Баланс белого

Баланс белого

Как сделать так, что бы на фотографии получились настоящие цвета? Те цвета, которые вы видите в видоискателе камеры? Почему, снимая в яркий солнечный день, цвета на фотографии могут оказаться синевато-холодными? От чего лица людей на фотографии получаются оранжево-желтыми или сине-зелеными?

Ответ на все эти вопросы один – Баланс Белого. Баланс Белого – важнейший инструмент работы фотографа. Если вы поймете, как правильно управлять балансом белого – вы всегда сможете получить именно те цвета на фотографии, которые вы хотите.

В этой статье мы поговорим именно о том, как управлять Балансом Белого, а значит – управлять цветами на вашей фотографии.

Что такое баланс белого?

Спектральный состав света, отраженного от объекта, зависит от цветовой температуры источника освещения. Человеческий мозг может адаптироваться к изменению условий освещения, поэтому человек воспринимает белый цвет независимо от того, где расположены белые объект – в тени, под прямыми солнечными лучами или освещенные лампой накаливания.

Проще говоря, Баланс Белого – это то, как ваша камера “видит” белый цвет, а значит и все остальные цвета на фотографии.

Цифровые камеры, в отличие от пленочных, могут подобным образом адаптироваться в соответствии с цветовой температурой источника освещения. Этот процесс называется регулировкой “баланса белого”. Для получения на снимке естественных цветов нужно установить перед съемкой значение баланса белого, соответствующее источнику освещения.

Для пленочных фотокамер цветовой баланс настраивается правильно подобрано пленкой и использование конверсионных (меняющих цветовую температуру) фильтров.

Идеальный баланс белого

В идеале, фотография должна выглядеть как если все объекты освещались нейтрально-белым светом. Такие условия съемки есть только в фотостудиях, причем там, где стены окрашены в нейтрально серый цвет.

баланс белого

Идеальный баланс белого нужен не всегда. Например, в художественной фотографии баланс белого может быть использован как инструмент для создания настроения снимке. Остальные ситуации требуют правдивой передачи цветового баланса.

Баланс белого

Управление балансом белого

На цифровых камерах баланс белого настраивается через меню до съемки. Этого достаточно только для съемки в студии, где все источники света с одной цветовой температурой и их свет не отражается от цветных стен. Тогда можно установить точную цветовую температуру в кельвинах.

Баланс белого

В остальных случаях баланс белого “пляшет”. Особенно сильно это проявляется на репортажной съемке, когда ситуация и условия освещения постоянно меняются.

Баланс белого

Если вы снимаете в RAW формате исправить баланс белого очень легко. Для этого в RAW-конвертерах существует настройка баланса белого, где можно указать либо тип освещения, либо автоматический режим.

Баланс белого

Если вы будете недовольны результатом, можете воспользоваться пипеткой. Вы можете выставить значение цветовой температуры вручную. Кроме точности цветопередачи, ручная работа с цветовой температурой дает огромные возможности для художественной обработки кадра.

Для более точной передачи баланса белого в цифровых фотокамерах есть функция определения баланса белого по снимку. В примитивном случае – вы фотографируете белый лист бумаги и камера ориентируется по этому изображению. Но лучше всего использовать так называемую “Серую карту”.

Баланс белого

Это пластинка серого цвета с помошью которой можно максимально точно выставить Баланс Белого. Почему именно серая? Потомучто 100% белой бумаги не существует. При производстве бумаги, для отбеливания используются различные красители, серая карта – по настоящему серая, т.е. производители гарантирут, что это сочетание только черного и белого цветов. Именно поэтому максимально точный Баланс Белого можно выставить только по серой карте, так как при обработке, цвет серой карты будет браться за эталон серого цвета и в зависимости от него будут изменяться все остальные цвета на фотографиях.

К сожалению, серую карту возможно использовать только при стабильных световых условиях. Т.е. по сути – только во время съемки в студии. В остальных случаях – освещение может измениться, а значит, подобранный по серой карте, ББ будет уже не соответствовать новым условиям съемки.

Итог.

Про Баланс Белого написано множество статей, тонкости настройки ББ подробно разбираются в профессиональной фотолитературе. Но работая с ББ самое главное – запомнить три основные вещи:

  • От настроект ББ зависят все цвета на фотографии.
  • При смене условий съемки, ББ необходимо настраивать заново.
  • Точный ББ можно выставить только по серой карте при неизменных условиях освещения.

Соблюдая эти три простых правила цвета на ваших фотографиях будут именно такие, какие вы захотите. И не пугайтесь настройки ББ – постепенно вы научитесь быстро определять, какие именно настройки надо выставить.

  • DuDlik

    Так Вы открываете мне глаза на жизнь.. В Лайтруме пипеткой указывается серый цвет? Вот этого я не знал. Думал как в фотошопе в Levels указываю белый…
    Если в Лайтруме указывается именно серый пипеткой то это меняет дело в корне )))

    А если я снимаю карточку и в его установках указываю, что по этому снимку выставлять баланс белого, он тоже поймет меня ), или тут все таки надо будет поправку вносить?

    И еще вопрос, как правильней – перед серией снимков сфоткать карточку и потом пипеткой указать серый, или сразу по фотике серой карты выставить баланс белого?

  • DuDlik

    Ищу в инете везде пишут, ткните пипеткой в белый ЦВЕТ.

  • Ars

    Да, ткнуть в белый лист бумаги это глупо, хоть здесь в статье как вариант предлагается это сделать. Многие ставят за образец для выравнивания баланса тоже белый листик и несмотря на то, что это не дает стабильного и точного результата продолжают это делать. “Белый”, впрочем как и черный имеет множество оттенков. Ну а проваленый белый на солнце, вообще не несет никакой информации для эталона 🙂

  • DuDlik

    В инете пишут как и на заборах пишут.
    Вот цитата из руководства Адобы по Лайтруму:

    “In the Basic panel of the Develop module, click the White Balance Selector tool to select it, or press the W key.

    Move the White Balance Selector into an area of the photo that should be a neutral light gray. Avoid spectral highlights or areas that are 100% white.”

    Как я уже сказал, белый цвет не бывает понастоящему белым, поэтому работают с серым цветом.

    Если вы работаете с RAW, то проще и удобнее выставить ББ пипеткой во время обработки.

  • Ars

    Саша, вопрос не потеме, что за постоянная проблема с отображением коментариев? Коментарии проходят проверку модером или что? Отослав ответ, еще долго невижу его, а очень часто получаю на мыло новые коменты, но на сайте их опять таки не видно. Даже не помогает обновление страницы без кеша.

  • Ars

    У любого стэнд-элон блога (коим является FotoTips) существует большая проблема – спам-комментарии.
    За пол года существования FotoTips’а нам пришло уже 3 067 спам-комментариев. Поэтому премодерация – вынужденая необходимость. Если бы ее небыло – на каждый нормальный комментарий приходилось бы 3-4 спамовых.

    Принцип работы такой – после того, как модератор одобрит комментарий от пользователя, все последующие его комментарии публикуются без модерации. Но иногда эта система дает сбои. А иногда сам пользователь указывает новый е-мейл в комменте и система видит его как нового, “не проверенного” пользователя.

    Вообщем система не идеальна, но на данный момент это лучшая система из всех существующих.

  • DuDlik

    Если я ББ буду пипеткой выставлять, то во время сьемки я могу выбирать лубую настройку ББ в фотике?

    И, еще:
    А если я снимаю карточку и в его установках указываю, что по этому снимку выставлять баланс белого, он тоже поймет меня ), или тут все таки надо будет поправку вносить?

    Спасибо, хочется Вас отблагодарить за ответы ))) просто супер.

  • DuDlik – вы уверены, что в кадре будет объект типа “серая карта”? А может у вас будет несколько разных источников света, тогда что?

    Если вы правильно снимете, то поправки будут минимальны. Судя по вашим вопросам – для вас скорее всего этой точности будет достаточно.

    Благодарность – не проблема, давайте на нас ссылки повсюду и все 🙂

  • DuDlik

    Всмысле объект типа серая карта.. Какая разница если мы ее снимем для баланса белого в фотике или в лайтруме?

    Ну и собственно, не принципиально, какой баланс белого стоит в фотике во время семки если будет потом в лайтруме корректироватся ББ по серой карте?

  • DuDlik – вы совершенно правы

  • DuDlik

    Прав я во 2 абзаце ))?? верно?

    А по первому? Просто не понимаю про выставление бб в камере по карте почему хуже чем сфоткать карту и пипеточкой в лайтруме потом корректировать. В чем разница будет?

  • 777sana

    1) Смотрел видеоуроки к Captur One – ориентируют пипетку на белые предметы;
    2) Серая карта – это конечно хорошо, но на практике приемлемо лишь при студийных или комнатных условиях. Есть ли альтернатива такому “чюдо-инструменту” при “быстрых” съемках, когда минуту назад не думал доставать камеру$
    3) Как и по каким параметрам я могу узнать “цветовую температуру” своей вспышки (Sony HVL-42AM)/
    Заранее благодарен!

  • Серая карта используется когда есть возможность. Пипетку можно тыкать в белый (но не идеально) или в серый, что более надежно.
    По поводу пыхи – инструкции или форумы дрочеров типа ixbt

  • Владимир

    Фотостоки зарубают значительную часть моих фотографий с формулировкой “возможно нарушен баланс белого”. На вид разница с утверждёнными снимками не всегда заметна. Работая 10 лет в полиграфии я снимки с дефектной цветопередачей сам выбраковываю или выравниваю вручную по нейтральным местам. Да они и сами пишут “возможно наручен”, т.е. точно это неизвестно.

    Очевидно, на стоках стоит некая программа, определяющая наличие этого баланса. Где бы узнать как может работать такая программа. По каким принципам вообще автомат определяет этот баланс, например, узнаёт какие объекты считать нейтральными?

  • Сергей

    Снимаю шляпу за терпеливые ответы!)

  • Из прочитанного я понял, где “собака зарыта”- насчет настройки ББ по серому. Действиельно,когда я в DPP Raw-конверторе тыкал пипеткой в белую рубашку человека на фото снятом в комнате при лампе накаливания, а потом для сравнения тыкал в серую стену на спиной этого человека, я с удивлением обнаруживал, что правильная цветопередача была при тыканьи пипеткой в серую стену ! Никак не мог понять почему так, теперь я подкован теорией))) Спасибо.

  • Альбинас

    Я благодарен администраторам, за полезную информацию. Снимаю с 2007 года, любительски, но считаю себя “зелёным”, поэтому нашел полезную информацию тут.

  • Rrr

    А в какой программе эта пипетка для корректировки ? это фотошоп ?

  • Rrr – Это Lightroom

  • Тоха

    У меня еще вопрос: ок, я задействую в первом кадре перед началом серую карту, а как мне запомнить значения серого или как потом применять ко всей серии снимков в данной освещенности настройки серого? Простите за глупые вопросы… Я тут наверно самый зеленый из всех… Да нет… Точно самый

  • Тоха

    В RAW конвертерах есть функция определения баланса белого по серому цвету. Обычно этот инструмент имеет иконку пипетки. Вы кликнете по серой в первом кадре, он вам верно определяет ББ и затем вы меняете настройки ББ этого кадра на все остальные фотографии.

  • Александр

    Oxtym хорошо реализована функция пакетной обработки фотографий в RAW конверторе Capture One Pro. После выставления параметров по одному снимку (ББ – в том числе) нажатием одной кнопки происходит запоминание установок с возможность последующего применения оных к другим снимкам одной серии.
    По поводу серой карточки. В Сумках и рюкзаках известной фирмы Lowepro внутренние перегородки (во многиз случаях съемные – на липучках) при не имении СК могут её заменить.
    Ещё появился интересный продукт DATACOLOR SC100 SPYDERCUBE
    Вот ссылочка, кому интересно.
    http://www.foto.ru/datacolor_sc100_spydercube.html
    Сам таким пользуюсь. Устройство компактное и многофункциональное. ))

  • Олег

    Статья в принцыпе не плохая. Кратко очень. Ето тем кто давно не брал в руки камеру, чтоб было вспомнить а что что такое ББ. А как применить экспонометр или диск к цифровой камере особо не сказано (если данные такие имеются)*. С пленочными камерами лично мне все понятно при помощи этих устройств* (снимки получаюся изумительными) но долгая возня при обработке материалов.
    В данном случае цыфра выгоднее !!!.

  • Erika

    Здравствуйте!
    Вы пишете, что знаете, как писать для “зеленых”:).Я как раз из них и пытаюсь найти понятную информацию по разным вопросам.И баланс белого мне очень так сказать интересен.И из вашей статьи я тоже не особо поняла как жн мне надо его настроить в своей камере.Ну сфотографирую я белый лист, а что дальше? Дальше мне что делать с этой фотографией? Как снимать дальше?Или только потом на обработку тоже что получилось надеяться?
    Как то странно все написано…

  • Erika – прочтите инструкцию, там подробно описано про то, что нужно делать с белым листом.
    А про применение баланса белого в обработку как раз рассказано в уроках по лайтруму.

  • pincher

    я вот тоже не понял, что делать после того как снял первое фото с картой. что потом? как мне настроить ББ в фотикеЮ что бы дальше снимать с правильной настройкой ББ.
    предположим у меня есть серия снимков содинаковыми условиями (свет и прочие не меняется), я делаю первый снимок с картой, потом остальные без нее, а потом просто корректирую в лайтруме ориентируясь на настройки первой фото. а с фотоапаратом я что ничего не делаю?

  • pincher – читайте инструкцию к камере

  • Владимир

    Тоже присоединюсь к pincher’у. После съёмки кадра с картой далее не менять настройки ББ? И просто оставить камеру в “ручном” режиме ББ?

  • Anna

    Здравствуйте! С ББ я разобралась, только когда фотографии сбрасываешь на компьютер они очень желтые, при просмотре на самом фотоаппарате все нормально. Пробовали менять настройки монитора на компьютере, цвета меняются но желтизна не уходит, Пробовала фотографировать и в raw b jpeg, одинаково желтят на компьютере, пожалуйста, подскажите в чем может быть проблема.(canon 1000D+50mm 1.8)

  • Денис Жебровский

    Здравствуйте! Правильно ли я понял, что для установки точного ББ в конверторе, например Лайтрум, достаточно указать пипеткой на любой серый цвет(от 1,1,1 до 244,244,244 по RGB), просто ближе к середине шкалы серый меньше подвержен искажениям из за падающего на него света? Естественно речь о цветах оригинала, а не снимка.

  • Денис Жебровский – все верно.

  • Денис Жебровский

    Игорь, спасибо за быстрый ответ! Не ожидал в такое время :))! С меня много ссылок на ваш блог))

  • Андрей

    Здравствуйте!
    Два вопроса:
    Первый – данную коррекцию можно делать только с форматом RAW, с JPEG работать с ББ не получиться в лайтрум?
    Второй – снимая первую фотографию с серой карточкой, как должна быть установлена камера, автоматический ББ или же выставлять в келвинах относительно света в студии?

    • 55olga554

      с начало снимаешь на авто потом зажодишь в меню и выставляешь в ручном режиме по снимку и фотографируешь…..

  • Андрей – да, JPG нет смысла обрабатывать в лайтрум

    Если снимаете с серой картой – можете потом по карте сделать коррекцию всей съемки, так что значения ББ можно не ставить.

  • Андрей

    Нет смысла, т.к. сильно теряет в качестве после обработки?
    Большое спасибо за ответы!
    Очень понравилась статья. Для меня, новичка в фотографии информация оказалась очень полезной. Да и весь сайт оказался очень информативным. Большое спасибо!

  • Алекс

    А когда будет продолжение?Более подробным разбором действий…….?

  • Алекс – какие подробности вас интересуют?

  • Алекс

    Точно незнаю)Так как я новичок, тут написали что это очень простое описание действия, на что Вы ответили, что это всего лишь начало.Так вот я интересуюсь, когда будет продолжение

  • Алекс – на самом деле мы написали о балансе белого все доступно. Остальное касается каких-то специфических проблем, которые не описать в статье так, чтобы всем помочь. Так, что экспериментируйте и если столкнетесь с проблемой – пишите, поможем.

  • Vslav

    Спасибо за интересную информацию о серой карте.
    Вот только по поводу выставления баланса белого перед съёмкой встречал мнение, что это достаточно важно, так как неправильный баланс белого может повлиять на точность экспозиции, что, в общем-то логично.

    Сам тоже снимал в RAW и не заморачивался с этим, но когда захотел максимального результа, то задумался и стараюсь настраивать перед съёмкой.

  • Олег

    Ребят, а зачем так заморачиваться?
    В фотоаппаратах есть же ручной бб.
    Берёте белый листок (потолок, холодильник, автомобиль, снег… да что угодно, что белое попадётся) перед съёмкой – фоткаете во весь кадр приблизительно и указываете кадр в качестве образца ББ.
    Снимки получаются отличные!
    Если где-то неточность, то исправления не так будут портить кадр, как при съёмке автоматом. Особенно если вы снимаете JPG.

  • 55olga554

    хорошо….я выставляла баланс белого по серому на улице и мне понравилось более правильный цвет лица да и всего …конечно когда ты заходишь в помещение ты опять выставляешь ББ

  • В этой статье нет ничего полезного, но всё равно спасибо.

  • Сергей Майоров

    Нужна волшебная кнопка “Шедевр” сразу.