Композиция в репортажной фотографии

Репортажный фотограф разбирает композицию на нескольких своих работах.

«На мой взгляд, в фотографии есть три основных элемента: свет, композиция и момент», — говорит Пол Роджерс, фотожурналист из британского Хартфордшира. С 1998 года он работает фотографом в газете The Times, а также снимает свадьбы. В этой статье он на примере двух своих работ разбирает один из этих основных элементов — композицию.

«Отличная фотография может иметь все три эти компонента, но бывает и так, что запечатленный момент настолько эмоционален, что затмевает и плохую композицию, и плохой свет. Но сейчас я хочу остановиться именно на композиции и показать, как фотограф подсознательно учитывает целый ряд композиционных элементов — во время съемки и при постобработке.

Снимок № 1

comp_reportaje_02

На фотографии — Лиза и Массимо после свадебной церемонии в церкви Чертоза-ди-Сан-Мартино во Флоренции. Мы только закончили семейную фотосессию, и я делал портреты, пока расходились члены семьи. Когда молодая пара шла обратно в храм, Массимо, как истинный джентльмен, подхватил шлейф Лизы. Легкая улыбка и поворот головы невесты добавили силу «моменту» этой фотографии. Свет довольно тусклый — было пасмурно, и это придало сцене приглушенный тон, как раз то, что было нужно.

Разбор

comp_reportaje_03

Давайте рассмотрим композиционные элементы на этой фотографии.

1. Квадраты и прямоугольники создают сильные геометрические формы; то, что они повторяются по всему кадру, придает ему стабильность и структуру. На этом снимке при постобработке необходимо исправить слегка расходящиеся параллельные линии.

2. Повторение форм и узоров на снимке может создавать приятный взгляду ряд. Здесь эту функцию выполняют повторяющиеся арки.

3. Правильно выбранный момент съемки помог создать хорошую композицию. Если бы супруги стояли по центру других арок, композиция была не такой сильной — они бы частично закрывали собой дверь или окно, нарушая геометрию предметов. К тому же относительное расстояние между Лизой и Массимо практически совпадает с расстоянием между тремя арками за ними.

4. Правило третей — простой и часто применяемый принцип. Обычно я всегда оставляю персонажам пространство, куда они «идут». Расположение по центру дает хороший результат во многих случаях, особенно при использовании симметрии, но, на мой взгляд, для данной фотографии это бы не подошло. Можно было снять Лизу и Массимо вблизи, чтобы в кадр вошли только они на фоне арок, но мне нравится ощущение пространства, которое дает более широкая композиция.

Можно с уверенностью сказать, что это сбалансированный снимок. Как по тону (небо на несколько тонов светлее, но это не портит впечатления), так и по элементам (гости на заднем плане и ваза с цветами у дверей создают баланс на фотографии). Представьте, если бы гостей и вазы на фото не было — правая половина кадра казалась бы слишком тяжелой. К тому же они заставляют зрителя пройтись взглядом по всей композиции. Я хотел, чтобы человек в первую очередь видел Лизу, потом ее взаимодействие с Массимо, потом гостей на заднем плане и, наконец, величие зданий.

Снимок № 2

comp_reportaje_04

На этом снимке использовались несколько иные методы. На фотографии Кейт и ее сестра идут от ратуши Хакни, где проходила церемония бракосочетания, к ресторану My Fair Lady, где будет проходить банкет. Гости должны были пройти по улице Бродвей-маркет, чтобы добраться до нужного места, и это дало мне возможность сделать немало отличных снимков на фоне красивого района Лондона.

Разбор

comp_reportaje_05

1. На мой взгляд, треугольники и диагонали играют важную роль в общей атмосфере этого снимка. Треугольники в композиции могут дать более интересные и привлекательные снимки, нежели квадраты и прямоугольники. Здесь они повторяются в нескольких местах — от треугольников, которые рисуют тени на стене здания, до форм, которые создаются локтем Кейт и ногами девушек.

2. Опять же кадр сделан в нужный момент. Поза в движении придает еще больше элегантности Кейт и ее роскошному платью. Эту особенность я использовал при съемке моделей на показах мод. Каждый их шаг сопровождается щелканьем затворов, чтобы запечатлеть движение. Мне повезло, что на этом фото проходящая девушка тоже сделала шаг как раз в тот момент, когда я делал снимок.

3. Ведущие линии очень важны — они направляют взгляд зрителя по кадру. Здесь самые сильные ведущие линии — это тени на здании, но параллельные прямые велосипедной дорожки также служат в качестве ведущих линий, которые рассекают тени пополам.

4. Для этого кадра также использовалось правило третей — я оставил много места перед девушками, куда они могут «идти». Для большинства фотографов эта техника — вторая натура, такая же естественная, как дыхание. Вы видите подобную сцену и сразу начинаете продумывать фокус, еще до того, как подняли камеру. Кстати, линия, которую образуют взгляды Кейт и ее сестры, а также лица проходящей на заднем плане пары, тоже служит диагональю, рассекающей сильные линии тени.

Это сбалансированный снимок, как и первый. Интересные точки, которые притягивают взгляд, расположены равномерно по всему кадру, а черно-белые цвета усиливают эффект теней. При съемке я опустился на корточки, чтобы камера была примерно на уровне пояса, и именно эта заниженная точка обзора позволила свести все диагонали.

Кроме того, в этом снимке есть собственный глубокий смысл. Здание, мимо которого идут сестры, — многоквартирный дом, где Кейт и ее муж впервые начали жить вместе. Они оба из Новой Зеландии, но их отношения на протяжении последних десяти лет развивались именно в Лондоне. Я разговаривал с этой парой до фотосессии, запомнил этот факт и смог привнести немного истории в композицию этого снимка.

Вывод

Конечно, почти ничего из этого я четко не продумывал в голове во время съемки. Это скорее подсознательные действия, сложенные из 20 лет опыта работы фотографом. Ты просто интуитивно чувствуешь, когда нужно сдвинуться чуть-чуть вправо, чтобы очистить задний план, или опустить точку обзора, чтобы сделать акцент на том или ином элементе.

comp_reportaje_06 comp_reportaje_08 comp_reportaje_07

  • Фотограф Антон Ильин

    Статья отличный пример того, как логика убивает искусство… Геометрия это следсвие красоты, а нее причина.

  • Vladimir Khudyakov

    Попытка натянуть сову на глобус.
    Репортажка – это один случайный удачный кадр на несколько сотне сделаных.
    Опытный мастер будет знать, в какую сторону глядеть.
    Но говорить о композиции глупо и неуместно.

    • Андрей

      Мастер создает композицию в репортаже интуитивно, но базіруясь на знаниях!

      • Vladimir Khudyakov

        Когда сюжет ежесекундно изменяется. Вместе с фоном, передним планом, светом и персонажами. Продолжайте фантазировать.