Обзор панорамных головок Novoflex

Этой весной компания Novoflex решила радикально расширить своё присутствие на российском рынке. Для нашего обзора мы выбрали два самых интересных и перспективных на нашем рынке панорамных решения, это система VR-System PRO II и система VR-System SLANT.

Главное и принципиальное отличие панорамной головки – это возможность с помощью неё поворачивать и наклонять камеру вокруг нодальной точки объектива. Нодальная точка объектива – это точка в которой сходятся все лучи света, перед тем как разойтись далее. Как правило нодальной точке ближе всего соответствует положение диафрагмы в объективе, перемещая вокруг неё камеру при съёмке панорамы, мы исключаем возможность параллаксных искажений.

Для съёмки круговой панорамы достаточно сделать один ряд вертикальных или горизонтальных кадров.

Для съёмки большой и сферической (3D панорамы) уже не достаточно одного ряда кадров. Такие панорамы называются многорядными или мозаичными. Для съёмки такой панорамы панорамная головка должна обладать возможностью наклонять фотоаппарат, вверх-вниз. При такой съёмке нодальная точка должна находиться не только на оси центральной колонны штатива, но и совпадать с уровнем оси наклона фотоаппарата. Подробнее о практической съёмке панорам мы расскажем в будущих статьях.

Немного истории

Компания Novoflex начинает свою историю в послевоенной Германии. В 1948 году фотограф Карл Мюллер основал компанию и уже в 1950 году им была зарегистрирована торговая марка “Novoflex”. В шестидесятых годах компания с успехом занималась разработкой и производством специальных мехов для таких камер как Contax и Hasselblad. Видимо работа с такими именитыми брендами и позволила Novoflex поднять планку качества на недостижимый для многих компаний уровень. В 2006 году Novoflex создаёт свою первую систему для панорамной съёмки и в 2008 году дополняет её системой QuadroPod.

Первое знакомство

Система PRO II – это самая продвинутая панорамная система в линейке Novoflex, способная помочь фотографу в съёмке любых панорам, практически любой оптикой (до 300 мм) и любой камерой. PRO II в первую очередь рассчитана на профессионалов и состоятельных любителей панорамной съёмки.

Система SLANT – это специальная головка для быстрого создания сферических или 3D панорам. Причем скорость работы – это самая сильная сторона этой системы. Для создания 3D панорамы достаточно снять четыре кадра с помощью объектива рыбий глаз (fish-eye). Как видите камера закрепляется под углом 60 градусов, что заметно оптимизирует размер конструкции и даёт возможность пользоваться при съёмке моноподом.

Для теста мы предоставили оба комплекта профессиональному фотографу, президенту “Гильдии рекламных фотографов” Дмитрию Мухину. Дмитрию часто приходится снимать панорамные индустриальные пейзажи и интерьеры.

Мнение профессионала

Я обладаю достаточным опытом в съемке панорам интерьеров, пейзажей и индустриальной съёмке. В своей работе я уже несколько лет использую панорамную систему Manfrotto. С ней я и буду сравнивать систему Novoflex. Первое, что сразу бросается в глаза, это техническое исполнение данного девайса, каждая деталь которого выполнена с прецизионным качеством. Если кто-то скажет что это не самое главное, я позволю себе с ним не согласиться. Очень большое значение для профессионала имеет уровень и класс используемой в работе аппаратуры. Очень часто по уровню используемой аппаратуры можно судить о квалификации и стоимости услуг профессионального фотографа. И ещё одна важная деталь, в панорамном оборудовании надо быть уверенным на все 100% так как проверить результат возможно только после съёмки, когда вернуться и повторить кадр практически невозможно.

Конструктив

Система PRO II в разобранном виде достаточно компактна и не слишком тяжела (1,69 кг). Что позволяет профессиональному фотографу включить её в обязательный выездной набор техники.

Часто при сборах на выездную фотосъемку жестко стоит вопрос размеров и веса аппаратуры. Иногда приходится отказываться брать с собой какие-то составляющие в ущерб будущему качеству просто потому, что трудно донести.

На тесте панорамная система была дополнительно укомплектована компактным шаровым узлом “MagicBalance”, что не могло не порадовать. Независимо от того на какой поверхности установлен штатив, ровной неровной или быть может даже под углом, сам вращающийся узел легко выставить по уровню. У Manfrotto при выставлении уровня, при окончательном зажиме фиксатора регулировка часто сбивается, с Novoflex этого не происходит. Делительная головка в PRO II имеет возможность автоматически отсчитывать углы по горизонтальной плоскости в 10,15,20,24,30,36,45 и 60 градусов. Переключаться между углами очень легко нужно только повернуть колёсико управления в другое положение, и это ещё одно конструктивное отличие от Manfrotto.

Вот для сравнения, как выглядят две профессиональные панорамные системы Novoflex и Manfrotto.

С системой Manfrotto я работаю уже более пяти лет и она меня никогда не подводила, PRO II на её фоне выглядит компактней и менее брутальной, посмотрим как она покажет себя в работе.

Система SLANT удивительная вещь. Камера устанавливается с ее помощью под углом в 60 градусов, так что диагональ кадра становится перпендикулярна снимаемому сюжету. Это очень удобно при съемке сферических круговых панорам фишай-объективом, расстояние выноса оси объектива камеры становится короче, консоль меньше и управляться в момент съемки с конструкцией гораздо легче.

Испытания

Для проверки обоих панорамных систем в полевых условиях я решил провести три съёмки в разных условиях. Первое это пленэр “Музей усадьба Архангельское”, второе это большого размера помещение “Музей техники Вадима Задорожного” и очень небольшое камерное помещение это “Галерея Валентина Рябова”.

Фотосъёмка в “Музее усадьбе Архангельское”

Конечно зимой снимать панорамы в Архангельском дело не благодарное, весь знаменитый парк находится под снегом, а скульптуры упакованы в деревянные боксы, но я ставил целью испытать Novoflex в условиях нашей холодной зимы. А вот с этим всё в порядке, на улице солнечная погода и минус 18 градусов.

Я решил снять рядную панораму фасада “Большого дворца”, с целью создания файла большого размера пригодного для широкоформатной печати и круговую панораму внутреннего дворика дворца, для проверки точности всей системы при дальнейшей сборке. Делительная головка плавно перемещаясь между углами съёмки в то же время очень чётко фиксировала их, тем самым исключая пропуски кадров. Кто снимал панорамы, меня поймёт – начинаешь собирать картинку а одного кадра из панорамы нет, просто пропустил и не заметил. Конечно это ошибка фотографа, но с PRO II нужно очень постараться, чтобы пропустить кадр.

Хорошую проверку на морозоустойчивость получил и взятый мной для теста уникальный четырёхногий штатив QuadroPod. Объясню почему, QuadroPod в нашем случае был укомплектован карбоновыми ногами (существуют и другие комплектации), и нам настоятельно не рекомендовали работать с ним на морозе, мол вещь дорогая и может расколоться. Но ничего страшного не произошло, вся система отработала при низкой температуре без нареканий и поломок.

В комплекте с панорамной системой VR-System PRO II идет лицензионная копия профессиональной программы Panoramastudio 2 pro. Эта программа позволяет сшивать цилиндрические и сферические панорамы. И так как при съёмке я не совершил грубых ошибок, потребовалось всего несколько минут для выбора необходимых параметров создания и экспорта панорамы, а всё остальное программа сделала автоматически.

Примеры отснятых и собранных панорам:

Панорама размером 12000х6000 пикселей (скачать)

Интерактивная круговая панорама (посмотреть)

Фотосъёмка в “Музее техники Вадима Задорожного”

Здесь решено было испытать систему Slant. Чтобы подготовить систему к работе, я снимаю одну ногу со штатива QuadroPod, тем самым получая монопод и креплю на неё Slant. Далее закрепляю камеру и через минуту я готов к съёмке.

Опишу в кратце с какой оптикой производитель рекомендует использовать систему Slant:

Для камер с кроп-матрицей:

  • Sigma 4,5mm / 2,8 EX DC Fisheye HSM
  • Sigma 8mm / 3.5 EX DG Fisheye
  • Peleng 8mm / 3.5 Fisheye
  • Canon EF 8-15mm / 4 L USM Fisheye

Для камер с полнокадровой матрицей:

  • Tokina AT-X 10-17mm / 3.5-4.5 DX Fisheye
  • Sigma 10mm / 2.8 EX DC Fisheye HSM
  • Nikkor AF 10.5mm / 2.8 G ED DX Fisheye
  • Samyang 8mm / 3.5 Fisheye
  • Canon EF 8-15mm / 4 L USM Fisheye

В моём случае я использовал Canon 5D mark II и Canon EF 8-15mm / 4 L USM Fisheye.

Для создания сферической панорамы нужно отснять всего 4 кадра, приблизительно с интервалом в 90 градусов. Вся съёмка панорамы занимает около минуты и то только по тому, что некоторое время уходит на выравнивание камеры по уровню. Если заниматься этим не в первый раз, я думаю можно укладываться секунд в 30.

Съёмка 4 кадров в музее.

Снимать я рекомендую в мануальном режиме и следить за тем, чтобы ваши ноги не попадали в кадр. Если вы снимаете так называемый “Виртуальный тур” можно не разбирая системы перемещаться к следующей точке съёмки.

Отснятый материал я рекомендую собирать в программе PTgui это самая полная и распространённая программа для сборки панорам. Ещё замечу, что PTgui интуитивно понятная программа и с ней можно разобраться без нудного чтения мануала.

Пример снятой и собранной панорамы:

Интерактивная панорама музея техники Вадима Задорожного.

Фотосъёмка в “Галерее Валентина Рябова”

В галерее я решил отснять сферическую панораму но уже с системой PRO II. Нужно было добиться такого качества изображения, чтобы у зрителя была возможность рассмотреть и оценить для себя каждую картину в интерьере. Для этого с помощью панорамной головки я отснял 60 изображений, которые потом собрал в интерактивную панораму высокого качества. Так же отснял несколько многорядных панорам по 180 градусов, пригодных для качественной печати.

Все эти панорамы я собрал в программе PanoramaStudio 2 Pro, которая собрала их достаточно быстро и в автоматическом режиме.

Примеры отснятых и собранных панорам:

Интерактивная панорама в “Галерее Валентина Рябова”.

Галерея Валентина Рябова

Backstage

QuadroPod

Ещё хочу чуть подробнее остановиться на удивительном продукте – четырёхногом штативе QuadroPod. На первый взгляд полнейшее безумие, но вы же понимаете, что немцы безумны только в порно. Его не так просто установить, так как приходится ставить три ноги и четвертую подгонять под поверхность.

Так для чего же он нужен?

На самом деле четырехногий штатив необходим как раз для съёмки панорам. Дело в том, что четыре точки опоры дают такую же устойчивость как у обычного штатива при меньшем радиусе расстановки ног, чем обычного треногова штатива. А соответственно, если ноги расставлены не широко, они не попадают в поле зрения камеры при съёмке сферической панорамы.

На иллюстрации ниже это наглядно показано

Кроме того у квадропода съёмные ноги, каждую из которых можно использовать в качестве монопода, а в комплектации Variabel оставшийся без ноги QuadroPod легко превращается в привычный треногий штатив.

Ориентировочные розничные цены в России: VR-System PRO II – 31200 рублей. VR-System SLANT – 10300 рублей.

  • Arsen Stolyarov

    Как для президента “Гильдии рекламных фотографов”, Дмитрию Мухин не сильно старался, а темболее не старался показать прецизионную точность разных комплектов панорамных голов. Смысл такого поста, и темболее антирекламу продукции такой компании, если показывается качество равносильно снятое самодельными головами?! Что со штатива что с монопода, панорамы кривые и видимые невооруженным глазом косяки, паралакс и т.д. Удивили )))

    • Дмитрий Мухин

      Удивительное дело, всегда вместо обсуждения предмета, происходит
      обсуждение исполнителя и тестовых фотографий.

       

      Фотограф берет на тест какую-либо технику, пробует на ней
      работать, и затем делится своими впечатлениями о ней. Как правило любая
      панорама при сборке требует окончательной скрупулезной доводки. Такую задачу я
      себе не ставил.

       

      На это просто не было времени.

      Однако специально в качестве объекта съемки выбрали картинную
      галерею, с множеством планов, сложной конфигурацией помещения и большим
      количеством картин, размещенных на разном удалении от точки съемки.

       

      В результате произвели круговую фотосъемку 12 кадров по
      горизонтали и 5 или 7 по вертикали. Захват 180 градусов по вертикали и 360 по
      горизонтали (стоило перехлестнуть последние кадры т.е. 190 и 380
      соответственно, чтобы при преобразовании в круговую панораму не было заметно
      состыковки, но не учли т.к. виртуальными турами не занимаемся). При данных
      углах охвата горизонтальные прямые линии на панорамной фотографии прямыми не
      будут никогда, таков математический алгоритм обработки программой, иначе линия
      просто будет ломанной (если вы заметили, некоторые панорамы сшивались из кадров
      сделанных «фишаем»). А вот от правильной фотосъемки зависит насколько линия
      будет плавной и непрерывной.

       

      Использую панорамы в своей фотографической практике в двух
      основных случаях:

      –      
      когда угла объектива недостаточно для захвата
      снимаемой площади;

      –      
      когда разрешения камеры недостаточно, чтобы
      напечатать фотоизображения требуемого размера.

      В этих случаях применение при фотосъемке панорамной головки
      просто необходимо, чтобы избежать параллакса, т.е. раздвоения предметов на
      переднем плане.

       

      Паралла́кс (греч.
      παραλλάξ, от παραλλαγή,
      «смена, чередование») — изменение видимого положения объекта относительно
      удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя.

       

      В нашем варианте подобный дефект отсутствует напрочь.

      Что касается самодельных панорамных головок, то половина
      российских автовладельцев водят «жигули».

      Но я рад, что основное из нашей статьи вы поняли. Продукция
      произведена известной фирмой, высокого качества и достойна для применения профессиональными
      фотографами.

      • Rodeus

        “При данных углах охвата горизонтальные прямые линии на панорамной фотографии прямыми не будут никогда, таков математический алгоритм обработки программой, иначе линия просто будет ломанной (если вы заметили, некоторые панорамы сшивались из кадров сделанных «фишаем»). А вот от правильной фотосъемки зависит насколько линия
        будет плавной и непрерывной.”

        Для стичера нет разницы на каком фокусном расстоянии производилась съемка. Фишай ли, выпрямленный ли ширик, математическая модель в любом случае подразумевает варп. С точки зрения геометрии, панорамы, сшитые разными объективами будут выглядить идентично.

        Горизонтальные прямые линии на панорамной фотографии могут быть более спорямленными и даже абсолютно прямыми. “Без чтения нудного мануала” можно было легко оставить без внимания проекцию Panini (Vedutismo). А минимизация дисторсий в горизонтальных прямых – ее основное достоинство. Также рекомендую ознакомиться с такими материалами:
        Locally Adapted Projections to Reduce Panorama Distortion:
        http://www.digitalurban.org/2009/06/locally-adapted-projections-to-reduce.html
        Multiple Rectilinear Panoramas:
        http://webuser.hs-furtwangen.de/~dersch/mr/m0.html

        Линия горизонта в ваших сферах либо уже при съемке не располагалась по центру, либо сместилась в результате финального кадрирования. В итоге горизонт изогнулся, т.е. образовался сдвиг реального уровня горизонта от полученного. PTGui не умеет учитывать этот сдвиг при переводе сшитого результата в VR-вариант, как не умеет этого видимо и PanoramaStudio 2 Pro. Зато это умеют некоторые хорошие панорамные движки.

        • Простите за поздний ответ. Думал, что модераторы его опубликуют, но по какой-то причине приходится делать это самому.
          Горизонтальные прямые линии на панорамной фотографии могут быть более спрямленными и даже абсолютно прямыми. “Без чтения нудного мануала” можно было легко оставить без внимания проекцию Panini (Vedutismo). А минимизация дисторсий в горизонтальных прямых – ее основное достоинство. Также рекомендую ознакомиться с такими материалами:
          Locally Adapted Projections to Reduce Panorama Distortion:
          http://www.digitalurban.org/20
          Multiple Rectilinear Panoramas:
          http://webuser.hs-furtwangen.d..

          Почему фотографы втягиваются в споры о математике, физике, личной жизни, политике и т.д. я никогда не понимал, но ничего не поделаешь. Вы сделали из текста нашей статьи и моего ответа некий пазл, разобрали его и потом собрали по собственному усмотрению. Вот например в качестве доказательной базы к вашим словам вы приводите ссылку на статью и видео фильм об возможных способах исправления дисторсии на ключевых фрагментах панорам. Да, весьма интересно. Но ведь даже авторы статьи указывают, что данные действия, основанные на работах профессора Helmut Dersch являются предметом обсуждения, а не истиной в первой инстанции, как вы ее преподносите, и далеко не все преобразования, показанные ими приводят к визуальному улучшению. Если вы укажете где представленные примеры доступны в качестве программного продукта , пригодного к использованию, буду вам очень признателен. Панорамы, в свете данной статьи, снимались для последующего создания виртуального тура, поэтому сделали несколько рядов для захвата помещения от потолка над головой до пола под ногами. Если вы скажете, что и это не влияет на кривизну горизонтальных линий, то тогда это действительно будет для меня откровением. Для создания виртуального тура изображение программируется в виде сферы, а она, как вы понимаете, круглая.

          Линия горизонта в ваших сферах либо уже при съемке не располагалась по центру, либо сместилась в результате финального кадрирования. В итоге горизонт изогнулся, т.е. образовался сдвиг реального уровня горизонта от полученного. PTGui не умеет учитывать этот сдвиг при переводе сшитого результата в VR-вариант, как не умеет этого видимо и PanoramaStudio 2 Pro. Зато это умеют некоторые хорошие панорамные движки.

          Что в вашем понимании, при съемке интерьерной панорамы, является линией горизонта? Я предпочитаю, чтобы линия потолка и пола были примерно одинаково немного искривлены, чем выпрямленную линию плинтуса, и горбатый в «не могу» потолок. Тем более, что в VR панорамах горизонт постоянно перемещается. На панорамах в парке с горизонтом проблем нет. И опять интрига, «некоторые хорошие панорамные движки». Какие именно? Поделитесь знаниями.

          Система SLANT хороша для фишайных панорам, снятых диагональными и драм-фишаями, когда максимальный угол обзора кадра располагается по диагонали (фишаи 15-16мм на полном кадре, 10-10,5мм на кропе, Сигма 8мм на кропе и т.д.). Такая ориентация кадра позволяет покрыть сферу минимальным количеством снимков. Сфера применения таких панорам ограничена (тревел, риелторские сайты и т.д.) и минусы ее очевидны. Минимальное перекрытие кадров снижает общее качество сшитой панорамы, т.к. в сшивке участвуют более “рыхлые”, виньетированные и насыщенные хроматическими аберрациями перефирийные области части кадра.

          Судя по вашему И Т.Д. у этой системы есть своя сфера применения, соответственно есть потребитель данного продукта. Риэлторские сайты, сайты гостинниц и т.п. достаточно большой сегмент рынка. Данных заказчиков не волнуют перечисленные вами минусы. Отснять для заказчика 20 номеров, рецепшен, рестораны, холлы и остальные составляющие его бизнеса за один день без данного предмета довольно затруднительно. А эта система совсем не так уж дорога. Доступна любому начинающему профессионалу, желающему занять свою нишу в этой специализации. Ну согласитесь.

          “Очень часто по уровню используемой аппаратуры можно судить о квалификации и стоимости услуг профессионального фотографа.” Именно такими соображениями и пользуются многие сегодняшние фотографы, не имеющие нормального портфолио, но зато детально расписывающие свой арсенал. Навыки продавца выезжают на первый план.

          Практически полностью с вами согласен. Хотя, если профессионал не имеет в своем распоряжении необходимого оборудования, или не в состоянии его приобрести, то стоит задуматься об ином применении своих талантов. Если профессиональный фотограф не в состоянии продать себя заказчику, то работы ему не видать, поэтому навыки продавца в наше время неотъемлемая часть любой свободной профессии. В ваших комментариях дважды прозвучала марка фотокамеры Arca Swiss, могли бы просто написать:-«Моя камера на эту головку не встает».
          Вам не приходилось в общении с заказчиком объяснять ему какой именно камерой вы снимаете? И почему, например при съемке предметов для интернет каталога вы не пользуетесь камерой Hasselblad D4-60? Такой, какую он , как большой любитель фотографии, купил для съемки своего ребенка. Опять, чтобы было понятней отойду в сторону от вопросов фотографии и попробую привести пример на более понятном, бытовом уровне. Запорожец и Майбах выполняют одну и ту же функцию, доставки драгоценного тела владельца до места назначения. Но делают это по разному. И тело их владельцев испытывает разные ощущения, находясь внутри. При этом, владельцу запорожца бесполезно рассказывать какая хорошая машина Майбах. Единственное желание, которое возникает у владельца Запорожца в ответ, это выворотить булыжник из мостовой и запустить в заднее стекло проезжающего лимузина. Фотографы не являются исключением в подобной ситуации. Если бы не было прогресса, мы до сих пор снимали бы камерой обскурой. И получали бы от этого истинное эстетическое наслаждение, хвалились бы друг перед другом стеклянными пластинами, обсуждали бы рецепты эмульсий и способы их приготовления. Обсуждайте продукт. Высказывайте свое, квалифицированное или нет, мнение. Демонстрируйте примеры работ. Создавайте позитивное мнение от дискуссии.
          Как вы сами понимаете, многими вещами, обсуждаемыми на сайте, сами мы не пользуемся. Не потому, что они плохие или хорошие, а просто потому-что пользуемся чем-то другим.

          Ну и последнее, Где можно посмотреть ваше портфолио, поучиться “начинающему фотографу панораммисту”?

          • Дмитрий, у Вас написано что 8 мм самьянг подойдет именно для ФФ камер. А меня интересует именно связка из этого самьянга и камеры с кропом 1,5. Таким образом будет работать съёмка панорамы в 4 кадра? Сигму 8 мм в руках ни разу не держал, но могу предположить что углы с самьянгом у них разные.
            Подскажите, пожалуйста, а то нужно уже деньги внести, и тут такой вопрос появился!

          • Rodeus

            Алексей, Дмитрий там путаницы написал будь здоров:

            “Для камер с кроп-матрицей:

            Sigma 4,5mm / 2,8 EX DC Fisheye HSM
            Sigma 8mm / 3.5 EX DG Fisheye
            Peleng 8mm / 3.5 Fisheye
            Canon EF 8-15mm / 4 L USM Fisheye

            Для камер с полнокадровой матрицей:
            Tokina AT-X 10-17mm / 3.5-4.5 DX Fisheye
            Sigma 10mm / 2.8 EX DC Fisheye HSM
            Nikkor AF 10.5mm / 2.8 G ED DX Fisheye
            Samyang 8mm / 3.5 Fisheye
            Canon EF 8-15mm / 4 L USM Fisheye

            А на самом деле, Sigma 8mm / 3.5 EX DG Fisheye пойдет и на кроп-матрицу. Скажем так, для кропа этот фишай в панорамном применении будет ценнее, т.к. превращается из циркулярного в драм-фишай (до 180 градусов по длинной стороне кадра и полнее заполняет площадь матрицы. Для полного кадра его вообще не стоит использовать.

            Peleng 8mm / 3.5 Fisheye. Аналогично Sigma 8. Стоит рассматривать только как бюджетный вариант, который не бьется с покупкой оборудования Novoflex.

            Sigma 10mm / 2.8 EX DC Fisheye HSM на полный кадр не встанет, будет мешать бленда. Если ее срезать, получится удобный репортажный вариант, 4 кадра по кругу + зенит и надир. На полном кадре этот объектив со зрезанной блендой превратится в драм-фишай и будет достаточно хорош.

            Canon EF 8-15mm / 4 L USM Fisheye. Лучшее, что сейчас есть из фишаев на 35мм. Пойдет и на полный кадр и на камеры с любым кропом (1.2, 1.6). С байонетами EF и EF-S конечно.

            Nikkor AF 10.5mm / 2.8 G ED DX Fisheye, аналогично Sigma 10, на полный кадр придется резать бленду. Но он слишком зайцеловок, Sigma 10 будет предпочтительнее.

            Tokina AT-X 10-17mm / 3.5-4.5 DX Fisheye. Хороший фишай, удобный для самых разных съемок в силу вариативности выбора фокусного расстояния. На 10-12 мм пойдет и на полный кадр, если срезать бленду.

            Sigma 4,5mm / 2,8 EX DC Fisheye HSM. Качество картинки как у дверного глазка. Вообще не стоит рассматривать этот объектив для серьезных съемок.

            Samyang 8mm / 3.5 Fisheye. У Sigma 8/f3.5 и Samyang 8/f3.5 разная геометрия картинки. У Samyang она стереографическая. На кропе Samyang даст полное заполнение кадра. Если ставить на полный кадр, надо резать бленду. Но Samyang даже с блендой ловит зайцев с любого напраления, поэтому для полного кадра не стоит рассматривать. Для кропа стоит рассматривать только как бюджетный вариант.

          • Добрый день, купил панорамную головку и уже был в наличии Samyang 8mm но использую полный кадр (Никон Д700) Нашел нодальную точку (как мне кажется) Но при съемке в 4 или 6 или 8 кадров, появляется параллакс. если рассматривать на плитке в ванной комнате, то вверху левого кадра идет нахлест вверх а в нижней наоборот вверх. Клею через PTGui. Не могу понять проблема именно в сочетании фотоаппарата и объектива или другие причины?

          • Rodeus

            Samyang 8mm примечателен тем, что имеет “постоянную” беспараллаксную точку, в отличие от остальных фишаев, у которых она “плавающая” и юстировка панорамной головки будет зависеть от схемы съемки, т.е. съемка без параллакса в 6 кадров будет давать параллакс при съемке в 4 или 8 кадров. Иными словами, у вас наблюдается проблема именно в юстировке. Не знаю, какая у вас панорамная головка и каким способом вы закрепляете на ней камеру, но проверьте юстировку еще раз. Обратите внимание на взаиморасположение оси объектива с осью верхнего рейла. Они не должны расходиться, т.е. камера не должна “задирать нос” или “клевать” и плоскость (горизонтальная для альбомной ориентации камеры), проходящая через ось объектива должна быть параллельна плоскости рейла. На некоторых панорамных головках есть специальная мишень, расположенная над осью вращения ротатора. По ней вы сможете бегло проверить камеру на “кивок”. На параллельность вышеописанных плоскостей можно проверить по линейке, если сделать два ее снимка, один в расположением вертикальной стойки справа, а второй с расположением стойки слева (разворачиваем камеру на головке в двух плоскостях). Такая проверка возможна, если у вас на панорамной головке есть надежные шкалы, ну и сама головка сделана не на коленках конечно.

            О нюансах съемки объективом Samyang 8 можно почитать тут:
            http://vk.com/topic-476809_22475117
            http://www.panolab.com/index.php/topic,836.0.html

            Вообще по панорамным объективам тут:
            http://www.panolab.com/index.php/board,45.0.html

            О юстировке тут:
            http://www.panolab.com/index.php/board,47.0.html

          • Спасибо, за советы! Я почитаю. Просто перепробовал кучу вариантов настройки панорамной головки, а параллакса меньше не становится. делаю все по урокам, ставлю перед собой стойку, она совпадает с косяком двери, при повороте камеры отношение стойки к двери не меняется. И все равно кадры не склеиваются. Панорамная головка у меня эта http://www.sfera-69.com/node/60

          • Rodeus

            Это очень грубая настройка! Используйте 2 булавки, добейтесь полного отсутствия их взаимного смещения. И проверьте настройку на вертикальный параллакс, сделав например два кадра на -30 и на +30 градусов.

          • Спасибо, обязательно сделаю, но как на фишай можно булавки снять)) Я сделаю пару кадров, которые на мой взгляд будут нормальными по калибровке, оцените, если не трудно… И огромное спасибо за советы!!!! Я вот не совсем только понял, Samyang 8mm это хорошо для панорамной съемки, или лучше рассмотреть другие варианты?

          • Rodeus

            Так и снять. Одну булавку на 30-50 см от объектива, вторую метра на 2. Задиафрагмироваться и уложить обе булавки в ГРИП:

            https://dl.dropbox.com/u/24703369/NT.rar

            Тут видно микросмещение, но для горизонтальной настройки этого достаточно даже при съемке с близким передним планом. А вот несоосность еще можно поисправлять.

            По объективам я дал разбор выше. Samyang на полном кадре будет неудобен. Нужно пилить бленду, а зайцы ловит он будь здоров.

            Регистрируйтесь на форуме Panolab, читайте и пишите там. За 7 лет там накопилась крупнейшая база знаний и опыт сотен панорамщиков.

          • Надеюсь последний вопрос здесь. Со сколки кадров посоветуете снимать панораму на Фишай.

          • Rodeus
          • Rodeus

            Samyang 8mm примечателен тем, что имеет “постоянную” беспараллаксную точку, в отличие от остальных фишаев, у которых она “плавающая” и юстировка панорамной головки будет зависеть от схемы съемки, т.е. съемка без параллакса в 6 кадров будет давать параллакс при съемке в 4 или 8 кадров. Иными словами, у вас наблюдается проблема именно в юстировке. Не знаю, какая у вас панорамная головка и каким способом вы закрепляете на ней камеру, но проверьте юстировку еще раз. Обратите внимание на взаиморасположение оси объектива с осью верхнего рейла. Они не должны расходиться, т.е. камера не должна “задирать нос” или “клевать” и плоскость (горизонтальная для альбомной ориентации камеры), проходящая через ось объектива должна быть параллельна плоскости рейла. На некоторых панорамных головках есть специальная мишень, расположенная над осью вращения ротатора. По ней вы сможете бегло проверить камеру на “кивок”. На параллельность вышеописанных плоскостей можно проверить по линейке, если сделать два ее снимка, один в расположением вертикальной стойки справа, а второй с расположением стойки слева (разворачиваем камеру на головке в двух плоскостях). Такая проверка возможна, если у вас на панорамной головке есть надежные шкалы, ну и сама головка сделана не на коленках конечно.

            О нюансах съемки объективом Samyang 8 можно почитать тут:
            http://www.panolab.com/index.php/topic,836.0.html

            Вообще по панорамным объективам тут:
            http://www.panolab.com/index.php/board,45.0.html

            О юстировке тут:
            http://www.panolab.com/index.php/board,47.0.html

      • Больной на диете

        Дмитрий, хвост самолета со звездой в музее техники.

    • Rodeus

      Поддерживаю. Панорамы получились любительского качества с типичными ошибками начинающего панорамщика. Любители-энтузиасты добиваются гораздо лучшего результата на самодельном оборудовании.

  • Sivma67

     Берите за свою работу больше!

  • Rodeus

    “Очень часто по уровню используемой аппаратуры можно судить о квалификации и стоимости услуг профессионального фотографа.”
    Именно такими соображениями и пользуются многие сегодняшние фотографы, не имеющие нормального портфолио, но зато детально расписывающие свой арсенал. Навыки продавца выезжают на первый план.

  • Rodeus

    “Ещё замечу, что PTgui интуитивно понятная программа и с ней можно разобраться без нудного чтения мануала”
    С точностью до наоборот. Сферическими панорамами, сшитыми без чтения мануала к стичерам завален интернет. Многие типичные ошибки таких интуитивно сшитых панорам бросаются еще на превьюшках.

    Система SLANT хороша для фишайных панорам, снятых диагональными и драм-фишаями, когда максимальный угол обзора кадра располагается по диагонали (фишаи 15-16мм на полном кадре, 10-10,5мм на кропе, Сигма 8мм на кропе и т.д.). Такая ориентация кадра позволяет покрыть сферу минимальным количеством снимков. Сфера применения таких панорам ограничена (тревел, риелторские сайты и т.д.) и минусы ее очевидны. Минимальное перекрытие кадров снижает общее качество сшитой панорамы, т.к. в сшивке участвуют более “рыхлые”, виньетированные и насыщенные хроматическими аберрациями перефирийные области части кадра.

    Панорамные головки Novoflex производят впечатление своей точностью изготовления, четкостью работы отщелкивателя поворотов. Из минусов отмечу немалый вес в сравнении с большинством конкурентов и завышенную стоимость в России. Также хотелось бы более сглаженных граней и углов у рейлов, которые сейчас слишком травмооопасны. Идея с четырехногим штативом разбивается об угловые размеры делительной головки в системе PRO II. Она черезчур велика и с успехом закрывает даже довольно широко расставленные ноги трипода.