Выбор объектива с постоянным фокусным расстоянием

После публикации статьи о выборе объектива возникло множество споров относительно фиксов.

В этой статье мы хотим высказать наши субъективные впечатления о фиксах и попробуем развеять некоторые мифы.

Обратите внимание! Эта статья описана исходя из опыта работы с полнокадровой матрицы. Для “кропнутых” камер фокусные расстояния умножаются на кропфактор.

Чем хороши фиксы

Как мы писали в статье о выборе объектива, за счет отсутствия блока линз отвечающих за зум, фиксы более компактные и легкие. А чем меньше линз, тем меньше преград на пути света к матрице и тем более светосильной может быть оптика.

Например, в объективе Nikkor 24-70мм f/2.8 целых 15 линз в 11 группах, а в Nikkon 50мм f/1.4G линз 8 в 7 группах.

Фиксы более светосильные и дают более сильное боке.

Выбор фокусного расстояния фикс объектива

Мы советуем вам обратить внимание на следующие четыре фокусных расстояния: 35мм, 50мм, 85мм и 100/105мм. Это самые ходовые фокусные расстояния.

Остальные крайне редко используются фотографами про причине высокой стоимости (200мм) или специфических характеристик (14мм, 24мм).

Далее мы рассмотрим 35мм, 50мм и 85мм. Все три объектива выпускаются в бюджетном и профессиональном варианте. Как правило, бюджетный менее светосильный и слабее по конструктиву.

35мм

Этот фикс не пользуется широкой популярностью у любителей, но профессиональные репортеры считают его очень интересным.

Угол обзора 35мм объективов в среднем составляет 63 градуса. В этом угле и содержится вся магия этого объектива. Он позволяет вам запечатлеть человека или другой объект съёмки вместе с окружающим антуражем.

Именно антураж позволяет воссоздать в кадре атмосферу событий происходящих вокруг данного человека. Это создает историю, которую зрителю намного интереснее смотреть целиком в одном кадре, нежели просто видеть портрет, ограниченный рамками кадра.

Если съемка ведется на открытых диафрагмах, то вы можете чуть подразмыть этот самый антураж, слегка отделяя модель от фона и в тоже время оставляя детали этого фона читаемыми.

Конечно для классической портретной съемки этот объектив не подходит, слишком сильно выраженные дисторсии.

Этот объектив идеален в репортаже и любом жанре, где кроме героя вам важен антураж.

50мм

Этот объектив, так же как 35мм выпускает в двух модификациях, которые условно можно разделить на бюджетные (f/1.8) и профессиональные (f/1.4 и f/1.2).

Многие считают этот объектив классическим портретником, это первая ассоциация возникающая у большинства фотографов.

Как правило в качестве довода встречаются сравнения угла зрения 50мм объектива и «угла охвата человеческого глаза». Это заблуждение. И тому масса доказательств, начиная с того, что мы считываем информацию двумя глазами, то есть стереоскопически, а потом уже сшиваем эти данные в панораму.

Хотя 50мм не так искажает перспективу, как 35мм, все равно эти искажения есть и они вполне заметные, особенно при съёмках крупного плана.

Несмотря на все свои недостатки этот объектив остаётся самым популярным фиксом.

85мм

На этом фокусном расстоянии нет перспективный искажений, что делает этот объектив настоящим портретником.

Высокое фокусное расстояние является и плюсом, и минусом данного объектива.

С одной стороны, при прочих равных условиях, он сильнее сжимает перспективу, что позволяет сильнее размывать фон.

С другой стороны, для съёмки среднего плана вам придется достаточно далеко отойти. Снять подружку в кафе хотя бы по пояс будет проблематично.

По этим причинам такой объектив уже не может использоваться как штатный, так как сфера его применений весьма ограничена.

135мм

135мм – это классический портретник. Он наследует и усиливает свойства 85мм. Плотная перспектива, сильное боке и расстояние фокусировки.

P.S.

Подбор линейки фиксов для любого фотографа, даже профессионального, дело очень интимное и кропотливое.

Поэтому для начинающих фотографов Fototips рискнёт дать несколько советов:

  • Определить предпочтительное для вас, как художника, фокусное расстояние можно с помощью зум-объектива, проведя несколько съёмок не меняя фокусного расстояния от кадра к кадру.
  • Мы рекомендуем составлять линейку оптики с определённым шагом, не приобретая оптику с похожим фокусным расстоянием. Примеры рекомендуемых линеек:
    • 1-я 24мм (пейзаж), 50мм (жанр), 100мм (портрет + макро)
    • 2-я 35мм (пейзаж + жанр), 85мм (портрет)
    • 3-я (бюджетный вариант) только 50мм.

Про tilt-shift объективы мы расскажем в отдельной статье.

  • Itsforme

    Влияет ли на выбор кропфактор объектива?

    • Кропфактор есть у камеры. И он влияет на фикс объективы так же как на зумы. Например тот же Nikkor 35mm, угол зрения указан для полнокадровой камеры и кропнутой:
      “63 ° с зеркальными фотокамерами Nikon формата 35 мм (135) и цифровыми зеркальными фотокамерами Nikon формата FX; 44 ° с цифровыми зеркальными фотокамерами Nikon формата DX”

  • Clappios

    Угол обзора 35мм объективов в среднем составляет СКОКА-ТО ТАМ.
    Это сколько?

  • Сергей Потийко

    А дальше? 135 и длиннее?

    • После 105 можно очень просто проследить что происходит дальше. На 135 мм будет чуть уже угол. 200 мм – очень дорогой и по сути так же продолжает уменьшение угла зрения.
      Или вы хотели что-то конкретное узнать?

  • Никита Верещагин

    вот гадаю что взять… 85 или 50… имеющийся тамрон 17-50 2.8 как бы охватывает одну категроию фокусных и поэтому меня тянет на 85… или все-таки 50?

  • Targut

    Это рекомендации для кропа или для 24×36?

    • Федор Ковалев

      Для кропа поделите фокусное расстояние на кроп-фактор.

      • Александр Селезнев

        А, может, лучше умножить?)

  • Андрей Богомаз

    1-я 24мм (пейзаж), 50мм (жанр), 100мм (портрет + макро)
    2-я 35мм (пейзаж + жанр), 85мм (портрет)
    3-я (бюджетный вариант) только 50мм.

    эти цифры приведены для full frame’a или для DX? если для FX, то можно огласить подобным образом градации для DX? был бы крайне признателен

    • Я сейчас пометил в статье, что все данные приведены для полнокадровых камер.

      Для пересчета, вы можете просто пересчитать кроп-фактор. То есть 24мм на никон с кропфактором это 24х1,5=36мм. Не так уже широко для пейзажа.

      Не парьтесь про эти описания, потому, что это всё субъективно. Те же 36мм будут не таким широким как 24, но с этим можно справиться.

  • Андрей

    Велика-ли разница (резкость, боке и.т.п.) полтинников 1.4 и 1.8 есть смысл переплачивать в два раза?

    • No Innocent Victim

      1.4 металлический, а 1.8 пластмассовый, включая байонет, как следствие крепость их. Оптические качества у них вполне сравнимы.

      • Niklag

        Может у Вас AF 50 1.8 D и пластмассовый,но у  меня он вообще-то(байонет) железный

  • 35mm на DX = 50mm = Normal
    50mm на DX = 75mm = Helf body Portrait

    • Андрей Богомаз

      т.е. для DX-матрицы если взять 50мм объектив, то он будет хорошим портретником, а для пейзажа и жанра (чтобы как в статье говорится, получить в кадре еще и антураж), надо брать объектив с ФР где-то 18-24 и они дадут как раз 27-36 мм которые нам нужны?

      • Вы тут допускаете ошибку, которая может вас запутать. Действительно, 50мм пересчитываются в 75мм, но угол обзора остается таким же, так же как у 50мм и соответственно те же искажения перспективы.

        • Sms_neo

          Это как так? почему угол зрения останется тем же? Если так действительно, то статья не актуальна для DX вообще. 50-к хорош но для dx это портретник, но не походник.

          • 50 мм дает заметные искажения при съёмке портрета. Кропфактор по сути только отрежет края изображения, но не исправит искажения.

          • Сергей Хорошавин

            Вообще-то перспективные искажения дает не линза, а расстояние до снимаемого объекта. И при 50mm на DX чтобы человек в кадре оказался например по пояс надо отойти ровно на то же расстояние, что и при 75mm на FX. Так что полтинник на кропе все-таки очень хорошо подходит портретник (поясной).

          • Aleksdat

            ГРИП и искажения обрезание не исправляет, а перспективные искажения нивелируются, но сохраняются, поэтому полтинник и в правду удобнее 85 мм на кропе,  но только как поясной, для лицевого он не так чтобы хорош, а на уровне “нам и так сойдёт”

          • Александр Селезнев

            А если на кроп посадить не полнокадровый полтинник, а специально разработанный под этот кроп полтинник, то будут все те же искажения или его уже можно будет назвать неплохим портретником для лицевых портретов (не говорю про грип и боке – с ними все ясно. Кроп есть кроп. Только про перспективные искажения).
            П.С. понимаю, что тема 6летней давности, но вдруг повезет?))

          • Александр Селезнев

            О, нашел подтверждения слов Sergey Khoroshavin ниже:

            Чтобы на один и тот же объектив получить по охвату точно такой же сюжет, что и на полнокадровой камере, обладателю кропнутого фотоаппарата придётся отойти на больше расстояние. При кропнутой матрице в кадр только тогда всё будет влезать, когда его владелец отойдёт так далеко, как будто у него не обозначенное фокусное расстояние (допустим, те же 50 мм), а в кроп-фактор-раз больше (50 мм х 1.6 для APS-C = 80 мм).

            Объектив так и останется с фокусным расстоянием 50 мм. Но тот же сюжет, что полностью помещался на полнокадровый сенсор, теперь будет умещаться только тогда, когда фотограф отойдёт от объекта съёмки на такое расстояние, как будто у него 80мм-объектив. Слова “как будто” тут очень важны, как вы понимаете.

            А уже когда фотограф отойдёт от объекта съёмки, он будет получать другие перспективные искажения (за счёт более пологого прохождения лучей через лизны объектива). Простой пример для понимания последнего пункта. Если взять широкоугольный объектив и сфотографировать лицо человека так, чтобы оно занимало весь кадр, то можно будет увидеть сильные геометрические искажения.
            Но если на тот же объектив снимать уже с большего расстояния, так чтобы лицо занимало только часть кадра, то точно такие же искажения уже не будут так заметны.

        • Nautillus

          Товарищ угол обзора как раз и меняется, то
          есть на 50 мм линзе вы получаете угол 75 мм-ой…перестаньте путать людей..фокусное не может меняться..

        • Mikhail

          Ни как не получается разобраться. Когда вы говорите, что у 50мм теже искажения перспективы на кропе, я согласен – но возникает вопрос – ведь мы вырезаем картинку с середины проекции – а там “искажения” меньше.

          Я пытаюсь найти ответ на вопрос: когда говорят что 50мм рисует правильную перспективу – то имеют ввиду просто 50мм не зависимо от кроп фактора или имеют ввиду эффективное фокусное расстояние?

      • Iwan Toropov

        Хоть кроп, хоть фулфрейм, оптические свойства не меняются. и не превратят 50мм объектив в портретник.Искажения пропорций лица будут в обоих случаях. Портретник -80мм не меньше.

  • Myfakemail

    >Остальные крайне редко используются фотографами про причине >высокой стоимости (200мм)
    – Только ли в цене дело? 85 мм у Canon стоит тоже много как и телевик светосильный…
    Может вы имели ввиду, что отбегать далеко не каждый хочет…?)

    Спасибо!

  • критерии подбора объективов исходя только из фокусного расстояния немного не верно. для меня основой является светосила объектива, а потом фокусное расстояние.

    • Я выбираю нужное мне фокусное расстояние, а потом уже выбираю необходимую светосилу. А светосила это, по сути, показатель качества всего объектива, а я привык снимать топовой оптикой. Так что выбор простой – фокусное расстояние и топовая модель.

      • А влияет ли качество объектива на получаемое изображение ???светосильная  оптика даёт лучше снимок ???? диапазон использования шире ??? до какого предела можно поднять iso ???

        • Не правильно выразился, поправил свой ответ. Качество изображения зависит от оптики, а лучшая оптика у светосильных объективов.

  • предлагаю сделать также статью про вспышки.

    • Igor

      а с каким фокусным расстоянием из выше-упомянутых, картинка самая четкая и качественная? и намного ли она отличается от универсала, допустим canon 24-70?

      • Как правило, фиксы более резкие по картинке, чем зумы.
        Четкость картинки зависит от конкретной модели и не связана на прямую с фокусным расстоянием. Каждую модель придётся сравнивать отдельно.

        • Igor

          тогда помогите мне сравнить и выбрать между фиксами: Canon EF 100 f/2.8L и Canon EF 135 f/2.0L USM В основном для съемки свадеб, фотосессий… в общем людей.
           Или чтобы вы вообще по-советывали на Canon(тушка 5дмарк) из объективов в этой ценовой категории?

    • Такая статья уже давно написана. http://fototips.ru/teoriya/kak-vybrat-vspyshku/

  • Путаницы нет. Макро можно рассматривать как бонус, в остальном не вижу разницы. 
    У Canon – так же 100 мм фикс является макро и при этом прекрасный и очень контрастный портретник.

    • разница в светосиле, что важно для любителей снимать на полностью открытых диафрагмах или когда света мало

    • Nika_G

      “контрастный портретник”…? портретник как раз и отличается от макрика собственно тем, что обеспечивает мягкое изображение с приятной бокэшкой – прямо противоположная задача, чем для макрообъектива. это достигается использованием другой оптической схемы при проэктировании стекла, а светосила с-сно, здесь уже на втором месте. как пример, классического портретника (так и просится Цейс) 135/1.8…
      однако (при отсутствии портретника), ничто не мешает использовать макросотку для погрудных и лицевых – вопрос скорее умения.
      PS: в остальном я согласен со всеми Вашими постами, окромя “контрастный портретник” – тут вы батенька загнули… это уже больше похоже на словоблудие, нежели на описание объектива. как бы не стало крылатой фразой на форумах, с подачи кого-то из новичков… 🙂

      • Портретник – это тот объектив, которым конкретный фотограф снимает портреты и точка!:)) А эти споры, что портретнее 50 или 85 это как спор о яйце и курице!

  • Ilya

    Неплохая статья для новичков. Думаю зря не стали писать про довольно популярные 24мм и 135мм.

  • MAKSIM

    “”а в Nikkon 50мм f/1.4G линз 8 в 7 группах””” – а в чем отличие???
    Например в чем отличие  50мм f/1.4 за $100 от  50мм f/1.4
    за $400?  

  • Zzava Rka

    Подскажите пожалуйста, какие у Никона камеры являются кропнутыми?

  • Maksim Khromov

    всё зависит от целей,что и как вы будете снимать.Как правило 35мм даёт общий фон+объект,50мм более под объект,лучше сразу брать на полный кадр,тк его можно и на кроп поставить без потерь,но вот кроп на полный хоть и можно (на некоторые ффкамеры), но уже с потерями.если есть лишние средства то лучше брать отдельно и фф35мм+фф50мм,если нет,то 50мм более штатный,широкий спектр употребления, ниже цена.

  • Andrew

    Хотел приобрести в качестве портретника на кропнутую камеру 85mm, но продавец в магазине начал отговаривать, сказал, что буду далеко отбегать от объекта, а в помещении вообще не возможно будет снимать, советовал взять 50mm, тем более он дешевле почти в два раза. Но я боюсь, что полтинник будет искажать лица и будет не очень красивое боке. Что посоветуете взять на кроп, 50mm или 85mm?

    • mrshadow

      Он прав, но! Представьте, что в видоискателе у вас просто сквозная дырка? Что вы увидите? Правильно, объект который ни приближен и ни удален. Так показывает обычный полтинник. Я иногда портреты снимаю даже на 35мм, это если нахожусь в узких помещениях или коридорах. Искажения – это совсем не проблема, т.к. все современные фотографии проходят через обработку графическими редакторами и даже если кто-то скажет, что он этого не делает, то я не поверю, т.к. хотя бы подправить экспозицию и цветовой баланс в ACR или лайтруме или др. программе просто на радость. Я на своём 35мм искажения почти не вижу, если не приглядываться к прямым линиям и т.п., то на полтиннике уж точно искажения вы вряд-ли заметите, но как я упомянул, легко правятся в графических редакторах. Вопрос в другом. Как вы хотите использовать портретник? Если гулять по улице и ловить случайные портреты красивых людей, то 85мм вам больше будет по душе, ведь полтинник будет заставлять вас подходить к модели, чтобы сделать кадр. Вот в принципе и ответ. Боке – да, на 85мм он будет красивее.

      • Andrew

        Спасибо за развернутый ответ. Снимать планировал на улице, поэтому возьму сначала 85mm, а 35mm пока буду компенсировать китовым.

        • mrshadow

          Рад был помочь. 🙂 Сам пару лет назад озадачивался такими вопросами и изучая теорию постоянно накручивал себе те моменты, которые оказались не такими страшными, как кажутся при описании в статьях. 🙂 У профессионалов, конечно, другой подход, но и качество и цены там совсем другие. 😉

  • Ivan Bardin

    Подскажите пжл, имею Canon 650D хочу взять Сигма 17-50 2.8 и 50мм 1.4 или лучше взять 85?