Плёночная фотография. Камеры формата 35 мм

[adrotate banner="2"]

Основоположник 35-мм формата компания Leica выпускала плёночные камеры всех основных типов. На снимке: дальномерная Leica M4, зеркальные камеры разных поколений Leica R8 и Leicaflex SLmot, компакт-камера Leica Minilux.

Начнём с узкоплёночных камер 35-мм формата. Панорамные камеры, камеры для подводной съёмки и прочие нестандартные варианты отложим в сторону и рассмотрим три основных типа малоформатных камер:

  • шкальные
  • дальномерные
  • зеркальные

Шкальные фотоаппараты

rollei_35

Камеры Rollei 35 выпускались в нескольких модификациях. Эта шкальная камера — один из самых компактных 35-мм фотоаппаратов.

В комиссионном отделе магазина photosale.ru сегодня можно найти разновидности этой камеры. Например Rollei 35 LED с объективом Triotar 40 мм f/3,5 или Rollei 35 XF с объективом Sonnar 40 мм f/2,3. Цена на на них одинаковая — 7700 р. 

Класс фотокамер с несменной оптикой (как правило, 38—40 мм), у которых фокусировка осуществляется ручной установкой по шкале расстояний (в последние годы большинство таких камер получили автофокусировку). В середине прошлого века — самый массовый тип фотокамер. Отличались относительно невысокой ценой и считались любительскими.

voightlander_prontor

 Voigtlander Vito. Неувядающая классика. Если повезёт найти рабочий экземпляр в хорошем состоянии, вы станете обладателем действительно отличного фотоаппарата.

Яркий представитель — Смена 8М, коих всего было выпущено более 21 млн. штук, за что камера заслуженно попала в Книгу Рекордов Гиннеса. Конструкция Смены проста до безобразия: пластмассовый корпус, простейший несменный объектив f4/40 мм, ручная перемотка плёнки при помощи механического диска, при этом взвод затвора и перемотка плёнки не были сблокированы (на практике это могло обернуться нечаянной мультиэкспозицией на одном кадре), ручная установка выдержки и диафрагмы, центральный лепестковый затвор отрабатывал пять выдержек от 1/15 до 1/250 плюс свободную выдержку (B), фокусировка осуществлялась «на глазок» и выставлялась по шкале расстояний или символов. Стоила Смена 8М всего 15 рублей, но при этом обеспечивала весьма достойный результат, в чём в своё время вашему покорному слуге удалось убедиться лично.

smena_8m

В среде профессиональных журналистов ходит легенда о том, как во времена СССР фотокорреспондент центральной газеты, находясь в командировке на Дальнем Востоке, проснувшись в Петропавловске-Камчатском после вчерашнего тёплого приёма, понял, что оставил кофр с аппаратурой в гостинице Владивостока. В кармане фотокора было 18 рублей с мелочью, на которые он купил Смену 8М и несколько роликов плёнки. В результате в газете вышел отличный фоторепортаж.

Разумеется, выбор, качество, да и функционал шкальных фотокамер куда шире. Например, Rollei 35 или Zeiss Ikon Contessa различных годов выпуска. Правда, цена на многие экземпляры может показаться заоблачной, но, с другой стороны, в ваших руках окажется отличный инструмент.

contessa-matic-e

Zeiss-Ikon-Contessa-S310

Zeiss Ikon производил камеры Contessa в различных модификациях на протяжении многих лет.

С приходом автофокуса и электронной начинки наступил и закат классических шкальных камер, превративший большинство из них в «мыльницы». Однако и среди них можно найти достойные экземпляры; взять хотя бы тот же Olympus μ [mju:]-II

olympus_Mju_II

Автофокусный плёночный Olympus μ [mju:]-II. С приходом автофокуса шкальные камеры были обречены.

Из бюджетных автофокусных плёночных «мыльниц» эта невероятно компактная камера, на мой взгляд, — одна из лучших благодаря точной экспонометрии и отличному стеклянному объективу.

Дальномерные фотокамеры

leica_MP-6

До появления зеркальных камер в мире малоформатной фотографии заправляли дальномерные камеры, прародителем которых стала Leica. Дальномер появился ещё на камерах большого формата, но заслуга Leica в создании компактной дальномерной камеры нового формата. Практически все последующие модели других производителей фактически повторяли, а то и точно копировали удачную конструкцию. История многих брендов, производящих сегодня топовые зеркалки, начиналась именно с дальномерных камер.

По сути, дальномерные камеры — логичный этап развития шкальных. Их отличает возможность менять объективы (хотя есть и дальномерные камеры с несменным, встроенным объективом) и система наводки на резкость, а именно дальномер. Когда окуляр дальномера удалось совместить с видоискателем, у фотографов появилась возможность быстрой и точной наводки на резкость непосредственно в момент съёмки, не отрывая взгляда от видоискателя. Фотографы это оценили. И ценят до сих пор. Кстати, как правило, дальномерные камеры со сменной оптикой не оснащены автофокусом. Исключение — камеры серии Contax G (впрочем, дальномер у них — электронный) и отдельные экземпляры со встроенными объективами.

ContaxG2

Автофокусный Contax G2 с электронным дальномером. Несомненно, одна из лучших камер конца 1990-х годов.

Видоискатель правильной дальномерной камеры даёт возможность наблюдать не только то, что происходит в границах кадра. Это помогает видеть событие целиком и точнее компоновать кадр.

«My point of view» (Моя точка зрения) — этот изящный слоган сопровождает логотип Leica. Действительно, фотографы, снимающие дальномерными или шкальными камерами, видят сюжет иначе, чем обладатели зеркалок.

Визируя через дальномер, фотограф видит кадр чуть-чуть с другой точки, и хотя смещена она от оптической оси объектива всего-то на несколько сантиметров, иногда эта особенность (параллакс) может изменить замысел фотографа. На практике не так уж и сложно делать лёгкую коррекцию при кадрировании, зная эту особенность дальномерки.

LEICA_VIEWFINDER

Схема работы дальномера компании Leica.

Дальномерные камеры не могут похвастаться телеобъективами: 135 мм — предел. Cверхширокоугольные объективы на дальномерных камерах редкое явление, но по качеству они дадут фору объективам для зеркалок. При этом самое популярное фокусное расстояние — 35 мм. Штатный оптический видоискатель, как правило, «заточен» под фокусные расстояния от 28 до 50 мм, а для широкоугольных и длиннофокусных объективов предназначены дополнительные видоискатели и специальные оптические рамки.

Про макросъёмку или съёмку на расстояниях меньше примерно метра с дальномерной плёночной камерой можно забыть. И никакие дорогие дополнительные аксессуары не помогут.

Зум-объективы для дальномерных камер — большая редкость. С другой стороны, качество оптики с фиксированным фокусом почти всегда отменное.

Filmreif: Fachhandel verleiht Zeiss Ikon Kameras und ZM Objektive an Fotografen

Современные модели от Zeiss. Существенно дешевле, чем Leica, плюс линейка отличных объективов. В настоящий момент сняты с производства.

Одно из достоинств дальномерных (да и шкальных) камер — короткий рабочий отрезок (расстояние от задней линзы до плёнки). Это позволяет строить компактные объективы с выдающимися характеристиками и неповторимой пластикой рисунка. Не случайно сегодня набирают популярность цифровые беззеркальные камеры: по сути, это шкальные или дальномерные камеры с возможностью точного визирования по дисплею.

Выбирая далномерную камеру со сменной оптикой, стоит помнить о том, что у разных производителей байонеты отличаются. Пожалуй, самый распространённый — байонет М от Leica. Представьте себе, что на самую последнюю модель Leica вы можете установить объектив, сделанный в 1950-х годах (а при наличии простейшего адаптера и довоенные, с резьбовым креплением). Кроме Leica камеры и объективы с байонетом M выпускают несколько производителей, например, Voigtländer. Но и линейка современной оптики Zeiss для Zeiss Ikon способна удовлетворить самых требовательных фотографов.

canon_P_bessa_R

Дальномерные камеры Canon P — 22 000 р., и более современная Voigtländer Bessa-R — 12 500 р. Цены комиссионного отдела магазина photosale.ru.

Сегодня на вторичном рынке можно найти как полностью механические модели дальномерных камер, так и напичканные электроникой. В зависмости от толщины кошелька и личных пристрастий можно без проблем выбрать дальномерную камеру различных брендов, от антиквариата до современных: Leica, Contax, Voigtländer, Nikon, Canon, Rollei, Carl Zeiss, Minolta, Fuji, ФЭД, Зоркий…

minolta_CLE

Дальномерная Minolta CLE с байонетом M. Прекрасный вариант, если камера Leica вам не по карману, а поснимать легендарной оптикой страсть как хочется.

В своё время автор с величайшим удовольствием работал автофокусным Contax G2 в комплекте с парой потрясающих объективов 45 и 90 мм. Камера оснащена  отличным экспозамером и моторной протяжкой плёнки до 4 к/с. Качество отснятых слайдов и отпечатков более чем удовлетворяло гламурный глянец.

xpanII

Hasselblad XPan II. Дальномерная камера со сменной оптикой, позволяет снимать в двух форматах: стандартном 24х36 мм и панорамном 24х65 мм. Стоимость подобной камеры со штатным объективом в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 127 000 р.

Отдельно упомяну Hasselblad XPan II. Эта уникальная дальномерка позволяет снимать в двух форматах: стандартном 24х36 мм и панорамном 24х65 мм, причём переключение между форматами происходит всего одной кнопкой. Камера появилась в 1998 году благодаря сотрудничеству Hasselblad и Fujifilm; у неё есть японский аналог Fujifilm TX1 и TX2.

Если вторичный рынок вам претит — выбора практически нет.  Сегодня только Leica ещё производит плёночные дальномерные камеры формата 35 мм. Компании Voigtländer (Bessa) и Carl Zeiss (Zeiss Ikon) совсем недавно завершили производство узкоплёночных камер. Но ещё есть возможность купить последние экземпляры.

bessa_4A

Bessa R4A. Современная дальномерная камера от бренда Voigtländer. Увы, снята с производства совсем недавно, но запасы новых ещё есть.

Кроме того, в Японии можно найти интересную современную автофокусную камеру Fuji Klasse S или Klasse W со встроенным объективом.

Зеркальные фотокамеры

nikon_FE2

Пожалуй, самый популярный тип камер появился на массовом рынке в 60-х годах прошлого века. Когда-то использовался преимущественно профессионалами, но в последние десятилетия зеркалки стали доступны и любителям.

Основное преимущество — возможность вне зависимости от установленного объектива во время съёмки видеть в видоискателе точные границы кадра, строить композицию, отслеживать фокусировку и оценивать глубину резкости (при наличии репетира диафрагмы). Зеркальная камера — идеальный инструмент для макросъёмки и астрофотографии. Телевики, супертелевики и объективы Fish-Eye существуют только для зеркальных камер.

Плёночные зеркальные камеры можно разделить на автофокусные и камеры с ручной наводкой на резкость. Обратите внимание, что, например, камеры Nikon (автофокусные и с ручной фокусировкой) позволяют устанавливать практически всю линейку объективов с байонетом F (имеются отличные объективы с ручной фокусировкой). Естественно, при этом автофокус будет работать только в паре автофокусная камера + автофокусный объектив.

Canon_F-1_winder_Leica_R-6_winder

Мечта профессионала 80-х: топовые зеркальные камеры компаний Canon и Leica с моторным приводом. Сегодня вполне доступны: Canon F-1N + AE Power winder FN + Canon FD 50/1,4) — 22 000 р., Leica R6 + motor winder 1 — 25 000 р. Цены комиссионного отдела магазина photosale.ru.

Кроме того, на вторичном рынке немало отличных камер с ручными взводом затвора и перемоткой плёнки. Ещё 30 лет назад моторный привод был дополнительной опцией, но к 1990-м годам практически все зеркалки выпускались со встроенным мотором.

acc_finder_Nicon_F

Топовые профессиональные зеркалки имели съёмную пентапризму, позволяя устанавливать шахтный видоискатель.

NikonF_MD250_Wfinderd

Профессиональные и полупрофессиональные модели зеркалок могли иметь сменные задние крышки. Можно было установить, например, крышку, которая впечатывала в кадр дату, или вообще установить блок с плёнкой на 250 кадров. Такая конструкция скорее походила на пулемёт, но для решения специфических задач подходила идеально.

Большинство плёночных зеркалок, выпущенных 15—20 лет назад, по функционалу и управлению ничуть не отличаются от их цифровых собратьев. Электронный затвор, программные режимы, многозонный экспозамер и многоточечная автофокусировка.

Исключение — камеры, выпущенные до 1990-х годов, или механические модели. Например,  Nikon FM 10: камера с ручной наводкой на резкость, с механическим затвором, ручным взводом и ручной перемоткой плёнки. Батарейка нужна только для работы встроенного TTL-экспонометра.

Какую зеркалку выбрать? Тут единой рекомендации нет, разве что никому не посоветую отечественные зеркальные камеры. Единственнное для чего они могут сгодиться — украсить полку коллекционера (предвижу шквал негодующих выступлений, но я искренне считаю, что процесс фотосъёмки должен приносить удовольствие, что совершенно не соотносится с тёмным маленьким видоискателем, невероятно тугой спусковой кнопкой и прочими «достижениями» советского фотоаппаратостроения).

Если вы уже обладаете цифровой зеркалкой, логично взять камеру той же фирмы, чтобы не тратиться на объективы другой системы (учитывайте, что современная оптика Canon совместима только с автофокусными плёночными зеркалками Сanon, да и у системы Nikon есть свои ограничения). Имейте в виду, что объективы, разработанные специально для неполнокадровых цифровых зеркалок, с плёночными камерами работать не будут.

Если вы решили приобрести зеркальную камеру впервые, тогда стоит обратить внимание на то, что у каждой компании свой тип байонета. Выбирая корпус (body, «коробку», «тушку») зеркалки, нужно думать о том, какие объективы вы сможете на неё поставить. Например, на камеры Canon EOS можно установить только автофокусные объективы серии EF, в то время как на Nikon можно поставить почти любой объектив с байонетом F.

Pentax_SLR_S3

Сегодня всё ещё можно купить плёночную зеркалку не только на вторичном рынке. Правда, выбор ограничен всего двумя моделями, но какими! Nikon выпускает свой флагман F6, а механическая FM10 уже не производится, но складские запасы готовых ещё есть.

Nikon_film

Вторичный рынок изобилует великим множествов отличных зеркальных камер за небольшие деньги. Важный момент: отличная неавтофокусная оптика для многих зеркальных камер стоит невероятно дёшево, так как с приходом автофокуса она были обречены работать только с морально устаревшими камерами. Это относится, например, к оптике Canon или Olympus. Но для современной плёночной фотографии наличие автофокуса — не самая важная характеристика.

olympus_om2

Зеркальные камеры Olympus серии OM были одними из лучших  в 1970-е — 1980-е годы. И со временем хуже не стали. Сегодня их можно приобрести по цене около 15 000 р.

Canon, Nikon, Pentax, Olympus, Minolta… зеркальные камеры этих производителей исправно служат не один десяток лет и при должном обращении ещё послужат почитателям плёнки.

Canon_cam

В комиссионном отделе магазина photosale.ru можно найти плёночные зеркалки разных годов выпуска. Например, различные зеркальные камеры Canon: Canon FTb QL + Canon FD 50/1,4) — 5500 р., Canon A-1 — 3500 р., Canon EOS 3 — 15 625 р.

nikon_store

leica_store

canon_store

Витрины комиссионного отдела магазина photosale.ru. Как видите, выбор зеркальных моделей весьма приличный, на любой вкус и кошелёк. Можно даже найти раритетные модели, как, например, Canon ODF-1 (внизу в центре). Ограниченная серия: было выпущено 2002 штуки.

Но если вы наигрались малоформатными цифровыми камерами и вам хочется чего-то большего, тогда мы отправляемся дальше — в мир среднеформатных камер.

Продолжение следует..

Предыдущая статьяПлёночная фотография. Век XXI
Следующая статьяПлёночная фотография. Основные виды фотоплёнки.
Дмитрий Новокрещенов. Художник по образованию. Профессиональный фотограф c 1989 года. 1995-2001 г.г. Член Гильдии Рекламных Фотографов, 6 персональных фотовыставок. Среди клиентов такие компании и фирмы как: Ford, Philips, Johnson & Johnson, Solomon, Phillip Morris, DHL, Reebok, ABB, «Содис», «Альфа-Банк», Parex bank, «Инкомбанк» ... Среди журналов: ELLE, Premiere, Parents, Playboy, «Автопилот», «Караван историй», OOPS!!!, «ОНА», «Вояж», «Медведь», «Домовой», «Вертикальный мир»... Рекламные агентства: Yong & Rubicam, Maxima, Agey Tomesh и другие. 1996-1999 г.г. Фоторедактор и фотограф журнала «Автопилот» 2003-2006 г.г. Главный художник и автор журнала «Фотомагазин» 2005-2007 г.г. Член жюри ежегодного фестиваля рекламной фотографии «Мастер» 2006-2008 г.г. Создатель и главный редактор журнала ФотоTRAVEL 2010-2012 г.г. Работа над созданием портала photo.ru В настоящий момент работает над запуском нового издания для фотопутешественников.