Концертная фотография. Часть II

Вторая часть статьи “Концертная фотография”, написанная в соавторстве фотографами:

Ксения Марушкевич (balsara)
Аскар Ибрагимов (_tsukasa)
Александр Войтехович (blyg)
Владимир Астапкович (astapkovich_v)

В первой части авторы рассказывают о том, как получить аккредитацию на концерт и с каким оборудованием лучше работать на съемках концертов.

Вторая часть статьи посвящена предсъемочной подготовке, а так же практическим советам и приемам по съемке концертов.

Концертная фотография. Часть II Подготовка к съемке. Перед концертом. Съемка.

Подготовка к съемке

Перед концертом следует узнать, как выглядят и ведут себя на сцене те, кого вы собираетесь фотографировать, например, предпочитают ли они стоять на местах или бегать из одного угла сцены в другой, каковы шансы, что на концерте будет интересный свет, сценография, костюмы и шоу-элементы. Хорошим подспорьем в этом являются сайты артистов с галереями концертных съемок, поиск снимков в сети, просмотр концертных видео.
Не пренебрегайте этим советом.

Если вы снимаете совершенно незнакомую группу, то можете ошибиться, сделав множество снимков колоритного музыканта, приглашённого только на этот концерт или тур, при этом не сделав ни одной толковой фотографии основателя группы и легенды жанра, державшегося весь концерт на заднем плане.

Daddy G, основатель группы Massive Attack, на концертах чаще всего держится в тени, а основное шоу на концертах делают приглашенные исполнители.
Фото: Massive Attack
(с) Xeniya Balsara

Фотографы, не знакомые с выступлениями группы Agonoize, не воспринимают это предупреждение всерьёз и чаще всего не успевают прикрыть камеру, когда исполнитель начинает поливать искусственной кровью фотографов в фотопите и первые ряды зрителей.
Фото: Agonoize
(с) А. Войтехович

На концертах особенно популярных групп фотографов может быть так много, что передвигаться в узком пространстве фотопита перед сценой будет невозможно.
В этом случае также будет очень полезно знать привычки музыкантов и заранее решить, где лучше всего занять место, чтобы сделать фотографии самых интересных членов группы с наилучшего ракурса.

На концертах некоторых групп количество фотографов сделает перемещение в фотопите невозможным и лучшее место необходимо занять с самого начала. Как видно на этой фотографии, получается это не всегда.
Фото: VNV Nation
(c) А. Войтехович

Неплохую помощь может сослужить знакомство с творчеством группы. Иногда случается, что работники службы безопасности принимают перерыв в песне за окончание и выгоняют фотографов из фотопита раньше, чем закончится оговоренное число композиций. Если, кроме вас, ещё один или два фотографа укажут охраннику на эту ошибку, то вполне вероятно, что вы сможете переубедить его, и в вашем распоряжении будет на одну песню больше.

Песни группы Opeth могут длиться и десять, и пятнадцать минут. Многие работники службы безопасности теряются от того, что фотографы находятся в фотопите слишком долго, и могут по ошибке потребовать прекратить съёмку раньше времени.
Фото: Opeth
(c) А. Войтехович

Перед концертом

Что требуется сделать непосредственно до выхода из дома?

Проверить технику, почистить объективы и матрицу, почистить и отформатировать флешки, зарядить аккумуляторы, при работе на длительных мероприятиях проверить наличие запасных аккумуляторов.

Не забудьте отрегулировать яркость монитора камеры. Может случиться, что на самом концерте фотографии покажутся вам вполне правильно экспонированными, но дома вы вдруг обнаружите, что на дисплее камеры была установлена максимальная яркость и фотографии на самом деле очень тёмные.

Регулярная проверка гистограммы требует времени, которого и так мало, к тому же ее не всегда легко оценить при сильном разбросе цветов и участков разной яркости на снимке, свойственных концертной фотографии.

Для работы в плохо освещённом фотопите или в зале также не помешают навыки управления камерой наощупь – вы должны уметь переключать все нужные режимы и, прежде всего, управлять диафрагмой и выдержкой, а также точками фокусировки, не отрывая взгляда от видоискателя.

Если на камере есть пользовательские кнопки, можно присвоить им некоторые функции, например просмотр гистограммы или «live view» – появившийся недавно в новых камерах режим визирования по экрану, полезный при съемке на вытянутых руках, что может быть необходимо при съёмке из толпы.

Не забудьте установить на камере съемку в соответствующий формат.

Фотографировать лучше всего в raw-формате, потому что, в отличие от 8-битного jpg, данные в raw-формате сохраняются в 12-14 бит, что даст больше возможностей при последующей обработке, в частности, увеличение экспозиции в raw-конвертере на 1-2 ступени или высветление теней.

Съемка в jpg оправдана либо в случае идеальной экспозиции кадра, что возможно только при съёмке концертов на открытом воздухе, либо с постоянным и качественным светом, либо если редакция требует прислать фотографии сразу же после концерта и на конвертирование из raw у вас не будет времени.

Съёмка в jpg может также быть полезна при необходимости снимать максимально быстрыми сериями, поскольку запись серий фотографий в raw на карточку заметно медленнее, чем в jpg. Кроме того, фотографии в jpg занимают меньше места на карточке, но этот аргумент мы не рассматриваем, поскольку мы ведь основательно подготовились к концерту и недостатка в карточках не испытываем.

Если концерт проходит на открытом воздухе днём, то при желании можно фотографировать в jpg, предварительно выставив баланс белого. Настройки, как насыщеность и резкость, лучше установить на минимум и работать с ними потом в Фотошопе.
Фото: Tanzwut
(c) А. Войтехович

Негласные правила требуют от репортажного фотографа неброской, лучше всего тёмной одежды.

Во-первых, вы будете не так сильно отвлекать внимание зрителей; во-вторых, на некоторых особо зрелищных мероприятиях есть большая вероятность, что со сцены или со стороны зрителей на вас попадут пиво, вино и любимая некоторыми исполнителями искуственная кровь. В этих случаях вы будете рады, что пришли в тёмном.

Также неплохо, если у ваших брюк или куртки есть большое количество карманов, куда вы можете положить флешки или даже объектив.

Узнайте точное расписание концерта – оно бывает на сайте клубов, в письме от организаторов, сообщается по звонку в место концерта и, наконец, часто имеется на входе.

Рассчитывайте время так, чтобы оказаться в зале за полчаса до начала концерта. Если в клуб пускают с металлодетекторами и досмотрами – прикиньте требуемое для этого время.

Нередко группы начинают играть раньше назначенного времени и вероятность этого особенно велика, если речь идёт о совместном концерте нескольких малоизвестных групп, проходящий в будний день.

Большинство российских клубов страдают крайне дезорганизованной системой входа – так что не бойтесь прийти заблаговременно, особенно если планируете снимать в незнакомом месте.

Если концерт проходит зимой, то есть вероятность, что зайдя с мороза в тёплое помещение клуба и открыв крышку объектива, некоторое время вы не сможете фотографировать из-за запотевшей передней линзы. В этом случае также не помешает прийти заранее и, оставив рюкзак с камерой слегка приоткрытым, дать камере возможность согреться.

Распланируйте ваше время так, чтобы его хватило на подписание пресс-релиза, если он требуется, осмотр местности, приветствия знакомых, и людей, предоставивших аккредитацию. После этого – камеру в руки и беруши поближе к ушам.

В случае устного пропуска убедитесь, что охранник готов пустить вас снимать из фотопита и его представление об ограничении времени на съемку не расходится с вашим.

Часто вместе с фотографом на концерт также идет и пишущий журналист, в чьи обязанности входит составление материала, который будут сопровождать ваши фото. Поэтому нелишним будет заранее обсудить с ним съемку – какие именно кадры хотел бы получить журналист, какие эмоции и другие детали.

Если же вы идете один от издания, то, возможно, вам придется самому написать небольшой сопроводительный текст к вашему материалу. Для этого желательно знать состав группы, название исполняемых композиций и подмечать небольшие детали происходящего на концерте, которые вы можете запечатлеть и которые могут украсить ваш репортаж.

В случае подписания фоторелиза внимательно прочитайте его условия – зачастую вы имеете право публиковать фотографии только в аккредитовавшем вас издании.

В некоторых случаях разрешена только публикация одобренных менеджментов группы кадров, особенно этим отличаются представители японских j-rock и visual key направлений. В отдельных случаях в фоторелизах указаны дополнительные условия публикации.

Фото: Фоторелиз группы Die Form
(c) А. Войтехович

Эта фотография была допущена менеджером группы к официальной публикации.
Фото: Versailles
(с) Xeniya Balsara

Легенда готики Sisters of Mercy также настаивают на подписании пресс-релиза.
(с) Xeniya Balsara

Съемка

При получении «пресс-пасса» в виде браслета, наклейки, печати или устного «я тебя запомнил», следует сразу поинтересоваться правилами съемки. Как правило, разрешено снимать первые три песни без использования вспышки.

В случае отсутствии вашего имени в списке на пресс-аккредитацию может очень пригодится наличие телефона того, кто вам выдает аккредитацию, или распечатка е-мейла от ответственного лица.

Если аккредитация выдается заранее или ее делаете не вы сами, а редактор сайта или ваш знакомый, то нелишне напомнить о себе за день-два до концерта ответственным лицам и убедиться, что вас занесли в список.

Про этику концертного фотографа можно написать многое, но мы ограничимся малым – руководствуйтесь здравым смыслом. Пусть близость к известным исполнителям за сценой и знакомство с кем-либо из них не кружит вам голову и не провоцирует на агрессивное, заносчивое поведение с менее опытными коллегами и всеми остальными.

В этой среде, как и везде, очень важны неформальные контакты, и лучший способ их лишиться – продемонстрировать дурные манеры. Как и в любой творческой работе, сегодняшний ретивый новичок может в следующем году стать известным и востребованным фотографом, чье мнение о вас может сыграть весомую роль в тех или иных переговорах о сотрудничестве, да и просто в среде коллег.

Отдельная тема – фотопит, или фотояма. Несмотря на её название, это ограждённое пространство перед сценой принадлежит службе безопасности и предназначено изначально для того, чтобы предотвратить возможные попытки особенно буйных поклонников забраться на сцену.

Хотя по традиции на время трёх первых песен перед сценой принято пускать фотографов, устроитель концерта имеет полное право установить свои правила, например, не пускать вообще фотографов, пускать на время только одной песни или только определённое число фотографов.

В случае нескоторых больших фестивалей и концертов известных исполнителей, условия съемки определяются менеджерами группы и могут сильно отличаться от обычных. Например, на концерте группы Muse фотографам не разрешили подходить к сцене и фотографировать пришлось с узкой площадки, расположенной в глубине зала.
Фото: Muse
(с) Xeniya Balsara

Запомните – даже если правила на данном концерте объявлены стандартными, последнее слово всегда за работниками службы безопасности. Это люди, с которыми вы будете иметь дело весь концерт, а во время длинных фестивалей и несколько дней.

Не следует портить отношения с ними: не делайте пренебрежительные замечания в отношении их должности и компетенции, послушно уходите после отведенных для съемки песен, не нарушайте правила поведения и фотосъемки.

Прежде чем продолжить съемку из зала, убедитесь, что охрана на вас не реагирует, и если вас попросят убрать камеру и прекратить съемку – сделайте это. Если вы дадите работникам охраны повод невзлюбить вас, то в крайнем случае может дойти до того, что вас просто не будут пускать в фотопит. Жаловаться будет некому, организатору, как правило, не до вас, а когда вы наконец-то доберётесь со своими жалобами до какого-либо ответственного лица, концерт уже подойдёт к концу. Но это, безусловно, очень редкий случай.

Работники службы безопасности такие же люди, и чаще всего совершенно адекватны, так что при вменяемом поведении и с вашей стороны, оснований для проблем возникнуть не должно.

Хотя работники службы безопасности находятся в фотопите и могут попадать в ваше поле зрения, в большинстве стран запрещена публикация фотографий, на которых видно лицо человека, если он не давал вам согласия на публикацию.
Фото: Фестиваль Zita Rock 2008
(c) А. Войтехович

Поскольку время на съемку зачастую ограничено несколькими песнями – желательно заранее продумать план съемки, с чего вы начнете и где будете снимать.

Как правило, для прессы нужны снимки главных участников группы крупным планом и общие планы со всеми музыкантами, также приветствуются фотографии с фанатами группы.

В первые ряды перед сценой пробиваются, как правило, наиболее ярые поклонники, и с их участием можно сделать немало хороших кадров.

Если вы располагаете только одним фотоаппаратом, то удобнее всего решать поставленные задачи по очереди – постоянно меняя оптику, вы только упустите интересные моменты. Поэтому в самом начале съемки определитесь с чего начнете – с портретов музыкантов или же с общих планов – и распределите свое время.

Допустим: первые полторы песни – крупные планы участников концерта, а вторые полторы песни – фанаты и общие планы. При все этом не забывайте следить за тем, что происходит в фотопите, ведь во время концерта может быть все что угодно, особенно если это рок-концерт.

Случается, что ломают ограждения, нередко сверху «прилетают» фанаты, которых катают на руках, да и просто надо стараться не мешать коллегам.

Фото: Публика на концерте Children of Bodom
(c) Xeniya Balsara

Снимая концерт, не стоит забывать и про съемку фанатов. Зачастую такие снимки в редакции оценят не меньше, чем удачный снимок музыкантов.
Фото: поклонники группы “Король и Шут”
(С) В. Астапкович

Ещё до того, как заиграли вступительные аккорды и вас с другими фотографами пустили в фотопит, оцените количество коллег и прикиньте, будет ли у вас возможность для свободного перемещения перед сценой, либо же сразу нужно будет занять лучшее место.

Где же находится это лучшее место?

Чаще всего это не в самой середине фотопита: в этом случае будет неплохая возможность фотографировать музыкантов, стоящих по краям сцены, но вокалист, который чаще всего представляет наибольший интерес для редакции и для поклонников, будет заслонён микрофонной стойкой.

Кроме того, и без того небольшая возможность запечатлеть ударника будет сведена к нулю – его постоянно будет заслонять вокалист.

Также учитывайте, что вокалисты бывают правдами или левшами, и в ведущей руке держат микрофон, часто закрывая им лицо. Стоит принимать во внимание и расположение громоздких мониторов и прочих устройств – они блокируют возможность сделать снимок в полный рост, однако, с другой стороны, музыканты любят ставить на них ноги, что можно заснять сблизи или снизу вверх.

Фото: Gorgoroth
(c) А. Войтехович

Хотя фотографии ударника бывает сделать сложнее, чем исполнителей, находящихся в передней части сцены, такие снимки не менее интересны поклонникам и редакции.
Фото: Kreator
(с) Xeniya Balsara

В большинстве случаев лучше всего становиться ближе к краю сцены, но не слишком далеко от центра. Если вы заранее посмотрели концертные клипы и фотографии группы, то уже представляете, с какого ракурса лучше снимать.

Не советуем слепо ориентироваться на действия других фотографов. Некоторые из них снимают впервые, другие могут не иметь представления о композиции и делать довольно некачественные снимки, третьи получили из редакции задание снять только конкретного музыканта крупным планом или “хоть что-нибудь”. Хотя, если вы заметили среди коллег известного сильного фотографа, то не пожалейте времени последить за его поведением и выбираемыми ракурсами, и впоследствии сравнить опубликованные им снимки с получившимися у вас и сделать выводы.

Если вы пришли на концерт с фоторюкзаком, решите, куда вы поставите его во время съёмки. Некоторые фотографы не снимают рюкзак даже при работе в фотопите, но не следует брать с них пример – рюкзак ограничивает вашу подвижность и будет сильно мешать вашим коллегам.

Если вы планируете в процессе съемки доставать что-то из рюкзака, то положите его так, чтобы можно было быстро им воспользоваться. Как правило, лучше всего оставить рюкзак с краю сцены возле входа в фотопит.

Можно также положить его под сцену, если позволяет пространство и если там он не будет мешать передвижению ваших коллег. Некоторые фотографы носят технику не в мягком рюкзаке, а в железном чемоданчике. Хотя это не самый удобный способ транспортировки фототехники, зато в пите с ними всегда небольшая табуретка, позволяющая им подняться на некоторую высоту.

При наличии фотопита подножки металлического ограждения позволят встать выше на несколько сантиметров.

Фотографии со средних и длинных фокусных расстояний с ракурса «лицом к лицу» всегда смотрятся лучше, чем снятые снизу вверх, с уровня под сценой. Но в этом случае лучше быстро опять слезать на землю, поскольку вы будете мешать зрителям, которые заплатили за концерт, в отличие от вас.

По этой же причине на многих концертах фотографам вообще запрещено становиться на подножки заграждения, о чём вам с готовностью напомнят работники службы безопасности.

Если в зале, где проходит концерт, фотопита нет, то нужно либо прийти заранее и занять место перед сценой, либо придётся положиться на свою силу и пробиваться к сцене через толпу.
(c) А. Войтехович

При концертной съёмке может быть нелегко получить резкие кадры в условиях низкой освещенности, быстрых движений исполнителей, а при отсутствии фотопита – ещё и не всегда спокойной и трезвой толпа.

Снимайте сериями – больше вероятность, что хоть один кадр из серии будет резким. Старайтесь стоять ровно и замереть во время съёмки. Хотя стабильная позиция во время фотосъёмки и кажется сама собой разумеющейся, упомянуть об этом необходимо.

Очень часто новички бегают перед сценой от одного исполнителя к другому, увлечённые процессом и делая кадры практически на ходу, в результате получая очень большой процент смазанных фотографий.

Несмотря на съемку при дневном свете, использована чувствительность ISO 1000, при которой выдержка составила всего 1\1250. Нередко даже в условиях приемлемой освещенности стоит выставить максимальную рабочую чувствительность вашей камеры, чтобы добиться минимальных выдержек и качественных резких снимков, особенно при фотографировании так называемого “хедбангинга”.
Фото: Atheist
(с) Аскар Ибрагимов

Если во время концерта иногда включают дымовые машины, то старайтесь сделать в это время как можно больше снимков. Фотографии в этом случае будут гораздо качественней, посольку дым служит более интересным фоном, чем металлические крепления софитов или бетонный потолок зала. Кроме того, дым рассеивает свет и на лицах не будет жёстких теней и пересвеченных участков.

Единственная проблема в этом случае – фотографии участников группы, находящихся в глубины сцены, будет сделать очень сложно.

Дым на сцене помогает получать качественные фотографии – он скрывает малопривлекательные конструкции на заднем фоне, делает свет мягче. Но есть и ислючения – когда тумана на сцене так много, что исполнители пропадают в нём.
Фото: Sisters of Mercy
(c) А. Войтехович

Стоит отдельно сказать несколько слов об open-air фестивалях – это отличный способ пополнить портфолио фотографиями известных групп, снятыми при хорошем освещении, что редко бывает в концертной съемке.

Но учтите, что для съемки хедлайнера организаторы могут сделать отдельный список разрешенных к съемке фотографов. Обычно об этом известно лишь немного заранее, либо только на самом фестивале.

Поездка на фестиваль Sauna Open Air 2009 дала возможность за три дня увидеть Apocalyptica, Nightwish, Motley Crue и ряд других известных коллективов.
Фото: Apocalyptica
(c) Аскар Ибрагимов

Второе, на что стоит обратить внимание – организационные моменты. Прежде всего, проверьте расписание, особенно тех фестивалей, где анонсированы выступления на нескольких сценах одновременно. Даже если в течение пяти дней без остановки играют исключительно ваши любимые или запрошенные к съемке группы, вам не удастся отснять все.

Запланируйте время на еду и отдых, позаботьтесь о солнцезащитном креме, непромокаемом плаще или теплой одежде.

Узнайте, где находится пресс-центр, там часто можно подзарядить аккумуляторы, почитать электронную почту и посмотреть свои снимки на большом экране.

Если вы хотите сделать снимки зрителей изнутри толпы, то тщательно проверьте вашу экипировку – ваша одежда и оборудование должны быть в состоянии выдержать напор толпы, слем и мошпит.

Через мгновение слэмящйися строй сомкнется, эти ноги пройдутся по фотосумке фотографа.
(с) Xeniya Balsara

Некоторые артисты представляют свои несклассические работы широкой публике на фестивалях. Не исключено, что в будущем они станут известными деятелями авангарда.
Фото: Этнофестиваль Faces 2009.
(c) Xeniya Balsara

Для получения результатов, удовлетворяющих и вас, и зрителей, и заказчика (скажем, редактора сайта), нужно учитывать несколько моментов.

1) Информативность
На снимках должны быть показаны все главные действующие лица, будь то музыканты самой группы, приглашенные гости или же просто люди из толпы, которых артисты могут пригласить на сцену.

В случае выступления на известном месте, например, Красная Площадь в Москве – желательно чтобы это было отражено на снимках.

2) Разноплановость
Старайтесь не снимать с одной точки. Чем больше ракурсов, разнообразных точек съемок и необычных планов у вас будет – тем интереснее будет репортаж. Всегда интересно снять не так, как двадцать коллег рядом с тобой, а показать что-то необычное и новое.

Здесь вам пригодится домашняя информационная подготовка – вы уже знаете роли и привычки участников группы и видели интересные ракурсы с предыдущих съемок.

Если вы фотографируете группу не в первый и не во второй раз, то, как правило, обладаете большим преимуществом, зная, что именно будет происходить на сцене. Это отличная возможность попробовать новые ракурсы съемки и другое построение кадра. Также в этом случае подумайте заранее, какой новый материал можно отснять.

Наиболее востребованы в прессе снимки с лидером группы крупным планом и общие планы со всеми музыкантами группы
Фото 1: Серьга
Фото 2: Manowar
(c) В. Астапкович

3) Эстетический момент снимка

Хороший репортаж отличется от плохого не только тем, что надо показать происходящее событие с разных сторон и максимально достоверно, но и тем, что это должно быть красиво.

Предпочтение всегда отдается не ординарному моменту концерта, а снимку, где видны эмоции и переживание музыканта. Поэтому старайтесь понять, что именно вы хотите передать своим снимком.

Небольшой «смаз» или недоэкспозицию вам могут простить в редакции, но если у вас получились скучные и невыразительные кадры – это мало заинтересует ваших заказчиков.

Фото: Deathstars
(c) Xeniya Balsara

Фото: Ария
(с) В. Астапкович

В редакциях предпочитают неординарные снимки где видны эмоции музыканта. Если в кадре ярко переданы эмоции артиста, то за это вам могут простить некоторые технические огрехи.
Фото: Гарик Сукачев
(с) В. Астапкович

Фото: Samael
(c) А. Войтехович

Что касается композиционной стороны концертной фотографии, то помните, что концертная съемка – разновидность съемки людей, и к ней применимы как и принципы, годящиеся для портретной и групповой фотографии, так и принципы построения композиции.

Просматривайте работы опытных коллег, пытайтесь понять, какими приёмами достигают они выразительности снимков.

Овладевайте с помощью советов коллег и литературы средствами создания настроения в кадре, старайтесь ухватить динамичные эмоциональные позы, снимайте с учетом эффекта перспективы для придания снимку объема, внимательно следите как за отсутствием помех вроде микрофонных стоек и прочего сценического оборудования, тренируйтесь быстро замечать интересные детали на снимаемом человеке – яркую и необычную одежду, причёску и макияж, которые можно снять крупным планом.

Также важен фон, на котором происходит действие – музыкант в контровом свете, на интересном фоне или в светящемся облаке дыма будет выглядеть выигрышнее, чем на фоне черного провала.

Дым, освещаемый разноцветными софитами, может заметно улучшить вашу фотографию.
Фото: Elane
(c) А. Войтехович

Фото: Emilie Autumn на фоне часов финского клуба Nosturi.
(с) Xeniya Balsara

Сочетание мейк-апа музыканта, динамичной позы, направления съемки и света на заднем плане могут сделать снимок выигрышным.
Фото: Profane Omen
(c) Аскар Ибрагимов

Необычный задний фон поможет вам сделать снимок интересней.
Фото: Ария
(c) В. Астапкович

Хороший ракурс в сочетании с удачно пойманным моментом могут сдалать интесным снимок даже при слабом или не самом удачном освещении, придав исполнителю загадочность и подчеркнув его образ на сцене.
Фото: Billy’s Band
(c) В. Астапкович

Отдельно необходимо упомянуть о том, чем пренебрегают очень многие концертные и репортажные фотографы – уважение к фотографируемому человеку.

Музыканты на сцене являются такими же людьми, как ваша жена, подруга или друг, и если вы стараетесь запечатлеть близких вам людей наиболее привлекательно, то почему бы не применять тот же подход к исполнителям на сцене?

Как сами музыканты, так и их поклонники, предпочитают видеть интересные, живые кадры, на которых человек, при всей динамичности фотографии, всё же не выглядит смешно, карикатурно или откровенно плохо.

Главное – не должен нарушаться сценический имидж, будь это угюмые блэк-металлисты или оптимистичные рейверы. Поверьте, при таком подходе к съёмке вы заслужите уважение смотрящих ваши репортажи поклонников группы и хорошую репутацию в редакции и у заказчика.

К сценическому образу группы ASP вряд ли подошли бы фотографии меланхоличного вокалиста с мечтательным взглядом.
Фото: ASP
(c) А. Войтехович

Некоторые группы широко узнаваемы именно благодаря своему сценическому имиджу.
Фото: KISS
(c) Xeniya Balsara

Некоторые музыкальные направления, например, классический death metal, подразумевают имидж “парень из соседнего подъезда” и отсутствие коммуникации со зрителями. Поймать интересный кадр в таких условиях – большая удача.
Фото: Entombed
(c) Xeniya Balsara

Если от вас требуется написание репортажа о концерте, то не помешает раздобыть список исполняемых композиций (сет-лист), который часто отдают публике музыканты или работники на сцене после выступления.

Вам совсем не нужно отбирать у поклонников группы этот ценный трофей, достаточно просто сделать фотографию сет-листа.

Некоторые группы перед концертом вешают свой сетлист на видном месте, чтобы облегчить работу репортёрам.
Фото: Paradise Lost, Mera Luna 2008.
(c) А. Войтехович

Авторы статьи:

Ксения Марушкевич (balsara)
Аскар Ибрагимов (_tsukasa)
Александр Войтехович (blyg)
Владимир Астапкович (astapkovich_v) Концертная фотография. Часть I Аккредитация. Фототехника

Концертная фотография. Часть II Подготовка к съемке. Перед концертом. Съемка

Концертная фотография. Часть III После концерта. Обработка. Презентация результатов. Заключение

  • Отличная серия о Репортажной фотографии получается.
    Продолжайте в том же духе!
    Ждем продолжение)

  • У меня тоже есть фотографии с концертов. Не такие прикольные, конечно.

  • Funtik

    Супер! Очень интересная и полезная информация! Спасибо, ребята!