10 советов, как остаться незамеченным снимая стрит-фото

Игорь Верещагин, советы
[adrotate banner="2"]

Известный фотограф, Игорь Верещагин, делится опытом по фотосъёмке стрит-фото.

Игорь Верещагин – известный музыкальный и стрит-фотограф, а также официальный фотограф The Rolling Stones в России. Он делает портреты и репортажные фото с концертов российских и мировых звезд, а его знаменитый «Iggy Pop in Moscow» украшает одну из внутренних стен резиденции скандального лидера The Stooges в Майами.

Работы фотохудожника публиковались во множестве отечественных и западных журналов, использовались для оформления плакатов и обложек альбомов самых известных музыкантов. Недавно фотограф презентовал книгу фотографий «Given & Stolen» («Подаренное и украденное»).

В нее вошли более ста работ Верещагина, среди которых снимки The Rolling Stones, Пола Маккартни, Ринго Старра, Jethro Tull, Роберта Планта, Элиса Купера, Чака Берри, Игги Попа, Энни Лейбовиц, Бориса Гребенщикова, Ильи Лагутенко, Земфиры, включены в его книгу фотографий Given & Stolen.

Фото «The Rolling Stones»
Фото «The Rolling Stones»

«Если я снимаю и меня не замечают – это значит, что я краду чей-то образ, а если смотрят, видят, что я фотографирую – значит, мне его дарят. У меня есть такой снимок: в метро сидят три старушки, спят. И между ними сидит мой внук, который смотрит прямо в глаза. Получается и подаренное, и украденное, и gifted, и stolen».

Стрит-фотография, как направление, появилось еще 130 лет назад. Как только фотоаппарат упростился и вырвался из тесных студий на улицу, фотографы принялись документировать окружающий их мир. Пионерами стрит-фотографии можно считать таких известных авторов, как Эжен Атже, Анри Картье-Брессон, Уолкер Эванс, Роберт Франк, Диана Арбус, Гарри Виногранд, Мартин Парр. Спустя почти полтора столетия фотоаппараты стали еще компактнее, проявку и печать заменили графические редакторы, однако идея уличной фотографии так и осталась неизменной.

1. Неприметный внешний вид

Внешний вид стрит-фотографа должен быть очень прост, но при этом продуман до мелочей. Все — одежда, обувь, аксессуары — не должны привлекать внимание окружающих. Идеальный вариант: джинсы, рубашка или пуловер темных тонов, обычная сумка через плечо. Не знаете, что именно из вашего гардероба подойдет? Спуститесь в метро и понаблюдайте за тенденциями во внешнем виде. В этот момент вы поймете, что основная масса людей одета примерно одинаково. Именно так должны выглядеть и вы.

И, конечно же, не забывайте про практичность и удобство, ведь фотографу порой приходится много ходить по улицам.

2. Поведение толпы

Сродни внешнему виду, поведение стрит-фотографа тоже должно подчиняться законам поведения толпы. Чтобы точно остаться незамеченным старайтесь не снимать в безлюдных местах. Выбирайте места или моменты, когда рядом с вами есть хотя бы несколько человек.

3. Чем меньше — тем лучше

Стоит ли говорить, что масштабные зеркальные фотоаппараты привлекают внимание окружающих? Прохожие очень остро реагируют на подобные вещи, начинают позировать или вообще прячутся от объектива. В итоге теряется основная идея стрит-фотографии – отражение реальных человеческих эмоций. В связи с этим я сам использую и вам советую пользоваться фотоаппаратами маленьких размеров. В этом деле, чем меньше — тем лучше.

4. Отсутствие вспышки

Конечно, в стрит-фотографии даже речи не может идти о вспышке!

5. Техника съемки

Исходя из основного постулата этого вида съемки — оставаться незамеченным – стоит поговорить и о технике съёмки. Основной способ — это способ, при котором фотограф не подносит аппарат к глазам, а снимает «с бедра». В самый ответственный момент желательно не смотреть на объект. Можно контролировать движение, глядя, скажем, на отражение в стекле, если есть такая возможность . И никакого «чимпинга» — заглядывания в монитор! Его, если есть возможность, лучше совсем выключить. А смотреть результаты будете дома — это отдельное удовольствие.

Практически всегда я использую объективы с ручной наводкой на резкость, сейчас для беззеркальных фотоаппаратов можно найти огромное количество объективов прошлых лет, адаптеры для которых выпускает множество фирм.

6. Награждается тот, кто умеет ждать

Иногда для получения отличного снимка фотографам приходится ждать подходящего момента. Это ожидание может продлиться несколько минут или несколько часов, всегда по-разному. Но тот, кто умеет ждать, вознаграждается по достоинству.

Стрит-фото, Москва 2016, Игорь Верещагин
Фото «Love» (Moscow, 2016)

7. Будь готов! Или настройка камеры

Любой фотограф способен сделать гениальный снимок, главное — оказаться в нужном месте в нужное время и, конечно, держать наготове свой фотоаппарат. Для полноценной готовности к съемке стоит установить ручной режим камеры с подходящими параметрами для данной ситуации — выдержкой и диафрагмой. Например, в яркий день это 1/250 и F8. В большинстве случаев я ставлю Avto ISO, изменяя выдержку и диафрагму только при очень значительном изменении освещённости. При съёмке внутри помещений, конечно, требуется почти полностью открыть диафрагму и установить выдержку в пределах 1/60.

10 советов, как остаться незамеченным снимая стрит-фото
Фото «Max and Chairs» (Greece, 2014)

8. Как в кино

Необходимый навык для съемки стрит – определение расстояния от фотоаппарата до того места, где по вашему мнению должна быть максимальная резкость. В кино есть такая специальность – фокус-пуллер. Это тот человек, который наводит резкость камеры в процессе киносъёмки выполняя указания оператора. Очень сложная профессия, требующая больших навыков. Фокус-пуллеры и операторы в свободное время не «режутся» в карты и не сидят в смартфонах, а играют в очень полезную игру.

Суть ее заключается в следующем: на спор участники определяют расстояния между различными предметами, или расстояние от плоскости плёнки камеры до определённого предмета, потом измеряя рулеткой определяют победителя. Очень полезная игра для фотографа. Сейчас тренировать эту способность просто и в одиночку — с помощью компактного лазерного дальномера. Я частенько беру его с собой, сначала определяя расстояние на глаз, а потом сверяя его с показаниями на дисплее дальномера.

9. Мышечная память

Но определить расстояние — это полдела. Сложнее установить его на шкале объектива, не смотря в этот момент на сам объектив. Вы знаете, как японцы и китайцы запоминают написание иероглифов? Ни один человек не сможет написать сложный иероглиф только запоминания расположение его параллельных и перпендикулярных линий. Тут вступает в дело мышечная память. Человек должен написать иероглиф, скажем, десять тысяч раз, после чего рука «запомнит» его написание. В дальнейшем написание происходит автоматически.

Этот же принцип используется для тренировки наводки на резкость. Начинайте отталкиваться от предельной точки — бесконечности. Затем запоминайте, на сколько нужно повернуть кольцо фокусировки, чтобы установить 5, 3, 2 метра. В объективах Leica и Carl Zeiss есть специальные тэбы под палец для облегчения настройки фокуса. Но наличие такого тэба вовсе не обязательно. С любым объективом можно довольно точно наводить на резкость не глядя на шкалу расстояний. И так, если вы увидели интересный для фотографирования момент и нет возможности поднести фотоаппарат к глазам, не нарушив момента, снимайте «с бедра», установив все необходимые параметры для съёмки даже не глядя на неё.

Стрит-фото, Игорь Верещагин
Фото «Cool Guy» (New York, 2016)

10. Угол «Зрения»

Нужно уверенно представлять угол «зрения» объектива, который вы используете. Написав это предложение, я удивился, ведь сам не рассматриваю зумы в качестве объективов для стрит-фото. И это правильно — чем проще оборудование, тем лучше конечный результат. Для меня основной объектив стрит-фото — 35мм (или его эквивалент для неполных матриц). 50мм — тоже отличный объектив, но точно навести резкость не смотря в видоискатель на 50мм все же довольно трудно. 21мм с его широким углом — проще для кадрирования. Развивать навык определения границ кадра довольно просто — нужно чаще смотреть в видоискатель, сравнивая увиденное с картиной невооружённого глаза.

И, конечно, вишенкой на торте будет одно простое правило: снимайте чаще, практикуйте всегда и везде. Только так можно стать профессионалом своего дела. Ну и вдохновляйтесь не только прекрасными видами этого мира, но и работами других фотографов.

Найти мою книгу можно в магазине Ozon.ru