Мобильная фотостудия со вспышками Metz Mecablitz

В этой статье мы расскажем о работе с внешними вспышками, которая на фотографическом сленге называется стробизмом.

Стробзим — очень специфический тип съёмки. Это вроде промежуточного, переходного периода между новичком, который снимает без света, и профессионалом, у которого уже настолько высокие требования, что его интересует работа с генератором.

К нам в редакцию попали три вспышки Metz Mecablitz 44 AF-1 Digital. При розничной цене 6500 рублей они, как выяснилось, обладают вполне достойными характеристиками.

Характеристики

Давайте начнём знакомство с этой вспышкой с основных характеристик.

Основные характеристики:

  • Ведущее число: 44 при ISO 100 и угле освечивания, соответствующем фокусному расстоянию 105 мм
  • Поворотный рефлектор, подъём по вертикали (+90°) и поворот по горизонтали (300°)
  • Простое управление концепция управления
  • Зумирование 24—105 мм
  • Встроенная широкоугольная рассеивающая линза для освещения при съемке с фокусным расстоянием 12 мм
  • Выдвижная отражающая пластина
  • Подсветка автофокуса
  • Встроенная многозонная измерительная вспышка с автоматической фокусировкой
  • Контрольные индикаторы готовности вспышки к работе и экспонирования на устройстве и на фотоаппарате
  • Автоматическое отключение
  • Обновление ПО вспышки через встроенный USB-разъём

Давайте сравним Mecablitz 44 с «родными» вспышками от Nikon и Canon. Однако, заметьте, что у всех вспышек ведущее число указано для разных значений зума рефлектора. Все данные приведены для ISO 100.

Модель вспышки

Ведущее
число

Зум

Стоимость

Metz Mecablitz 44

44

105 мм

6500 р.

Nikon SB-700

38

120 мм

11 300 р.

Nikon SB-910

53

200 мм

16 000 р.

Canon Speedlite 430EX II

43

105 мм

10 200 р.

Canon Speedlite 600EX

60

200 мм

23 900 р.

Sony HVL-F43AM

43

105 мм

10 800 р.

Sony F58AM

58

105 мм

14 700 р.

Как видите, сравнение с Canon Speedlite 430EX II, Nikon SB-700 и Sony HVL-F43AM показывает, что по мощности вспышка Metz 44 AF-1 digital выступает наравне с «родными» вспышками.

Режимы работы вспышки

  • Работа в режиме TTL
  • Работа в ручном режиме с 4 ступенями мощности
  • Работа в режиме ведомой фотовспышки. Вспышка запускается с помощью встроенной в камеру ведущей вспышки (зависит от камеры) или от дополнительной внешней вспышки, работающей в режиме ведущей.
  • Синхронизация по первой или второй шторке затвора (зависит от типа фотоаппарата)
  • Ручная коррекция мощности импульса (в зависимости от типа фотоаппарата)
  • Автоматический режим заполняющей вспышки

Как видите, режимы достаточно разнообразны. Конечно, в первую очередь, выделяется возможность работы в режиме TTL и поддержка TTL в режиме ведомой вспышки.

Подготовка к съёмке

Мы решили поснимать нашего друга Максима во время его тренировки на BMX. Мы посмотрели место съёмки и назначили встречу.

Подготовка техники

Процесс подготовки редко описывают подробно, хотя здесь кроется немало подводных камней. Для работы с внешними вспышками нужно решить несколько вопросов:

  • Крепление вспышки на штативе. Существует несколько переходников, позволяющих закрепить вспышку на стандартный штатив.
  • Использование светоформирующих насадок. Вспышка без насадки — это точечный и жёсткий источник света, и в большинстве случаев этого недостаточно для работы.

Эти две проблемы нам удалось легко решить, используя комплект SoftBox от Lastolite.

Помимо самого софтбокса в комплекте идёт насадка, которая позволяет установить вспышку на штатив. Таким образом, не устанавливая сам софтбокс, вы можете крутить вспышку так, как вам нужно.

Какой штатив использовать для вспышки. Портативные штативы очень лёгкие и могут упасть при сильном ветре, а большие штативы очень громоздкие. В нашем случае мы выбрали более мощные штативы, чтобы не беспокоиться относительно ветра.

Чем запускать вспышки. Все камеры Nikon, включая новую D800, имеют возможность управлять удалёнными вспышками с помощью встроенной вспышки, ею мы и решили воспользоваться. Ведь она довольно слабая, и мы сможем проверить чувствительность приёмника в Metz 44 AF-1 digital.

Кстати, вспышки питаются от четырёх батареек АА. Мы взяли по два комплекта на каждую вспышку.

Фотосъёмка

Погода нас как всегда подвела, вместо пасмурного неба на нас так светило яркое солнце, что даже в тени можно было снимать без света.

Но мы решили не сдаваться.

Первая локация

Первым кадром мы решили снять портрет. Мы установили две вспышки без насадок в качестве контровых источников, причем не боясь, что они частично будут давать засветку в кадр. Перед моделью мы поставили вспышку с софтбоксом. Все вспышки были переключены в режим TTL.

Вспышки запускались с помощью встроенной вспышки. Как вы понимаете, импульс у неё не самый мощный, но чувствительности приёмников вспышек хватало с головой, и у нас не было промахов.

Единственная проблема была в том, что солнечного света было очень много. Чтобы его перебить, мы установили вспышки на максимальную мощность.

Как вы знаете, любой софтбокс «съедает» мощность примерно на 1—1,5 ступени. Поэтому нам пришлось убрать передний рассеиватель. Сам по себе софтбокс был не большой, он освещал модель по пояс, но нас это устраивало, мы снимали средний план.

Ура, мощности вспышки в софтбоксе хватило для нормального освещения лица модели. Это самое главное.

Вторая локация

Здесь мы решили поснимать трюки.

Схема света такая же, два контровых источника и в качестве рисующего источника — голая вспышка.

Вот интересный эффект, когда мы вводим вспышку в кадр

Третья локация и новая вспышка

Впечатлившись высоким полётом нашего друга на БМИКС, мы решили снять его в полёте.

Однако было решено использовать не маленькие вспышки, а проверить, что из себя представляет вспышка Metz mecablitz 76 MZ-5 digital, также предоставленная нам на тестирование.

Metz mecablitz 76 MZ-5 digital

Это молотковая вспышка, которая благодаря сменному адаптеру SCA совместима со всеми системами камер.

  • Ведущее число вспышки: 76 (ISO 100, фокусное расстояние 105 мм)
  • Диапазон поддерживаемых фокусных расстояний 24—105 мм.
  • Источник питания — перезаряжаемый аккумулятор.
  • Управление идёт с помощью блока, установленного на горячем башмаке.
  • Вторая лампа в ручке (об этом чуть ниже)

Вспышка поддерживает режимы:

  • E-TTL- / E-TTL-II (Canon)
  • i-TTL / i-TTL-BL- / D-TTL / 3D (Nikon)
  • Four Thirds TTL (Olympus / Panasonic / Leica)
  • P-TTL (Pentax)
  • ADI (Sony)

Такая вспышка идеальна для съёмки свадеб, показов и прочей репортажной съёмки. Как мы писали выше, в ручку вспышки встроена вторая лампа, если вы поднимаете голову вспышки, чтобы получить отражённый от потолка рассеянный свет, вторая вспышка подсветит лицо модели и даст огонёк в глазах.

Зачем нужна такая мощность вспышки? Вам может показаться, что вспышка излишне мощная и такая мощность никогда не будет использоваться. Однако как только у вас появится снимать репортаж на улице под ярким солнцем, вам придётся использовать всю мощность вспышки, чтобы на палящем солнце эффективно заполнить тени на лицах людей.

В нашей съёмке мы решили осветить велосипедиста. С её мощностью это оказалось несложно.

Итоги теста

Вспышки Mecablitz 44 AF-1 и Mecablitz 76 MZ-5 показали себя с лучшей стороны. Они сравнительно дешёвые, при этом мощные и достаточно быстро работают. Надёжная конструкция и немецкое качество при такой цене доставляют особенное удовольствие.

Мы рекомендуем эти вспышки всем, кто хочет завести себе бюджетную мобильную студию с хорошим светом. При этом для уверенной работы на открытом воздухе в условиях яркого естественного освещения мы бы порекомендовали более мощные источники света, то есть, в данном случае, «молоток» Mecablitz 76 MZ-5.

Backstage

Съёмочная группа

Фотограф: Игорь Скрынников
Видеооператор: Андрей Галактионов

  • R U focused?

    При своей цене чем они лучше, скажем Yongnuo 460-462?

    • Очень хороший вопрос. В данном случае нет смысла сравнивать ведущие числа и зум-рефлекторы. Metz однозначно выигрывает в удобстве работы. Дело не столько в удобстве кнопок (хотя они весьма удобные) или дизайне. Здесь уже играют роль другие материи.

      Любой профессионал с уважением и почти любовью относится к своей технике. Для профессионала помимо надежности важна и эстетическая составляющая работы с техникой. Это то, что делаеи его работу более приятной. А это очень важно, ведь это энергетика которая передается окружающим и становится частью имиджа конкретного фотографа.

      • Nika_G

        Игорь, это действительно очень важная составляющая… но человек приходит к осознанию таких аспектов либо с опытом, либо при неограниченном бюджете…
        можно использовать и Canon/Nikon/Sony, можно довольствоваться б/у Sigma/Yongnuo… или выбирать некую “золотую середину” типа Metz – лишь бы эта техника позволяла решать те творческие задачи, которые ставит для себя фотограф! 🙂

  • а какого размера софтбокс предпочтительнее для такой бюджетной фотостудии? стоит брать 80х80 или хватит 60х60?

    • Конечно всегда лучше брать с запасом, но для портрета 60х60 достаточно.

  • Дмитрий

    лучше купить Yongnuo YN-565EX или три вспышки
    Yongnuo 460

    • Смирнов Юрий

      аха, можно. Только нужно учитывать, что у Йонгнуо мощность меньше чем они говорят. Итого если написано 33, а по сути 28 – какие тогда насадки использовать? Вообще света не останется! Ознакомьтесь на досуге http://speedlights.net/2010/05/21/yongnuo-flash-guide-numbers/

    • Nika_G

      конечно, никто не запрещает использовать Yongnuo… это вопрос бюджета. однако лучше “родных” (системных) пока никто ничего не придумал. но гонять для стобизма родные, откровенно говоря – не дешёвое удовольствие, вот и выходим на Metz (для любой платформы) – это однозначно.
      у меня стробкомплект из трёх Minolta 5400HS+батблоки и радиосинхронизаторы – простите, но Yongnuo тихо курит в сторонке…

  • Anton

    Скажите какую стойку и софтбокс вы использовали?

    • Здравствуйте, Антон.

      Мы использовали стойки Manfrotto для студийных приборов, но они из старых серий. Сейчас существует подобный аналог Manfrotto 1005BAC (http://specphoto.ru/#2;123;138;;;6315). Прекрасная стойка для студии, и надежная для выезда. А если чисто для выезда – есть более дешевая 1051BAC.
      Мы работали с софтбоксами Lastolite Ezybox hotshoe 54x54cm (http://specphoto.ru/#3;121;;383;;4453)

  • Ратмир Памиров

    У меня бывали случаи, когда именно Metz и отказывал, притом новый. Поэтому говорить, что “китаец” заведомо не надежнее, слишком самоуверенно.

    • О надежности как правило говорит общая статистика. И она показывает, что Metz более надежен.

  • скорость перезарядки при максимальном пыхе? Смысл переплачивать за TTL и подсветку АФ если работает внешней, или там тригеры с TTL?

  • Для замораживает движение колеса свет, а не выдержка.

  • Ольга Шевкунова

    Каким образом внешняя вспышка поджигается от встроенной? Нигде не могу найти, на ощупь не получается. Вспышка Metz 44 + Nikon D3100.

    • Виталий

      В D3100 нет функции CLS,в вашем случае только радиосинхронизаторы помогут.

  • Сергей Исправников

    А с Canon 7D от встроенной будет работать или надо синхронизатор.