Обзор объектива ZEISS Batis 2,8/18 для камер Sony серии А7

Совсем недавно в Москве на выставке «Фотофорум» состоялась мировая премьера нового объектива от Zeiss для камер Sony серии А7. Компания представила сверхширокоугольник — Batis 2,8/18. И так как объектив был представлен именно в России, мне для тестирования достался экземпляр с символичным номером 00000001.

В последние несколько лет я активно использую в своей работе камеры Sony серии А7 и поэтому с большим интересом взялся за тестирование нового Zeiss Batis 2,8/18, который стал логичным продолжением линейки автофокусных объективов Zeiss для байонета Е.

fototips-ru_batis_2-8-18_009

Теперь линейка Zeiss Batis состоит из трёх объективов — это 1,8/85 мм, 2/25 мм и новый 2,8/18 мм. 85-й я с большим удовольствием использую в своей работе и снял на него много успешных коммерческих проектов, 25-й Batis я не использую, так как это фокусное расстояние в моей линейке оптики очень удачно закрыто объективом Zeiss Loxia 2.8/21, а вот 18 мм — это уже суперширик, и его обязательно нужно испытать, сделав свои собственные выводы.

Конструктив

Batis 2,8/18 — это ретрофокусный объектив, созданный по схеме «Distagon» и имеющий угол обзора 99 градусов. Схему перевёрнутого телеобъектива компания впервые использовала в 1952 году при создании объектива 5,6/60 мм для камеры Hasselblad 1000F и с тех пор постоянно усовершенствовала её, борясь с присущими этой конструкции недостатками, возникающими из за несимметричности конструкции, такими, например, как продольные хроматические аберрации.

fototips.ru_batis_2.8-18_007

В настоящее время «Distagon» — это самая лучшая схемотехника для широкоугольных объективов Zeiss. Разработчики с максимальной эффективностью используют возможности автоматизированного компьютерного расчёта и оптические стёкла с недоступными ранее характеристиками.

fototips-ru_batis_2-8-18_008

Объектив собран превосходно, как и все представители семейства. Алюминиевый эргономичный корпус имеет пыле-/влагозащитные свойства и, как утверждают разработчики, рассчитан на многолетнее использование в сложных условиях.

На мой взгляд, из всех объективов Batis у модели 18 мм самый быстрый и бесшумный автофокус. Во время тестирования мне иногда казалось, что объектив всегда сфокусирован, а подтверждение фокуса — это всего лишь формальность.

Практика съёмки

Я тестировал объектив, используя свою рабочую камеру A7R II, однако его можно использовать со всеми камерами Sony с байонетом Е, как с полнокадровыми, так и с камерами формата APS-C.

Хочу начать свой практический обзор именно с этого изображения, так как на нём очень наглядно видно, как объектив рисует перспективу ландшафта от переднего плана до бесконечности.

ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/11, 1/200 с, ISO 100 (снято с рук).
ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/11, 1/200 с, ISO 100 (снято с рук).

При использовании для съёмки на открытых пространствах объектив — при грамотной компоновке кадра — способен полностью раскрыть свой потенциал суперширокоугольника.

Следующий кадр я снял на улице города, находясь в зажатом домами положении. Как правило при таком ракурсе кроме широкоугольника никакой другой объектив не сможет показать объём и перспективу подобного места. Единственное, что в такой ситуации нужно сделать фотографу, — это выровнять камеру по двум осям, используя встроенный в видоискатель уровень.

ZEISS Batis 2.8/18, Sony A7RII @ f/11, 1/125 с, ISO 100 (снято с рук)
ZEISS Batis 2.8/18, Sony A7RII @ f/11, 1/125 с, ISO 100 (снято с рук)

На картинке хорошо видно, что объектив, как говорят, «прямой», без явно выраженных бочкообразных искажений. Все вертикальные линии остались в кадре вертикальными и прямыми.

В случае, если сюжет симметричный, то при правильном положении камеры мы получаем картинку с ярко выраженной перспективой и без геометрических искажений.

ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7RII @ f/16, 1/100 с, ISO 100 (снято с рук).
ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7RII @ f/16, 1/100 с, ISO 100 (снято с рук).

А вот эта картинка очень хорошо показывает, что симметричные и насыщенные деталями композиции — это конёк для Batis 2,8/18, и следующий симметричный сюжет это отлично иллюстрирует.

Объектив не имеет встроенного стабилизатора, но встроенный стабилизатор камеры Sony A7RII, даёт возможность получать абсолютно резкие изображения без использования штатива на длинных выдержках.

ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/11, 1/60 с, ISO 100 (снято с рук).
ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/11, 1/60 с, ISO 100 (снято с рук).

Благодаря эффективной стабилизации я задиафрагмировал объектив до f/11 и смог при этом снять интерьер магазина с рук на выдержке 1/60, добившись большой глубины резкости и превосходной детализации, которую объектив показывает по всему полю кадра.

Вот ещё один кадр, который демонстрирует высокое разрешение объектива.

ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/11, 1/80 с, ISO 100 (снято с рук).
ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/11, 1/80 с, ISO 100 (снято с рук).

Эти фрагменты наглядно демонстрируют разрешение и глубину резкости объектива, который способен отобразить с превосходной резкостью как камушки у вас под ногами, так и объекты на заднем плане.

ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/11, 1/80 с, ISO 100 (фрагмент 100%, центр кадра, задний план).
ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/11, 1/80 с, ISO 100 (фрагмент 100%, центр кадра, задний план).
ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/11, 1/80 с, ISO 100 (фрагмент 100%, край кадра, передний план).
ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/11, 1/80 с, ISO 100 (фрагмент 100%, край кадра, передний план).
ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/11, 1/80 с, ISO 100 (фрагмент 100%, край кадра, средний план).
ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/11, 1/80 с, ISO 100 (фрагмент 100%, край кадра, средний план).

Этот кадр и его фрагмент наглядно демонстрируют практически полное отсутствие хроматических аберраций на полученном изображении в тех местах, где они обычно проявляются.

ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/11, 1 с, ISO 100 (снято со штатива).
ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/11, 1 с, ISO 100 (снято со штатива).
ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/11, 1 с, ISO 100 (фрагмент 100%).
ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/11, 1 с, ISO 100 (фрагмент 100%).

Этот тест я снял для того, чтобы посмотреть, как работает объектив на минимальной дистанции фокусировки. Камера на штативе, фокус на цифре 3, расстояние до плоскости фокуса 25 см.

fototips-ru_batis_2-8-18_001 fototips-ru_batis_2-8-18_002 fototips-ru_batis_2-8-18_003 fototips-ru_batis_2-8-18_004 fototips-ru_batis_2-8-18_005 fototips-ru_batis_2-8-18_006

Вот ещё несколько сюжетов, снятых мной на разных диафрагмах с помощью объектива Zeiss Batis 2,8/18 и камеры Sony A7R II.

ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/11, 1/60 с, ISO 100 (снято с рук).
ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/11, 1/60 с, ISO 100 (снято с рук).
fototips.ru_batis_2.8-18_019
ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/5,6, 1/80 с, ISO 100 (снято с рук).
ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/2,8, 1/80 с, ISO 100 (снято с рук).
ZEISS Batis 2,8/18, Sony A7R II, f/2,8, 1/80 с, ISO 100 (снято с рук).

Заключение

Объектив Zeiss Batis 2,8/18 — превосходный образец сегодняшнего сверхширокоугольного объективостроения. Полагаю, по итогам просмотра снятых мною тестовых фотографий такая оценка не вызывает у вас сомнений.

Знаменитый немецкий бренд использовал самые современные технологии, чтобы придать максимальную эффективность давно известной ретрофокусной дистагоновской оптической схеме. Отличное исправление аберраций и искажений минимизирует необходимую послесъёмочную обработку, как внутрикамерную, так и компьютерную.

В результате с помощью нового объектива фотограф, работая почти экстремально коротким фокусом, получает возможность полностью реализовать потенциал своей камеры Sony.

  • Nicolas Dneprovsky

    Сверхширики особенно критичны именно в самых углах. Именно там сильнее всего падает разрешение (причём по-разному для двух плоскостей) и проявляется хроматизм. Судя по графикам MTF, объектив хорош. Но это по графикам, а ведь нам обещали практический тест. А в нём нет ни одного кадра с мелкими деталями в углах… То же, что именуется “краем” – это в лучшем случае круг с диаметром, равным длинной стороне кадра…