Profoto B1: новый уровень портативности импульсного света

Вопросы об использовании современного импульсного света и вообще по стробизму очень часто встречаются в нашей почте. В разгар лета очередное задание на романтическую съёмку получила Лена Волкова — и мы не могли остаться в стороне: ведь предстояла съёмка на территории яхт-клуба, на открытом воздухе, под ярким утренним солнцем, и — и, разумеется, с импульсными источниками света, которым предстояло исправить природный свет так, как это требовалось фотографу. А нам как раз предстояло испытать портативный моноблок Profoto B1, который, как утверждал производитель, для таких задач подходит лучше всего.

В данной статье, предупреждаем сразу, речь идёт о профессиональном, то есть недешёвом оборудовании. Однако — и это тоже важно — стоимость комплекта, который был использован Леной Волковой на съёмке, была в 3,5—4 раза меньше по сравнению с мобильными генераторными системами. В том числе и поэтому мы считаем наш новый опыт весьма интересным каждому профессионалу, работающему на выезде.

Материальная часть

Итак, вперёд. Главными агрегатами на съёмке были два прибора Profoto B1. Они заслуживают подробного рассказа о себе. С одной стороны, мощность 500 Дж — далеко не самая большая среди импульсных осветителей. Даже при максимально концентрированном световом пучке такой прибор не всегда на равных способен тягаться с солнцем. Но! Но главное в исключительной, и даже, не побоимся этого слова, непревзойдённой мобильности этого прибора: ему не нужен генератор. Omnia mea mecum porto — всё своё ношу с собой; и этот прибор ловко несёт с собой предварительно заряженную аккумуляторную батарею, избавляющую его от необходимости быть привязанным раздражающе короткими и постоянно путающимися под ногами кабелями к ёмкому, но тяжёлому генератору.

Аккумулятор моноблока Profoto B1 позволяет сделать порядка 220 вспышек с полной мощностью, а заряжается в автомобиле всего 40 минут; иными словами, с двумя аккумуляторами вы можете вести практически неограниченную по времени съёмку — ведь 220 «пыхов» — это уже эквивалент доброй дюжины плёнок на какой-нибудь Bronica ETRSi или типа того, плюс пробные и тестовые вспышки. При этом стоит уменьшить мощность импульса или воспользоваться функцией TTL-управления, как доступный ресурс заметно увеличится: приборы В1 тратят на импульс ровно столько энергии, сколько нужно.

Кроме того, моноблок ProFoto B1 достаточно умён, чтобы понимать сигналы TTL-управления, испускаемые камерами Canon (именно такой и снимала Лена Волкова, что заметно на «бэкстейдж»-иллюстрациях). Производитель уже анонсировал TTL-передатчик для камер Nikon (Air Remote TTL-N) — он должен появиться в продаже в начале осени. Ну, а в режиме ручного управления мощностью можно использовать абсолютно любую камеру с классическим «горячим башмаком» — для этого используется знакомый многим по студийной работе классический Air Remote или Air Sync; приборы В1 прекрасно управляются и этими устройствами. Мы же получали удовольствие от работы TTL-автоматики под командованием Canon EOS 5D Mark III.

Вообще, Profoto B1 — далеко не первый портативный импульсный осветитель. Довольно давно появились генераторы с аккумуляторным питанием, которые позволили фотографам выносить на природу студийные осветительные приборы. Это было нелегко (в самом прямом смысле этого слова) и непросто, для генераторов, осветителей, аккумуляторов, многих десятков метров проводов и кабелей иной раз требовался отдельный грузовой транспорт, но чего не сделаешь ради отличной фотографии! Да и сегодня полноценный студийный свет иной раз стоит того, чтобы выбрать именно его. Однако в случаях, когда нужна настоящая портативность, оперативность и простота — приборы В1 сегодня являются незаменимыми. Чего стоит хотя бы полное (!) отсутствие проводов — вам не нужны не только синхрокабели, к чему в эпоху радиосинхронизации все уже привыкли, но и сетевые кабели питания! В них больше не запутается, рискуя уронить дорогостоящий прибор, ни фотограф, ни ассистенты, ни гримёры, ни ослеплённая солнцем и мощными вспышками модель, — никто!

Практическое использование — наша фотосессия

Итак, ранним летним утром фотографическая спецгруппа прибыла для проведения романтически-гламурной фотосессии в один из подмосковных яхт-клубов. Фотоэкипаж состоял из фотографа — Лены Волковой — и ассистента.

Комплект света, включающий две головы B1, три стойки, обычные рефлекторы, узкий рефлектор Narrow-Beam, рефлектор-Magnum и большой зонт Profoto XL, свободно поместился в багажник скромного хэтчбэка. Модель, понятно, сюда уже не входила — это был отдельный экипаж с гримёром, визажистом и необходимым запасом профильного оборудования и реквизита. Ну и, конечно, отдельно прибыли на место для наблюдения за происходящим журналисты Fototips.ru 🙂

Первый сюжет снимался на этаком пирсе. Модель стояла в полутени растущих на берегу деревьев. Задача была осветить её ровно и достаточно мощно для того, чтобы освещённые полным солнцем элементы заднего плана не были бы переэкспонированы.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Рисующий прибор с насадкой Narrow-Beam (она даёт возможность фокусировки луча в пределах от 10 до 70 градусов) стоит перед моделью на высокой стойке. Процесс съёмки фиксируется для истории на фото и видео. Над видеофотокамерой можно заметить стоящий на пирсе на расстоянии метров 12 прибор для контровой подсветки.

LV5_8743_FINAL Фото 1: ф.р. 105 мм, 100 ISO, 1/160 с, f/13, замер точечный.

LV5_8756_FINAL Фото 2:  ф.р. 105 мм, 100 ISO, 1/160 с, f/13, замер точечный.

LV5_8780_FINAL Фото 3:  ф.р. 80 мм, 100 ISO, 1/160 с, f/13, замер точечный. Солнечный блик на лице модели позволяет прекрасно оценить мощность полного импульса В1.

Второй сюжет снимался на лестнице. Основным источником света был прибор В1 с зонтом Deep Silver XL 165. Форма зонтов серии Deep позволяет более точно направлять свет и эффективнее его использовать, меньше рассеивая. Этот зонт отлично высвечивает модель и на максимальной мощности прибора способен потягаться с ярким солнечным светом.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Чтобы привести к общему знаменателю «солнечную» экспозицию, ассистент играл роль компендиума и держал перед камерой желатиновый нейтральный фильтр плотностью 2 ступени. Контровую подсветку давал прибор с насадкой Magnum (эта насадка обеспечивает самую высокую светоотдачу в линейке Profoto), поставленный примерной в 10 метрах сзади модели справа (на фото его за листвой не видно, но он есть!).

LV5_8826_FINALФото 4:  ф.р. 58 мм, 100 ISO, нейтральный фильтр 2х, 1/200 с, f/6,3, замер точечный.

LV5_8875_FINALФото 5:  ф.р. 80 мм, 100 ISO, нейтральный фильтр 2х, 1/200 с, f/6,3, замер точечный.

Третий сюжет был снят на яхте, любезно предоставленной для фотосессии владельцем.

DSCF3435

Время приближалось к 11 часам; в моменты, когда лёгкие белые облака не закрывали солнце, оно светило в полную силу. Расположенный примерно в 5 метрах от модели прибор В1 со стандартным рефлектором показал себя во всей красе, обеспечив красивый жёсткий светотеневой рисунок.

LV5_8933_FINALФото 6: ф.р. 85 мм, 100 ISO, нейтральный фильтр 2х, 1/200 с, f/8, замер точечный.

LV5_9033_FINALФото 7: ф.р. 60 мм, 100 ISO, нейтральный фильтр 2х, 1/200 с, f/6,3, замер точечный.

LV5_9064_FINALФото 8: ф.р. 60 мм, 100 ISO, нейтральный фильтр 2х, 1/200 с, f/6,3, замер точечный.

Для сюжета у мостика было решено использовать один рисующий прибор с рефлектором Magnum и солнце как контровой свет. С этим рефлектором можно рисовать красивые солнечные блики, а его мощная светоотдача позволяет снимать на самом ярком солнце и «проваливать» по освещённости фон на пару ступеней экспозиции.

DSCF3442

Вот, что получилось из этой постановки:

LV5_9073_FINALФото 9: ф.р. 24 мм, 100 ISO, нейтральный фильтр 2х, 1/200 с, f/8, замер точечный.

LV5_9115_FINALФото 10: ф.р. 67 мм, 100 ISO, нейтральный фильтр 2х, 1/200 с, f/8, замер точечный.

Заключительный сюжет фотосессии снимался, когда солнце оказалось скрыто белой облачной дымкой.

DSCF3454

Как видите, в этом случае опять было решено использовать большой зонт Silver XL 165. Он предоставляет уникальную возможность фокусировки, и широкий луч отражённого света был максимально сфокусирован на лицо модели.

LV5_9184_FINALФото 11: ф.р. 98 мм, 100 ISO, нейтральный фильтр 2х, 1/200 с, f/6,3, замер точечный.

LV5_9196_FINALФото 12: ф.р. 98 мм, 100 ISO, нейтральный фильтр 2х, 1/200 с, f/6,3, замер точечный.

Видеофильм

Выводы, наблюдения, заключения

Итак, какие выводы можно сделать из состоявшейся фотосессии? С одной стороны, комплект приборов Profoto В1 позволил фотографу реализовать на выездной фотосессии все творческие замыслы. Отличный заполняющий свет (даже на самом ярком солнце), рисующий в тени, контровой — всё, что нужно на практике.

Важно отметить, что общая стоимость использованного на съёмке комплекта вместе с аксессуарами составила около 150 000 рублей. С одной стороны, это больше цены пары компактных вспышек, однако свобода и доступная мощность, необходимая для работы на ярком солнце, того стоят. С другой стороны, цены на аналогичные мобильные комплекты на базе генераторного света стремятся к полумиллиону рублей — согласитесь, разница имеет значение.

В заключение напомним, что сам производитель называет приборы В1 «выносными вспышками», объединяющими достоинства компактных вспышек и моноблоков. «Вспышкой», конечно, мы бы его не назвали: всё-таки сам осветитель с батареей весит 3 кг. Однако со всей ответственностью заявляем, что приборы, официальное название которых — В1 500 Air TTL — действительно позволяют намного комфортнее вести выездную съёмку, а благодаря TTL-управлению на экспонометрию тратится значительно меньше драгоценного времени.

А в более или менее скором будущем, утверждает производитель, можно ожидать расширения ассортимента приборов в серии, да ещё ожидается поддержка режима HSS (синхронизации со сверхкороткими выдержками), и тогда… Но это будет уже другая история, которую мы обязательно вам расскажем, как только придёт время.

 

Фотограф: Лена Волкова
Ассистент фотографа – Николай Тевашов;
Стиль, идея, организация: Анна Белозор
Прическа и макияж: Анна Захожая
Модель: Мария Тимофеева (WFmodels)
Одежда предоставлена шоу-роумом Backstage и cтудией авторского трикотажа “March 1st”
Украшения: BANTIQUE BOUTIQUE
Съёмка бэкстейдж: Владимир Самарин, Владимир Морозов

Благодарим компанию А.Фото за предоставленные для испытаний осветительные приборы Profoto B1.

  • visualcreator

    Пробовал В1 500 Air TTL с Nikon D800, хороший прибор, удобно использовать на локации, вот только TTL глючит, лучше выставлять свет по старинке, как на обычных студийных вспышках

    • Евгений Карташов

      TTL не глючит. Он работает точно по заложенным в него алгоритмам. Ошибается фотограф, выбирая неподходящий тип замера.

      • visualcreator

        хаха фотограф и официальный представитель profoto меняя разные режимы экспозамера не смогли добиться вменяемого результата с использованием D800. Наверное у нас были кривые руки и мы не знали что существуют разные типы экспозамера))) и экспокоррекция

        • Евгений Карташов

          Насчет рук спорить не буду. Это не лечится.

          • visualcreator

            В наше время все лечится и руки и отсутствие уважения, было бы желание =) Возможно нам попался не удачный экземпляр. Ибо с TTL не было проблем при использовании связки D800 + вспышки sb 600+ синхронизатор Phottix Odin

          • Евгений Карташов

            Не воспринимайте на свой счет. Я про свои руки.

    • Dima135

      TTL действительно сложновато использовать на выезде, когда вспышка работает совместно с солнцем. Не знаю, может на новых камерах с офигенными мозгами на замере всё по другому, но на 5д2 легче сделать пару пробных кадров на мануале, чем воевать против предпочтений автоматики с помощью типа замера и компенсации и пытаться “обьяснить” автоматике – что хочет фотограф, какую роль отводит вспышке. Ну с другой стороны, если всё же приручить автоматику, то можно получать стабильный результат в движении, когда меняются некоторые условия – главное не менять “роль” вспышки. Так же при мануале сложно работать с HSS, если выдержка не фиксированная, поскольку реальная освещённость будет сильно зависить от выдержки.

  • Кузя Форден

    Вы что с кожей сделали? Это пластиковые манекены, намазанные вазелином, а не люди.

  • Кузя Форден

    И кстати – белые пятна отражения импульса на коже очень бросаются в глаза. Мощность нужно было уменьшать или софтбокс использовать. Или убрать при обработке – вы не сделали ни первого, ни второго, ни третьего.