Как сделать хороший пейзажный кадр, даже если не повезло со светом

Сделать хорошую фотографию можно в любых условиях. Евгений Тимашёв, пейзажный фотограф и талантливый преподаватель раскрывает свои секреты.

У людей, которым нравится фотографировать природу и пейзаж, есть одна большая проблема: а как вообще возможно передать на снимке те эмоции и ощущения, которые я сейчас испытываю? Обычно это происходит так: вы приезжаете куда-то и влюбляетесь в окружающую красоту. Достаете камеру, делаете пару кадров и… замираете в нерешительности. Не то! На картинке совсем не то, что я хочу! В итоге у многих остается в душе небольшой осадочек. Ведь все вокруг было так прекрасно, но хорошую фотографию сделать не вышло.

Я, как человек, потративший 10 лет своей жизни на серьезное занятие пейзажной фотографией, уверен, что так быть не должно. Если мы чувствуем красоту, значит мы можем научиться находить и показывать ее на своих снимках. Для этого у меня есть своя система, которая называется “техника семи элементов”. С ее помощью можно найти сильную фотографию в любом месте и практически в любую погоду.

Проще всего будет объяснить на примере. Начнем!

Я приехал на Ладожское озеро на несколько дней. Взял лодку и плавал по шхерам, осматривал небольшие острова, присматривал кадры. Как любой пейзажный фотограф я всегда надеюсь на красивый свет. Если в придачу к нему удается найти отличный вид – дело в шляпе. Кадр получается наполненный атмосферой и эмоциями. Это то, что нужно, чтобы зрителям он понравился.

Однако погода не радовала. Плотные облака не пропускали солнечный свет. Было безнадежно пасмурно. И прогноз на ближайшие дни не обнадеживал. В таких ситуациях большинство фотографов расстраивается и начинает пенять на невезение. Но у меня были другие планы на этот счет.

Несмотря на то, что с хорошим светом не ладилось, я все равно видел вокруг себя красоту. Красивейшие камни и скалы, зеркальная гладь озера, чарующая тишина! Я точно знал, что не уеду без отличных снимков.

Для начала я просто расслабился. Нужно время, чтобы перейти из жесткого городского ритма в состояние, в котором ты способен смотреть на природу фотографическим взглядом и видеть больше других. Я на какое-то время вообще забыл о фотографии, просто гулял, смотрел вдаль, старался успокоиться и почувствовать атмосферу места. Ключевой момент на этом этапе – не требовать от себя вообще никаких кадров. Они появятся сами, чуть позже.

В какой-то момент я начал замечать больше деталей. Я понял, что мне нравятся не просто камни сами по себе, а причудливые узоры из трещин на них. Меня удивляло то, как острова торчат из воды, и как на их каменных поверхностях, вдруг, растут высокие деревья. Я еще не видел конкретных кадров, но я понял, что пора их искать. Сейчас самое правильное состояние.

Я продолжал гулять по островам, но теперь я начал обращать внимание на те вещи, из которых могут получиться хорошие снимки. В моей системе таких вещей всего семь: линии, формы, ритм, свет, контраст, пространство и момент. Подробнее о системе я расскажу в конце статьи, а пока не отвлекаемся.

Свет и момент (мимолетные явления: радуги, полярные сияния, штормы и т.д.) я отбросил сразу из-за описанных выше погодных условий. Но у меня оставалось еще целых пять элементов! Я начал обращать внимание на выразительные трещины на камнях. Если из них получались интересные формы и линии, я доставал камеру и смотрел на них через видоискатель. Также я смотрел на контраст между движущейся водой и неподвижными камнями. Появилась мысль попробовать снять кадр на длинной выдержке, чтобы убрать рябь с воды и, тем самым, подчеркнуть его еще сильнее.

В конце-концов, я вышел на место, где сделана эта фотография. Я сразу увидел эту форму в виде кленового листа, и понял, что здесь точно что-то получится. Сильная форма! Я нашел фотографический элемент, от которого можно отталкиваться. Это и есть мой главный герой кадра.

Дальше, все решения были подчинены только одному: снять эту форму максимально выразительно и интересно. Я достал фотоаппарат, включил режим LiveView и начал ходить вокруг моего “героя”, не спуская глаз с экрана. Так я в реально времени мог видеть, как меняется изображение, как меняется форма. Мне нравилась абстрактность, которая получалась сама собой, потому что в кадре не было ничего, что намекало бы на реальные размеры объектов. Мне также нравился контраст между синей водой в луже и серыми скалами вокруг. Он подчеркивал форму еще сильнее.

В итоге я остановился на очень простой композиции. Я поместил найденную форму в центр, стараясь сделать так, чтобы она заняла большую часть кадра и у меня не оставалось “мертвых зон”. Я сосредоточил все внимание на главном объекте съемки. Пока я всем этим занимался, мне немного повезло. Буквально на минуту в узкую щелочку между горизонтом и облаками выглянуло утреннее солнце. Нижняя часть облачности стала желто-оранжевой и холодная мистика кадра сменилась на что-то более доброе.

Так у меня в фотографии соединились три из семи возможных фотографических элемента: форма, контраст и свет. Почему кадр получился? Всего из-за двух вещей.

  1. Я не расстроился из-за неудачной погоды.
  2. Я использовал свою систему поиска кадров. Я знал, что помимо света, есть еще шесть фотографических элементов, из которых получаются интересные снимки.

Нужно ли обладать каким-то обладать врожденным талантом или особым чутьем, чтобы сделать такой кадр? Нет, не нужно. Нужно научиться видеть и различать в природе всего семь вещей. И это ключ к хорошим кадрам!

Подробное описание “техники семи элементов” с примерами, рабочей тетрадью и карточками-шпаргалками для тех, кто захочет начать ей пользоваться, есть у меня на сайте “Пейзаж в кадре”. Переходите по ссылке, изучайте, скачивайте. И хороших вам кадров!