Samyang 135mm f/2.0 ED UMC AE

До недавнего времени в линейке известной нашим читателям корейской компании Samyang был представлен только один портретный объектив — Samyang 85 мм f/1,4 AS IF UMC AE.
В прошлом, 2014 году компания представила много новинок, но все они были широкоугольными. Поклонники марки давно ждали новый «портретник» с фокусным расстоянием свыше 100 мм. И вот первой премьерой 2015 года стал класический портретный объектив Samyang 135 мм f/2,0 ED UMC AE. Мы знаем, что многие фотографы для портретов предпочитают оптику «подлиннее», а потому при первой же возможности взяли новинку на испытания.

Знакомство, первые впечатления и конструктив

test_010153_10-03-15

Мы взяли на тест объектив с байонетом Nikon F, так как, по нашему мнению, камеры Nikon больше других подходят для использования оптики с ручной фокусировкой из за встроенного подтверждения фокуса.

test_010126_10-03-15

При первом знакомстве сразу обращает на себя внимание размер передней линзы — она непривычно велика для объектива с фокусным расстоянием в 135 мм, объектив от этого даже смотрится как-то немного по-среднеформатному, что ли. Привычные 135-е объективы от Nikon и Canon имеют диаметр резьбы под фильтр 72 мм. а у Samyang’а — 77 мм. Есть мнение, что эту особенность высоко оценят владельцы топовой оптики от Nikon, поскольку они привыкли к 77-мм фильтрам.

Кстати, диаметр задней линзы тоже достаточно велик, благодаря чему на просвет объектив кажется этакой большой и светлой трубой. Это позволило предположить, что угол падения лучей даже по углам матрицы не будет слишком большим, а, значит, качество цифрового изображения по полю будет сравнительно равномерным; практические результаты съёмки, с которыми вы и сами сможете ознакомиться ниже, вполне подтвердили это предположение.

test_010119_10-03-15

Кольцо диафрагмирования ходит плавно, чётко встает в целые и половинные положения. Кстати, любопытно, многие ли наши читатели смогут сходу сказать, для чего на этом кольце диафрагменные числа продублированы мелким шрифтом?

А ведь это — очевидная дань уважения богатому наследию фотоаппаратостроительного подразделения фирмы Nikon и тем, кто этим самым наследием пользуется. В 1977 году, когда деревья были большими, а электроника — весьма слаборазвитой, была изобретена опция ADR, то есть Aperture Direct Readout, сиречь «прямое считывание диафрагмы». Специальная оптическая системка, встроенная в камеры, видела на маленькой шкале установленное против индекса значение диафрагмы и показывала его в видоискателе. Это был знатный прогресс: фотографу больше не надо было убирать камеру от глаза и смотреть на неё сверху, чтобы увидеть, какая же установлена диафрагма!

Сейчас, после того, как «цифра» одержала окончательную и бесповоротную победу, это может показаться даже забавным, однако для адептов бренда Nikon это имеет значение: понимать, что новый объектив можно при желании поставить на какой-нибудь добрый старый F3 или там FM-2 и видеть в видоискателе диафрагму; правда, не видя отснятого, пока не проявишь плёнку 🙂

test_010120_10-03-15

Фокусировочное кольцо широкое с добротным широким рифлёным резиновым бандажом, облегчающим его вращение, которое само по себе не то чтобы тугое, но отнюдь не свободное. Плавное, как… движение ножа в холодном масле. Ход кольца превышает 180°; для неавтофокусного (вот это страшное слово и прозвучало в первый раз! Оно не удивит тех, кто хорошо знаком с продукций Samyang, но если вы читаете о ней впервые — знайте: эти объективы хороши, а временами даже великолепны оптически и механически, но вот фокусировочного мотора внутри не имеют) объектива это плюс: можно спокойно ловить фокус при съёмке со сравнительно небольших дистанций.

Объектив тяжёлый (830 г), но это — вполне нормальный вес для 11-линзового дискретника с таким фокусным расстоянием и светосилой f/2,0, оправа которого добротно изготовлена из металла.

 

Технические характеристики

Фокусное расстояние 135 мм
Конструкция 11 линз в 7 группах
Угол поля зрения (по диагонали) для формата 24×36  18,8°
Фокусировка ручная
Минимальная дистанция фокусировки 0,8 м
Минимальная диафрагма f/22
Число лепестков диафрагмы 8
Относительное отверстие f/2,0
Диаметр резьбы под светофильтр 77 мм
Габариты (длина × диаметр) 122,1 × 82,0 мм
Вес 830 г

Оптическая конструкция

 

samyang opitcs-135mm-F2.0

Оптическая конструкция включает 11 линз в 7 группах. В это число входити одна линза из стекла со сверхнизкой дисперсией ED. На поверхности линз наносится фирменное многослойное просветление UMC; обе эти особенности, как вы уже, возможно, обратили внимание, отражены в названии объектива.

Диафрагма имеет 9 лепестков, дающих отверстие, приближенное по форме к идеальному кругу, что обеспечивает равномерное размытие нерезких элементов в боке. Минимальная дистанция фокусировки составляет 80 см; это, конечно, не макросъёмка, но для потретного объектива весьма неплохо. Главное — попасть в фокус, ведь на такой дистанции при открытой диафрагме глубина резкости будет поистине ничтожной: наводишься анфас по глазу, а нос (да что нос, бровь!) и ухо уже размыты.

 

Практика съёмки и наши наблюдения

Объектив вполне оправдывает своё портретное предназначение. Высокая светосила позволяет творчески манипулировать глубиной резкости, однако из-за неавтофокусной природы объектива требует продуманного подхода к съёмке.

unnamed (1)Лепестки показывают, что происходит с ГРИП при съёмке с предельно малой дистанции; а ведь диафрагма открыта ещё не полностью. f/4,0, 1/15 c, 800 ISO, конвертированный NEF-файл.

Как уже отмечено, объектив довольно-таки тяжёлый, и при угле поля зрения менее 19°, особенно в сочетании с высоким разрешением камеры D800, которой мы для чистоты эксперимента пользовались во время тестовых съёмок, шевелёнка проявляется с немилосердной жестокостью. Экспериментальным путём мы пришли к выводу, что для уверенной съёмки с рук выдержку желательно устанавливать не длиннее 1/500 с. Либо, разумеется, нужно пользоваться добротным, устойчивым штативом.

unnamed (2)Светосила в сочетании с фокусным расстоянием позволяют размыть практически любой задний план до неузнаваемости, фактически — до состояния этакого пастельного фона. Боке выдающимися характеристиками не отличается, но вполне ровное, округлое. f/4,0, 1/1250 c, 200 ISO, конвертированный NEF-файл. Фото: Владимир Самарин.

Индикатор точного фокуса, действующий в видоискателе при фокусировке, здорово помогает фотографу, подсказывая, в каком направлении нужно вращать фокусировочное кольцо для достижения точной наводки по зоне, которую накрывает выбранный фокусировочный датчик; в момент достижения точной наводки загорается кружочек, расположенный между треугольников направления вращения кольца. Дело в том, что даже большого и светлого видоискателя D800 недостаточно для того, чтобы исключительно визированием убедиться в точности фокусировки. Если в режиме «Live view» фотограф ещё может воспользоваться экранной лупой и увеличить деталь, по которой наводится, в классическом оптическом зеркальном видоискателе такая «фича», увы, недоступна.

unnamed (3)Даже если задний план сравнительно недалеко и более-менее близок к объекту съёмки по цветовой гамме, диафрагма позволяет эффективно отделить объект от заднего плана.  f/4,0, 1/2000 c, 800 ISO, конвертированный NEF-файл. Фото: Владимир Самарин.

Объектив не любит фронтальной засветки. Даже если яркий источник света не попадает в кадр, а просто находится в передней полусфере, картинка покрывается этаким лёгким флёром. От этого не спасает даже довольно глубокая бленда. С другой стороны, этот эффект вполне может быть использован как творческий приём.

unnamed (4)Конечно, не самый подходящий сюжет для портретника, однако он является отличной иллюстрацией вышесказанному. f/4,0, 1/40 c, 800 ISO, конвертированный NEF-файл. Фото: Владимир Самарин.

Во всех остальных случаях картинка имеет великолепную резкость. Хроматические аберрации практически отсутствуют, дисторсии также не наблюдается (впрочем, в портретной съёмке она, как правило, и так проблемой не является).

Не удовлетворившись собственными изысканиями и учитывая портретное предназначение объектива, мы заехали в фотошколу Михаила Панина на его фото-урок и попросили маэстро сделать портретную фотосессию по всем студийным правилам.

DSCF2457 copy

MGP_0041 1200 f/2,0, 1/200 c, 80 ISO, студийный импульсный свет, конвертированный NEF-файл. Фото Михаила Панина.

MGP_0055 1200
MGP_0061 1200
f/4,0 (слева) и f/8, 1/200 c, 80 ISO, студийный импульсный свет, конвертированный NEF-файл. Фото Михаила Панина.

А вот — 100%-е кропы главной детали портрета в натуральную величину на всех ходовых значениях диафрагмы:

f20f28f4f56f8f11

Желающие могут скачать все эти тестовые фотографии одним ZIP-архивом для самостоятельного изучения.

И в заключение — окончатльный, обработанный авторский вариант портрета девушки, сделанный Михаилом Паниным:

Panin Final

А ведь инструмент оказался в руках у мастера впервые!

 

Наши итоги

Плюсы:

  • Превосходный механическо-металлический конструктив
  • Высокое оптическое качество, ничтожные искажения
  • Большой ход фокусировочного кольца
  • Хорошая резкость даже на открытой диафрагме
  • Сравнительно доступная цена (для подобной оптики)

Минусы:

  • Отсутствие автофокусировки
  • Плохая переносимость фронтальной засветки
  • Внушительные размеры и вес (следствие двух первых плюсов)

Выводы редакции

Новый объектив от Samyang — фактически, бюджетная альтернатива «родным» 135-мм портретникам, которые имеются в линейке всех главных производителей фотокамер. Бюджетная — потому что «родная» оптика, как ни крути, в 1,5—2 раза дороже, причём мы не можем сказать, что столь заметная разница в цене имеет прямую зависимость с качеством изображения.

Важнее, что «родная» оптика — автофокусная. Отсутствие автофокуса для современного фотографа может оказаться если и не решающим, то весьма значимым фактором при планировании покупки подобного объектива.

Однако в профессиональной портретной съёмке автофокусировка не является критически важной, и ценители портретных сюжетов, вполне возможно, найдут этот объектив вполне подходящим для решения своих задач. Особенно с учётом его высокого оптического и превосходного механического качества.

При анализе отснятого материала нам показалось, что картинка слегка желтит, особенно на открытых диафрагмах. Однако в рамках неизбежной пост-обработки эту особенность и проблемой-то назвать трудно.

Словом, Samyang в очередной раз представил фотографам весьма интересный объектив, который следует считать вполне достойной альтернативой при выборе оптики для портретной съёмки. Главное, как всегда, — умело использовать сильные стороны объектива и не допускать того, чтобы его конструктивные особенности (как то отсутствие автофокуса) превращались в мешающие работе недостатки.

Фотограф: Михаил Панин
Модель: Лиза Спиридонова (patriot models management)
Make-Up Artist: Екатерина Каганер

Кликнув на эту ссылку, вы окажетесь на страничке объектива Samyang 135 мм f/2,0 ED UMC AE на официальном русском сайте производителя.