Samyang 12 мм F/2,0 NCS CS: тест-обзор

DSCF3167

Мы продолжаем изучать оптику южнокорейского оптического гиганта Samyang. Сегодня предметом нашего рассмотрения станет ещё один сверхширокоугольный, прямолинейный и притом весьма светосильный объектив для незеркальных камер с кропнутой матрицей — Samyang 12 мм f/2,0 NCS CS.

Внимание к оптике независимых производителей вполне понятно: они нередко предлагают очень интересные решения, причём по цене, которая иногда в разы отличается от цены «родной» оптики. Этот факт, кстати, имеет не только маркетинговое, но и вполне экономическое объяснение: независимые производители рассматривают как потенциальных потребителей обладателей принципиально совместимых фотокамер всех брендов, а не только какого-то одного; ведь оптико-механическая часть во всех случаях остаётся совершенно (или почти) одинаковой. Совместимость обеспечивают разные «хвосты»-байонеты, да иногда контактные группы и электроника, которая по нынешним временам весьма и весьма недорога.

DSCF2536Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, f/5,6, 1/100 c, 1000 ISO.

Дошло до того, что один из независимых производителей даже предложил потребителям дополнительную услугу по замене байонета некоторых объективов, если те вдруг решат перейти на другую систему. А когда описанное выше рыночно-производственное обстоятельство накладывается на искреннее стремление производителя насытить рынок добротной, высококачественной продукцией — получаются прелюбопытные товары, в данном случае, объективы, заслуживающие как минимум внимания со стороны целевой аудитории.

Воспользовавшись тем фактом, что на вооружении одного из авторов стоит новая суперкамера Fujifilm X-T1, мы взяли для полевых испытаний модификацию объектива именно для этого байонета, пребывая в полной — и небезосновательной! — уверенности, что такая камера позволит нам извлечь из него максимум, на что он в принципе способен как фотографический инструмент, обнаружив и все недостатки, паче таковые окажутся в наличии.

Конструктив

В сравнении с 10-миллиметровым объективом, который мы испытывали в прошлый раз, данный может служить наглядным доказательством преимуществ беззеркальной (или незеркальной, кому как нравится) системной фотоаппаратуры, позволяющей заметно уменьшить рабочий отрезок объектива.

Samyang 12 na Fuji-s

Судите сами: с одной стороны, казалось бы, разница в фокусном расстоянии невелика, всего два миллиметра. Да и светосила больше на целую ступень! Однако факт налицо: длина объектива — а испытанный нами вариант для Fujifilm является и самым длинным, и самым увесистым среди всех возможных (все остальные модификации чуть короче и ещё немного легче) — почти вдвое меньше, диаметр меньше почти на 15 мм, а вес уменьшился даже больше, чем в два раза.

При этом качество отнюдь не принесено в жертву размеру:  объектив имеет традиционно добротную оправу из прочного и лёгкого алюминиевого сплава, украшенную дизайнерским красно-оранжевым колечком возле кольца диафрагмирования. Кольца диафрагмирования и фокусировки ходят без люфта, точно, чётко и ровно так, как от них ожидаешь: первое ощутимо фиксируется на целых и половинных значениях диафрагмы, второе плавно во всём диапазоне вращения, составляющем около 1/3 круга. Правда, несколько туговато, особенно по сравнению с кольцами ручной фокусировки автофокусных объективов, не имеющих прямой механической связи с перемещаемым блоком линз. Очевидно, это связано с разделением выпускаемой оптики на две основные категории, объективов для видео и фото. Первые имеют заметно больший и плавный ход фокусировочного кольца, а у вторых и ход покороче, и вращение чуть туже.

Samyang_12mm02

В общем, стоит только умелому объективостроителю разрешить придвинуть заднюю линзу к плоскости кадра — жди… просилось слово «чудес», но вот как раз чудом это всё и не является. А, наоборот, грамотной, научно обоснованной эксплуатацией предложенных условий: кропнутый кадр и отсутствие прыгающего зеркала между задней линзой и собственно кадром. В результате на зеркальные камеры этот объектив поставить нельзя, но счастливые обладатели беззеркалок могут использовать его на все 100.

Ну, почти на 100: всё-таки он неавтофокусный. Конечно, для сверхширокоугольников вопрос автофокусировки не является первоочередным, но при наличии переднего крупного плана и достаточно большой светосиле можно не только заметно (хотя и не очень сильно) размыть задний план, но и не попасть в резкость по переднему объекту съёмки.

В отличие от «десятки», бленда на испытанной нами самьянговской «дюжине» съёмная. Это удобно в случаях, когда вам захочется навинтить на объектив светофильтр. Правда, во-первых, фильтры лучше использовать с минимально толстой оправой, а во-вторых, бленду лучше держать надетой постоянно, как с фильтром, так и без: почти 100 градусов поля зрения — это много. Да и передняя линза целее будет 🙂

Samyang_12mm01

Оптическая конструкция объектива, как указано в таблице ниже, состоит из дюжины линз в 10 группах. Самая задняя линза — асферическая полированная, ещё одна асферическая линза изготовлена гибридным методом, плюс три линзы делаются из стекла с пониженной дисперсией. Отчего производитель в данном случае решил не включать буквы AS и ED в официальное название объектива — непонятно. А вот буквы NCS свидетельствуют о наличии новейшего фирменного нанотехнологичного просветления Nano Coating System (поверхности, на которые оно нанесено, также обозначены на схеме). Тем самым испытуемый стал вторым в фирменной линейке после объектива Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS, в котором используется это достижение науки и техники.

В механизме диафрагмы шесть лепестков особой формы, практически на любом значении образующих почти идеально ровный круг. При этом диафрагма устанавливается только механически, кольцом. Впрочем, для незеркальных камер, в которых визирование выполняется либо в режиме лайв-вью, либо (реже!) по электронному видоискателю, это ни разу не проблема.

Характеристики объектива Samyang 12 мм f/2,0 NCS CS

Samyang_12mm_diagram RU

H-ASP — гибридная асферическая линза
ASP — асферическая линза
ED — линза из стекла с пониженной дисперсией

Назначение Сверхширокоугольный прямолинейный для незеркальных камер
Экв. фокусное расстояние (35 мм) 18 мм для APS-C, 24 мм для микро-4/3
Оптическая конструкция, линз/групп 12/10
Угол поля зрения (по диагонали) 98,9° для APS-C, 83° для 4/3
Мин. дистанция фокусировки 0,2 м
Мин. диафрагма 22
Диаметр фильтров 67 мм
Длина × диаметр 59,4 (для Fujifilm X) × 72,5 мм
Вес 260 г (для Fujifilm X)
Прочее Съёмная бленда-«тюльпан» в комплекте
Байонеты
  • Canon M
  • Fujifilm X
  • Samsung NX
  • Sony E (NEX)
  • Микро 4/3

Рекомендованная цена в России: 14 980 р.

Практика съёмки

Несмотря на немного меньший угол поля зрения, чем у 10-миллиметрового объектива, при съёмке 12-миллиметровым ключом к практически идеальной прямолинейности картинки точно так же является строгая горизонтальность оптической оси. Если в пейзажной съёмке геометрические искажения могут быть несущественны, архитектура начнёт ощутимо заваливаться (или разваливаться), если опустить или поднять фотокамеру.

DSCF2165Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, f/8, 1/140 c, 200 ISO.

К фокусировке в отсутствие автоматики также следует приноровиться. Шкала на объективе большой помощи не окажет: ведь и на этом объективе первое обозначенное значение после бесконечности — 1 м. Разумеется, при диафрагмировании и при съёмке достаточно отдалённых объектов глубина резкости достигает грандиозных размеров. Но вот если у вас имеется что-то вблизи, на переднем плане, и особенно если вы снимаете на открытой диафрагме, фокусировка требует тщательности.

DSCF1970Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, коррекция +1/3 ступени, f/8, 1/1200 c, 200 ISO.

Здесь поможет либо индикатор точного фокуса, либо одна из имеющихся на камере функций-«помощников», например, увеличение центрального фрагмента кадра, помогающих поймать точный фокус.  Поскольку максимальной точности фокусировки проще всего добиться на полностью открытой дырке, а вот снимать на f/2 вы будете далеко не всегда, весьма полезен будет штатив, который позволит зафиксировать положение камеры при упражнениях с кольцом диафрагмирования.

DSCF2024Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы,  f/8, 1/150 c, 200 ISO.

Однако если ближе примерно полутора-двух метров в кадре нет ничего существенного, а диафрагма закрыта хотя бы до f/4 (и меньше), для оперативной съёмки навскидку фокусировочное кольцо вполне можно держать в положении гиперфокального расстояния, обозначенном находящимся примерно посередине между знаком бесконечности и единицей индексом. Тогда всё, находящееся на дистанции более метра-полутора от камеры будет в зоне резкости.

Наши советы по съёмке сверхширокоугольной неавтофокусной оптикой:

  • Если приходится снимать архитектуру с близкого расстояния, держите камеру ровно, чтобы оптическая ось объектива была параллельна земле.  Так вы уже на стадии съёмки победите завалы-развалы, а лишнее снизу (и с боков) при необходимости отрежете на компьютере.

DSCF2170Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, f/11, 1/45 c, 200 ISO.

  • Наклонив камеру вниз или, наоборот, задрав её вверх, вы получите заметные перспективные искажения, которые вполне могут использоваться как художественный приём.

DSCF2494Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, коррекция +1/3 ступени, f/5,6, 1/100 c, 1600 ISO.
Кстати, проработка деталей на высоких ISO, особенно в тенях — «конёк» незеркалок Fujifilm.

  • Если требуется точно навестись на резкость по близко расположенному объекту, для фокусировки полностью раскройте диафрагму, не забыв закрыть её до рабочего значения перед нажатием на спуск.

DSCF2039Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы,  f/2,8, 1/1400 c, 200 ISO.

  • Ощущение присутствия заметно возрастёт, если вы войдёте в арку или узкую улицу.

DSCF1926Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, f/5,6, 1/280 c, 200 ISO.

  • Снимая пейзажи и другие сюжеты, где на расстоянии менее 2 м нет значимых объектов, поставьте объектив на гиперфокальное расстояние (между бесконечностью и 1 м) и закройте диафрагму до f/5,6—8: так можно снимать как фикс-фокусной мыльницей, без нудной (и не всегда имеющей смысл) перефокусировки.

DSCF3078Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, f/8, 1/1500 c, 200 ISO.

Оптические свойства объектива

Поскольку сторонняя засветка всегда портит кадр, не пренебрегайте блендой. Она хоть и съёмная, но лучше держать её надетой. Конечно, оптическая схема этого объектива очень совершенна, чернение внутренних объёмов безукоризненно, а просветление оптических поверхностей ультрасовременно, но это не повод мешать объективу запечатлеть хорошую картинку.

DSCF1904Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, коррекция −1 ступень, f/5,6, 1/120 c, 200 ISO.

Впрочем, если яркие источники света, вплоть до самого Солнца, являются неотъемлемыми элементами вашего творческого замысла — дерзайте, перечисленные особенности объектива справятся и с Солнцем, хотя каких-то артефактов избежать, конечно, не удастся.

Резкость

К резкости, как и к контрасту, не возникло никаких вопросов. Вопрос, как уже отмечено, только в том, чтобы в эту самую резкость попасть, особенно на открытой диафрагме. Разумеется, наивысшее качество обеспечивается в центре кадра, но понижение резкости к краям в общем не особенно заметно. Кроме того, весьма полезно закрыть диафрагму до f/4—f/5,6; эти значения вообще можно считать оптимальным режимом для данного объектива.

DSCF3167Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы,  f/5,6, 1/750 c, 200 ISO.
Внизу — два фрагмента этого кадра со 100% увеличением, из центра кадра и с периферии, причём тёмной. Оба они отлично иллюстрируют тезис о высокой резкости объектива и вообще оптическом качестве картинки, которую он даёт; проработка тени же, не могу удержаться, служит ещё одним свидетельством отличной работы современной фототехники Fujifilm.

DSCF3167_crop_01

DSCF3167_crop_02

Однако это имеет значение прежде всего в тех случаях, когда вы планируете использовать изображение на все без исключения имеющиеся в нём мегапикселы. Если картинка будет энергично обрабатываться да ещё и уменьшаться — диафрагмируйте объектив как хотите. Хотя до упора, то есть до f/16—22, зажимать его мы бы всё-таки не советовали. Нельзя сказать, что картинка становится мыльной, но всё же общее качество понижается.

Виньетирование

Оптика — наука строгая, чудес не предполагающая. Если сюжет позволяет, при полностью открытой диафрагме виньетирование по углам будет налицо. Однако уже на f/4 виньетирование окажется практически побеждено, а ещё через ступень от него не останется и следа.

Хроматические аберрации

Тщательная разработка оптической конструкции и применение всего арсенала объективостроительных спецсредств, включая асферические поверхности и линзы из стекла с пониженной дисперсией ED, в целом весьма эффективно побеждают данное неприятное и неизбежное явление. Остаточные следы, которые иногда прослеживаются на периферийных участках кадра, легко исправляются соответствующими программами.

DSCF2170_cropФрагмент одного из опубликованных выше кадров, позволяющий самостоятельно оценить наличие (точнее, практическое отсутствие) хроматических аберраций (а заодно и ещё раз убедиться в резкости, и в высоком качестве просветления линз).

Дисторсия

Дисторсия — ещё одна неизбежная неприятность, которую иногда, как в данном случае, конструкторам удаётся весьма эффективно забороть. В принципе, она, коненчо, есть, и формально должна быть признана бочкообразной. Однако, как вы и сами можете убедиться по снимкам с геометрически правильными структурами, она практически незаметна.

DSCF1872Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, f/8, 1/1000 c, 400 ISO.

Особое мнение по использованию объектива на камерах системы микро-4/3

Планируя использовать этот объектив с камерами системы микро-4/3, к каковым пока относятся незеркальные модели брендов Olympus и Panasonic, следует учитывать, что эффективное фокусное расстояние объектива будет несколько больше — не 18, а 24 мм.

Зато работать будет только центральная часть рисуемого объективом круга. То есть виньетирования можно будет не опасаться, хроматические аберрации, как, кстати, и дисторсия, будут ещё менее заметны. Однако наряду с бесспорными плюсами можно предположить, что к предельному диафрагмированию современные 16-мегапиксельные незеркалки системы микро-4/3 могут оказаться даже более чувствительными, чем камеры с матрицей формата APS-C.

Итоги

Плюсы:

  • Доступная цена для оптики такого класса
  • Отличная резкость и контрастность на диафрагмах до f/11
  • Пренебрежимо малые искажения
  • Огромная глубина резкости (позволяет снимать навскидку без подфокусировки)
  • Традиционно отличный для оптики Samyang конструктив

Минусы:

  • Только ручная фокусировка
  • Виньетирование на открытой диафрагме
  • Огромная глубина резкости (не для всех сюжетов она является бесспорным достоинством)
  • Отсутствие электрической связи объектива с камерой не позволяет камере записывать акутальную диафрагму в EXIF.

Вывод редакции

Испытанный нами объектив — отличный пример оптики, специально рассчитанной для незеркальных камер и с учётом их особенностей. При высокой светосиле, весьма коротком фокусном расстоянии и отличном механическом и металлическом конструктиве отличается сравнительно небольшими размерами и весом.

Именно такой оптики — качественной, светосильной, и притом компактной — пока недостаёт набирающим всё большую популярность незеркальным камерам, и очередная новинка от Samyang, поступившая в продажу всего с месяц назад, закрывает ещё одну лакуну. Отличный помощник путешествующему фотографу, способный с равным успехом справиться как с природным, так и с городским пейзажем, а потому заслуживающий внимания всех, для кого эти темы актуальны.

Главная особенность, по нынешним временам обычно считающаяся минусом — только ручная фокусировка. Однако если вы цените очень широкий угол и отличное качество, как оптическое, так и механическое — это не будет для вас самой большой проблемой.

Кликнув на эту ссылку, вы окажетесь на страничке объектива Samyang 12 мм f/2,0 NCS CS на официальном русском сайте производителя.