Мы продолжаем изучать оптику южнокорейского оптического гиганта Samyang. Сегодня предметом нашего рассмотрения станет ещё один сверхширокоугольный, прямолинейный и притом весьма светосильный объектив для незеркальных камер с кропнутой матрицей — Samyang 12 мм f/2,0 NCS CS.
Внимание к оптике независимых производителей вполне понятно: они нередко предлагают очень интересные решения, причём по цене, которая иногда в разы отличается от цены «родной» оптики. Этот факт, кстати, имеет не только маркетинговое, но и вполне экономическое объяснение: независимые производители рассматривают как потенциальных потребителей обладателей принципиально совместимых фотокамер всех брендов, а не только какого-то одного; ведь оптико-механическая часть во всех случаях остаётся совершенно (или почти) одинаковой. Совместимость обеспечивают разные «хвосты»-байонеты, да иногда контактные группы и электроника, которая по нынешним временам весьма и весьма недорога.
Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, f/5,6, 1/100 c, 1000 ISO.
Дошло до того, что один из независимых производителей даже предложил потребителям дополнительную услугу по замене байонета некоторых объективов, если те вдруг решат перейти на другую систему. А когда описанное выше рыночно-производственное обстоятельство накладывается на искреннее стремление производителя насытить рынок добротной, высококачественной продукцией — получаются прелюбопытные товары, в данном случае, объективы, заслуживающие как минимум внимания со стороны целевой аудитории.
Воспользовавшись тем фактом, что на вооружении одного из авторов стоит новая суперкамера Fujifilm X-T1, мы взяли для полевых испытаний модификацию объектива именно для этого байонета, пребывая в полной — и небезосновательной! — уверенности, что такая камера позволит нам извлечь из него максимум, на что он в принципе способен как фотографический инструмент, обнаружив и все недостатки, паче таковые окажутся в наличии.
Конструктив
В сравнении с 10-миллиметровым объективом, который мы испытывали в прошлый раз, данный может служить наглядным доказательством преимуществ беззеркальной (или незеркальной, кому как нравится) системной фотоаппаратуры, позволяющей заметно уменьшить рабочий отрезок объектива.
Судите сами: с одной стороны, казалось бы, разница в фокусном расстоянии невелика, всего два миллиметра. Да и светосила больше на целую ступень! Однако факт налицо: длина объектива — а испытанный нами вариант для Fujifilm является и самым длинным, и самым увесистым среди всех возможных (все остальные модификации чуть короче и ещё немного легче) — почти вдвое меньше, диаметр меньше почти на 15 мм, а вес уменьшился даже больше, чем в два раза.
При этом качество отнюдь не принесено в жертву размеру: объектив имеет традиционно добротную оправу из прочного и лёгкого алюминиевого сплава, украшенную дизайнерским красно-оранжевым колечком возле кольца диафрагмирования. Кольца диафрагмирования и фокусировки ходят без люфта, точно, чётко и ровно так, как от них ожидаешь: первое ощутимо фиксируется на целых и половинных значениях диафрагмы, второе плавно во всём диапазоне вращения, составляющем около 1/3 круга. Правда, несколько туговато, особенно по сравнению с кольцами ручной фокусировки автофокусных объективов, не имеющих прямой механической связи с перемещаемым блоком линз. Очевидно, это связано с разделением выпускаемой оптики на две основные категории, объективов для видео и фото. Первые имеют заметно больший и плавный ход фокусировочного кольца, а у вторых и ход покороче, и вращение чуть туже.
В общем, стоит только умелому объективостроителю разрешить придвинуть заднюю линзу к плоскости кадра — жди… просилось слово «чудес», но вот как раз чудом это всё и не является. А, наоборот, грамотной, научно обоснованной эксплуатацией предложенных условий: кропнутый кадр и отсутствие прыгающего зеркала между задней линзой и собственно кадром. В результате на зеркальные камеры этот объектив поставить нельзя, но счастливые обладатели беззеркалок могут использовать его на все 100.
Ну, почти на 100: всё-таки он неавтофокусный. Конечно, для сверхширокоугольников вопрос автофокусировки не является первоочередным, но при наличии переднего крупного плана и достаточно большой светосиле можно не только заметно (хотя и не очень сильно) размыть задний план, но и не попасть в резкость по переднему объекту съёмки.
В отличие от «десятки», бленда на испытанной нами самьянговской «дюжине» съёмная. Это удобно в случаях, когда вам захочется навинтить на объектив светофильтр. Правда, во-первых, фильтры лучше использовать с минимально толстой оправой, а во-вторых, бленду лучше держать надетой постоянно, как с фильтром, так и без: почти 100 градусов поля зрения — это много. Да и передняя линза целее будет 🙂
Оптическая конструкция объектива, как указано в таблице ниже, состоит из дюжины линз в 10 группах. Самая задняя линза — асферическая полированная, ещё одна асферическая линза изготовлена гибридным методом, плюс три линзы делаются из стекла с пониженной дисперсией. Отчего производитель в данном случае решил не включать буквы AS и ED в официальное название объектива — непонятно. А вот буквы NCS свидетельствуют о наличии новейшего фирменного нанотехнологичного просветления Nano Coating System (поверхности, на которые оно нанесено, также обозначены на схеме). Тем самым испытуемый стал вторым в фирменной линейке после объектива Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS, в котором используется это достижение науки и техники.
В механизме диафрагмы шесть лепестков особой формы, практически на любом значении образующих почти идеально ровный круг. При этом диафрагма устанавливается только механически, кольцом. Впрочем, для незеркальных камер, в которых визирование выполняется либо в режиме лайв-вью, либо (реже!) по электронному видоискателю, это ни разу не проблема.
Характеристики объектива Samyang 12 мм f/2,0 NCS CS
H-ASP — гибридная асферическая линза
ASP — асферическая линза
ED — линза из стекла с пониженной дисперсией
Назначение | Сверхширокоугольный прямолинейный для незеркальных камер |
Экв. фокусное расстояние (35 мм) | 18 мм для APS-C, 24 мм для микро-4/3 |
Оптическая конструкция, линз/групп | 12/10 |
Угол поля зрения (по диагонали) | 98,9° для APS-C, 83° для 4/3 |
Мин. дистанция фокусировки | 0,2 м |
Мин. диафрагма | 22 |
Диаметр фильтров | 67 мм |
Длина × диаметр | 59,4 (для Fujifilm X) × 72,5 мм |
Вес | 260 г (для Fujifilm X) |
Прочее | Съёмная бленда-«тюльпан» в комплекте |
Байонеты |
|
Рекомендованная цена в России: 14 980 р.
Практика съёмки
Несмотря на немного меньший угол поля зрения, чем у 10-миллиметрового объектива, при съёмке 12-миллиметровым ключом к практически идеальной прямолинейности картинки точно так же является строгая горизонтальность оптической оси. Если в пейзажной съёмке геометрические искажения могут быть несущественны, архитектура начнёт ощутимо заваливаться (или разваливаться), если опустить или поднять фотокамеру.
Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, f/8, 1/140 c, 200 ISO.
К фокусировке в отсутствие автоматики также следует приноровиться. Шкала на объективе большой помощи не окажет: ведь и на этом объективе первое обозначенное значение после бесконечности — 1 м. Разумеется, при диафрагмировании и при съёмке достаточно отдалённых объектов глубина резкости достигает грандиозных размеров. Но вот если у вас имеется что-то вблизи, на переднем плане, и особенно если вы снимаете на открытой диафрагме, фокусировка требует тщательности.
Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, коррекция +1/3 ступени, f/8, 1/1200 c, 200 ISO.
Здесь поможет либо индикатор точного фокуса, либо одна из имеющихся на камере функций-«помощников», например, увеличение центрального фрагмента кадра, помогающих поймать точный фокус. Поскольку максимальной точности фокусировки проще всего добиться на полностью открытой дырке, а вот снимать на f/2 вы будете далеко не всегда, весьма полезен будет штатив, который позволит зафиксировать положение камеры при упражнениях с кольцом диафрагмирования.
Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, f/8, 1/150 c, 200 ISO.
Однако если ближе примерно полутора-двух метров в кадре нет ничего существенного, а диафрагма закрыта хотя бы до f/4 (и меньше), для оперативной съёмки навскидку фокусировочное кольцо вполне можно держать в положении гиперфокального расстояния, обозначенном находящимся примерно посередине между знаком бесконечности и единицей индексом. Тогда всё, находящееся на дистанции более метра-полутора от камеры будет в зоне резкости.
Наши советы по съёмке сверхширокоугольной неавтофокусной оптикой:
- Если приходится снимать архитектуру с близкого расстояния, держите камеру ровно, чтобы оптическая ось объектива была параллельна земле. Так вы уже на стадии съёмки победите завалы-развалы, а лишнее снизу (и с боков) при необходимости отрежете на компьютере.
Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, f/11, 1/45 c, 200 ISO.
- Наклонив камеру вниз или, наоборот, задрав её вверх, вы получите заметные перспективные искажения, которые вполне могут использоваться как художественный приём.
Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, коррекция +1/3 ступени, f/5,6, 1/100 c, 1600 ISO.
Кстати, проработка деталей на высоких ISO, особенно в тенях — «конёк» незеркалок Fujifilm.
- Если требуется точно навестись на резкость по близко расположенному объекту, для фокусировки полностью раскройте диафрагму, не забыв закрыть её до рабочего значения перед нажатием на спуск.
Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, f/2,8, 1/1400 c, 200 ISO.
- Ощущение присутствия заметно возрастёт, если вы войдёте в арку или узкую улицу.
Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, f/5,6, 1/280 c, 200 ISO.
- Снимая пейзажи и другие сюжеты, где на расстоянии менее 2 м нет значимых объектов, поставьте объектив на гиперфокальное расстояние (между бесконечностью и 1 м) и закройте диафрагму до f/5,6—8: так можно снимать как фикс-фокусной мыльницей, без нудной (и не всегда имеющей смысл) перефокусировки.
Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, f/8, 1/1500 c, 200 ISO.
Оптические свойства объектива
Поскольку сторонняя засветка всегда портит кадр, не пренебрегайте блендой. Она хоть и съёмная, но лучше держать её надетой. Конечно, оптическая схема этого объектива очень совершенна, чернение внутренних объёмов безукоризненно, а просветление оптических поверхностей ультрасовременно, но это не повод мешать объективу запечатлеть хорошую картинку.
Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, коррекция −1 ступень, f/5,6, 1/120 c, 200 ISO.
Впрочем, если яркие источники света, вплоть до самого Солнца, являются неотъемлемыми элементами вашего творческого замысла — дерзайте, перечисленные особенности объектива справятся и с Солнцем, хотя каких-то артефактов избежать, конечно, не удастся.
Резкость
К резкости, как и к контрасту, не возникло никаких вопросов. Вопрос, как уже отмечено, только в том, чтобы в эту самую резкость попасть, особенно на открытой диафрагме. Разумеется, наивысшее качество обеспечивается в центре кадра, но понижение резкости к краям в общем не особенно заметно. Кроме того, весьма полезно закрыть диафрагму до f/4—f/5,6; эти значения вообще можно считать оптимальным режимом для данного объектива.
Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, f/5,6, 1/750 c, 200 ISO.
Внизу — два фрагмента этого кадра со 100% увеличением, из центра кадра и с периферии, причём тёмной. Оба они отлично иллюстрируют тезис о высокой резкости объектива и вообще оптическом качестве картинки, которую он даёт; проработка тени же, не могу удержаться, служит ещё одним свидетельством отличной работы современной фототехники Fujifilm.
Однако это имеет значение прежде всего в тех случаях, когда вы планируете использовать изображение на все без исключения имеющиеся в нём мегапикселы. Если картинка будет энергично обрабатываться да ещё и уменьшаться — диафрагмируйте объектив как хотите. Хотя до упора, то есть до f/16—22, зажимать его мы бы всё-таки не советовали. Нельзя сказать, что картинка становится мыльной, но всё же общее качество понижается.
Виньетирование
Оптика — наука строгая, чудес не предполагающая. Если сюжет позволяет, при полностью открытой диафрагме виньетирование по углам будет налицо. Однако уже на f/4 виньетирование окажется практически побеждено, а ещё через ступень от него не останется и следа.
Хроматические аберрации
Тщательная разработка оптической конструкции и применение всего арсенала объективостроительных спецсредств, включая асферические поверхности и линзы из стекла с пониженной дисперсией ED, в целом весьма эффективно побеждают данное неприятное и неизбежное явление. Остаточные следы, которые иногда прослеживаются на периферийных участках кадра, легко исправляются соответствующими программами.
Фрагмент одного из опубликованных выше кадров, позволяющий самостоятельно оценить наличие (точнее, практическое отсутствие) хроматических аберраций (а заодно и ещё раз убедиться в резкости, и в высоком качестве просветления линз).
Дисторсия
Дисторсия — ещё одна неизбежная неприятность, которую иногда, как в данном случае, конструкторам удаётся весьма эффективно забороть. В принципе, она, коненчо, есть, и формально должна быть признана бочкообразной. Однако, как вы и сами можете убедиться по снимкам с геометрически правильными структурами, она практически незаметна.
Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, f/8, 1/1000 c, 400 ISO.
Особое мнение по использованию объектива на камерах системы микро-4/3
Планируя использовать этот объектив с камерами системы микро-4/3, к каковым пока относятся незеркальные модели брендов Olympus и Panasonic, следует учитывать, что эффективное фокусное расстояние объектива будет несколько больше — не 18, а 24 мм.
Зато работать будет только центральная часть рисуемого объективом круга. То есть виньетирования можно будет не опасаться, хроматические аберрации, как, кстати, и дисторсия, будут ещё менее заметны. Однако наряду с бесспорными плюсами можно предположить, что к предельному диафрагмированию современные 16-мегапиксельные незеркалки системы микро-4/3 могут оказаться даже более чувствительными, чем камеры с матрицей формата APS-C.
Итоги
Плюсы:
- Доступная цена для оптики такого класса
- Отличная резкость и контрастность на диафрагмах до f/11
- Пренебрежимо малые искажения
- Огромная глубина резкости (позволяет снимать навскидку без подфокусировки)
- Традиционно отличный для оптики Samyang конструктив
Минусы:
- Только ручная фокусировка
- Виньетирование на открытой диафрагме
- Огромная глубина резкости (не для всех сюжетов она является бесспорным достоинством)
- Отсутствие электрической связи объектива с камерой не позволяет камере записывать акутальную диафрагму в EXIF.
Вывод редакции
Испытанный нами объектив — отличный пример оптики, специально рассчитанной для незеркальных камер и с учётом их особенностей. При высокой светосиле, весьма коротком фокусном расстоянии и отличном механическом и металлическом конструктиве отличается сравнительно небольшими размерами и весом.
Именно такой оптики — качественной, светосильной, и притом компактной — пока недостаёт набирающим всё большую популярность незеркальным камерам, и очередная новинка от Samyang, поступившая в продажу всего с месяц назад, закрывает ещё одну лакуну. Отличный помощник путешествующему фотографу, способный с равным успехом справиться как с природным, так и с городским пейзажем, а потому заслуживающий внимания всех, для кого эти темы актуальны.
Главная особенность, по нынешним временам обычно считающаяся минусом — только ручная фокусировка. Однако если вы цените очень широкий угол и отличное качество, как оптическое, так и механическое — это не будет для вас самой большой проблемой.
Кликнув на эту ссылку, вы окажетесь на страничке объектива Samyang 12 мм f/2,0 NCS CS на официальном русском сайте производителя.