отличный образец современной цифровой компакт-камеры, который можно уверенно отнести в разряд hi-end. Весьма миниатюрный и лёгкий корпус скрывает в себе высококачественную матрицу (которая больше, чем у большинства мыльниц) и добротный стандартный зум с отличной светосилой при широком угле.

Быстродействие, изобилие режимов, программ, творческих эффектов и возможность индивидуальной оптимизации настроек «под себя» превращают эту камеру в одну из самых практичных, разносторонних и гибких камер, о которых нам известно.

Отличный вариант в том числе и для серьёзного фотографа, снимающего системными камерами — на тот случай, когда хочется походить налегке, но с хорошим фотоаппаратом в кармане просто на всякий случай.

Действительно компактная камера, которая поместится даже в компактную дамскую сумочку рядом с Айфоном, и не будет выглядеть в сумочке чужеродным прибором: ведь она не только качественная, но и стильная.

Редакция благодарит:
— компанию Фуджифильм Россия за предоставление камеры на испытания;
— «Агента под прикрытием» — Светлану Шаповальянц за освоение матчасти в сжатые сроки и отличный фоторепортаж из сражающегося с русской зимой Нью-Йорка.

Описание камеры Fujifilm XQ1 на сайте производителя.

Полноразмерные файлы с тестовыми фотографиями в формате JPEG (трафик 85 МБ) и RAW (трафик 329 МБ).

Полный ассортимент фотокамер и оптики Fujifilm вы сможете найти в профессиональном фотомагазине www.photosale.ru

Все обзоры камер Fujifilm:

Предыдущая статьяOlympus OM-D E-M10: третий вариант
Следующая статьяSamsung NX30: комфорт и скорость + новая оптика
Родился в Москве в 1970 году. После службы в армии поступил, и в 1995 году окончил МГУ (ИСАА) с красным дипломом. В 1993 году участвовал в создании первого "неофициального" российского фотографического журнала "Фотомагазин", в котором работал заместителем главного редактора до конца 2005 года. В 2006 году стал главным редактором лицензионного русского издания международного журнала о фотографии "Zoom", одновременно редактировал журнал фотографических путешествий "ФотоTravel". Был главным редактором онлайн-проекта Fototips.ru с 2012 по январь 2016 года.