Metz mecalight LED: fashion-съёмка с постоянным светом

[adrotate banner="2"]

Есть ли альтернатива буквальному «стробизму»? То есть использованию всевозможных больших и маленьких вспышек, освещающих выбранный сюжет съёмки ярким светом нужной мощности, но на лишь с трудом улавливаемое глазом мгновение?

DSCF4004

Когда нам предложили испытать осветительные приборы Metz mecalight, мы поначалу отнеслись к этой идее с известным скепсисом, то есть прохладно: на сайте производителя они стоят в разделе «Videolights», а видео — это, конечно, близкое нам, но не совсем наше направление.

Но любопытство возобладало: в любом случае в фотографии (то есть светописи) наличие источника света гораздо лучше его отсутствия. К тому же современные высококлассные фотоаппараты, как зеркальные, так и незеркальные, способны давать превосходные результаты при значениях светочувствительности 800 и даже 1600 ISO, а это, согласитесь, значительно понижает порог требований к искусственному освещению.  Сначала, если помните, светодиодные приборы Metz были вполне успешно испытаны нами в студийных условиях для предметной съёмки.

Теперь же пришла очередь большой студийной съёмки в жанре фэшн, гораздо более требовательной к свету: здесь модель движется, постоянно меняя позы, и приходится фотографировать на значительно более коротких выдержках, чем при съёмке натюрмортов.

Свет и технические вопросы

Итак, для испытаний мы получили штук восемь самых мощных в современной фирменной линейке осветителей mecalight LED-480 (по 72 белых светодиода в каждом) и ещё пару миниатюрных mecalight LED-160 (по 24 светодиода). Как выяснилось впоследствии, этот комплект был неидеален — о чём мы ещё расскажем, — однако вполне работоспособен.

Для съёмки в низком ключе уже хорошо вам знакомая Лена Волкова выбрала огромные залы расширяющейся студии Sunlight, занимающие бывшие грандиозные цеха московского Электрозавода: там есть, где развернуться.

Правда, и свет в большом пространстве нужен яркий, так что перед нами встали несколько вопросов: нужно было сформировать достаточно мощный источник рисующего света, а, кроме того, все источники света нужно было запитать

Но прежде чем переходить к практике, вкратце расскажем о самих приборах.

Metz mecalight LED-480LED-480s

  • 72 светодиода
  • Температура 5600 К
  • Угол освечивания 65°
  • Штативная гайка
  • Яркость 480 люкс на 1 м
  • Плавный диммер
  • Питание от 4 батарей АА (обычных или аккумуляторных)
  • Возможно питание от сетевого адаптера
  • Возможна стыковка с mecalight LED-160
  • Комплектуется накладным рассеивателем и конверсионным жёлто-оранжевым фильтром на 3200 К

Metz mecalight LED-160LED-160s

  • 24 светодиода
  • Температура 5600 К
  • Угол освечивания 65°
  • Штативная гайка
  • Яркость 160 люкс на 1 м
  • Плавный диммер
  • Питание от 2 батарей АAА (обычных или аккумуляторных)
  • Возможна стыковка с mecalight LED-480 и mecalight LED-320
  • Комплектуется накладным рассеивателем и конверсионным жёлто-оранжевым фильтром на 3200 К

Самый слабый и маленький осветитель оказывается весьма полезным: по его бокам имется этакие крепёжные рельсы, куда можно вставить боковые профили осветителей LED-480 и LED-360, формируя тем самым более мощные и функциональные осветительные панели. Однако здесь сказалась наша некоторая неопытность, которую нам пришлось преодолевать на практике.

Дело в том, что к одному прибору mecalight LED-160 можно полноценно присоединить ровно два прибора: с одной стороны LED-480, а с другой — LED-360. Тогда и только тогда диммером одного из «больших» осветителей можно управлять яркостью всего блока. У нас же, если вы помните, 360-х приборов не было, поэтому наша сборка, сделанная нами в качестве источника рисующего света и состоявшая из двух приборов LED-480 с кубиком LED-160 посередине, сквозного управления одним диммером не обеспечивала. Кстати, почему так сделано — для нас осталось загадкой. Но мы не гордые, работаем с тем, что есть, и преодолеваем препятствия по мере их возникновения.

DSCF4063

Второй вопрос — питание. Для подобной сборки нужно 8 батарей АА и 2 ААА (желательно аккумуляторных — комплекта хватает примерно на час полной яркости, и на длительной фотосессии на них батареек не напасёшься. Проведённое исследование руководства по эксплуатации и консультации с производителем помогли узнать, что мощные приборы, то есть LED-480 (и 360) могут отлично питаться от сетевых адаптеров, дающих ток напряжением от 4,5 до 12 В — но при силе тока не менее 1 А. Такие адаптеры нетрудно приобрести в торговле по цене 600—800 рублей за штуку — но с ними возникает новая проблема: длина сетевого провода редко превосходит 1,5 м, а в студии этого мало.

Впрочем, нам предстояла всего одна испытательная фотосессия, и мы решили обойтись для начала аккумуляторами. Нам пришлось регулярно отключать приборы, но одного комплекта аккумуляторов (20 х АА + 4 х ААА — на две сборки из двух осветителей LED-480 + 1 х LED-320, плюс один LED-480 в качестве отдельного контрового или заполняющего осветителя) нам хватило.

Фэшн-фотосессия

Съёмка началась. Первый кадр — модель у колонны. Освещение тремя приборами: одна большая сборка с немного приглушённой диммерами яркостью в качестве заполняющего света на стойке, вторая такая же сборка на стойке в руках у ассистента в качестве рисующего света, и ещё один LED-480 для контровой подсветки. Фотограф вооружён добротным Nikon D800, отлично работающим на 800 ISO и вполне удовлетворительно на 1600 ISO.

DSCF3927

Удобство постоянного света в том, что светотеневой рисунок хорошо виден невооружённым глазом, причём как в реальной жизни, так и в видоискателе фотокамеры (или на её экране в режиме Live View). В любой момент фотограф,  контролирующий ситуацию, может дать указания ассистенту по изменению положения рисующего или дополнительных источником света — это наглядно и практично, да и время экономится.

Результаты не замедлили себя ждать.

LVK_5175_1
Фото 1 (слева): 800 ISO, 1/100 c, f/8, замер точечный.
Фото 2: 800 ISO, 1/100 c, f/8, замер точечный.

LVK_5199
Фото 3: 800 ISO, 1/100 c, f/8, замер точечный.

Для следующего сюжета в бескрайних просторах студии Sunlight была подобрана ещё одна локация.

DSCF4040

Когда по творческому замыслу фотографа модель опустилась и села на стул, контровой осветитель был за ненадобностью и бесполезностью отключён.

LVK_5369b_w
Фото 4 (слева): 800 ISO, 1/100 c, f/8, замер точечный.
Фото 5: 800 ISO, 1/100 c, f/8, замер точечный.

Новый зал, и новое ответственное упражнение: через огромные окна приходит слишком много уличного света. Это не в ночной темноте пыхнуть вспышкой, подсветив объект на переднем плане; смогут ли испытуемые светодиоды успешно померяться силами с дневным светом?

DSCF4052

И в этой непростой ситуации наша отчасти импровизированная главная панель показала себя если и не идеально, то вполне эффективно: Лена Волкова смогла снять то, что было задумано, а ведь именно это и требуется от управляемого света. Задумка, кстати, заключалась в намеренном усилении контраста естетсвенного и искусственного света: на все элементы нашей «световой панели» были «примагничены» входящие в комплект конверсионные жёлто-оранжевые фильтры, преобразующие стандартные «солнечные» 5600 К осветителей в «ламповые» 3200 К. В результате, как видите, модель оказалась тёплым живым существом в холодном синеватом пространстве зала…

LVK_5499
Фото 6 (слева): 800 ISO, 1/100 c, f/8, замер точечный.

LVK_5513
Фото 7 (слева): 800 ISO, 1/100 c, f/8, замер точечный.
Фото 8: 800 ISO, 1/100 c, f/8, замер точечный.

Видео

На этом фотосессия была успешно завершена. Что можно сказать по её итогам?

Выводы

Во-первых, светодиодные осветители Metz, несмотря на своё «видеопозиционирование», отлично пригодны для использования в фотографических целях. Конечно, у них есть свои особенности, однако решать задачи они не мешают.

Во-вторых, они дают ровный белый свет по всему полю (не считая узкой периферийной зоны потемнения) с температурой солнечного света, которая не меняется при диммировании. Проблема заключается лишь в том, что у диммеров нет этаких фиксированных положений (например, 1/2 мощности, 1/4, 1/8 и т.п.), и свет каждый раз приходится измерять заново.

В-третьих, свет от светодиодов хоть и яркий, но постоянный, то есть не хлещет по глазам снимаемых (да и снимающих) мощными импульсами, да и к тому же холодный: приборы практически не нагреваются сами и не нагревают то, что освещают. Наша модель, конечно, не была брикетом мороженого, но эту «фичу» оценила вполне.

В-четвёртых, если света не хватает, приборы можно составлять вместе до тех пор, пока их суммарная мощность не окажется достаточной. Вот ещё производитель решит проблему внутренней совместимости в сборных блоках (приобретение приборов обязательными для согласования управляющей цепи «тройками» — LED-480 + LED-160 + LED-320 нам, фотографам, кажется неоправданным; если брать — то сразу мощь!) — и жить станет веселее.

И, наконец, вы оказываетесь обладаетелем универсальных осветителей — это мы расширили творческие горизонты, использовав их для фотографии, а ведь изначально-то они сделаны для видео. Так что если вы ещё практикуете и видеографию — одним выстрелом убиваются свразу два осветительных зайца.

Как говорится, творите, выдумывайте, пробуйте!

Model: Alyona Gold (Алёна Голд)
Makeup: Irina Bliznec (Ирина Близнец)
Style & Design: Katia Kozyreva (Катя Козырева)
Photographer: Лена Волкова
Assistant: Николай Тевашов

Редакция Fototips благодарит компанию А.Фото за предоставленные на испытания осветительные приборы Metz.

Предыдущая статьяФотоконкурс Nikon открыт для всех
Следующая статьяProfoto B1: новый уровень портативности импульсного света
Родился в Москве в 1970 году. После службы в армии поступил, и в 1995 году окончил МГУ (ИСАА) с красным дипломом. В 1993 году участвовал в создании первого "неофициального" российского фотографического журнала "Фотомагазин", в котором работал заместителем главного редактора до конца 2005 года. В 2006 году стал главным редактором лицензионного русского издания международного журнала о фотографии "Zoom", одновременно редактировал журнал фотографических путешествий "ФотоTravel". Был главным редактором онлайн-проекта Fototips.ru с 2012 по январь 2016 года.