18 советов о съемке закатов

Полезные рекомендации от канадского пейзажного фотографа.

Анатомия света

При съемке на природе основным источником света служит солнце, а атмосфера выступает в качестве гигантского рассеивателя, смягчая проходящие сквозь нее лучи. В середине дня солнце стоит высоко и свет падает на Землю у практически вертикально, и рассеивание минимально. Поэтому на фотографиях, которые сделаны в это время суток, тени резкие, а свет – жесткий.

Но вечером, на закате, солнце стоит низко над горизонтом, его лучи идут сквозь атмосферу дольше и рассеиваются сильнее. В результате тени и свет на снимках получаются мягкими. Очевидно, что самыми лучшими для фотографии будут несколько часов перед/после рассвета и заката, которые часто называют “волшебными часами”.

Волшебные часы

Волшебные часы состоят из Золотого часа и Голубого часа. Золотой час наступает примерно за 30-60 минут до заката. После того, как солнце скрылось за горизонтом, наступает Голубой час. Волшебные часы заканчиваются примерно через 30-60 минут после заката, что дает нам около 1-2 часов отличного света.

Золотой час

Золотой час наступает, когда солнце находится в 6 градусах над горизонтом и оканчивается, когда оно уходит на -4 градуса за горизонт. Для этого времени характерен мягкий рассеянный свет, с теплым золотистым оттенком, создающий длинные, мягкие тени.

Голубой час

Голубой час – это время после заката, когда солнце находится в пределах от -4 до -6 градусов ниже горизонта. Для него характерно более темное небо, мягкие текстуры и прохладные, синеватые оттенки.

Прелесть съемки закатов в том, что за очень короткий промежуток времени можно получить множество разных визуальных эффектов, потому что свет постоянно изменяется. В то же время в этом и ее сложность, поэтому фотограф должен быть готов к этим изменениям и способен корректировать технику съемки в зависимости от ситуации.

Советы о съемке

Совет № 1: Заранее изучите местность и предмет съемки

Предварительная подготовка к съемке – самая важная часть процесса, если вы хотите снимать закат. Хороший свет у вас будет совсем недолго; условия освещения меняются каждую минуту, и лишнего времени на эксперименты и опыты просто нет. Поэтому в идеале вы должны заранее знать, где будете снимать, когда и что именно.

Лучше всего фотографии заката получаются у меня именно тогда, когда есть возможность побывать на месте заранее, днем. Это значит, что можно спокойно, не спеша, оценить местность, представить композицию, решить, куда лучше поставить камеру, какой выбрать объектив, фокусное расстояние и так далее. Часто я делаю несколько кадров на сотовый – чтобы определиться с композицией.

Я пользуюсь мобильным приложением Exsate Golden Hour, чтобы определить траекторию захода солнца и место, где оно коснется горизонта, а также время начала Золотого часа и окончания Голубого часа.

Обычно на место съемки я приезжаю часа за полтора до заката, чтобы все подготовить и установить, и уезжаю через час после него.

Совет № 2: Найдите элементы переднего плана

Небо на закате такое красивое, полное красок, что легко забыть, что красивые краски сами по себе не создают осмысленной композиции. Для этого вам нужно подыскать интересные объекты, будь то дерево, камень, ручей или пляж, которые создадут композицию и будут связующим звеном между передним планом и фоном.

Опять-таки, поскольку во время Волшебных часов у вас не будет времени для творческих поисков, лучше всего подыскивать элементы для переднего плана заранее (см. совет № 1).

“California”

Совет № 3: Снимайте в формате RAW

Это исключительно важно. При съемке закатов вы сталкиваетесь с расширенным динамическим диапазоном света; светлые места будут исключительно яркими, а тени – очень темными. Съемка в формате RAW даст гораздо больше шансов не потерять деталей и получить в итоге отличную фотографию.

К тому же при съемке в RAW вам не придется думать о балансе белого – все можно будет откорректировать во время постобработки.

Совет № 4: Используйте HDR-фотографию

В некоторых случаях, когда динамический диапазон света превышает динамический диапазон матрицы камеры – а это происходит довольно часто – даже при съемке в RAW не получится запечатлеть его целиком. В таких ситуациях надо использовать технику HDR.

Теперь, когда в Lightroom 6 появился модуль HDR Merge, процесс сборки HDR-изображения стал значительно проще. Не понадобится ни специальная программа для HDR, ни даже Photoshop – все можно сделать прямо в Lightroom.

Совет № 5: Снимайте прямо против солнца

При съемке против солнца приходится работать с широчайшим динамическим диапазоном, и можно легко испортить кадр нежелательными бликами. Все потому, что экспонометры камеры не справляются со слишком ярким светом. Но если вы научитесь снимать против солнца, то сможете получить уникальные, исключительные кадры, которые невозможно сделать на простую мыльницу или сотовый телефон.

Совет № 6: Пользуйтесь эффектом звездной вспышки

Starburst, эффект звездной вспышки – это техника съемки, для которой выставляется минимальная возможная диафрагма, и кадр делается прямо против солнца. Минимальная диафрагма делает солнечные лучи более заметными.

Когда я снимаю против солнца, то начинаю с нормальной диафрагмы, делаю серию кадров, а затем выставляю f/20-f/22 и делаю пару фотографий с эффектом звездной вспышки. Потом, при постообработке, всегда можно выбрать, какой снимок подойдет лучше – обычный или с минимальной апертурой и эффектом Starburst.

Совет № 7: Снимайте в режиме приоритета диафрагмы

При съемке закатов условия освещения меняются постоянно, чаще всего в сторону постепенного уменьшения света. Но при облачности количество света может колебаться волнообразно, поэтому постоянно изменять настройки вручную очень неэффективно. В современных камерах экспозамер работает очень точно и справляется с большинством условий, так что я пользуюсь режимом приоритета диафрагмы. Выставляю ISO на 100, диафрагму между f/9 и f/11 и даю камере автоматически выбрать выдержку.

Совет № 8: Используйте коррекцию экспозиции

В экстремальных условиях экспозамеру требуется помощь, и тогда я пользуюсь режимом приоритета диафрагмы вместе с экспокоррекцией, чтобы вручную подправить экспозицию.

Например, при съемке против солнца камера может решить, что сцена ярче, чем есть на самом деле, и недоэкспонировать кадры. Чтобы это исправить, достаточно выставить экспозицию на +1.

Тот же самый принцип действует и при съемке заснеженных сцен. Вы заранее знаете, что яркие светлые зоны могут обмануть экспозамер, и просто корректируете экспозицию.

Совет №9: Устанавливайте экспозицию по светам

Установка экспозиции по самым ярким участкам сцены – общее правило ландшафтной фотографии, но при съемке закатов оно становится еще актуальнее. При постобработке всегда можно восстановить темные места, но если потеряются детали светлых участков (небо, солнце), то их восстановить не удастся. Поэтому замеряйте экспозицию по светам; пусть тени будут недоэкспонированы – это можно будет поправить в Lightroom (и не забудьте про совет № 2).

Совет № 10: Используйте автоматический брекетинг экспозиции

Автоматический брекетинг экспозиции – это функция, которая позволяет сделать несколько кадров одного и того же объекта с разными значениями экспозиции. В современных камерах этот процесс полностью автоматизирован – вы щелкаете затвором, и камера делает серию снимков с предустановленными настройками по экспозиции.

Причин для использования AEB две. Во-первых, так вы получите хотя бы одну фотографию с удачной экспозицией. Во-вторых, сможете использовать технику HDR-фотографии или режим наложения “Яркость” при постобработке.

Совет № 11: Следите за бликами

Когда прямые солнечные лучи попадают в объектив, на снимке появляются блики. Иногда они могут выступать в качестве художественного элемента, но в большинстве случаев выглядят скорее как дефект, ошибка и могут испортить потенциально интересный кадр.

Блики трудно контролировать – тут все зависит от угла, под которым лучи входят в объектив, и качества самого объектива. Уменьшить блики можно, слегка сдвинув камеру, изменяя тем самым угол лучей, но результат в этом случае предсказать сложно.

Однако есть один проверенный и очень простой трюк, который точно может помочь. Если вы понимаете, что не можете избавиться от бликов, и они портят ваш снимок, сделайте один кадр как есть, не обращая внимания на блики, и еще один – прикрыв солнце пальцем, чтобы создать тень. Да, на фотографии получится гигантский палец, но зато не будет бликов. Затем, при постобработке, можно будет совместить эти два кадра в Photoshop, используя прозрачные маски. Это сделает процесс редактирования сложнее, и вам потребуется Photoshop, но этот метод дает гарантированный результат.

Совет № 12: Используйте штатив

Закат можно снимать с рук, без штатива, но это значительно усложняет процесс. Помимо всего прочего, надо будет справляться с выдержкой, так, чтобы она была не дольше 1/60-1/100 с. А при использовании автоматического брекетинга экспозиции вычислять нужные параметры выдержки становится еще сложнее. К тому же, чтобы компенсировать уменьшающееся количество света, придется постоянно повышать значения ISO – а это, в свою очередь, добавляет цифрового шума.

Так что поверьте на слово: если вы снимаете закаты, штатив будет вам лучшим другом.

Совет № 13: Используйте пульт дистанционного управления или двухсекундную задержку

Во время съемки заката сцена постепенно становится все темнее, и камера автоматически подстраивается под новые условия, удлиняя выдержку. Когда она достигает 0,5 секунды, очень просто получить смазанный кадр даже при легчайшем движении. Чтобы избежать этой проблемы, используйте пульт дистанционного управления камерой или спуск затвора с двухсекундной задержкой – эта функция есть практически у всех современных моделей камер.

Совет № 14: Дождитесь окончания Голубого часа

Никогда не уходите с места съемки до окончания Голубого часа. Это самая распространенная ошибка среди новичков – заканчивать съемку как только солнце опустилось за горизонт. На самом деле самые интересные условия возникают минут через 5-10 после того, как солнце полностью скрылось. Его уже не видно, но оно по-прежнему освещает небо теплым и мягким светом, пока Золотой час не уступит место Голубому.

Совет № 15: При съемке заката в городе ищите отражения

Когда вы снимаете в городе, высокие здания зачастую закрывают солнце еще до начала Волшебных часов. В таком случае ищите отражение заката на зданиях – они нередко создают потрясающие эффекты, которых не существует в природе.

Совет № 16: Изменяйте положение горизонта, чтобы сделать акцент на важных частях композиции

Хотя закат и дает одни из лучших условий освещения для съемки, не каждый заход солнца гарантирует потенциально интересные снимки. Если нет ни облачка, а в воздухе висит дымка, композиции с большим количеством неба в кадре будут скучными. Поэтому располагайте линию горизонта так, чтобы помочь зрителю распознать важную часть фотографии.

Если небо смотрится скучно, поднимите горизонт повыше – так в кадр войдет меньше неба, а вы сможете сделать акцент, например, на живописных скалах, освещенных последними лучами солнца. Если небо выглядит прекрасно, опустите горизонт, так, чтобы показать эту красоту как можно полнее.

“Montreal. Lachine”

Совет № 17: Не забудьте захватить фонарик

К тому времени, как вы закончите снимать и упакуете всю аппаратуру, вокруг будет уже довольно темно и холодно. А ведь надо еще добраться до машины или палатки. Поэтому при вас обязательно должен быть фонарик; а если дело происходит осенью или весной, советую захватить и дополнительную теплую одежду.

Совет № 18: Не забудьте оглядеться по сторонам

Часто, снимая закат, мы так заняты основным объектом (то есть солнцем), что забываем оглянуться. А между тем заходящее солнце иногда создает самые интересные эффекты на другой стороне сцены.

Так что возьмите за привычку оборачиваться через каждые пять-семь минут – так вы ничего не пропустите.

Автор: Виктор Елизаров, фотограф и дизайнер из Монреаля, Канада, автор блога PhotoTraces.