Ставим на беззеркалку объективы Carl Zeiss для Leica M

В этой статье мы расскажем о проведённом нами тесте двух объективов с легендарным именем Carl Zeiss. Эти два объектива, а именно C-Sonnar T* 1.5/50 мм ZM и Biogon T* 2.8/21 мм ZM сделаны компанией Carl Zeiss для использования их с дальномерными камерами Leica серии M.

На протяжении многих десятков лет немецкая компания Carl Zeiss славится своими прекрасными объективами, которые отличаются как высочайшим техническим качеством, так и высокими художественными качествами.

Вообще, Carl Zeiss выпускает сменные объективы для различных систем: Nikon, Canon, Sony и Leica. Раз уж у нас на испытаниях оказались «леечные», мы решили поступить нестандартно и провести тестирование в обстановке, максимально приближенной к реальности.

С одной стороны, было бы логично поставить эти объективы на какую-либо Лейку M. Мы бы, разумеется, получили какие-то, предположительно более или менее отличные, а то и превосходные результаты. Для полноты впечатлений, разумеется, мы бы постарались сравнить их с «родными» леечными аналогами.

И мы бы наверняка пришли к выводу, что по тем или иным параметрам какие-то объективы лучше других.

Вот только практическая ценность такого теста стремилась бы к нулю: покупателей дальномерок Leica результаты каких-либо испытаний волнуют в последнюю очередь.

Поэтому мы подошли к испытаниям творчески. Вспомнив о том, что уже упоминавшаяся на страницах нашего журнала фирма Novoflex в своём ассортименте имеет и разнообразные адаптеры, мы получили для испытаний штуку под названием Novoflex NEX/LEM. Это адаптер, с помощью которого мы смогли поставить испытуемые объективы на… правильно! Беззеркальную камеру Sony семейства NEX.

А чтобы полученные результаты были максимально полными и убедительными, в этом семействе мы выбрали самую высококлассную на сегодня модель — Sony NEX-7.

Называя эту 24-мегапиксельную камеру высококлассной, мы ни на грамм не кривим душой. Самое высокое среди сегодняшних беззеркалок разрешение — не единственное её достоинство. Судите сами: не склонная к резким и опрометчивым движениям компания Hasselblad, решившая спуститься с небес в мир «узкоплёночных» камер, неспроста выбрала именно её в качестве технической основы для своей будущей люкс-беззеркалки Hasselblad Lunar, которая вкратце представлена в репортаже с кёльнской выставки Фотокина-2012.

C-Sonnar T* 1.5/50 мм ZM

Практика показала, что это, возможно, лучший портретник (полуторакратный кроп-фактор превращает 50 мм объектива во вполне портретные эквивалентные 75 мм), который можно использовать с системой Nex. Дело в том, что сама по себе NEX-7 весит всего 350 г, и ещё 250 г добавляет объектив. То есть вся система весьма лёгкая, что нередко затрудняет и фокусировку, и саму съёмку.

При использовании данного светосильного Зоннара такая проблема практически отсутствует, фокусироваться и снимать намного проще.

Технические характеристики

Фокусное расстояние 50 мм
Фокусное расстояние в 35-мм эквиваленте для матрицы формата АРS-C 75 мм
Байонет объектива Байонет ZM
Светосила F:1,5
Минимальная диафрагма f/16
Диаметр светофильтров 46 мм
Минимальная дистанция фокусировки 90 см
Угол поля по диагонали (полный кадр) 45°7′
Тип объектива Стандартный
Фокусировка Ручная
Масса 250 г

Единственный недостаток этого объектива, не считая ручной фокусировки, это полное отсутствие электроники. В итоге вы не сможете увидеть в EXIF-данных, на какой диафрагме вы снимали тот или иной кадр.

Также хотим посоветовать вам сразу же уточнить наличие светофильтра, потому что диаметр 46 мм не всегда встречается в продаже.

Конструктив

Взяв в руки этот объектив, вы сразу же понимаете, что это почти монолитные 250 граммов алюминия и стекла, тщательно собранные чуткими немецкими руками. Вам может показаться, что это не имеет никакого отношения к его качествам, однако это не так. Ощущения от использования фототехники подобного уровня поднимает фотографа на иной уровень удовольствия от самого процесса работы.

В сухом остатке: идеальная сборка, плавный и в меру лёгкий ход кольца фокусировки.

Кстати, немцы до недавнего времени не доверяли сборку даже весьма продвинутым в этом направлении японцам.

Съёмка

При установке Carl Zeiss на NEX-7 камера сразу делает доступным режим увеличения, благодаря которому можно увеличить выбранный участок кадра и идеально навестись на резкость.

Резкость

По резкости и детализации этот объектив показал себя очень хорошо.

На открытых диафрагмах f/1,5—2,8 объектив чуть подмыливает картинку, что даёт плавный переход от зоны резкости в нерезкость.

Начиная с диафрагмы f/4 объектив дает резкую картинку. Ниже вы можете посмотреть 100% кроп, снятый с диафрагмой f/4.


100% кроп, снятый с диафрагмой f/4


Боке с диафрагмой f/1,5

Ниже вы можете посмотреть 100% кропы изображения, снятого на разных диафрагмах.

Виньетирование

У данного объектива виньетирование проявляется весьма слабо. Оно заметно на диафрагмах f/1,5 и f/2, на более закрытых диафрагмах виньетирования нет.

Хроматические аберрации

Хроматические аберрации сильнее всего проявляются при съёмке в контровом свете. Поэтому при тестировании объектива мы выбрали самые экстремальные условия для их возникновения.

Как мы видим, хроматические аберрации сильнее всего проявились на диафрагме f/1,5, в лёгкой степени наличествуют на f/2,0, и почти не заметны, но всё же присутствуют на f/2,8. Начиная с диафрагмы f/4, аберраций нет.


Аберрации на диафрагме f/4,0

Дисторсия

Ни подушкообразной, ни бочкообразной дистории мы не выявили.

Примеры

Biogon T* 2.8/21 мм ZM

Технические характеристики

Фокусное расстояние 21 мм
Фокусное расстояние в 35-мм эквиваленте для матрицы формата АРS-C 33 мм
Байонет объектива Байонет ZM
Светосила f/2,8
Минимальная диафрагма f/22
Диаметр светофильтров 46 мм
Минимальная дистанция фокусировки 50 см
Угол обзора 90°
Тип объектива Широкоугольный
Фокусировка Ручная
Масса 280 г

Конструктив

Как и представленный выше объектив, Biogon T* 2.8/21 мм ZM — это результат добротной немецкой сборки-юстировки.

Съёмка

В эксплуатации съёмки этот широкоугольник ведёт себя так же, как и вышеописанный «полтинник». Впрочем, от механической оптики Zeiss трудно ждать чего-то необычного.

Резкость

Самую резкую картинку объектив выдает на диафрагмах f/4,0 и f/5,6. На f/16 и f/22 он чуть подмыливает картинку.


Кроп, снятый с диафрагмой f/4,0


Боке на диафрагме f/2,8

Ниже вы можете посмотреть 100% кропы изображения, снятого на разных диафрагмах.

Виньетирование

Виньетирование наблюдается только на диафрагме f/2,8, на остальных значениях его не заметно.

Хроматические аберрации

Для проверки на аберрации мы выбрали те же экстремальные условия, как и с предыдущим объективом.

Как мы видим, здесь хроматические аберрации проявились только на диафрагме f/2,8, на остальных значениях аберраций не наблюдается.


Аберрации на диафрагме f/4,0

Дисторсия

Наш объектив показал небольшую бочкообразную (отрицательную) дисторсию.

Примеры

Итоги

Хотелось бы подчеркнуть ещё раз тот факт, что мы использовали эти объективы на неполнокадровой, хотя и очень высококачественной камере. Из данного факта вытекают два немаловажных обстоятельства.

Во-первых, если эти объективы вам всё-таки доведётся использовать на полнокадровой камере, значения, при которых уменьшаются и практически исчезают всякие разные аберрации, нужно будет уменьшить на одну-две ступени.

А во-вторых, и это, пожалуй, самое практически ценное и важное: мы, фактически, использовали для съёмки центральную часть поля зрения объективов, зону, в которой они работают лучше всего по всем параметрам. При работе с камерами высокого и сверхвысокого разрешения это важно — ведь оптика высшего качества позволяет вам по-максимуму реализовать потенциал матрицы, получая изображения максимально возможного для данной камеры качества.

Именно поэтому мы считаем, что данное решение — использование Цейссов на NEX’ах — будет востребовано идейными фотолюбителями. По крайней мере, в ожидании того времени, когда Carl Zeiss наладит выпуск широкого ассортимента своих объективов специально для камер Sony NEX (такой процесс, как говорится, уже пошёл, но идёт очень неторопливо).

  • Ценность таких объективов(светосильных вообще) в использовании их на открытой диафрагме. Начиная с 4 это уже не интересно. На открытой мыло. Нет смысла.

  • Andrey FedoroFF

    “Боке на диафрагме f/2,8” – кто проверяет боке на перпендикулярной оси объектива стене? боке – размытие объектов в зоне не резкости, стена же по идее должна получится вся резкой! Но увы – стена не резкая, поскольку разрешение объектива падает от центра к краю! От того и мыло по краям, а никакое не боке! Элементарно же, Ватсон!

  • Фотохантер

    Полностью слгласен с предыдущими комментаторами! А если еще учесть стоимость подобного стеклышка вообще смысла нет

  • Е.Швед

    Тест не совсем внятный.
    Кроме технического РАЗРЕШЕНИЯ/ что тоже сделано не совсем корректно/ существуют ещё критерии оценки оптики где и передача ЦВЕТА и РАЗМЫТИЕ не являются самыми последними в этом ряду.
    А оптика этой марки впереди планеты всей именно по этим характеристикам!!
    С уважением,
    Е.Швед,фотограф

    • Роман

      Непрофессионалы рулятъ) Во первых, кто сказал, что семерка= хорошая камера? хороша обилием колесиков, но матрица гробит все, в данном случае. столько мегов на кропе- это редчайшие обьективы настолько способны… Лучше бы взяли шестую соньку. И главная претензия- анализируют Биогон, прекрасный обьектив… но он на пленке был прекрасный, а на матрице он демонстрирует отвратный колоршифт, то есть в данном случае пурпурные углы. А тестеры про это- ни слова, только про виньетирование… надо брать камеру+обьектив ценой в машину, чтобы получить цветную кашу, как с одноразовой мыльницы…?

      Делаю вывод за авторов- Биогон 21 категорически противопоказан данной камере из-за сверхмалых пикселей, и еще хуже, до полного безобразия- будет себя вести на фулфрейме Сони 7, где по четверти кадра справа и слева будут багровыми.