Food-фотография: 13 шагов от брифа до сдачи файлов

За без малого 30 лет тяжёлой и интересной работы «Рекламная фотостудия Сергея Мартьяхина» превратилась в бренд высочайшего качества. Это подтверждается списком ведущих компаний, с которыми студия постоянно работает, а также наградами на конкурсах и фестивалях. В студии работает великолепный food-стилист — Наталия Агладзе.

Разумеется, данная статья написана на основе личного опыта — опыта профессионального рекламного фотографа с отличной репутацией и первоклассной студией. Именно поэтому мы публикуем этот материал практически без редакторской правки: мы считаем, что познакомиться с профессиональной организацией рекламной съёмки будет небезынтересно многим нашим читателям. Ну и, конечно, какая-то часть опыта Сергея Мартьяхина вполне может оказаться полезной и вам.

1. Работа с заказом, бриф, техзадание, превью

Работа над рекламной фотосессией начинается с получения брифа — фактически, технического задания, описывающего требуемый результат. Но, чтобы получить такой бриф, вы должны быть известны — тогда кто-то порекомендует вашу студию, или клиент уже видел ваши работы на сайте или выставке, или вас хвалит дизайнер, или у продакшена уже сложилось хорошее впечатление о студии — а это предполагает комфортность работы, удобство проезда не только на машине, но и общественным транспортом, и даже такие штрихи, как хороший кофе и свежие фрукты на столе. Продакшен не любит некомфортные студии, места, до которых тяжело добраться, а некоторые даже выезжают в студии, чтобы заранее посмотреть своими глазами, куда приедет их уважаемый клиент.

И вот вам прислали бриф или техзадание. Вы задаёте «досметные» вопросы — проводится ли тендер? Утверждены ли эскизы, или это предварительный расчёт? Просчитывается цена необходимых продуктов и реквизита, услуг помощника фудстилиста, согласуется сложность съёмки и количество съемочных дней. Полезно просмотреть сайт клиента или вспомнить сложности работы с ним или клиентом подобного уровня: так ты примерно оценишь, насколько требователен или капризен клиент, и сможешь прибавить время и на это.

Переговоры с арт-директором (эскизы или превью часто взяты из Интернета, их требуется подстроить под реальный дизайн) — чаще всего этим и ограничивается период составления сметы. Мы просчитываем возможности тендера, определяем, на чём можно сэкономить (например, заменить фуд-стилиста её помощницей), будем мы просто сливать файлы или их обрабатывать, меняется ли при съёмке свет или используется одинаковый, да и вообще — нужен ли вам этот проект так, чтобы за него бороться, будет ли он выполняться, как говорится, для души или просто для денег.

2. Свет и композиция — согласование с арт-директором и клиентом

После подписания сметы бронируется время съёмки (никогда не отказывайтесь от съёмки по причине возможного совпадения разных съёмок на один день: всегда что-то в последний момент меняется, так бывает постоянно). Желательно развести разные съёмки так, чтобы между ними был свободный день — студии надо подготовиться к съёмке, либо сдать файлы от предыдущей съёмки. Если планируется длинная съёмка — пусть она будет с выходными, разбивающими процесс для отдыха студии и дальнейшей подготовки.

Затем следует черёд РРМ (preproduction meeing) — это общая встреча с арт-директором, дизайнером, возможно, другими нужными специалистами, и, главное, клиентом-заказчиком. Она проводится после согласования всех деталей с арт-директором, что может быть не так и просто: эскизы часто взяты из Интернета, часть предметов или композиции из стоков, иной раз это вообще рисунок. Клиенту изначально всё наглядно показали практически на пальцах, он макет утверждает, а тебе это снимать — а там вполне могут быть нарушены ракурсы, световые акценты, размерность предметов. Тут уже ты, как профессионал и специалист, получив указания от арт-директора, предлагаешь главные направление света, световые акценты, жёсткость или мягкость световых акцентов, глубину резкости, особые требования к подбору реквизита (кастинг реквизита).

Фуд-стилист рассказывает, как будет готовиться её часть, прорабатывает рецептуру и детали натюрморта — форму нарезки, цвет продукта (особенно учитывается сезонный фактор фруктов — линия разреза и его форма, капли, блеск среза).

Брендинговые агентства качественно готовят свои эскизы (но и берут за это тоже качественно), поэтому эскизы у них выверены, и ошибок в них мало, чего не скажешь о молодых (недорогих) дизайнерах и отделах рекламы и маркетинга на предприятиях.

3. Подготовка к съёмке: взаимодействие с командой. Зоны ответственности

Итак, время съёмки назначено и согласовано.

Ассистент производит кастинг реквизита по магазинам, Интернету, каталогам — что-то закупается, что-то берётся в аренду. Закупаются основные крепкие фрукты, которые могут долго храниться без ущерба для качества. Закупаются в разных местах (особенно, если по брифу нужны срезы, отделяющаяся от сливы косточка и прочие нюансы) из-за невозможности осмотреть запечатанную упаковку в больших супермаркетах. А уже перед съёмкой закупаем свежую зелень и прочие свежести.

Фотограф отвечает за общее руководство съёмочной командой и согласование всех процессов, включая приглашение дополнительных специалистов, консультации узких специалистов. Чтобы все знали, к чему готовиться, и у них было на это время, время приезда буфета, продакшена, агентства (к тому времени, когда будет собрана часть натюрморта и появится необходимость согласования работы с дизайнерами), приезд клиента для подтверждения.

4. Прорисовка эскиза для стилиста.

Советы стилиста учитываются при подготовке и расчёте продуктов и съёмочного времени. Она знает, единичный это макет или линейка упаковок со своим дизайном, с важными элементами дизайна, как то название продукта, шрифтовое и колористическое решении, линия сгиба, другие шрифтовые или технические надписи, плашки, развод по цвету линейки упаковок — все эти важные элементы. Имеют значение овалы тарелок (ракурс), направление и расположение вилок, ложек, полочек, срезов — это обрисовывается линиями или картинка неполной плотности переносится на монитор, который стоит у съёмочного стола. Это поможет фуд-стилисту не поставить значимую часть блюда под плашку.

Второй монитор стоит у съёмочного стола, и камера работает в режиме живого видео. Стилист удобно сидит, имеет всё под рукой и видит малейшие изменения в кадре; за действиями стилиста смотрят все, кому это интересно и необходимо, и дают свои пожелания.

При такой организации не надо бегать, чтобы посмотреть в видоискатель камеры, или щёлкать, чтобы показать кадр клиенту.

К тому же изображение со второго монитора могут видеть клиент или арт-директор, находящиеся в любом месте, где есть Интернет, давать комментарии и общаться по громкой связи. Очевидно, скоро это станет нормой и повсеместной практикой.

5. Выбор камеры и объектива

Камера выбирается из того, что есть у вас в арсенале или арендуется. Необходимо учитывать множество факторов: необходима ли по сюжету контролируемая глубина резкости (по плоскости или по вертикали) — максимально профессиональна во всех подобных случаях форматная камера-«гармошка», которая позволяет пустить резкость по любому направлению, удобно держать геометрию прямоугольных предметов и художественно изменять её (примером служит возможность из формы яйца на матрице сделать шар или «героические» ракурсы).

В какой-то мере её заменяют тилт-шифт-объективы; они же позволяют ускорить процесс компоновки и съёмки отдельных предметов для удешевления сметы или работы с менее подготовленным помощником.
Выбор также зависит от размера конечного файла, необходимого для того или иного вида печати.

Выбор объектива осуществляется из художественного замысла (например, широкоугольник), или исходя из технических требований по геометрии (отсутствие развала в кадре и т.п. Небольшой телевик для того, чтобы не стоять вплотную к предмету (тем самым и сам имеешь возможность ставить свет с любой стороны, и стилисту работать удобно) для правильной геометрии, бутылок и репродукций. И, конечно, если вы занимаетесь фуд-съёмками или прикладной съёмкой, вам нужен макрообъектив.

6. Рабочий свет, выбор ракурса

Устанавливаем рабочий свет — обычно это софт на журавле под потолком с необходимой яркостью для работы стилиста и режимом видео для экономии электричества, позволяющим продуктам дольше работать в кадре. Ракурс выбирается по эскизу (по тарелке ракурс задаётся овалом), что удобно с разлинованным монитором. Ракурс важен для продолжения линейки упаковки: ведь вам необходимо попасть в тот же ракурс, что и на прошлой съёмке.

Важен подъём стола: стилисту должно быть удобно, всё должно находиться под рукой, объектив не должен перекрываться при постановке композиции.

Круглые одиночные предметы можно снимать сверху или с горизонтом, если вам нужна реальная тень.

7. Расстановка источников света. Характеристики насадок, отражателей и подсветок

Начинается самое волшебство.

Выходя на площадку, вы должны видеть свой кадр в свете и настроении, согласно эскизу и дизайну.

Дежурный свет у нас стоит, композиция кадра постепенно складывается. Если вы работаете с продуктом в кадре, то времени на установку немного, даже с учётом того, что продукты будут заменяться на съёмочные по мере продвижения. Сводим на минимум дежурный свет, чтобы он не мешал, и начинаем с рисующего света — света по основному продукту, подчёркивающего его лучшие стороны. Обычно это более жёсткий свет (всё, конечно, относительно). Можно надеть глубокий колпак или сотовый колпак, свет можно рассеивать через кальку — регулируя тем самым мягкость бликов и света.

Контровой свет сзади справа или слева помогает рисующему свету, но не противоречит ему, а подчёркивает и подсвечивает необходимые для настроения кадра элементы.

Заполняющий свет тоже не должен противоречить главной линии света. Он может идти по той же линии, что и основной, но заполнять тени от основного источника.

Отражатели — большие листы или маленькие поверхности белого пенокартона, зеркала для точечной подсветки или бликов, в том числе для срезов, зеркальные или матовые фолии.

Обычно для натюрморта хватает четырёх источников с разными насадками и отражателями, иначе получается световая каша и теряется целостное восприятие картинки.

8. Съёмка одиночных овощей и фруктов под обтравку

Освещение одиночного продукта зависит от требований клиента, если это заказная работа или съёмка для фотобанка, и только от собственного взгляда, если это художественный проект.

Постановка света зависит от ракурса, цвета фрукта или овоща, его глянцевости (слива тёмная, тёмный виноград, помидор и прочие).

Наиболее качественное с точки зрения освещения — такое, которое напоминает естественное, то есть дневное. Это один источник света. Важно найти место, куда можно поставить этот блик на поверхности фрукта, чтобы он был приятен для глаза, подчёркивал форму. Если у вас основной источник контровой, создающий ореол освещения по поверхности фрукта, его можно сделать жёстким с резкими краями света, а можно более мягким, разбивая рассекателем или освещением отражателя. Можно сделать свет несколькими источниками, собранными в линию и разбитыми калькой для того, чтобы образовывалась непрерывная линия или стрип. Теперь важно не потерять остальную часть фрукта. Важно так осветить его, чтобы не появились дополнительные блики на поверхности (хотя в некоторых случаях небольшое пятно и может оживить изображение), — это достигается подсветкой, отражателями и фоном (стекло или фон), на котором лежит предмет.

Съёмка на стекле удобна тем, что можно регулировать фон и подсветку простым приближением или удалением фона, не создавая дополнительных бликов на фрукте. На стекле легче осветить предмет с разных сторон, подвести отражатель снизу.

Можно использовать подсветку отражателя — важно, чтобы этим источником не создавались дополнительные блики. Выбирать размер отражателя и дальность его расположения от предмета, наклон, количества света.
Важно, на каком фоне вы снимаете тот или иной фрукт. Если он с глянцевой поверхностью — помидор и т.п., — его лучше расположить на фоне такого же цвета, только ярче, да и отражатели можно использовать тоже красного цвета.

Важно знать, на каком фоне будет потом фрукт «жить» (это нужно узнать у клиента): если на светлом — тогда освещение требуется более равномерное, без глубоких теней — можно снимать и на белом или светло-сером фоне. Если же на тёмном — тогда можно оставить тени плотнее.

Цветными отражателями можно подправлять цвет фрукта — так, у манго бочки́ можно сделать желтее или краснее, да и персикам с абрикосами это не повредит.

9. Съёмка срезов овощей и фруктов

Съёмка фруктов со срезами предполагает использование тех же самых законов построения света, вот только для среза требуется аккуратный блик, чтобы показать сочность продукта. Некоторые любят яркий срез с большим количеством маленьких бликов, но, на мой взгляд, это может при печати выглядеть браком. Если это ровный срез апельсина, помидора и т.п. — ставим источник жёсткого света или «стрип», подчёркивая рельефность среза, а потом подсвечиваем общим небликующим светом, выявляя цвета среза. При этом не забывайте закон физики — угол падения равен углу отражения.

10. «Солнечный свет» — «художественный свет»

Солнечный свет характеризуется визуально как изобилие заливающего света, возможно даже на грани вылета, с небольшими жёсткими тенями. Как правило, это верхний задний свет. В этом случае для заполняющего света можно использовать большой лист белого пенокартона.

Художественный свет — и тут всё зависит только от смелости вашего замысла — характеризуется соотношением количества светлых и тёмных участков.

11. Съемка натюрморта

Натюрморт — предметы, соединённые в кадре общим смыслом и работающие на одну идею. Повторюсь, выходя на съёмку натюрморта, вы должны понимать и согласовать видение вами этого натюрморта. Приступая к съёмке, вы должны заранее почувствовать характер этой картинки, её настроение, стиль, и уже под это ставить свет.

Если у вас хватает умения и наглости — предлагайте и настаиваете на своем видении. Клиент уважает уверенность фотографа.

Законы построения света — такие же, как и для одиночных предметов, только здесь есть главные и второстепенные предметы, есть настроение и стиль освещения. Выбираем направления главного удара. Выделяем его светом и в конце заливаем заполняющем светом и подчёркиваем фактуру или срезы отдельных элементов точечными источниками или зеркалами (зайчики от маленьких зеркал не дают дополнительных бликов, а только точечно подсвечивают).

Можно сбивать интенсивность светлых деталей (от сильного источника) узкими масками или даже гранёными рюмками (при этом на фоне может проявиться интересный рисунок от граней). Важно, если натюрморт будет использоваться на вылет, ставить перед основным источником бросающие тень на стол предметы, которых не видно в кадре: это придаёт живость и натурализм кадру. Для этих целей использует так называемые «гобо» — вырезанные в картоне прорези, бросающие на натюрморт лёгкие тени, — будто это перекладины окна, тени от веток, ограды и т.п.

12. Съёмка с малой глубиной резкости

Всё это началось в противовес классической фотографии, где в кадре всё резко. Появилась цифра — и все стали фотографами; и сначала это были дизайнеры, которые сами задумывали съёмку и сами же хотели её сделать. Но так как у них не было ни освещения, ни штатива, они снимали с полностью открытой диафрагмой. Это стало модной фишкой.

Тем более не обязательно мучиться над задним планом — есть какое-то размытое пятно, и хорошо!

Для съёмки с малой глубиной резкости есть несколько способов: если нужно «сбить» диафрагму — используем минимальные значения ISO, минимум света (достигается съёмкой с постоянными источниками света) или надеваем на объектив серые нейтральные фильтры.

Если у вас есть «гармошка» или тилт-шифт-объектив, можно контролировать направление и степень нерезкости путём увода объектива в противоположную плоскость.

В моей профессиональной деятельности клиенты чаще всего просят сделать кадр с полной резкостью, а «контролируемую нерезкость» им легче сделать при пост-обработке.

При съёмке с ограниченной глубиной резкости очень важны законы композиции кадра, законы цветовых пятен в натюрморте.

13.Вылизывание кадра. Необходимые дубли

Педантизм и скрупулёзность принесут вам работу и деньги, поэтому делайте сюжет максимально качественно уже при съёмке. Рассуждения, что то или иное можно сделать на этапе пост-обработки, вызывают у клиента законный вопрос — а за что я плачу вам деньги?

Но бывают простые мелочи, на которые или ты потратишь часы, доводя их, или это займёт несколько минут на компьютере.
Клиенту это надо показать и тактично убедить его в оптимальности такого решения.

Дубли я также делаю в том случае, если, допустим, в центре сюжета стоит бутылка с фольгированной этикеткой. В таком случае мы разбираем передний план и аккуратно ставим отражатели под этикетку, а потом монтируем изображение на компьютере.

Также снимается необходимое количество дублей, чтобы в светах не было вылетов, а в тенях — провалов. Так как съёмочные штативы тяжёлые, кадры удобно накладывать друг на друга, приглушая блики и вытягивая тени для полиграфии. Это удобнее и для дальнейшей творческой доводки изображения. Можно взять что-то из светлого дубля и прорисовать дополнительное свечение, или из более тёмного — чтобы дополнить тени для объёма. Этот способ особенно хвалят дизайнеры: им так легче сдавать работу.

Основная моя идея — постараться научить вас делать и сдавать качественную съёмку. Сделать плохо нетрудно, вы, возможно, прошли уже через это и поэтому теперь читаете мою статью. Можно попробовать легко срубить деньги с клиента, а так как их много, можно долго на этом жить, но лучше доказать свой работой, что вы необходимы ему — и он обратился к вам снова.

Рекламная фотостудия Сергея Мартьяхина проводит мастер-классы:
«Food-фото» — преподаватель Сергей Мартьяхин
«Методики и техники фудстайлинга» — преподаватель Наталия Агладзе.

С пресс-релизами мастер-классов можно ознакомиться на сайте
www.studiomart.ru и в живом журнале студии.

Записаться на обучение можно по телефону: +7 985 760 6982

  • Полезно и интересно, спасибо большое за статью.

  • Очень интересно, спасибо. Заметил небольшие косяки (или же большие) на картинке с Calve, на заднем плане какая то каша из цветов, ну и края на бутылке то же неаккуратно сделаны.

    • Сергей Мартьяхин

      Алексей, пятна цветов на заднем плане, когда были немного резче и нравились мне больше. Но агенство (а это их post production) мазнула кисточкой и очень грубо. Банки (блики и отражения) меня не смущают, они живые. Может парочку бликов бы все же почистил. Спасибо

  • Катерина

    Спасибо за статью. Интересно. Было ощущение, что она скорее напсиана для потенциальных клиентов, чтобы они понимали, за что платят. Несмотря на объем статьи и подробности, технических секретов все равно не ракрыто, из чего делаю вывод, что вся суть материала заключалась в последенм абзаце – “делайте фото качественно”. Для этого нужна хорошая студия, много техники, опытные ассистенты, дорогие заказчики. Интересно подробнее узнать про постобработку, сколько процентов работы перекладывается на нее, и обрабатывает ли снимки сам фотограф.

    • Сергей Мартьяхин

      Клиентам не надо объяснять этот процесс , они его знают досконально. Да и
      с этой стороны тоже не плохо – были ли у вас ситуации когда вы хотите
      больше, а клиент говорит – чего там делать да еще за такие деньги? Это
      статья для тех кто хочет понять как все это двигается и существует на основе моего опыта.
      Хороша студия. отличная команда это не вредит процессу – рекламная
      фотография это коллективное творчество и глупо отказываться от
      профессиональных услуг. И всегда ли цепочка – “хорошая студия, много
      техники, опытные ассистенты” ведет к дорогим заказчикам. а у меня
      получается – об этом я и хочу научить на своих мастер-классах того кто
      хочет научиться

  • Сергей, большое спасибо за статью!
    Если не секрет, скажите, пожалуйста, что за софтбоксы показаны на фотографиях? В частности, интересует стрип с отсекателями. Заранее большое спасибо за ответ!