Обзор: Samyang 100 мм f/2,8 ED UMC Macro

[adrotate banner="2"]

Прошло всего несколько месяцев с момента первого анонса новой оптики Samyang, и вот Samyang 100 мм f/2,8 ED UMC Macro оказался у нас на испытаниях. Для общего сведения напомним, что данный объектив (наряду с одновременно выпущенным оптическим аналогом, оптимизированным для видеосъёмки), стал первой специально предназначенной для макросъёмки оптической системой, разработанной и выпущенной компанией Samyang за всю её 40-летнюю историю.

Samyang_100mm_macro_0592s

Новое всегда интересно, особенно неожиданное. Было любопытно, что же этот корейский производитель сможет сделать в области, в которой до сих казались незыблемыми позиции японских производителей, прежде всего «родных». Стоит ли овчинка выделки, то есть объектив приобретения? Ведь единственная особенность, являющаяся, пожалуй, и самым заметным отличием от «родной» оптики, о которой мы точно знали заранее, — это то, что объектив будет неавтофокусным, как и все остальные образцы оптики Samyang. Сможет ли он заинтересовать нас на фоне именитых конкурентов, оснащённых не только фокусировочными моторами, но и иной раз изощрёнными системами стабилизации изображения?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы вооружились 24-мегапиксельным фотоаппаратом Nikon D610. Выбор был, разумеется, сознательным: конечно, 36 мегапикселей больше, чем 24, зато они геометрически меньше, а, значит, подло расширяющийся диск Эйри стал бы сильнее портить нам картину на закрытых диафрагмах — жизненно необходимых для макросъёмки.

Технические характиристики объектива Samyang 100 мм f/2,8 ED UMC Macro

Samyang_100mm_macro_0569s

Фокусное расстояние 100 мм
Оптическая конструкция, линз × групп 15 × 12
Угол поля зрения (по диагонали)
для формата APS-C
для формата 4/3
24,8°
16,4°, 15,4° (Canon)
12,6°
Фокусировка ручная
Минимальная дистанция фокусировки 30,7 см (1:1)
Минимальная диафрагма f/32
Число лепестков диафрагмы 9
Относительное отверстие f/2,8
Диаметр светофильтров, мм 67 мм
Длина × диаметр, мм* 120,6 × 72,5 мм
Вес* 705 г

*) Длина и вес указаны для модификации Nikon, которую мы испытывали. Все существующие варианты см. на сайте производителя.

Оптическая схема

Optical Scheme

Оптическая схема макрообъектива состоит из 15 линз в 12 группах, в ней используется одна линза из стекла с повышенным коэффициентом преломления (HR) и одна линза с пониженной дисперсией (ED). Фирменное многослойное просветление UMC обеспечивает оптимальное светопропускание и минимизирует светорассеяние и блики.

Фокусировка внутренняя, во всём диапазоне дистанций съёмки внешняя геометрия объектива не изменяется, а передний его элемент не вращается. Девять лепестков диафрагмы обеспечивают практически идеальную округлость отверстия на всех её значениях вплоть до f/32.

Конструктив

Samyang_100mm_macro_0589s

Испытуемый объектив оставляет весьма приятное впечатление. Он умеренно тяжёл (что неудивительно, учитывая количество содержащихся в оправе линз), но при этом не перегружен «тяжёлым металлом» в деталях оправы, каркас которой изготовлен из лёгкого, но прочного алюминия. Это вполне нормально: такая оптика крайне редко используется в экстремальных условиях, макросъёмка, даже если она ведётся на открытом воздухе, обычно предполагает неторопливую, вдумчивую работу со штатива.

Оба вращающихся кольца поворачиваются плавно и точно, люфтов подвижные детали не имеют. Насечки на кольце диафрагмирования, пожалуй, несколько редковаты для того, чтобы его энергично крутить туда-сюда. С другой стороны, сегодня на практике используется крайне мало камер Nikon, на которых фотографу приходилось бы устанавливать диафрагму вручную.

Однако совместимость обеспечена практически полная: имеется даже дюблирующая шкала миниатюрных диафрагменных чисел для системы ADR — прямого оптического считывания значения диафрагмы с кольца для отображения в видоискателе, использовавшегося в легендарных плёночных камерах прошлого. В общем, решите испытать ощущения фотомастеров прошлого с каким-нибудь FM-2 — вам ничто не помешает.

Фокусировочное кольцо широкое, с очень удобной широкой резиновой накладкой-бандажом с мелким продольным рифлением. Проскальзывать такое не будет ни при каких условиях. Полный диапазон фокусировки, от 30 см до бесконечности, проходится примерно за полоборота фокусировочного кольца. Перед индексом, нанесённым серебристой краской на неподвижную часть оправы, проходят три параллельные шкалы с гравированными числами: белые числа «метражки», оранжевые значения дистанции в футах и значения увеличения в практически потребном диапазоне: от 1:1 на минимальной дистанции съёмки до 1:8 при дистанции около 1 м. Поскольку объектив оптимизирован для макросъёмки, то есть съёмки с предельно малых и малых дистанций, из проходящих перед индексом 11,5 см фокусировочного кольца на интервал от 1 м до бесконечности отведено всего 2 см, а всё остальное обеспечивает точность ручной фокусировки в интервале от 30 см до 1 м.

Данью традиции является шкала глубины резко изображаемого пространства, нарисованная вокург индекса. Её и шкалой-то не назовёшь: две волосяных линии для f/22, отстоящие от индекса на полтора миллиметра в каждую сторону. Скорее, это напоминание фотографу о том, что глубина резкости при макросъёмке обычно ничтожна, и даже при закрывании отверстия до предельных значений остаётся весьма малой, отчего точность фокусировки имеет критическую важность для получения достойного результата.

Объектив комплектуется довольно глубокой круглой блендой с байонетным креплением. Строго говоря, она имеет форму усечённого конуса, но исходный конус настолько высок, что для практических челей её можно считать цилиндрической. В походном положении она может надеваться на объектив в перевёрнутом виде; съёмка при этом затруднена — бленда оставляет открытыми шкалы фокусировочного кольца, но полностью скрывает резиновый бандаж.

Напомним, что имеется также «киношный» аналог этого объектива, имеющий такую же оптическую схему; он называется Samyang 100 мм T3,1 VDSLR ED UMC Macro. Помимо указания эффективной светосилы (Т-числа) он отличается изменённой конструкцией оправы и прежде всего фокусировочного кольца: оно выполнено зубчатым для оптимальной стыковки с фоллоу-фокусом. Шкала Т-чисел выгравирована по обе стороны кольца диафрагмирования. Объектив является совместимым по цветопропусканию с остальной видеооптикой Samyang. Но поскольку этот объектив мы не испытывали, ограничимся здесь этим напоминанием.

Практика съёмки

Практика макросъёмки имеет свои особенности. И в силу этих особенностей отсутствие функции автофокусировки существенного значения не имеет. Ведь иной раз для достижения точного фокуса фотограф даже не крутит фокусировочное кольцо, а сдвигает взад-вперёд всю камеру (или, к примеру, предметный столик, если это удобнее).

И главное здесь — чтобы фотограф точно выдел то место, по которому наводится на резкость. Если есть возможность увеличения части изображения в видоискателе или на экране в режиме «Live View», или хотя бы вспомогательные функции вроде фокус-пикинга (выделения резких контуров) — шансы на получение желаемого результата повышаются. Но — зависит это уже не столько от объектива, сколько от камеры. Объектив при своей светосиле f/2,8 всё, что можно, в помощь точной фокусировке через себя пропускает.

Однако 100 мм — фокусное расстояние, которое полезно не только при макросъёмке. При желании и необходимости этим объективом воплне можно сделать добротный портрет, причём светосилы вполне достаточно для отрыва портретируемого от заднего плана/фона, а круглое отверстие диафрагмы обеспечивает приятное кольцевое размытие деталей в зоне боке.

Можно снимать средние планы и детали более отдалённых объектов, но здесь нужно иметь в виду: макрообъектив, всё-таки, является такой оптической конструкцией, которая изначально сконструирована так, чтобы оптимальное качество получалось при съёмке с минимальной дистанции (в то время как постальные объективы, так сказать, юстируются на бесконечность). Иначе говоря, если вам потребуется максимально высокое качество  каких-нибудь, к примеру, архитектурных деталей на максимальном разрешении — макрообъектив не будет лучшим выбором для такой задачи. Разумеется, это утверждение справедливо для всех таких объективов вообще независимо от их бренда и производителя.

Нужно учитывать, что дистанция съёмки, как известно, измеряется от плоскости плёнки в кадровом окне камеры (сейчас, понятное дело, обычно от поверхности матрицы); на сколько-либо серьёзных камерах эта плоскость обозначается соответствующим символом. Реальное расстояние от объекта съёмки до переднего края объектива будет значительно меньше: из заявленных 30,7 см примерно  12 см займёт объектив (в вариантах с другими байонетами возможны иные значения), а если он будет с блендой — так и более 17 см. Иными словами, расстояние от плоскости объекта, по которой вы наводите объектив на резкость, и передним срезом его оправы будет минимум 18 см.

Ещё одно обстоятельство заметно при съёмке с рук: поскольку при фокусировке внутри объектива смещается довольно большая группа линз, по мере приближения к предельно короткой дистанции центр тяжести заметно смещается вперёд — хотя, как уже сказано, длина объектива не изменяется. Впрочем, если вы снимаете сравнительно большой и ухватистой зеркалкой, проблемой это не будет.

В целом каких-то уникальных или неожиданных особенностей в работе испытуемый объектив не продемонстрировал. Скорее, наоборот: вёл себя правильно, на желания фотографа реагировал послушно, самопроизвольных движений и вращений не производил и исправно выдавал на-гора результаты надлежащего качества.

Резкость и аберрации

Как и положено доброкачественному макрообъективу, испытуемый обеспечивает прекрасную резкость в центре кадра и в целом отличную по всему полю. Вы и сами это прекрасно увидите по фрагменту одной известной купюры (плоский объект) и пёрышку (объёмный предмет).

Для испытательных целей мы отсняли наши тестовые сюжеты на всех значениях диафрагмы, хотя в реальной жизни с трудом представлем себе ситуацию, когда может возникнуть потребность снять макроскопический сюжет на полностью открытом отверстии.

Мы пришли к выводу, что наилучшее качество изображения объектив обеспечивает при диафрагме f/8—f/16. Дальнейшее закрывание отверстия приводит к лёгкому «замыливанию» картинки, что, однако, становится заметным лишь при максимальном увеличении. На открытых значениях изображение воспринимается несколько более мягким, что тоже, в принципе, неплохо. Особенно если учесть, что полное отверстие макрообъективу нужно прежде всего для точной фокусировки по снимаемому объекту, а также при его использовании не по прямому назначению, как то, например, для спорадической съёмки портретов.

 

Note & Feather set

1-1

Детали тестовых снимков при увеличении 100% на всех диафрагмах. Примеры целых фотографий см. ниже (портрет с иностранной купюры 1:1, пёрышко, карандаши 1:1); по ссылке ниже вы можете скачать архив с оригинальными фотографиями в полном размере.

Никаких претензий к цветопередаче и контрасту не возникло. Главная рекомендация — по возможности избегать предельных значений диафрагмы. Наши карандаши об этом вполне наглядно свидетельствуют.

Можем также констатировать практическое отсутствие хроматических аберраций: они исправлены превосходно. Дисторсия тоже не наблюдается.

Тестовые изображения

DSC_0216s
f/4, 1/1000 с, 100 ISO.

DSC_0233s
f/4, 1/160 с, 100 ISO.

DSC_0222s
f/4, 1/80 с, 100 ISO.

DSC_0227s
f/4, 1/640 с, 100 ISO.

DSC_0196s
f/10, 1/100 с, 100 ISO. При довольно сильном для портрета диафрагмировании боке наглядно демонстрирует близкую к идеальной округлость диафрагмы.

Samyang_100mm_macro_0545 16 s
f/16, 1/15 с, 100 ISO. В архиве по ссылке имеется фото этого тест-объекта на всех диафрагмах. Фрагмент в натуральную величину использован в сравнительном изображении.

Samyang_100mm_macro_1-1 22 s
f/22, 1 с, 100 ISO, увеличение 1:1. В архиве по ссылке имеется фото этого тест-объекта на всех диафрагмах. Фрагменты в натуральную величину использованы в сравнительном изображении.

Samyang_100mm_macro_0407 s
f/16, 1/4 с, 100 ISO, увеличение 1:1.

Samyang_100mm_macro_0506 8 s
f/8, 1/8 с, 100 ISO, увеличение 1:1. В архиве по ссылке имеется фото этого тест-объекта на всех диафрагмах. Фрагмент в натуральную величину использован в сравнительном изображении.

Полный комплект полноразмерных тестовых фотографий, сделанных при помощи испытуемого объектива, вы можете скачать по этой ссылке (трафик около 300 МБ).

Итоги

Плюсы:

  • Отличный конструктив
  • Высокое оптическое качество, отсутствие искажений
  • Большой ход фокусировочного кольца в диапазоне 0,3—1 м
  • Внутренняя фокусировка с неподвижным передним элементом
  • Сравнительно доступная цена (для подобной оптики)

Минусы:

  • Отсутствие автофокусировки
  • Заметное изменение центровки при внутренней фокусировки

Выводы редакции

Новый макрообъектив от Samyang нельзя прямо так вот взять и назвать бюджетным, однако, как ни крути, при цене около 39 тыс. рублей на момент публикации он всё же в полтора-два раза дешевле «родных» макрообъективов с фокусным расстоянием около 100 мм, а отсутствие автофокусировки для него нельзя считать серьёзным недостатком. Учитывая высокое механическое и отличное оптическое качество объектива, он, безусловно, является весьма интересной альтернативой для всех, серьёзно интересующихся макрофотографией.

Кликнув на эту ссылку, вы окажетесь на странице объектива Samyang 100 мм f/2,8 ED UMC Macro на официальном русском сайте производителя.

Все фото © Владимир Морозов

Предыдущая статьяНовый принтер Epson SureColor SC-P800
Следующая статьяOlympus OM-D E-M10: ещё один Mark II
Родился в Москве в 1970 году. После службы в армии поступил, и в 1995 году окончил МГУ (ИСАА) с красным дипломом. В 1993 году участвовал в создании первого "неофициального" российского фотографического журнала "Фотомагазин", в котором работал заместителем главного редактора до конца 2005 года. В 2006 году стал главным редактором лицензионного русского издания международного журнала о фотографии "Zoom", одновременно редактировал журнал фотографических путешествий "ФотоTravel". Был главным редактором онлайн-проекта Fototips.ru с 2012 по январь 2016 года.