Как это снято. Съемка на плэнере с одним импульсным источником

Съёмка с Profoto B1X

О нюансах работы со светом под открытым небом, выборе оборудования при съемке животных и приоритетах во время фотосессии.

Многие считают, что на съёмке должно было минимум три источника света. Схема с одним источником считается слишком простой. На наш взгляд совершенно незаслуженно. Поэтому мы, редакция журнала fototips.ru, попросили нашего друга, Кирилла Михирева, опытного спикера работающего со светом Profoto, написать про одну из своих последних съёмок, где для работы он использовал одну вспышку.

Иногда для создания задуманного фотографом освещения приходится задействовать 5-6, а то и больше источников света, специфические светоформирующие насадки, многочисленные отражатели, флаги (каше), да и много чего еще. Именно такие сложные световые схемы по понятным причинам демонстрируют на мастер-классах. Однако в реальной работе необходимый результат нередко достигается с использованием минимума оборудования.

Именно о такой съемке и пойдет речь в этот раз. На локацию мы привезли приличный набор «железок», включая различные рефлекторы и софтбоксы, а снимали весь день с одной единственной вспышкой Profoto B1X. При этом добрая половина материала была снята вообще без каких-либо насадок, одной лишь «голой» вспышкой, а в другой половине я применил жесткий рефлектор OCF Magnum, речь о котором пойдет чуть ниже.

Но обо всем по порядку!

Съемка на локации, безусловно, сложнее работы в студии, где все условия и освещение подконтрольны фотографу полностью. Под открытым небом, даже при работе с искусственным светом, естественная среда неизбежно вносит в работу свои коррективы. С другой стороны, это всегда интересно, ведь на локации вы почти никогда не сможете спрогнозировать результат на 100%.

Съёмка с Profoto B1X

Наша съемка началась в полдень. И хотя многочисленные облака создавали на небе почти сплошную пелену, она была такой легкой и прозрачной, что почти не нарушала ощущение солнечного летнего дня. Да это, по сути, и был солнечный день. На «пристрелочных» кадрах, сделанных в процессе поиска лучшего фона, при правильно проэкспонированной модели небо выходило белым, практически пересвеченным.

Я сразу решил освещать модель импульсным светом, сделав небо темным и драматичным. В то же время, я не хотел окончательно превращать яркий день в совсем уж беспросветную ночь. Напротив, немного солнечного света было необходимо оставить для прорисовки заднего плана. Такой вид съемки, предполагающий сочетание естественного солнечного и искусственного импульсного света, имеет свои особенности, на которых мы и остановимся чуть подробнее.

Первый вопрос, возникающий у большинства фотографов, впервые снимающих что-то подобное: какой мощности импульса будет достаточно, чтобы «перебить» солнце? Ответ может зависеть от целого ряда условий. Ключевую роль, как ни странно, тут играет камера, а точнее конструкция её затвора и, как следствие, выдержка синхронизации. Этот параметр определяет, какую самую короткую выдержку можно установить при применении вспышки. Среднеформатные камеры с центральным затвором позволяют «перебить» солнце даже при применении слабенькой вспышки, в то время как шторно-щелевой затвор Canon или Nikon потребует применения куда более мощного источника света. В этот раз я работал с обычной зеркалкой от Canon и на протяжении всей съемки использовал выдержку 1/200 секунды.

Съёмка с Profoto B1X

Не следует также забывать и о влиянии светоформирующих насадок. К примеру, софтбокс может «съесть» немало света. Применение фрост-рам тоже влечет повышение требований к мощности, как и использование цветных фильтров (гелей), многие из которых имеют коэффициент понижения в несколько ступеней.

В нашей съемке жесткий свет был запланирован еще на стадии обсуждения образов со стилистом, так что вопрос о софт-боксах отпал сам собой. Как выяснилось, это сыграло нам на руку: у многих лошадок отношения с софтбоксами складываются очень непросто, а внезапно развернутый перед лошадиной мордой лайтдиск может и вовсе устроить такой переполох, что будет уже не до съемки.

Итак, как я уже упомянул выше, добрая половина материала была снята «голой» вспышкой. Впрочем, здесь стоит отметить, что все моноблоки и выносные вспышки (OCF) от Profoto оснащены встроенным рефлектором, позволяющим использовать их таким образом. При работе с оборудованием другого производителя я установил бы стандартный рефлектор.

Работа c рефлектором Profoto OCF Magnum

Съёмка с Profoto B1X и OCF Magnum

В другой части кадров был задействован рефлектор OCF Magnum. Почему именно он? Мы привыкли считать, что задача светоформирующей насадки – изменение таких характеристик светового потока как его ширина, мягкость, равномерность и пр. То есть, проще говоря, формирование светотеневого рисунка. Но иногда насадки применяются и для других целей: например, для повышения светоотдачи. Рефлектор OCF Magnum увеличивает светоотдачу почти на 2 ступени, то есть почти в 4 раза!

Безусловно, мощности 500-джоульной Profoto B1X для моих целей и без того более чем достаточно. Но, как известно, при снижении выходной мощности мы существенно сокращаем время перезарядки вспышки, то есть повышаем её «скорострельность». Представьте, что сразу три лошади в кадре ни на секунду не прекращают махать головами, раздувать ноздри, высовывать языки, смешно выпучивать глаза и при этом дергать модель во все стороны. Поверьте, вы захотите иметь такой быстрый свет, какой только возможно, чтобы не упустить нужный момент. Вот тут Magnum как раз очень кстати. Учитывая, что диаметр этой насадки весьма невелик (существенно меньше, чем у традиционного студийного Magnum), а расстояние между ней и моделью было достаточно большим, насадка почти не повлияла на светотеневой рисунок, а вот скорость перезарядки существенно возросла. Кстати, в качестве дополнительного бонуса применение рефлектора Magnum позволило еще и снизить разряд аккумулятора, причем также почти в 4 раза!

Мне очень нравится известное высказывание Анселя Адамса о том, что главное качество фотокамеры – не стоять между фотографом и хорошими снимками. Другими словами, техника не должна перетягивать на себя внимание, отвлекая от творческого процесса. Это же в полной мере можно перенести как на осветительное оборудование, так и на логику построения световой схемы в целом. Для меня идеальная работа со светом должна строиться так, чтобы в процессе съемки фотограф мог сосредоточиться на взаимодействии с моделью, на её эмоциях. Ведь пустой взгляд модели – единственное, что не под силу исправить ни одному ретушеру; не забывайте об этом.