Sony RX100 IV — тест от профессионального фотографа Дмитрия Мухина

[adrotate banner="2"]

В этой статье я максимально полно опишу свои впечатления от общения с новой компактной камерой Sony RX100 IV и подробно расскажу о том, с какой целью профессиональный фотограф мог бы её использовать.

rx100_IV_34

Практически любому профессиональному фотографу необходима камера, которую можно определить как вторую или как камеру для повседневного ношения. И к ней, как правило, фотограф предъявит следующие требования: максимально возможное разрешение сенсора, удобный интерфейс, предельно малый вес и высококачественная светосильная оптика.

Большое разрешение необходимо, так как никогда не знаешь, как сможешь впоследствии использовать фотографии, да и привык профессионал работать с фотографиями большого разрешения.

Удобство использования необходимо, чтобы не отвлекаться в процессе съёмки на установку режимов экспозиции и поиск в меню необходимых настроек.

Минимальный вес, так как камера либо всегда носится с собой, либо как вторая дополняет необходимый профессиональный комплект, имеющий внушительный вес.

Качественная оптика, так как привыкший к светосильным и резким объективам фотограф будет требовать подобных характеристик и от компактной камеры. Как правило, его не устроят объективы с диафрагмой f 3,5 — f 5,6.

Поэтому искушенному профессионалу или продвинутому любителю фотографии выбрать вторую камеру зачастую сложнее, чем основную рабочую.

Не буду скрывать, что и я нахожусь в постоянном поиске удобной для меня компактной камеры, поэтому с радостью согласился провести тест Sony RX100 IV, так как камера, по описанию, вполне отвечает моим требованиям к компакту.

У камеры сенсор 20 Мп, зум-объектив 24-70, на широком угле диафрагма f/1,8, на длинном — f/2,8. Полный набор программ, но самое главное, с точки зрения профессионала, — это возможность перевода камеры в полностью ручной режим (выдержка, диафрагма, фокусировка, значения ISO) и возможность камеры снимать в формате RAW. Вот эти возможности я и буду тестировать, используя камеру Sony RX100 IV как единственную и основную в своей поездке за границу.

Когда на съёмках вы много перемещаетесь, главное — чтобы камера не занимала много места и по возможности всегда была готова к съёмке. Интересные события, с точки зрения фотографа, происходят постоянно. Камера Sony RX100 IV — это действительно камера карманной носки, и ей не нужен отдельный футляр или кофр. Лежит себе в кармане, тяжестью не обременяет, а в нужный момент всегда под рукой.

Съёмка в условиях малой освещённости

В Риме целый день был дождь, но я, выйдя вечером из кафе, оказался на улице возле байк-бара. Красивое сборище разноцветных мокрых мотоциклов. Одним движением достаю камеру из кармана, режим приоритета выдержки и ISO Auto установлены заранее, и в результате — прекрасный кадр ночной улицы и стройных рядов разноцветных байков.

rx100_IV_01Режим S (приоритет выдержки), 1/40 с, f/1,8, 500 ISO, фокусное расстояние 24 мм (эквивалентное).

В условиях недостаточной освещённости, при съёмке с рук камера выдаёт весьма достойные результаты. Это говорит о том, что совместная работа процессора, чувствительной матрицы и встроенного стабилизатора хорошо отлажена.

rx100_IV_17Режим S (приоритет выдержки), 1/13 с, f/1,5, 320 ISO, фокусное расстояние 28 мм (эквивалентное).

rx100_IV_16Режим М (мануальный), 1/40 с, f/3,5, 800 ISO, фокусное расстояние 35 мм (эквивалентное).

При фотосъёмке фонтана я воспользовался штативом, так как установил длительную выдержку при минимальном значении ISO, чтобы проверить умение компактной камеры выполнять функции профессиональной и получить картинку максимально возможного качества в сложных условиях освещения. А также я закрыл диафрагму до значения f 8 для получения большой глубины резкости.

rx100_IV_07Режим М (мануальный), 1,6 с, f/8, 100 ISO, фокусное расстояние 37 мм (эквивалентное).

Результат теста меня порадовал, и я с удовольствием и даже с азартом приступил к дальнейшим испытаниям.

Съёмка на открытых диафрагмах

Камера Sony RX100 IV оснащена объективом ZEISS Vario-Sonnar T* с высокой светосилой — f/1,8–2,8, и есть возможность съёмки сюжетов с небольшой глубиной резкости. Понятно, что при размере матрицы 1” картинка не совсем такая, как на полноформатной матрице 35 мм. Однако интересно проверить собственноручно, какая же она.

rx100_IV_02Режим S (приоритет выдержки), 1/125 с, f/2,8, 250 ISO, фокусное расстояние 65 мм (эквивалентное).

rx100_IV_14Режим А (приоритет диафрагмы), 1/100 с, f/2,8, 125 ISO, фокусное расстояние 70 мм (эквивалентное).

rx100_IV_15Режим А (приоритет диафрагмы), 1/80 с, f/2,8, 400 ISO, фокусное расстояние 70 мм (эквивалентное).

Ещё раз убеждаюсь, что светосилы много не бывает. Выяснилось, что фон действительно размывается и это позволяет сконцентрировать внимание зрителя в определённой точке кадра.

Съёмка там, где снимать запрещено

Одним из неоспоримых преимуществ камеры является её компактность. Простите за повторение, компактность и ещё раз компактность. Именно это явилось причиной того, что мне удалось фотографировать там, где фотографировать запрещено. Вход во внутреннюю часть базилики в монастыре Монсеррат украшен прекрасными барельефами. Окружающим меня туристам, пытающимся сделать кадры с помощью зеркальных камер, служители делали постоянные замечания и всячески препятствовали фотосъёмке. Туристов, снимающих на телефоны, они принципиально не замечали и к компактным фотоаппаратам относились так же.

rx100_IV_05Режим А (приоритет диафрагмы), 1/100 с, f/1,8, 6400 ISO, фокусное расстояние 24 мм (эквивалентное).

В последнее время я обратил внимание, что люди фотографируют либо на телефон и планшет, либо на зеркальные камеры. Видимо, полагая, что приличные кадры можно сделать исключительно на зеркальный фотоаппарат, а разница между съёмкой компактной камерой и смартфоном несущественна. Думаю, что у читателей это вызовет улыбку, но всё же скажу, разница есть. И разница существенная. Конечно, если вы «шпион» и снимаете секретные документы (шутка), то и смартфон подойдёт, главное — возможность различить на фотографии, что есть что. Но если вы хотите показать свои фотографии друзьям, опубликовать их в соцсетях или же использовать в коммерческих целях (например, на стоках), то, безусловно, лучше снимать на приспособленное к этому устройство, то есть фотокамеру. А в поездке, если вы, конечно, не в заказной командировке, предпочтение, на мой взгляд, стоит отдать компактной камере ввиду её компактности и готовности к использованию в любой момент. Ношение с собой в течение долгого времени зеркальной камеры с набором оптики утомляет и не способствует лёгкой реализации творческих планов.

rx100_IV_35Режим А (приоритет диафрагмы), 1/50 с, f/2,5, 1250 ISO, фокусное расстояние 30 мм (эквивалентное).

Панорамная съёмка

Возможность перевода камеры в полностью ручное управление даёт неограниченные возможности по её использованию. К примеру, камера имеет встроенную программу по съёмке панорам, но даже в инструкции по пользованию написано, что в местах стыковки кадров могут быть «нестыковки». Несмотря на то что панораму можно снимать в любом направлении, изменение направления съёмки осуществляется кольцом управления на тыльной стороне камеры, в случае съёмки панорамы в ручном режиме вы получаете полный контроль над результатом. Также в ручном режиме вы имеете возможность съёмки не только однорядной панорамы, но и многорядной. Дальнейшая сборка кадров в панораму с помощью соответствующих программ даёт возможность сделать кадр, трудно отличимый от панорамы, сделанной с помощью профессиональной камеры.

rx100_IV_30

Панорамы снимают как в случае, если сюжет не умещается в кадр объектива с имеющимся фокусным расстоянием, так и в случае, если нужно сделать кадр с разрешением больше, чем позволяет камера. В результате мы получаем возможность сделать картинку размером, который и не предполагался для компактной камеры.

Для этого переводим камеру в ручной режим, устанавливаем выдержку, диафрагму и фокусировку. Значение ISO фиксированное, зум устанавливаем один раз и производим съёмку с перехлёстом кадров, контролируя по дисплею.

Для облегчения позиционирования камеры, чтоб кадры не наклонялись влево-вправо, используем встроенный уровень на дисплее. Полученные кадры конвертируем в RAW-конверторе (о нём чуть дальше), чтоб все параметры были идентичны, и с помощью программы по сборке панорам, кому какая нравится, получаем панорамное изображение. Приведённые в качестве примера панорамы сняты без применения штатива, с руки. Более того, панораму города и в порту невозможно было снять с применением штатива. Снимал с площадки статуи Колумба, а все смотровые площадки в городе застеклены. Видимо, туристы падают. Открыты только небольшие форточки. Вот в эту форточку я высунул вытянутую руку с камерой и сделал необходимое количество кадров. Зеркальной камерой не рискнул бы, да и не удержал бы в нужном положении.

rx100_IV_29

Даже кадры для вечерней панорамы были выполнены без применения штатива, банально забытого в номере, но встроенный стабилизатор позволил сделать приличные кадры в сложных условиях.

rx100_IV_31

Съёмка репортажа

Камеру вполне можно использовать для съёмки репортажных сюжетов, так как фокусировку камера производит быстро и точно. Возможность серийной съёмки позволяет снимать движущиеся и быстро меняющиеся сюжеты.

rx100_IV_08Режим S (приоритет выдержки), 1/800 с, f/3,5, 125 ISO, фокусное расстояние 70 мм (эквивалентное).

rx100_IV_12Режим S (приоритет выдержки), 1/250 с, f/3,5, 125 ISO, фокусное расстояние 70 мм (эквивалентное).

rx100_IV_13Режим S (приоритет выдержки), 1/320 с, f/3,5, 125 ISO, фокусное расстояние 70 мм (эквивалентное).

Динамический диапазон

Также необходимо остановиться на динамическом диапазоне камеры. Он достаточно широк. Камера легко справляется с контрастными сюжетами и большими перепадами освещённости в кадре.

rx100_IV_09Режим S (приоритет выдержки), 1/800 с, f/2,8, 250 ISO, фокусное расстояние 45 мм (эквивалентное).

rx100_IV_10Режим S (приоритет выдержки), 1/800 с, f/2,8, 250 ISO, фокусное расстояние 70 мм (эквивалентное).

Оптические свойства объектива и детализация

Степень искажения и дисторсия встроенного объектива тоже на высоте. Съёмка архитектуры и сюжетов с параллельными линиями не вызывает затруднений. Заметных, режущих глаз искажений я не заметил, да и их присутствие сделало бы затруднительным съёмку панорамных кадров. Если снимать здания не с земли, а на уровне середины их высоты, то стена здания получится ровной, не требующей исправления перспективных искажений в Photoshop или RAW-конверторе.

rx100_IV_11Режим S (приоритет выдержки), 1/250 с, f/7,1, 125 ISO, фокусное расстояние 70 мм (эквивалентное).

rx100_IV_06Режим S (приоритет выдержки), 1/50 с, f/1,8, 800 ISO, фокусное расстояние 24 мм (эквивалентное).

rx100_IV_03Режим S (приоритет выдержки), 1/200 с, f/5,6, 125 ISO, фокусное расстояние 70 мм (эквивалентное).

Возможность оценить разрешение матрицы хорошо иллюстрирует, на мой взгляд, следующий кадр. Сколько сидящих на дереве птиц вы различаете? Я сначала снял, а затем посчитал, 10.

rx100_IV_04Режим S (приоритет выдержки), 1/200 с, f/10, 125 ISO, фокусное расстояние 65 мм (эквивалентное).

Также стоит отметить, что в камеру встроен нейтральный фильтр. И если в меню камеры включить его использование, то в случае высокой освещённости будет возможно снимать на необходимых для сюжета параметрах выдержки и диафрагмы, а камера просто применит ND в нужной кратности для правильного экспонирования кадра.

Обработка отснятого материала

Я неоднократно употребляю слова RAW-конвертор, так как для меня возможность фотосъёмки в RAW-формате является определяющей. Съёмка в RAW и дальнейшая «проявка» в RAW-конверторе позволяет исправить сделанные при съёмке ошибки и вытянуть из кадра все возможное. Конвертировать файлы можно в разных конверторах. В своей профессиональной деятельности я пользуюсь программой Capture One от компании Phase One, последняя, 9-я, версия поддерживает Sony RX100 IV. Также специально для камер Sony эта компания выпускает более бюджетную версию программы, поддерживающую только RAW-файлы, созданные камерами Sony, но сохраняющую полный функционал с исправлением геометрии, работой со слоями и возможностью создания HDR-изображений. И для уже совсем бережливых фотографов существует бесплатная версия Capture One Express 9 for Sony — с обрезанным функционалом, но все же позволяющим получать прекрасные результаты при обработке.

rx100_IV_25Обработка фотографий в Capture One Express 9 for Sony

rx100_IV_27Обработка фотографий в Capture One Express 9 for Sony

rx100_IV_28Обработка фотографий в Capture One Express 9 for Sony

Нужно сказать, что при внимательном подходе к процессу фотосъёмки камера прекрасно снимает и в jpeg, однако возможность самому определять понятие хорошего кадра и доведения его до нужной кондиции для профессионального фотографа бесценно.

Дополнительные возможности

Камера, как и любая современная электроника, — это не только «железо», но и программное обеспечение. Камера Sony RX100 IV не исключение. Для камеры доступен ряд приложений, которые можно найти на портале PlayMemories Camera Apps. Среди них есть платные и бесплатные. Например, вы можете найти приложение для управления фотокамерой с помощью смартфона.

Большинство приложений позволяют снимать достаточно сложные сюжеты. Например, приложение «Звездный след» позволяет снимать фотографии с движением звезд, а приложение «Кинокадр» — сделать фотографию, содержащую динамическую сцену.

Юзабилити

При съёмке зеркальной цифровой камерой я всегда пользуюсь видоискателем, и компакт Sony RX100 IV тоже предоставляет такую возможность. Видоискатель камеры спрятан в корпус и выдвигается при необходимости. Также камера оснащена ярким поворотным дисплеем, позволяющим производить визирование практически при любой яркости солнца, а поворотный дисплей даёт возможность снимать от пояса, с нижней точки, ну и конечно, делать селфи.

rx100_IV_32

Пользуясь камерой, я заметил определённое неудобство для обладателей крупных рук. Когда держишь камеру одной рукой, большой палец постоянно норовит надавить на кнопку Move и включить видеозапись. Но это легко устраняется через перенос назначения кнопки в меню функций пользователя. Нелишней будет накладка на корпус, эксплуатировать с ней камеру гораздо удобнее. В обычных условиях, когда камера в кармане или сумочке, достаточно использовать темляк. Если же вы собираетесь снимать в течение дня, чтобы постоянно не доставать камеру, удобно повесить её на шейный ремень, например под куртку, для крепления шейного ремня в качестве дополнительного аксессуара используются специальные петли.

rx100_IV_33

Конечно, у камеры есть и слабые стороны, объективности ради умалчивать о них не стоит. Самым существенным недостатком я считаю небольшой ресурс элемента питания. Связано это, скорее всего, с большой энергоёмкостью камеры и компактностью самого аккумулятора. Однако данное препятствие в эксплуатации камеры легко преодолевается приобретением второго аккумулятора, и этого окажется вполне достаточно для интенсивной фотосъёмки в течение дня.

Других существенных проблем я не заметил.

В сухом остатке

Мой опыт использования Sony RX100 IV поставил передо мной вопрос о покупке этой камеры. Честно, она мне очень понравилась. Стильная, удобная, компактная камера, возможностей которой вполне достаточно как для выполнения функции «записной книжки профессионального фотографа» в рабочих условиях, так и функций основной камеры в путешествии «для души», не обременённом рюкзаком с фотоаппаратурой.

P.S.

Вернувшись из тёплых стран и написав этот обзор, я отправился за полярный круг на съёмки для моего постоянного клиента. По понятным причинам я не удержался и взял с собой Sony RX100 IV как вторую камеру для испытания её в экстремальных условиях Крайнего Севера.

При работе в условиях сильного холода у компактной камеры есть неоспоримое преимущество перед профессиональной: её всегда можно держать во внутреннем тёплом кармане и, доставая на короткое время для съёмки, сразу возвращать обратно. В этом случае камера не успевает сильно охладиться и при перемещении её обратно в тепло не покрывается конденсатом. И вот пока моя рабочая камера отогревалась и отпотевала в вахтовой машине, я спокойно снимал на вторую камеру.

И теперь с удовольствием делюсь своими фотографиями, снятыми в экстремальных условиях низких температур и освещённости на Sony RX100 IV.

rx100_IV_19Режим S (приоритет выдержки), 1/80 с, f/2,8, 200 ISO, фокусное расстояние 45 мм (эквивалентное).

rx100_IV_18Режим М (мануальный), 1/15 с, f/3,5, 1250 ISO, фокусное расстояние 28 мм (эквивалентное).

rx100_IV_24Режим S (приоритет выдержки), 1/60 с, f/5,6, 125 ISO, фокусное расстояние 70 мм (эквивалентное).

rx100_IV_20Режим S (приоритет выдержки), 1/30 с, f/1,8, 800 ISO, фокусное расстояние 24 мм (эквивалентное).

rx100_IV_21Режим S (приоритет выдержки), 1/30 с, f/1,8, 400 ISO, фокусное расстояние 24 мм (эквивалентное).

rx100_IV_22Режим S (приоритет выдержки), 1/30 с, f/1,8, 400 ISO, фокусное расстояние 24 мм (эквивалентное).

rx100_IV_23Режим S (приоритет выдержки), 1/30 с, f/2,8, 6400 ISO, фокусное расстояние 60 мм (эквивалентное).

Предыдущая статья80 фотографий эпохи развитого социализма от Владимира Соколаева
Следующая статьяАнонсирована флагманская репортажная зеркалка Canon EOS-1D X Mark II
Фотографией профессионально занимается с 1989 года. Работал фотографом в Московском городском фотокинообъединении. С 1996 по 2005 год ведущий фотограф — руководитель фотослужбы Управления делами Президента Российской Федерации. Член Гильдии рекламных фотографов с 2006 года. Член Европейской ассоциации Профессиональных фотографов FEP European Professional Photographer . С 2010 года по 2012 год Президент Гильдии рекламных фотографов. В 2006 и 2008 годах стал победителем в номинации «Лучшая коммерческая и рекламная фотография года» на Московском международном фестивале рекламной фотографии Мастер2006 и Мастер2008. На проводимом Европейской ассоциацией профессиональных фотографов конкурсе FEP European Professional Photographer of the Year Awards 2010 - "Европейский фотограф года 2010" получил бронзовый сертификат. Среди заказчиков Рособоронэкспорт, РАО ЕС России, Интер РАО, ТГК-1, ТГК-4, компания «Комплексные Энергетические Системы», МОЭСК, Челябинский трубопрокатный завод, холдинг Альфа-Цемент, предприятие Газресурс, компания Ист-Лайн, Ланта-Банк, Банк ВТБ-24, Издательство Московской Патриархии, Правительство Москвы, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Центробанк России, компания Трансаэро и др.