Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS: тест-обзор

[adrotate banner="2"]

Сегодня мы с удовольствием докладываем вам результаты наших упражнений с новейшим объективом от растущего южнокорейского оптического гиганта Samyang, а именно Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS — прямолинейный сверхширокоугольный объектив, сконструированный для кропнутых зеркалок. Производитель утверждает, что в этом объективе на сегодня воплотились едва ли не все возможные в объективостроении достижения науки и техники и в фирменной линейке он является самым совершенным. Вот мы и решили проверить, насколько он хорош, применив его в самых разнообразных условиях.

На испытания к нам прибыл объектив с байонетом Nikon F, и камеру мы взяли для его испытаний добротную, которая поможет нам извлечь из него максимум возможного — Nikon D7100.

Конструктив

Samyang 10-28 2s

Сверхширокоугольность для зеркалок, пусть и кропнутых, не предполагает особой компактности: при фокусном расстоянии всего один сантиметр длина объектива (от плоскости байонета) превышает все десять сантиметров, а диаметр в самой широкой передней части достигает почти девяти. Да и весит объектив добрых 580 граммов; впрочем, тут играют роль два обстоятельства: во-первых, 14 линз, причём передние — реально огромные; а во вторых, оправа объектива — металлическая, из алюминиевого сплава. Как говорится, берёшь в руки — маешь вещь.

Отличная обработка и подгонка всех деталей, плавное вращение фокусировочного кольца и чёткие позиции кольца диафрагмирования, отделённого от шкалы ГРИП тонким дизайнерским кольцом сочного красно-оранжевого цвета — такой объектив приятно поставить на хорошую камеру. Здоровенная передняя линза хотя и является довольно сильно выпуклой, но защищается интегрированной в конструкцию блендой-«тюльпаном». Разумное решение, особенно если учесть практическую невозможность использования с таким объективом фильтров, как минимум спереди. Плюс лепестки бленды не позволяют ни крышке, ни поверхности, на которую ставишь объектив хвостом вверх, касаться передней линзы. Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS: тест-обзор

Объектив неавтофокусный, но «электрифицированный»: на камерах, предполагающих установку диафрагмы с корпуса камеры (включая и D7100, с которым мы работали), электронное управление отлично работает, причём если кольцом диафрагма устанавливается с точностью до 1/2 ступени, крутилка на камере может ставить её в полном соответствии с настройками камеры, то есть и  до 1/3. Отсутствие автофокуса для такого объектива большой проблемой не является: глубина резкости гигантская, фокусировка нужна фактически только в тех случаях, когда на очень сильно переднем плане появляется какой-то важный объект. А так даже забавно наблюдать индикатор точного фокуса, продолжающий гореть в видоискателе на протяжении чуть ли не половины хода фокусировочного кольца.

Из имеющихся в конструкции 14 линз две имеют асферическую поверхность, причём изготавливаются по-взрослому, полировкой стекла. В многочленном названии объектива их наличие закодировано буквами AS. Буквы ED — свидетельство наличия линзы из стекла с пониженной дисперсией (она, как следует из схемы, установлена на ближайшей к матрице позиции).

В механизме диафрагмы всего шесть лепестков, однако они вырезаны по такому хитрому лекалу, что практически на любом значении образуют практически идеально ровный круг.

Характеристики объектива Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS

samyang-10mm-F28-spec_img_01

Назначение Сверхширокоугольный прямолинейный
Экв. фокусное расстояние (35 мм) 15 мм для APS-C (16 мм для Canon) 20 мм для 4/3
Оптическая конструкция, линз/групп 14/9
Угол поля зрения (по диагонали) 109,5° для APS-C (105,9° для Canon) 93,4° для 4/3
Мин. дистанция фокусировки 0,24 м
Мин. диафрагма 22
Диаметр фильтров Использование не предусмотрено
Длина × диаметр 103,6 (для Nikon) × 87 мм
Вес 580 г (для Nikon; до 625 г)
Прочее Встроенная бленда-«тюльпан»
Байонеты
  • Canon EFS
  • Nikon F (AE)
  • Pentax K
  • Samsung NX
  • 4/3
  • Sony α
  • Canon M
  • Fujifilm X
  • Sony E (NEX)
  • Микро 4/3

Рекомендованная цена в России: 20 240 р. для Nikon, для остальных 18 620 рублей.

Практика съёмки

Главная особенность, которую нужно учитывать при съёмке этим, как, впрочем, и любым другим сверхширокоугольным объективом, — его прямолинейность обеспечивается только при строго горизонтальном направлении оптической оси. Стоит поднять объектив, как в кадре тут же образуются сильные завалы-развалы, которые, конечно, иной раз могут и добавить картинке живописности. Стоит объектив опустить — и в кадр немедленно попадут ноги фотографа; почти 110 градусов поля зрения — не шутка.

D71_5476Nikon D7100; Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS; 1/200 с; f/10; ISO 200.

D71_5457Огромное поле зрения позволяет снимать архитектуру прямо, без завалов, с малой дистанции, а высокое разрешение камеры позволяет спокойно отрезать от кадра лишнее (как правило, снизу) при постобработке.
Nikon D7100; Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS; 1/250 с; f/11; ISO 200.

Наводка на резкость — дело также непростое. При визировании через видоискатель помогает индикатор точного фокуса, подсказывающий, в какую сторону нужно довернуть фокусировочное кольцо, и загорающийся кружочком, когда камера считает фокус точным. Вот только, как уже сказано, идеально точного положения фокусировочного кольца индикатор вам не подскажет: кольцо крутишь, крутишь, а кружочек так и горит. Это не вызывает удивления, если учесть гигантскую глубину резкости.

D71_5492Nikon D7100; Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS; 1/400 с; f/10; ISO 200.

На шкале дистанций после символа бесконечности первое обозначение — 1 м. Для пейзажей (как природных, так и городских) вполне достаточно отвернуть кольцо примерно на полсантиметра от крайнего, «бесконечного» положения (тем самым поставив его на шиперфокальное расстояние), и просто больше его не трогать; с фокусом всё будет в порядке. Особенно если прикрыть диафрагму где-то до f/5,6.

D71_5692Nikon D7100; Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS; 1/500 с; f/5,6; ISO 200.

Серьёзные упражнения с фокусировочным кольцом имеют смысл лишь в тех случаях, когда ближайший объект оказывается не просто на переднем плане, а на расстоянии от 24 сантиметров до метра. Что вряд ли будет часто встречаться в вашей практике, если только вы не специализируетесь, например, в портретах-шаржах, эксплуатируя известные особенности сверхширокоугольной оптики.

1200_D71_5810Снимая с угла, вы превращаете архитектурный объект в этакий центр пространства, окружённый расходящимися в разные стороны путями-дорогами.
Nikon D7100; Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS; 1/80 с; f/4; ISO 100. Фото: В. Самарин

Наши советы по съёмке сверхширокоугольной оптикой:

  • Если приходится снимать архитектуру с близкого расстояния, снимайте вертикальные кадры, держа камеру ровно, чтобы оптическая ось объектива была параллельна земле.  Так вы уже на стадии съёмки победите завалы-развалы, а лишнее снизу (и с боков) отрежете на компьютере; по нынешним временам оставшихся мегапикселей вполне хватит, чтобы кадр остался суперским
  • Если приходится опускать камеру — следите за своими ногами: элементы фотографа, как правило, портят кадр!
  • На перекрёстках снимайте здания с углов; другая оптика не даст вам так впечатляюще показать разбегающиеся дороги (улицы, тротураы и т.п.).
  • Войдите в улочку, чтобы стены были вокруг вас: ощущение присутствия на фото возрастет на порядок.
  • Чтобы помочь софту сшить составную панораму, следите за горизонтальностью оптической оси и щедро нахлёстывайте кадры друг на друга, не менее чем на треть поля.

Оптические свойства объектива

Разумеется, желательно избегать попадания солнца в кадр или боковой засветки объектива — если только результирующие эффекты не входят в ваши творческие планы. Встроенная бленда — отличная вещь, но при угле почти 110 градусов избежать контровой или боковой засветки получается не всегда. Этот объектив стал первым в ассортименте Samyang, на котором производитель применил новое просветление NCS (Nano Coating System — нанотехнологическая, что бы это ни значило, система просветления). И оно работу свою выполняет на твёрдую пятёрку.

D71_5504Наличие солнца в кадре нежелательно и, конечно, даёт артефакты; но в то же время и не смертельно: артефакты, как видите, не портят всю картинку и даже могут иногда расцениваться как элемент, оживляющий картинку.
Nikon D7100; Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS; 1/640 с; f/10; ISO 200.

Даже при попадании открытого солнца в кадр катастрофы не происходит. Отличное чернение внутренних поверхностей объектива и великолепное просветление всё равно нарисуют достаточно качественную картинку. Разве что пара-тройка диафрагменных «зайчиков» нарисуют угол, под которым солнце заглядывало в объектив. Если очень постараться, можно добиться и небольшой по площади цветной вуали, но, повторю, это нужно реально стараться испортить кадр.

Резкость

Объектив рисует отличное по резкости и вполне контрастное изображение. А вот последние две дырки, f/16 и f/22, дают несколько замыленную картинку. Но тут следует учитывать, что объектив работает в тандеме с камерой, а для существующих мультимегапиксельных систем сильное зажатие диафрагмы переходит за так называемый дифракционный предел, кружок Эри расползается по матрице на несколько пикселей, и резкость понемногу уходит. По правде говоря, кружок Эри начинает своё движение уже на подходе f/8: всё-таки у нас 24 мегапиксела на кропнутом кадре. Но до f/11 в большинстве случаев это или некритично, или с этим можно мириться. Но предельного диафрагмирования желательно избегать: чудес, увы, не бывает.

1200_D71_5935При попадании в фокус резкость картинки отличная: посмотрите, к примеру, на рельеф краски на потолке и трубу отопления.
Nikon D7100; Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS; 1/30 с; f/5,6; ISO 3200. Фото: В.Самарин.

 

Виньетирование

При полностью открытой диафрагме виньетирование по углам кадра вполне заметно. Однако диафрагмирование быстро выравнивает яркость по полю кадра.

D71_5771Nikon D7100; Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS; 1/500 с; f/5; ISO 100.

Фактически, уже при f/5 (напомню, что мы испытывали объектив с камерой Nikon D7100 и пользовались возможностью выбора диафрагмы с точностью до 1/3 ступени).

Хроматические аберрации

Отличная оптическая конструкция и применение спецсредств вроде линзы из стекла с пониженной дисперсией почти победили это неприятное явление. Совсем устранить её может только программная обработка файлов, но и так она незначительна.

D71_5609Стоит поднять камеру вверх, как объектив начинает творить геометрическо-перспективные чудеса.
Внизу — 100%-й кроп этого кадра, наглядно демонстрирующий остаточные явления чуть-чуть недобитых хроматических аберраций.
Nikon D7100; Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS; 1/30 с; f/2,8; ISO 500.

5609_crop

 

 

Дисторсия

Сколь бы ни изощрялись конструкторы, победить дисторсию в столь специфической оптике, видимо, в принципе невозможно. Она есть, и при съёмке геометрически правильных объектов заметен её бочкообразный характер.

D71_5603По этой фотографии вы вполне и сами заметите лёгкую бочкообразную дисторсию. Как и то, что на неё в принципе можно не обращать внимания.
Nikon D7100; Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS; 1/50 с; f/3,5; ISO 200

Однако она невелика и никоим образом не портит «прямолинейность» объектива. Стоит ли говорить, что в природном пейзаже она и вовсе будет незаметной? Нашим ведущим фотографом на испытаниях объектива был уже знакомый читателям Дмитрий Мухин. Ему слово:

Отличный суперширик. Это не первый объектив от Samyang, который проходит через мои руки: я уже снимал и тилт-шифтом, и фиш-аем, и другими. Радует, что от модели к модели общее качество продукции ощутимо растёт. Радует, что при этом сохраняется заметное преимущество в цене: «родные» полнокадровые аналоги, то есть объективы с фокусным расстоянием около 15 мм, стоят в два-три раза дороже, а это уже имеет значение, особенно если аппаратуру за свой счёт покупаешь. Для меня, как специалиста в архитектурной и индустриальной фотографии, главное — точный фокус. Я привык полагаться на автофокусировку, и её отсутствие является для меня источником дискомфорта; хорошо, что у Никона в видоискателе есть помощник, без него было бы худо. Ведь огромная глубина резкости — это, конечно, хорошо, но пресловутая «звенящая резкость» всё-таки получается только тогда, когда ты точно навёлся на нужный объект. Потому что в случае промаха при попиксельном рассмотрении всё окажется равномерно нерезким. И ещё я заметил небольшую «бочку», но она без проблем мгновенно исправляется в конвертере —  если вдруг обнаруживается необходимость её исправления. А в общем — очень интересный объектив, крайне полезный и необычный. Если обычно избалованный зумом фотограф крутит колесо зумирования, не сходя с места, или в крайнем случае делает несоклько шагов назад, чтобы в кадр вошло всё задуманное, с этим дискретником ситуация не такая; скорее всего, вам придётся подойти поближе, и ещё, ещё ближе, чтобы плотно заполнить кадр.

D71_5485Огромный по высоте сюжет, а дистанция съёмки не более пяти метров; почти 110 градусов поля зрения — большая сила, которой нужно грамотно пользоваться.  Чем ниже ракурс, тем большая высота входит в кадр!
Nikon D7100; Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS; 1/400 с; f/10; ISO 200

D71_5658Огромный угол съёмки позволяет экспериментировать с сюжетами, превращая, например, старую крышу в загадочный киндзадзинский пейзаж.
Nikon D7100; Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS; 1/320 с; f/9; ISO 200.

1200_D71_5920
Стоит поднять камеру вверх, как геометрия пространства начинает заметно искажаться; картинка разительно отличается от стереоизображения, воспринимаемого человеческим глазом с нормальным фокусным расстоянием.
Nikon D7100; Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS; 1/80 с; f/5,6; ISO 100.

Итоги

Плюсы:

  • Доступная цена для оптики такого класса
  • Отличная резкость на диафрагмах до f/11
  • Пренебрежимо малые хроматические аберрации
  • Автоматическая установка диафрагмы для ф/а Nikon
  • Огромная глубина резкости (позволяет снимать без подфокусировки)
  • Отличный конструктив

Минусы:

  • Только ручная фокусировка
  • Заметное виньетирование на открытой диафрагме
  • Огромная глубина резкости (не шутка: она диалектически не всегда является плюсом)

Вывод редакции:

Испытанный нами объектив, конечно, не будешь использовать как универсальный, на все случаи жизни. Однако в путешествии он неоценим. Хотя даже и с его помощью объять необъятное у вас не получится, без малого 110 градусов поля зрения втиснут в кадр огромное пространство. С ним чувствуешь себя уверенно и на узкой улочке средневекового города, и на природных просторах. Да и в тесной комнате он проявит себя отлично. А когда вы отвыкнете от рефлекторной «задержки на автофокус», ещё и обнаружите, что снимать им можно даже быстрее, чем автофокусной оптикой. Главное — научиться видеть картинку, которую нужно снять прямым сверхширокоугольником. В общем, компания Samyang выпустила ещё один удачный и интересный объектив для ценителей широкого угла.

Все фото: © Дмитрий Мухин (если не указано иного).

Кликнув на эту ссылку, вы окажетесь на страничке объектива Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS на официальном русском сайте производителя.

Предыдущая статьяТеперь и Leica. Leica T
Следующая статьяФотостудия для предметной фотографии с постоянным светом от Metz.
Родился в Москве в 1970 году. После службы в армии поступил, и в 1995 году окончил МГУ (ИСАА) с красным дипломом. В 1993 году участвовал в создании первого "неофициального" российского фотографического журнала "Фотомагазин", в котором работал заместителем главного редактора до конца 2005 года. В 2006 году стал главным редактором лицензионного русского издания международного журнала о фотографии "Zoom", одновременно редактировал журнал фотографических путешествий "ФотоTravel". Был главным редактором онлайн-проекта Fototips.ru с 2012 по январь 2016 года.