Плёночная фотография. Среднеформатные камеры.

[adrotate banner="2"]

Продолжаем цикл статей о плёночной фотографии. В этой статье мы расскажем о выборе среднеформатной камеры.

120_cameras

Средний формат

Среднеформатные камеры 100 лет назад позиционировались как любительские, но к середине прошлого века формат 35 мм начал вытеснять их в профессиональную нишу. К концу ХХ века средний формат однозначно считался профессиональным. Объяснений этому несколько.

Во-первых, больший формат подразумевает увеличенные габариты и вес камеры. Прибавим сюда меньшую светосилу оптики для среднеформатных камер, что автоматически удлиняет выдержку, и получается, что снимать на широкую плёнку без штатива можно в ограниченных ситуациях. А носить с собой тяжёлый кофр, да ещё со штативом, ради банального снимка в семейный альбом согласится редкий фотолюбитель.

Во-вторых, до середины 80-х годов в полиграфии использовались преимущественно цветные слайды, снятые на широкую плёнку (качество узкого слайда тогда оставляло желать лучшего).

В-третьих, стоимость большинства среднеформатных камер сразу выводила их из разряда любительских (конечно, случались исключения типа Любителя или недоразумения а-ля Этюд стоимостью 7 р., но этот ширпотреб лишь укреплял позиции профессиональных камер).

Впрочем, появление современных лёгких среднеформатных камер опять изменило ситуацию. Фотолюбители вновь обратили свой взор на средний формат. И не случайно!

Среднеформатных камер на рынке существенно меньше, что облегчает задачу выбора, так как откровенный хлам в рядах среднего формата встречается редко. Сразу оговорюсь, что разговор будет о наиболее популярных камерах и конструкциях. Но давайте разберёмся с основыми типами среднеформатных камер. Их три:

  • Дальномерные
  • Двухобъективные зеркальные
  • Однообъективные зеркальные

Дальномерные среднеформатные камеры

bessa_III_677

В принципе, именно дальномерные среднеформатные камеры стали первыми массовыми фотокамерами. Правда, тогда они имели вид «раскладушек» с обязательным мехом от объектива до камеры. Конструкция эта и сегодня популярна, достаточно взглянуть на камеру Bessa III (при этом существует более привычная современному восприятию камера Bessa III W с жёстко встроенным объективом).

На что сегодня стоит обратить внимание, если вы твёрдо решили обзавестись плёночным дальномером среднего формата? Во-первых, определитесь с размером кадра. Придётся выбирать между 6×4,5, 6×6, 6×7 и 6×9 см.

Некоторые системные среднеформатные камеры изобилуют всяческими адаптерами и вкладышами, позволяющими уменьшать формат кадра, так что обладатель Mamya 7 может работать с тремя форматами (6×7/6×4,5/24×60), а вот, например, владелец камеры Bronica RF645 обречён на единственный формат 6×4,5.

mamiya7

Кадрирование и наводка на резкость в среднеформатной дальномерной камере производятся точно так же, как и в малом формате. Разве что видоискатель крупнее. Так что все плюсы и минусы (параллакс) дальномерного визира тут тоже присутствуют.

Основное преимущество среднеформатных дальномерных камер — компактность. Ни один другой тип среднеформатных камер не может похвастаться такими скромными габаритами и весом. А для съёмки вне студии это весомый аргумент!

bessa_III_top

Дальномерные среднеформатные камеры можно поделить на системные камеры со сменной оптикой (яркий представитель — Mamiya Press) и на компактные с несменным объективом, как правило, с дискретным фокусным расстоянием (стоит обратить внимание на весьма интересные модели различных форматов компании Fujifilm).

Плёночная фотография. Среднеформатные камеры.

fuji_6x4,5

Fujica GS645S. Цена на аналогичную модель Wide с объективом 45 мм f/5,6) в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 25 000 р.

bronica_RF645s2

Bronica RF 645 имела большой выбор аксессуаров. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Zenzanon RF 65 мм f/4,0 + бленда + 1 крышка + ремень в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 25 000 р.

Двухобъективные среднеформатные камеры

tslr-rolleiflex

Принцип двухобъективной зеркальной камеры прост — основной объектив проецирует изображение на плёнку, второй — через неподвижное зеркало на матовое стекло видоискателя, по которому и наводится резкость. Объективы сопряжены, и при наводке на резкость изображения в видоискателе устанавливается резкость и на основном, съёмочном объективе.

Cam_Finder

Схема устройства двухобъективной зеркалки и варианты визирования. Через шахтный видоискатель с лупой (слева), через рамку (в центре), через пентапризму (справа).

Тут законодателем стиля однозначно является компания Franke & Heidecke с камерой Rolleiflex. Созданная в 1928 году двухобъективная система живёт и по сей день. Автор являлся обладателем современного Rolleiflex 2.8 FX (80 мм) с пентапризмой: впечатления от работы с этой классической камерой остались самые положительные. Да и клиенты до сих пор при встрече искренне благодарят за сделанную для них работу.

В простейшей комплектации двухобъективная камера оснащена шахтным видоискателем с откидной лупой для точной фокусировки. Правда, изображение в таком видоискателе перевёрнуто, но к этому можно привыкнуть. Не нравится видеть сюжет перевёрнутым? Можно обзавестись пентапризмой. Не хочется тратиться на недешёвый аксессуар — визируйте через рамочный видоискатель. Правда, резкость придётся устанавливать по шкале расстояний.

Двухобъективные камеры, как правило, имеют несменные объективы. Так что желающему иметь телевик или широкоугольник придётся обзавестись двумя разными камерами. Правда, есть и исключения: камеры Mamya С330 позволяют менять оптические пары.

Удачные конструкции, как известно любят копировать. Поэтому на вторичном рынке выбор таких камер обширен.

yashica_cam

Компания Yashica выпустила немало двухобъективных зеркалок. Одна из удачных и вполне бюджетных — Yashica Mat-124 G. Цена на аналогичную модель в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 15 000 р.

mamiya_c330

Mamya C330. Подобную модель с объективом Mamya-Secor 80 мм f/2,8 можно найти в комиссионном отделе магазина photosale.ru за 10 000 р.

 

Зеркальные камеры

Asahi_Pentax_6x7

Pentax 6×7 с объективом Takumar SMC 105 мм f/2,4. Подобную модель без ручки в комиссионном отделе магазина photosale.ru можно приобрести за 18 000 р.

Среднеформатные однообъективные зеркальные камеры — суперпрофессионалы. Все достоинства малоформатных зеркалок присутствуют и здесь.

Можно выделить два типа среднеформатных зеркалок: со съёмными кассетами (задниками) и без.

Зеркалки без съёмных кассет по конструкции похожи на обычные зеркальные камеры, только существенно крупнее. Из особенностей конструкции стоит отметить съёмную пентапризму и шахтный видоискатель. Пожалуй, одназначно  лучшая камера этого типа — Pentax 67 (6х7). К ней выпускалась отличная оптика и хороший выбор аксессуаров. Благодаря дополнительной ручке держать эту совсем немаленькую камеру весьма удобно. Мне довелось работать этой камерой, и со свой стороны могу дать ей лучшие рекомендации.

Розовой мечтой советских фотографов был Pentacon Six TL (6×6), но в реальности приходилось довольствоваться монстром Киев 6С (6х6).

Pentacon-Six_Kiev_6c

Зеркальные камеры со съёмными кассетами показали себя куда более компактными и практичными. Особенность и невероятное удобство по тем временам — возможность быстро менять во время съёмки кассету: например, чтобы снять сюжет на плёнку другой чувствительности или сделать дубли на чёрно-белый и цветной негатив. Особенно удобно такими камерами делать предварительный полароидный снимок. Сегодня, конечно, это звучит забавно, но ещё 15 лет назад все эти операции были невероятно эффективны. Кстати, именно на камерах этого типа впервые появились съёмные цифровые задники. Так что отдельные модели (например, Contax 645 или многие модели Hasselblad) можно смело считать как плёночными, так и цифровыми.

Hasselblad_503

Классическая зеркальная камера со съёмными кассетами формата 6х6 — Hasselblad. Серия 503 выпускалась до 2013 года. К камерам этого типа выпускался широкий выбор аксессуаров, различные фокусировочные экраны и видоискатели, моторная приставка и, конечно, великолепная линейка оптики. Единственным недостатком можно назвать квадратный формат, но это, как известно, на любителя. К тому же можно ставить кассеты с размером кадра 6×4,5.

hasselblad_500_C-CM

Hasselblad 500 C/CM + Opton 100 мм f/3,5 + кассета A12 6х6 + лупа + бленда. Цена комплекта в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 35 000 р.

Hasselblad постигла участь Leica и Rolleiflex: удачная конструкция нещадно копировалась, благодаря чему на рынке немало интересных камер за меньшие деньги.

Обычно среднеформатная зеркалка в базовой комплектации шла с шахтным видоискателем. Различные пентапризмы с TTL-замером или без него продавались отдельно. Плёнка перематывалась вручную, но некоторые модели дооснащались моторным приводом. Среди прочих стоит отметить камеры Zenza Bronica, к которым выспускались удобные рукоятки с курковым взводом.

viewfinder_betrsi

Для среднеформатных зеркалок производитель обычно старался выпустить разные виды пентапризм и видоскателей, чтобы удовлетворить различные запросы фотографов. Например, у владельцев Bronica ETRSi был выбор из пяти вариантов.

Размеры кадра среднеформатных зеркалок от 6×4,5 до 6×8. Как правило, для больших форматов бывали кассеты и меньших размеров. Есть даже кассеты под узкую плёнку с размером кадра 24×36 мм и для съёмки панорам.

film_back_betrsi

Сменные кассеты для среднеформатных зеркалок позволяли владельцу менять формат и даже тип плёнки. Например, с Bronica ETRSi можно было снимать на широкую плёнку (6×4,5) или на узкую в двух вариантах (24×36 и 24×60).

Полиграфия второй трети прошлого века требовала слайды максимального размера. Так появился формат 6х7, который надолго прописался в студиях профессионалов. Почему 6х7? Всё просто — такой формат лучше подходит к пропорциям стандартной заграничной журнальной полосы, чем квадратный 6×6 или вытянутый 6×9.

Яркие представители формата 6х7 — камеры Mamya RB и RZ. Кстати, для этих камер есть кассеты с форматом кадра 6х8. Кассеты камер RB и RZ можно поворачивать на 90° — очень удобно, когда необходимо поменять вертикальный формат на горизонтальный, не поворачивая камеру. Среднеформатная зеркалка на студийном штативе — это вам не мыльница, которую можно повернуть одной рукой!

mamiya RZ67 Pro II

Mamya RZ67 Pro. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Mamiya-Sekor 110 мм f/2,8 + кассета 120 + мотор в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 22 000 р.

Стоит морально подготовиться к тому, что работа с зеркальной Mamya 6×7 требует особого стиля и не терпит суеты. Всё должно быть основательно. На RB за взвод затвора и перемотку плёнки отвечают два отдельных рычага. Кадрирование, наводка на резкость, управление экспозицией — всё совсем не так, как с какой-нибудь малоформатной зеркалкой. Конечно, с зеркальной Mamya можно снимать и на пленэре, но всё с той же основательностью, подтверждением которой служит мощный хлопок огромного зеркала, во время срабатывания затвора.

С повышением качества плёнки (в особенности цветного слайда) всё большую популярность обретали облегчённые среднеформатные зеркалки форматом 6х4,5. Mamya 645, Bronica ETR-Si, Pentax 645 и, наконец, пожалуй, лучшая камера этого формата Contax 645.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Contax 645. Лебединая песня бренда. Универсальная автофокусная камера с моторной протяжкой плёнки; позволяла и снимать на плёнку, и ставить цифровой задник. Отменная оптика Carl Zeiss выделяла её среди конкурентов формата 6×4,5. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Planar 80 мм f/2,0, кассетой MFB-1 и пентапризмой в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 70 000 р.

По сравнению с тяжеловесами 6×7 они невероятно компактны и оперативны: ради этого отдельные модели (Pentax 645) лишались громоздких съёмных кассет, и со временем на них даже появился автофокус. Малыши среднего формата по габаритам ненамного превосходили топовые малоформатные зеркалки, но качество снимков было существенно выше. Формат 6х×4,5 заслуженно пользовался успехом как в студии, так и на природе.

SONY DSC

Mamya 645 PRP TL. Бюджетный вариант. Камеру можно было собирать как конструктор, докупая нужные опции: мотор, пентапризму… В результате вы становились обладателем неплохой компактной среднеформатной камеры. Цена на аналогичную модель в комплекте с кассетой и пентапризмой в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 15 625 р.

В заключение хочется дать важный совет по покупке плёночной камеры на вторичном рынке, будь то комиссионный магазин или покупка с рук.

Ни в коем случае не рекомендую покупать камеру через Интернет заочно (если только вы не приобретаете её для своей коллекции). Если вам нужна рабочая камера, обязательно нужно подержать её в руках, проверить работу всех механизмов, а в идеале — отснять тестовую плёнку, чтобы проверить работу затвора и  оптики. То же можно сказать и про приобретение объективов.

И пусть вас не вводит в заблуждение отличный внешний вид камеры или объектива. Иногда изрядно потёртая камера — куда более надёжный партнёр на съёмке, чем идеальная с виду коробка. Обратите внимание на работу затвора (самое уязвимое место плёночных камер), да и оптика может нуждаться в юстировке.

В любом случае, в приличном комиссионном магазине вы можете расчитывать на профессиональный совет и техническую поддержку.

Как видите, выбор плёночной камеры — непростая задача. Оставляем вас ненадолго, чтобы вы могли обдумать, какая плёночная камера — ваша. Следующая статья будет посвящена собственно самой плёнке. Разберёмся, какой материал лучше подходит для съёмки ваших аналоговых шедевров.

Продолжение следует..

Предыдущая статьяПлёночная фотография. Основные виды фотоплёнки.
Следующая статьяПлёночная фотография. Практика съёмки на плёнку 35 мм.
Дмитрий Новокрещенов. Художник по образованию. Профессиональный фотограф c 1989 года. 1995-2001 г.г. Член Гильдии Рекламных Фотографов, 6 персональных фотовыставок. Среди клиентов такие компании и фирмы как: Ford, Philips, Johnson & Johnson, Solomon, Phillip Morris, DHL, Reebok, ABB, «Содис», «Альфа-Банк», Parex bank, «Инкомбанк» ... Среди журналов: ELLE, Premiere, Parents, Playboy, «Автопилот», «Караван историй», OOPS!!!, «ОНА», «Вояж», «Медведь», «Домовой», «Вертикальный мир»... Рекламные агентства: Yong & Rubicam, Maxima, Agey Tomesh и другие. 1996-1999 г.г. Фоторедактор и фотограф журнала «Автопилот» 2003-2006 г.г. Главный художник и автор журнала «Фотомагазин» 2005-2007 г.г. Член жюри ежегодного фестиваля рекламной фотографии «Мастер» 2006-2008 г.г. Создатель и главный редактор журнала ФотоTRAVEL 2010-2012 г.г. Работа над созданием портала photo.ru В настоящий момент работает над запуском нового издания для фотопутешественников.