Тест-обзор радиосинхронизаторов PocketWizard

PocketWizard – это профессиональная система для синхронизации вспышек и запуска камер по радиоканалу.

Практически все топовые фотожурналисты и фотографы-стробисты для радиосинхронизации используют PocketWizard. И этому есть причины, о которых мы расскажем.

В продаже можно найти массу более дешевых аналогов и все устапают PocketWizard в удобстве работы и дальнобойности.

Но одно из главных преимуществ PocketWizard – работа с TTL. И если раньше PocketWizard поддерживали только Кэноновский e-TTL, то недавно «визарды» заработали и с Никоновским i-TTL.

Мы решили взять на тест комплект PocketWizard последнего поколения и опробовать его в деле.

А также ответить на три главных вопроса всех фотографов-стробистов:

  • Что дает работа с TTL?
  • Как ведет себя TTL в разных условиях?
  • PocketWizard – оно того стоит?

Что из этого получилось, читаем в нашем тест-обзоре PocketWizard.

Для начала стоит рассказать про оборудование, которые мы использовали во время съемки.

Оборудование

Обзор PocketWizard

Для теста мы взяли три PocketWizard FlexTT5 и один MiniTT1, также систему управления AC3 ZoneController.

Обзор PocketWizard

Стоит отметить, что FlexTT5 – это трансиверы (англ. transceiver, от слов transmitter — передатчик и receiver — приёмник). То есть их можно использовать как для запуска (поставив на камеру), так и для приема сигнала (подключив к вспышке).

Для лучшего приема сигнала можно развернуть встроенную антенну:

Обзор PocketWizard

Приемник настраивается на определенную группу: A, B или C. Таким образом каждую вспышку (или несколько вспышек) можно определить в разные группы и отдельно менять настройки для каждой группы пых.

MiniTT1 – передатчик, то есть может только запускать вспышки. Он более компактный и его удобнее вешать на камеру.

Обзор PocketWizard

Система управления AC3

Обзор PocketWizard

AC3 – это дополнительный модуль, который устанавливается на синхронизаторы PocketWizard и позволяет управлять отдельно мощностью каждой группы вспышек. С помощью AC3 можно полностью регулировать мощность вспышки вручную или снимать в режиме TTL с возможностью ручной корректировки.

Так же AC3 может просто выключить любую группу вспышек.

На практике оказалось, что AC3 – это самая удобная и незаменимая вещь во всем нашем комплекте синхронизаторов. Без нее PocketWizard – просто надежные устройства для радиосинхронизации с функцией TTL.

Подробно о AC3 мы расскажем чуть ниже, а пока продолжим про наше оборудование.

О стойках для вспышек

Обзор PocketWizard

Для съемок на плэнере мы не рекомендуем использовать стойки Manfrotto 5001, они годятся только для домашних и интерьерных съемок. Конечно, они удобны своей компактностью (и поэтому популярны у фотографов), но для съемки на улице они недостаточно высокие и самое главное – очень неустойчивы на ветру.

Для нашей съемки мы взяли стойки Bowens BW 6610. Их максимальная высота – 3 метра, а большой вес и крепкая конструкция дает надежную устойчивость.

Обзор PocketWizard

Из аксессуаров для вспышек мы использовали только Lastolite’овские зонты (на просвет) для рассеивания света.

Обзор PocketWizard

Но вернемся к главному герою нашей статьи – радиосинхронизаторам PocketWizard. Немного сухих, но интересных фактов:

Характеристики PocketWizard

  • Радиус действия до 240 метров.
  • 35 каналов передачи сигнала с цифровым кодированием.
  • Отсутствие ограничений, накладываемых синхронизацией, работающей в инфракрасном диапазоне: вы можете запускать удаленные вспышки, находящиеся вне прямой видимости, и не заботиться о ярком солнечном свете.
  • Синхронизация накамерных или студийных вспышек при выдержках до 1/8000.
  • Точная синхронизация по задней шторке с определением настроек через интерфейс камеры.
  • Совместимость (без поддержки TTL) с радиосинхронизаторами Plus II и MultiMAX.
  • Широкий спектр настроек параметров работы.

PocketWizard – модульная система

PocketWizard может состоять из нескольких компонентов, которые дополняют друг друга.

Например, на камере стоит синхронизатор, на котором может быть установлена система AC3, либо вспышка. Приемник устанавливается в горячий башмак на штатив, на него в свою очередь устанавливается вспышка.

Обзор PocketWizard

Здесь стоит сделать важную оговорку. До недавнего времени мы пользовались переходником под зонт «поискфото», в котором нас все устраивало.

Но во время нашего теста обнаружилась одна проблема. На переходнике стоит башмак, у которого есть все синхроконтакты и вход для синхрокабеля. При установке вспышки на этот башмак, пыху иногда глючит.

Из-за этого во время съемки вспышка переодически выдавала неправильную мощность пыха или вообще не срабатывала. Сначала мы грешили на PocketWizard, но как только сменили переходник, все стало работать как часы.

Поэтому мы советуем покупать переходники без контактов для синхрокабеля.

Второй вариант крепления вспышки на стойку – использование переходника от Manfrotto.

Но проблема «манфротто» в том, что на него нужно накручивать подставку для вспышки. А у этих подставок как правило слабенькая резьба и достаточно быстро она ломается. Да и в целом такое крепление менее надежно, чем горячий башмак.

Так что самый оптимальный вариант – это переходник «поискфото» или Lastolite без контактов.

Обзор PocketWizard

Инструкция

PocketWizard – профессиональное оборудование. Поэтому перед использованием мы очень рекомендуем прочитать инструкцию.

То есть не сказать себе: «да, надо бы как-нибудь будет прочитать», а взять и прочитать.

Она небольшая, но очень информативная. И самое главное, что необходимо из нее извлечь, это порядок включения синхронизаторов, вспышек и камеры.

Для обычных радиосинхронизаторов порядок включения вспышка/приемник/камера не столь принципиален. Но PocketWizard работает с TTL, и поэтому передатчикам очень важно правильно подключиться друг к другу. Если вы включите устройства в неправильной последовательности, «покеты» просто не будут работать.

Так же из инструкции вы узнаете, что на PocketWizard можно обновлять прошивку, и перед началом работы этим стоит заняться. Обновление проходит очень просто и не займет много времени.

Обзор PocketWizard

А особо любопытным будет интересно полазить по меню программы PocketWizard Utility – там можно найти (и поменять) кучу настроек радиосинхронизаторов.

Теперь непосредственно о съемке.

PocketWizard в работе

Обзор PocketWizard

Когда первый раз берешь «покеты» в руки, чувствуется, что это действительно профессиональный инструмент – корпус сделан из крепкого, качественного пластика, все детали хорошо подогнаны. В руки взять приятно, ощущения, что развалится, нет.

Подключаем «визарды» к камере и вспышкам.

Обзор PocketWizard

Если вы включили все устройства в правильной последовательности, PocketWizard сразу определят друг друга и будут готовы к работе.

Пара слов про качество работы

Все работает отлично. И добавить тут нечего. Это профессиональные синхронизаторы, сделанные для серьезной работы. За все время, что мы снимали, – ни одной «осечки». Скорость синхронизации и дальность действия – все по заявленным характеристикам.

Хотя предел дальности действия нам проверить не удалось, но откуда бы мы ни снимали, проблем с запуском вспышек не наблюдалось. Единственное, из-за чего оборудование «глючило» – это «горячие башмаки» поискфотовских креплений.

В общем, у нас все прекрасно работало и без проблем. Поэтому мы считаем, что на этом можно закончить тему качества. Все работает точно, как часы, без сбоев и накладок.

Покупая PocketWizard, вы покупаете профессиональное качество. И именно поэтому PocketWizard стоят столько, сколько они стоят.

Лучше поговорим о действительно интересных вещах, а именно – о работе с AC3 ZoneController.

АС3 ZoneController

Обзор PocketWizard

Как мы уже писали выше, AC3 – это небольшое устройство, которое надевается на синхронизатор и позволяет управлять индивидуально всеми группами вспышек.

Для каждой группы вспышек есть три режима работы: автомат (TTL), ручной режим и «выкл» (выключение синхронизации для конкретной группы вспышек).

Обзор PocketWizard

Также для каждой группы с помощью колесика на AC3 можно установить коррекцию мощности.

Как это работает

Представьте, что вы выставили 3 вспышки.

Первую (поставим ее в группу А) – на рисующий свет, вторую (группа B) – на заполнение теней, третью (группа C) – контровиком.

А теперь посмотрим, что умеет AC3:

1. AC3 позволяет включать и выключать по отдельности каждую группу вспышек, что очень удобно использовать для постановки сложных схем света.

Можно сначала поставить рисующий, затем заполняющий, а уже после – настроить мощность контрового света.

2. Самое большое удобство при работе с AC3 – это, конечно, управлениями мощностями пых.

Вы можете в одно нажатие изменить мощность любой вспышки, при этом вам не надо к ней подходить и в ручную менять настройки. Особенно радуешься такому функционалу, когда вспышки установлены на трехметровых стойках.

3. Для сложных схем освещения вы можете выставить разные режимы работы для каждой группы вспышек.

Например, группу А ( рисующий свет) поставим в режим TTL c коррекцией мощности «+1», группу B (заполняющий) так же включим в TTL режим, но с коррекцией мощности «-2». А группу контрового света C мы переведем в ручной режим работы и поставим коррекцию мощности «-1/3».

Таким образом, просто за несколько движений колесика настроек можно выставить мощности вспышек на всей вашей схеме освещения. И самое главное – вы сможете изменять мощность вспышек по ходу съемки, не отвлекаясь на ручную работу со вспышками.

Думаю, теперь нашим читателям стало понятно, почему мы предали такое значение системе AC3 в начале статьи.

Но важно понимать – без AC3 PocketWizard точно так же сможет запускать вспышки и TTL так же будет отлично срабатывать. Но у вас не будет возможности точной настройки каждой группы вспышек.

Так что если уж вы решили купить себе комплект PocketWizard, докупите сразу и AC3, не пожалеете.

Из минусов AC3 стоит отметить две вещи:

1) Если вы надели на синхронизатор АС3, поверх надеть больше уже ничего не получится. А ведь репортажникам это было бы очень удобно. Выставить в помещении дополнительные вспышки, управлять ими с помощью AC3, при этом так же пыхая накамерной вспышкой.

2) AC3 имеет свою собственную систему измерения коррекции мощности вспышек, и она отличается от привычных всем ступеней экспозиции. Впрочем, к «визардовской» системе довольно быстро привыкаешь, а точное соотношение значений коррекции со ступенями можно найти в инструкции к «покетам».

Теперь перейдем к практике.

Практика

Для нашей тестовой съемки мы придумали несколько сюжетов, демонстрирующих работу радиосинхронизаторов для разных съемочных задач.

Съемка в полный рост

Обзор PocketWizard

Камера: Nikon D3 / Выдержка: 1/800/ Диафрагма: 4.0 / ISO: 400

Чтобы полностью высветить модель, вспышку нужно поднять максимально высоко.

Обзор PocketWizard

В такой ситуации управлять мощностью вспышки на расстоянии очень удобно – не надо по 10 раз поднимать/опускать стойку.

Обзор PocketWizard

Еще пара примеров съемки ростовых и поясных кадров с помощью PocketWizard:

Обзор PocketWizard

Камера: Nikon D3 / Выдержка: 1/500/ Диафрагма: 4.0 / ISO: 200

Обзор PocketWizard

Обзор PocketWizard

Камера: Nikon D3 / Выдержка: 1/500/ Диафрагма: 4.0 / ISO: 200

Обзор PocketWizard

Обзор PocketWizard

Камера: Nikon D700 / Выдержка: 1/400/ Диафрагма: 4.0 / ISO: 200

Обзор PocketWizard

Обзор PocketWizard

Контровое освещение вспышкой

Обзор PocketWizard

Камера: Nikon D3 / Выдержка: 1/640/ Диафрагма: 2.8 / ISO: 400

На этой локации естественный свет делает всю работу и ровно освещает модель. Она стоит в тени и освещена рассеяным светом, а за её спиной деревья освещает прямой солнечный свет.

Лучшее, чем можно дополнить этот кадр – чуть отделить модель от фона. Стойка со вспышкой находится прямо за моделью и, не попадая в кадр, дает приятный контровой свет.

Обзор PocketWizard

При съемке подобных сюжетов дистанционное управление освобождает фотографа от необходимости бегать и поправлять мощность вспышки за моделью.

Съемка с двумя вспышками

Обзор PocketWizard

Камера: Nikon D3 / Выдержка: 1/500/ Диафрагма: 1.4 / ISO: 200

Снимая с двумя вспышками, понимаешь, насколько удобно использовать TTL. Достаточно просто выставить свет, и ты сразу получаешь нужную картинку.

Обзор PocketWizard

Обзор PocketWizard

Конечно, в большинстве случаев в работу TTL необходимо вносить небольшую коррекцию, но именно для этого кадра этого не потребовалось – система отработала полностью на автомате.

Обзор PocketWizard

И еще один кадр, снятый с двумя вспышками.

Обзор PocketWizard

Камера: Nikon D3 / Выдержка: 1/2000 / Диафрагма: 4 / ISO: 200

Во время съемки этого сюжета мы использовали две вспышки, и обе расположили на стойках слева и справа от модели.

Обзор PocketWizard

Сначала мы поставили рисующий свет, а затем дополнили его мощным контровым освещением. С помощью AC3 изменять мощность вспышек очень удобно – постановка всей световой схемы заняла пару минут.

Обзор PocketWizard

А вот так эта сцена выглядела бы без использования вспышек. Скукота.

Обзор PocketWizard

Съемка против солнца

Обзор PocketWizard

Камера: Nikon D3 / Выдержка: 1/1000/ Диафрагма: 4 / ISO: 200

Съемка против солнца – классическая ситуация для использования вспышек на улице.

Здесь достаточно поставить вспышку на стойку немного выше камеры, и получится приятный световой рисунок.

Обзор PocketWizard

Обзор PocketWizard

Второй сюжет со съемкой против солнца:

Обзор PocketWizard

Камера: Nikon D3 / Выдержка: 1/400/ Диафрагма: 4 / ISO: 200

Обзор PocketWizard

Обзор PocketWizard

Съемка в кафе

В интерьере TTL работает идеально, достаточно поставить свет и начать снимать. Никаких проблем.

Обзор PocketWizard

Камера: Nikon D3 / Выдержка: 1/200/ Диафрагма: 2.8 / ISO: 1000

Расположение вспышек:

Обзор PocketWizard

А это уже в другом кафе в другой день.

Обзор PocketWizard

Камера: Nikon D3 / Выдержка: 1/100/ Диафрагма: 2.8 / ISO: 400

Обзор PocketWizard

Итак, тестовые съемки закончены, пора подводить итоги и делиться впечатлением.

Рабочий процесс с использованием TTL

Вы берете модель, выставляете вспышки и начинаете снимать. Точка.

В этом весь смысл TTL – автоматика сама определит нужную мощность вспышки. Многие начинающие фотографы не знают, какую мощность вспышки нужно выставить на каждой вспышке. С PocketWizard автоматика все определит сама.

Профессиональным фотографам (привыкшим к ручным настройкам) функция TTL просто сильно упрощает жизнь.

Самое важное для нас заключается в экономии времени. TTL экономит время на коррекцию мощности вспышек и позволяет сосредоточиться на съемке и забыть о настройках техники.

Единственное, что вам нужно будет делать, – это вносить небольшие корректировки в работу системы TTL. Ну а если для съемки конкретного сюжета вам нужно ручное управление – вы можете перевести любую группу вспышек в мануальный режим нажатием одной кнопки.

Как ведет себя TTL в разных условиях?

Так же, как и экспозамер камеры. В спокойных и понятных условиях съемки – отрабатывает идеально.

В сложным условиях (черный фрак на фоне белой стены, перепады свет/тень/свет/тень) – очень зависит от конкретной ситуации.

У нас были проблемы только при съемке на фоне освещенной солнцем листвы, которая бликовала и колебалась на ветру, соответственно постоянно менялось освещение заднего фона. В подобной ситуации лучше перейти в ручной режим управления.

Но 98% фотографий, которые вы видели в статье – сняты в режиме TTL.

Только один или два раза мы перешли на полностью ручное управление всеми вспышками.

Итог

PocketWizard – оно того стоит?

Стоит. Как и любая другая вещь профессионального уровня.

Возможность работать с очень короткими выдержками, 100% надежность, большая дальность действия, управление мощностями вспышек на расстоянии и функция TTL – именно поэтому «покеты» стоят столько, сколько они стоят.

Но из всех функций нас больше всего впечатлила возможность простого управления мощностями вспышек и, конечно, работа TTL.

Это действительно очень удобно.

Спасибо магазину ФотоФрейм за предоставленный для теста комплект PocketWizard