Как это снято: мультиэкспозиция с генератором Profoto D4 Air

В этой статье из серии “Как это снято” я хочу рассказать о фотосъёмке натюрморта с применением такого спецэффекта, как многократная экспозиция.

Многократная экспозиция или просто мультиэкспозиция — это далеко не новый приём в фотографии, в разные времена он становился то более, то менее популярным у практикующих фотографов. В чём суть этого приёма? Всё очень просто: в эру плёночной фотографии на один и тот же кадр экспонировалось несколько изображений, от двух и более. Интересный эффект достигался путём объединения нескольких сюжетов в одну конечную фотографию.

В современной цифровой студийной фотографии этот приём можно реализовать путём многократного экспонирования импульсного света при длинной выдержке. Почему длинная выдержка? Так как мы снимаем на цифровую камеру и, как правило, не можем сделать несколько экспозиций на один кадр, мы просто делаем несколько экспозиций при длительной выдержке. Всё, что нам для этого нужно, это абсолютная темнота в студии и импульсный свет с дистанционным управлением.

Оборудование

Эту задачу я решал с генератором  Profoto D4 4800 Air и с несколькими специальными световыми насадками.

Генератор D4 мощностью 4800 Джоулей — это лучший универсальный генератор в линейке Profoto. Он даёт возможность фотографу полноценно использовать четыре независимых асимметричных выхода, а благодаря своей мощности D4 способен в одиночку осветить практически любую постановку.

Что ещё я ценю в этом генераторе, так это возможность управлять им с компьютера; это очень и очень удобно, особенно если фотограф привык снимать не на карту памяти, а сразу на жёсткий диск. В этом случае сама фотография и полный расклад по свету всегда у вас перед глазами. Выглядит это приблизительно так.

profotod4-003

Для удобства я обычно пользуюсь двумя мониторами, на Macbook я вывожу показания с генератора, а на большой монитор — картинку с камеры, но можно собрать окна и на одном мониторе или открывать их попеременно.

Схема света

Несколькими словами опишу схему света, которая после всех проб была признана самой удачной для этого натюрморта.

1 Пластиковый фон размером 1 х 1,5 м, цвет коричневый.
2 Генераторная головка со Spot Small насадкой.

Эта насадка в основном предназначена для проецирования с помощью стандартных масок Gobo, размера М — 66 мм. Для нашего натюрморта мы изготовили маску вручную из плотной фольги с помощью макетного ножа. Дополнительно по размеру маски был вырезан жёлтый фолиевый фильтр — для того, чтобы рисунок на коричневом фоне приобрёл тёплый оттенок.

3 Роль основного рисующего света выполнил StripLight M. Эта насадка даёт очень узкий и равномерный, но в то же время достаточно мягкий блик по бутылке, и освещает бочку.

Я люблю использовать StripLight потому, что благодаря его равномерности можно внести в картинку очень яркий блик. Обычный мягкий Strip, как правило, не обладает такой равномерностью и, чтобы не получить вылет по белому в середине кадра, его приходится делать не таким ярким.

4 Это жёлтый фолиевый фильтр, который перекрывает ту часть стрипа, которая светит на бочку. С его помощью мы от одного источника получаем резкий белый свет на бутылке и мягкий тёплый на бочке.

5 Это большой (1 х 2 м) просветный экран. Как экран, он смягчает картинку справа, то есть создаёт заполнение.

6 А также — через просветный экран (5), — как контровой свет работает источник с линзой Френеля.

Френель, на мой взгляд, идеален для контровых подсветок, так как с помощью встроенной в него диафрагмы можно получить световое пятно любого размера. Эту насадку очень удобно использовать с мощными генераторами, так как даже при сильно закрытой диафрагме можно получить нужную интенсивность света.

7 Генератор Profoto D4 Air, управляемый с компьютера с помощью программы Profoto Studio Air.

8 Камера Hasselblad, оснащённая тилт-шифт-приставкой. Камера расположена намного ниже самой бутылки и тилт-шифт даёт нам возможность получить резкость в нужной нам плоскости, не увеличивая глубину резкости, не закрывая сильно диафрагму и не делая кадр полностью резким.

Технология съёмки

Начнём с начала. Первична всегда идея, поэтому я уже мог приблизительно представить себе картинку. Технически оставалось только поставить в кадр бочку, а на неё бутылку виски со стаканом.

Совет: чтобы упростить работу по ретуши снятой картинки, все манипуляции с постановкой бутылки и стакана обязательно проводить в нитяных белых перчатках, чтобы не оставлять отпечатков пальцев на стакане и бутылке.

Теперь ставим свет. Схему постановки света я описал выше, чтобы сейчас не отвлекаться от собственно последовательности действий.

Далее кладём в стакан лёд и аккуратно, чтобы не оставалось следов на стакане, наливаем напиток. Можно использовать настоящий продукт, но можно использовать подкрашенную воду или лучше водку. Красивый рисунок света в стакане зависит от положения в нём льда, а не от того, что в него налито. И вот тут обязательно нужно не полениться и подвигать лёд в стакане, возможно даже, переложить его по-новому несколько раз. Если удастся положить лёд красиво, вы будете удивлены тем, как изменится картинка.

После всех этих манипуляций окончательно корректируем свет и, после нескольких проб по свету и композиции, получаем основу для нашего натюрморта, которую и собираемся доработать с применением мультиэкспозиции.

Я изначально предполагал, что мы получим что-то подобное. Фотография, конечно, звенит и выглядит очень неплохо, но в ней как бы не хватает души, и она чересчур рафинированная. В изображение хочется добавить мягкости и воздуха и в тоже время не потерять резкости и однозначности восприятия. То есть нам нужен волшебный свет.

При съёмке подобных натюрмортов я всегда держу этот приём про запас. В чём его фишка? В двух словах — мы делим источники света на две группы и экспонируем их по очереди при длинной выдержке. Секрет в том, что одна группа экспонируется как обычно, а вторая — с софт-фильтром на объективе. В результате мы получаем и резкое, и нерезкое изображение в одном кадре, причём они, как правило, очень красиво смешиваются.

Свет был поделен на две группы таким образом:

— рисующий свет экспонируется резко, тем самым прорисовывая фактуру стекла, бочки и, конечно, этикетку.

— а контровой и фоновый экспонируется через софт-фильтр, давая приятное размытие фона и бликов на стакане и бутылке.

После этого нам осталось совместить эти две экспозиции при одной длинной выдержке.

Совет: при такой съёмке очень важно использовать надёжный штатив, стоящий на твёрдом полу, чтобы на финальном кадре не получилось смещения изображений друг относительно друга.

Теперь мы, полностью затемнив студию и управляя нашими генераторными головками с компьютера, делаем две экспозиции на длительной выдержке. Мы без проблем уложились в восемь секунд, за которые сделали две вспышки разными приборами и в одном случае перекрыли объектив софт-фильтром.

Результат

Всё прошло по плану, и мы получили вот такую красивую картинку.

Как вариант, для придания нашему натюрморту духа вискокурни на следующих дублях был добавлен дым.

Совет: подобные съёмки можно проводить и без таких мощных генераторов с современным дистанционным управлением. Последовательность вспышек можно организовать и вручную на простейших импульсных приборах, а недостаток мощности можно заменить многократными вспышками или высоким значением ISO.

Желаю всем единомышленникам удачных творческих экспериментов!

Backstage

Съёмочная группа

Фотограф: Владимир Морозов мл.
Ассистент фотографа: Владимир Морозов
Видеооператор: Андрей Галактионов
Гость студии: Эдуард Оганезов

  • bobrosoft.com

    Дааа, результат просто волшебный!

  • Spinkedzzz

    у некоторых цифровых фотоаппаратов есть режим мультиэкспозиция, они сами склеивают два снятых кадра

    • Да, Вы правы, в современные цифровые камеры производители стали возвращать эту, немного подзабытую, функцию. Для творческих экспериментов её более чем достаточно, но для профессиональной работы её не стоит применять, так как результат склейки будет в формате Jpeg.

      • Taraskin

        в Никонах если съемка идет в рав,то и склеивает в рав

  • sergey

    Что-то совершенно не указано про небольшой кусочек алюминевой кажется фольги для подсветки названия коньяка

    • Да действительно, этикетка была подсвечена белым экраном (пенопласт 50х50), его просто держали в руках и по этому забыли перенести на схему. Спасибо за комментарий.

  • sergey

    Снято хорошо и качественно, профессионально
    То, ради чего был одет софт-фильтр и повторно экспонировался кадр можно было снять гораздо легче,
    Наверное здесь в этой съемке вы хотели показать сам прием подобной съемки?

    • Да, я хотел вспомнить старый добрый приём, который частенько применялся в эпоху плёночной фотографии. Если вы знаете как добиться такого эффекта проще, напишите в двух словах.

      • sergey

        Размытие фона и бликов на стакане и бутылке можно добиться иными способами. Думаю вы сами знаете как. Не хотел усомниться в вашем профессионализме.

  • Artem

    Работа со светом – это так интересно. Очень красивый кадр и для его произведения сколько усилий потребовалось… Прям, торфяное послевкусие на языке от кадра с дымкой.)))
    О ложке дегтя и бочке … Да, пожалуй о бочке. Пофактурней бы! Может для печатного процесса она выглядит по другому, но на бюджетном мониторе, прям будто в 3D нарисована, без наложения текстур. Вопрос не к фотографу, а к реквизиту, если что…

  • Vladimir Shishkin

    А отражение всей студии в бокале с виски было задумано? Или это все же небрежность некоторая?

    • rat

      УБИЛ ))))) 5+

  • мда… сетап для съемки виски за 4 000 р. впечатляет 🙂
    вот это профессиональный подход!

  • Kayros

    Спасибо, что просветили. Даже не знал о таких приборах.

  • Dmitry Mirazimov

    Спасибо! Отличный курс!