ГРИП — глубина резкости

ГРИП (глубина резко изображаемого пространства, далее глубина резкости) — это зона, при нахождении в которой объекты в кадре выглядят достаточно резкими.

Глубина резкости — один из важнейших инструментов в фотографии. Она позволяет акцентировать внимание зрителя на объекте съёмки и управлять этим вниманием на второстепенных объектах.

Теперь обо всём по порядку

Минимальная ошибка в фокусировке приводит к браку, и будет неважно, снимаете ли вы крупным планом портрет или человека в полный рост. Нерезкость настолько бросается в глаза, что её легко видит даже неискушённый зритель.

Если вы снимаете портрет крупным планом, лучше всего фокусироваться на глаза. Глаза — это показатель резкости — если они окажутся вне фокуса, то весь портрет очень сильно проиграет.

Отделение объекта съёмки от фона

Подбор оптимальной глубины резкости позволяет визуально отделить снимаемый объект от фона. Фон, попадающий в зону нерезкости, размывается до такой степени, чтобы не отвлекать зрителя от главного героя.

Обратите внимание, я специально написал «до такой степени», давая понять, что не нужно «убивать фон в хлам», превращая интересную локацию в студийную съёмку на пятнистом фоне. Если фон будет читаться, и в общих чертах будет понятно, что на нём происходит, это добавит снимаемому портрету разнообразия и антуража.

Управление глубиной резкости

Как вы знаете, глубина резкости напрямую зависит от значения диафрагмы. Однако существуют ещё два фактора, влияющих на ГРИП — расстояние до объекта съёмки и фокусное расстояние объектива.

Понимание того, как влияют эти факторы на изображение, и их грамотное комбинирование развязывает вам руки при создании композиции с нужной глубиной резкости.

Давайте рассмотрим три этих фактора в порядке их важности для изображения.

Диафрагма

Диафрагма — самый важный фактор, который мы можем изменять в широком диапазоне значений.

Как вы знаете, чем больше открыта диафрагма (меньше число f), тем меньше глубина резкости. И наоборот.

Максимальные значения диафрагмы зависят от вашего объектива. Фиксы позволяют открывать диафрагму до значений 2,0, 1,4 и даже 1,2. При таких значения попасть в резкость весьма не просто.

Использование крайних значений диафрагмы нежелательно, так как большинство объективов показывают свои наилучшие характеристики в примерном диапазоне F:8 — F:16. Поэтому, снимая на диафрагме F:1,4, будьте готовы не только к минимальной глубине резкости, но также к большим хроматическим абберациям и невысокой резкости.

На первое время советуем воспользоваться он-лайн калькулятором ГРИП.

Фокусное расстояние

На глубину резкости влияет и фокусное расстояние.

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости при прочих равных параметрах съёмки.

Например, условия съемки: диафрагма 8,0, расстояние до объекта съёмки 2 метра.

Фокусное расстояние 12 мм 24 мм 50 мм 85 мм 105 мм 200 мм
Глубина резкости 62 см — ∞ 314 см 51 см 17 см 11 см 3 см

Таким образом, если вам нужно размыть фон в кадре и при этом снимать на той же диафрагме, вы можете использовать более длиннофокусную оптику.

Расстояние до объекта

Расстояние до объекта съёмки так же влияет на глубину резкости, как и фокусное расстояние.

Чем ближе вы находитесь к объекту съёмки, тем меньше глубина резкости.

По этой самой причине, съёмка макрообъектов затрудняется минимальными значениями глубины резкости. Например, при фокусном расстоянии 60 мм, диафрагме f/22 и расстоянии до объекта 15 см глубина резкости составит всего 0,33 см, то есть 3,3 мм.

Расстояние от камеры до объекта измеряется от плоскости матрицы; для этой цели на большинство фотокамер нанесён специальный символ — перечёркнутая окружность, указывающий на плоскость матрицы или плёнки.

Например, условия съемки: диафрагма 8,0, фокусное расстояние 85 мм.

Расстояние 0,2 м 0,5 м 1 м 5 м 10 м 15 м
Глубина резкости 0,1 см 0,92 см 4 см 1,1 м 4,61 м 11,12 м

Гиперфокальное расстояние

Гиперфокальное расстояние также влияет на глубину резкости. Это самое короткое расстояние (до точки фокусировки) при котором бесконечность попадает в зону ГРИП. Если установить объектив на гиперфокальное расстояние, то глубина резкости будет от половины гиперфокального расстояния до бесконечности.

Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 24 мм и диафрагмой f/11 гиперфокальное расстояние составит 1,5 метра. При фокусировке на точку, расположенную на данном расстоянии, все объекты в пределах от 75 см до бесконечности будут находиться в фокусе.

Вывод

Используя эти знания, вы можете легко подбирать необходимое сочетание диафрагмы, фокусного расстояния и расстояния до объекта для реализации любых ваших задумок.
Для упрощения такого подбора на большинство дискретных объективов нанесена шкала глубины резкости, с помощью которой вы легко сможете подобрать необходимое сочетание параметров съёмки.

Например, если вы снимаете модель с расстояния 15 метров и хотите получить размытый фон, вам достаточно взять объектив с фокусным расстоянием 200 мм и открыть диафрагму до значения f/4,0. Глубина резкости при таких параметрах составит 89 см.

  • Хорошая и понятная статья. И девушка красивая))

  • Сергей Потийко

    Просто о сложном:-)

  • Denis Nikitin

    Отличная статья!

  • Olg95409143

    Спасибо,очень доходчиво объяснили.

  • Станислав Шляхтич

    Да, девушка очень красивая) приятно так улыбается

  • Elena

    Интересная статья, для меня оказалась очень полезной.

  • Константин

    Статья оказалась очень полезной для меня, как для новичка. Прямо читал и тут же пробовал на фотоаппарате. Оказывается, кое-что я неправильно понимал! Теперь все встало на свои места. Спасибо!

  • статья для меня лично оказалась полезной и интересной!

  • Serg Top

    отлично написано) мне понравилось)

  • Аркадий

    , но так же к большим хроматическим абберациям и не высокой резкости.
    надо писать “невысокой” 🙂 хорошая статья!!

  • All

    При условии сохранения одинакового размера девушки в кадре (пункт Фокусное расстояние) для широкоугольника или телевика ГРИП будет одинаковым. Т.е. фокусное расстояние в этом случае на ГРИП не влияет.
    Если мы делаем портрет (одинаковый размера девушки в кадре) то что телевик что широкоугольник дадут одинаковую ГРИП. Отличия будут только в ширине охвата фона, для телевика она будет небольшой (кусочек дерева) для широкоугольника – больше (все дерево). Но ГРИП будет ОДИНАКОВЫМ. Или я не прав?

    • Не совсем правы, есть случаи когда фокусное расстояние действительно не влияет, это происходит на небольших дистанциях фокусировки, приближая дистанцию фокусировки к гиперфокалу у теле-объективов действительно ГРИП будет меньше шириков

    • Karen Davidov

      Всё правильно, если взять 2 объектива с диафрагмой, например в 2, один со 100мм и сделать фото с 5м, а другой 50мм и фото с 2,5м, то глубина резкости у них будет одинакова

  • Александр Вахромеев

    Статья конечно не о чём новом не повествует, зато картинки супер))

  • за 2 минуты поняла что к чему….очень хорошо и доступно…а главное понятно выложен материал.Большое спасибо!

  • Айдар

    Такая резкость получается только с зеркалки, или у мыльниц тоже можно так сделать?

    • kara2013

      ГРИП больше у компактов. У зеркалок с большой матрицей он гораздо меньше,поэтому зеркальщики придумали модное словечко БОКЕ,пытаясь сим девством компенсировать отсутствие ГРИП.

  • Виталий

    “так как большинство объективов показывают свои наилучшие характеристики в примерном диапазоне F:8 — F:16” – как то не совсем верно.
    Наилучшие показатели объективов скорее от 5,6 до 11, далее в дело вступает пресловутый дифракционный предел и картинка начинает “мылится”.

    • Karen Davidov

      Даже и без дифракции, наилучшие характеристики находяться в диапазоне диафрагмы от 4 до 8.

  • veved

    +5 за статью:) яркая красивая девушка 🙂

  • algirdasm1953

    Статья очень полезная для начинающих. А вот насчёт портретных фото: я понимаю, что снимать портреты манекенов для рекламы с последующей ретушью лица на фотошопе предпочтительно. Но когда портретный снимок будет использоваться для личных целей, то, извините меня, но от таких фото меня начинает выворачивать. Это уже становится куклой, а не остаётся человеком.

  • Anton Zolotuhin

    С Гиперфокальным расстоянием я не все понял.((