FLM — тест штатива в путешествии

[adrotate banner="2"]

FLM — это молодая амбициозная компания, созданная в 1993 году как семейный бизнес. Компания поставила себе цель создать шаровую головку на новом качественном уровне. Прошло двадцать лет, и компания, зарекомендовавшая себя среди европейских фотографов, пришла в Россию с продукцией «Сделано в Германии».

Девиз компании FLM — «В любой ситуации все под контролем», вот мы и попросили нашего хорошего товарища Эдуарда Крафта проверить это громкое заявление и поделиться с нашими читателями своим профессиональным мнением о продукции FLM.

Эдуард Крафт.

Впервые со штативом FLM я познакомился на стенде компании Фотофрейм на Фотофоруме-2013. И уже через несколько дней, вместе с набором (штатив FLM СP 26-S3S и головой FLM CB 38FTR) мы с группой отправились в Фототур на Канарские острова. Проверка на прочность в такой поездке — это лучший способ выявить все плюсы и минусы штатива.

flm_11

15 дней мы ежедневно снимали в самых разных условиях: берег океана, высокие горы, застывшая лава вулкана, мелкий золотой песок и многое другое. И если фотокамер с собой было три штуки, то штатив отрабатывал один на всех и благополучно вернулся в Москву.

Конструкция

Модульная конструкция позволяет фотографу выбрать такой набор, который нужен именно ему. Выбрать можно не только отдельно ноги и голову; можно также заменить некоторые узлы. Например, мне не очень понравился замок, закрепляющий площадку.

flm_03

Не то, чтобы он был неудобный — скорее непривычный. На всех моих штативных головках я использовал самый простой, классических зажим, и в первые дни я просто привыкал к специфичному креплению. Но если вы не захотите привыкать к новому варианту зажима — вы можете просто заменить его на привычный, который можно купить отдельно. И единственный недостаток штатива, который я выявил, можно вычеркнуть.

flm_04

Большой плюс в том, что немецкие штативы FLM имеют стандартную площадку Arca, а у меня их как раз несколько штук. И, чтобы не накручивать на разные камеры площадки, я просто один раз прикрутил площадки на каждую и не терял время на съёмках.

Качество сборки

Тут штатив оказался на высоте! Несмотря на лёгкий вес самого штатива (ноги весят всего 1,2 кг) — штатив очень крепкий и устойчивый. Карбоновые штативы давно уже популярны у фотографов.

Механизмы выдвижения сделаны тоже с немецким качеством — легко: одной рукой вы ослабляете зажим и одним движением вытягиваете ноги штатива в рабочее положение. Сборка-разборка занимает очень короткое время! А это важно, особенно в таких путешествиях.

flm_07

Проезжая у подножия вулкана Тейде, мы, словно охотники, гонялись за облаками, накрывающими лес и соседние макушки гор. И во время остановки на съемочной площадке дорога была каждая секунда, так как картинка менялась буквально на глазах. Вот тут-то и оценишь такой параметр, как подготовка штатива к съёмке на время!

Практика съёмки

flm_10

Следующее испытание — это съёмка в сложных условиях. Пыль и песок для оборудования являются самой страшной разрушительной силой. Если есть большие зазоры или неправильно подогнанные механизмы, если уплотнители в штативных ногах недостаточно прочны, ваш инструмент заскрипит и, возможно, вскоре появятся ещё большие неприятности. Наш штатив прошёл все испытания. После съёмок в горах и на лунных пейзажах у подножия вулкана штатив аккуратно протирался влажной тряпкой и работал дальше. В случае со съёмкой на мелком песке по возвращении в отель я без труда разобрал нижние части штативных ног, протёр их и снова собрал. Это тоже удобно! Например, мой старый штатив на клипсах так просто не разобрать. И после подобных съёмок он ещё долго поскрипывает, напоминая о приключениях.
Вот из таких мелочей и складывается общее впечатление.

flm_13

Втрое испытание на прочность — съемка на берегу океана. Мы снимали буквально в 2—3 шагах от воды, и, когда волны поднимались сильнее, штатив накрывало водой по пояс. Каменистый берег преподнёс свои трудности: попробуйте поставить штатив на огромных скользких валунах! Тут спасали шипы, которые легко можно выпустить на поверхность с помощью резиновой муфты. Это удобно и быстро. Причём на двух ногах я оставил для устойчивости резиновые наконечники, а передняя штанга с металлическим шипом упиралась в поверхность между камнями, где была мелкая галька вперемешку с песком. Штатив стоял твёрдо и уверенно — нет ни одного кадра со смазом по вине штатива!

flm_05

Съёмка в горах — это отдельная тема. На съёмках я часто использовал угловую площадку для съёмки панорам, а также оценил её преимущество в том, что камеру быстро можно установить из горизонтального в вертикальное положение. Гораздо быстрее, чем расслаблять голову и наклонять систему в сторону. Приходится заново перекадрировать сюжет, выставлять горизонт и т.д. В случае с L-брэкетом это в разы проще и быстрее.

Panorama_F2web

О съёмке панорам стоит сказать ещё несколько слов. В голове, которая была на штативе (FLM CB 38FTR) есть очень удобная функция. Можно настроить штатив так, что при каждом осевом повороте камеры будет слышен щелчок через каждые 15 градусов. Например, при съёмке панорамы из вертикальных кадров на фокусном расстоянии 50 мм у меня получилось идеальное перекрытие сцены для последующей склейки аж из 7 кадров! Продолжая тему о горных походах — вот где вес имеет значение!!! У вас за спиной рюкзак с оборудованием и мягкий кофр со штативом. Как бы тщательно вы ни убирали всё лишнее из рюкзака, штатив есть штатив. Вы его либо взяли, либо оставили из-за веса. У каждого фотографа своя специфика и свои приёмы съёмки.

flm_08

Я всегда ношу с собой штатив, потому что часто снимаю на длинных выдержках, использую градиентные и серые фильтры и не снимаю с рук даже на приемлемых, казалось бы, для этого выдержках. Почему? Ответ простой — мне очень жаль увидеть уже дома кадр, который из-за шевелёнки пойдет в корзину! Не тот случай. Возможно то, что я снял, не повторится никогда, возможно, даже если я вернусь туда снова, мне не повезет застать именно такое зрелище. За целый день фотограф устаёт и от путешествия, и от веса, и даже на 1/60 руки не удержат камеру для идеальной резкой проработки. Второе — при очень сложных сценах мы можем снять сцену с брекетингом и при обработке фотографий вытащить проваленные детали.

Но сегодня речь не о пользе штатива — речь о конкретной модели.

Итоги

В целом мне штатив понравился. А теперь подведём итог.

Плюсы:

  • Качество — надёжность сборки чувствуется (сделано в Германии)
  • Устойчивость — это главное при выборе штатива
  • Невысокая цена. Штатив не такой дешёвый, как модели из Китая, но в сравнении с известными брендами его цена очень демократична
  • Вес
  • Удобство и быстрота сборки штатива в рабочее положение

Минусы:

  • Не очень удобный зажим площадки

Но как выяснилось, я мог его заменить. Второй вариант зажимного механизма даже был у меня с собой!

P.S. Для тех, кто решит покупать

Советую перед покупкой посетить магазин Фотофрейм и посмотреть варианты комплектации. Например, для себя я решил взять чуть более простую голову и прямо на месте заменить зажимной механизм площадки. Хотя, возможно, для вас окажется наоборот удобнее та, что идёт в комплекте. Ещё важно примерить штатив для своего роста. В некоторых ситуациях удобно использовать штатив так, чтобы не наклоняться. Ну и тактильные ощущения тоже важны. Подержать штатив, попробовать самостоятельно разобрать и собрать, покрутить вместе с камерой все механизмы управления движением шаровой головки и т.д.

flm_06

Хороший штатив — это ваш лучший помощник в любой ситуации. И во многих ситуациях от его качества будет зависеть качество ваших фотографий!

Удачных вам путешествий и красивых работ.
Эдуард Крафт.

Официальный сайт фотографа: http://eduardkraft.com

Официальный сайт производителя: flm-gmbh.ru