В этой статье мы расскажем о проведённом нами тесте двух объективов с легендарным именем Carl Zeiss. Эти два объектива, а именно C-Sonnar T* 1.5/50 мм ZM и Biogon T* 2.8/21 мм ZM сделаны компанией Carl Zeiss для использования их с дальномерными камерами Leica серии M.
На протяжении многих десятков лет немецкая компания Carl Zeiss славится своими прекрасными объективами, которые отличаются как высочайшим техническим качеством, так и высокими художественными качествами.
Вообще, Carl Zeiss выпускает сменные объективы для различных систем: Nikon, Canon, Sony и Leica. Раз уж у нас на испытаниях оказались «леечные», мы решили поступить нестандартно и провести тестирование в обстановке, максимально приближенной к реальности.
С одной стороны, было бы логично поставить эти объективы на какую-либо Лейку M. Мы бы, разумеется, получили какие-то, предположительно более или менее отличные, а то и превосходные результаты. Для полноты впечатлений, разумеется, мы бы постарались сравнить их с «родными» леечными аналогами.
И мы бы наверняка пришли к выводу, что по тем или иным параметрам какие-то объективы лучше других.
Вот только практическая ценность такого теста стремилась бы к нулю: покупателей дальномерок Leica результаты каких-либо испытаний волнуют в последнюю очередь.
Поэтому мы подошли к испытаниям творчески. Вспомнив о том, что уже упоминавшаяся на страницах нашего журнала фирма Novoflex в своём ассортименте имеет и разнообразные адаптеры, мы получили для испытаний штуку под названием Novoflex NEX/LEM. Это адаптер, с помощью которого мы смогли поставить испытуемые объективы на… правильно! Беззеркальную камеру Sony семейства NEX.
А чтобы полученные результаты были максимально полными и убедительными, в этом семействе мы выбрали самую высококлассную на сегодня модель — Sony NEX-7.
Называя эту 24-мегапиксельную камеру высококлассной, мы ни на грамм не кривим душой. Самое высокое среди сегодняшних беззеркалок разрешение — не единственное её достоинство. Судите сами: не склонная к резким и опрометчивым движениям компания Hasselblad, решившая спуститься с небес в мир «узкоплёночных» камер, неспроста выбрала именно её в качестве технической основы для своей будущей люкс-беззеркалки Hasselblad Lunar, которая вкратце представлена в репортаже с кёльнской выставки Фотокина-2012.
C-Sonnar T* 1.5/50 мм ZM
Практика показала, что это, возможно, лучший портретник (полуторакратный кроп-фактор превращает 50 мм объектива во вполне портретные эквивалентные 75 мм), который можно использовать с системой Nex. Дело в том, что сама по себе NEX-7 весит всего 350 г, и ещё 250 г добавляет объектив. То есть вся система весьма лёгкая, что нередко затрудняет и фокусировку, и саму съёмку.
При использовании данного светосильного Зоннара такая проблема практически отсутствует, фокусироваться и снимать намного проще.
Технические характеристики
Фокусное расстояние | 50 мм |
Фокусное расстояние в 35-мм эквиваленте для матрицы формата АРS-C | 75 мм |
Байонет объектива | Байонет ZM |
Светосила | F:1,5 |
Минимальная диафрагма | f/16 |
Диаметр светофильтров | 46 мм |
Минимальная дистанция фокусировки | 90 см |
Угол поля по диагонали (полный кадр) | 45°7′ |
Тип объектива | Стандартный |
Фокусировка | Ручная |
Масса | 250 г |
Единственный недостаток этого объектива, не считая ручной фокусировки, это полное отсутствие электроники. В итоге вы не сможете увидеть в EXIF-данных, на какой диафрагме вы снимали тот или иной кадр.
Также хотим посоветовать вам сразу же уточнить наличие светофильтра, потому что диаметр 46 мм не всегда встречается в продаже.
Конструктив
Взяв в руки этот объектив, вы сразу же понимаете, что это почти монолитные 250 граммов алюминия и стекла, тщательно собранные чуткими немецкими руками. Вам может показаться, что это не имеет никакого отношения к его качествам, однако это не так. Ощущения от использования фототехники подобного уровня поднимает фотографа на иной уровень удовольствия от самого процесса работы.
В сухом остатке: идеальная сборка, плавный и в меру лёгкий ход кольца фокусировки.
Кстати, немцы до недавнего времени не доверяли сборку даже весьма продвинутым в этом направлении японцам.
Съёмка
При установке Carl Zeiss на NEX-7 камера сразу делает доступным режим увеличения, благодаря которому можно увеличить выбранный участок кадра и идеально навестись на резкость.
Резкость
По резкости и детализации этот объектив показал себя очень хорошо.
На открытых диафрагмах f/1,5—2,8 объектив чуть подмыливает картинку, что даёт плавный переход от зоны резкости в нерезкость.
Начиная с диафрагмы f/4 объектив дает резкую картинку. Ниже вы можете посмотреть 100% кроп, снятый с диафрагмой f/4.
100% кроп, снятый с диафрагмой f/4
Боке с диафрагмой f/1,5
Ниже вы можете посмотреть 100% кропы изображения, снятого на разных диафрагмах.
Виньетирование
У данного объектива виньетирование проявляется весьма слабо. Оно заметно на диафрагмах f/1,5 и f/2, на более закрытых диафрагмах виньетирования нет.
Хроматические аберрации
Хроматические аберрации сильнее всего проявляются при съёмке в контровом свете. Поэтому при тестировании объектива мы выбрали самые экстремальные условия для их возникновения.
Как мы видим, хроматические аберрации сильнее всего проявились на диафрагме f/1,5, в лёгкой степени наличествуют на f/2,0, и почти не заметны, но всё же присутствуют на f/2,8. Начиная с диафрагмы f/4, аберраций нет.
Аберрации на диафрагме f/4,0
Дисторсия
Ни подушкообразной, ни бочкообразной дистории мы не выявили.
Примеры
Biogon T* 2.8/21 мм ZM
Технические характеристики
Фокусное расстояние | 21 мм |
Фокусное расстояние в 35-мм эквиваленте для матрицы формата АРS-C | 33 мм |
Байонет объектива | Байонет ZM |
Светосила | f/2,8 |
Минимальная диафрагма | f/22 |
Диаметр светофильтров | 46 мм |
Минимальная дистанция фокусировки | 50 см |
Угол обзора | 90° |
Тип объектива | Широкоугольный |
Фокусировка | Ручная |
Масса | 280 г |
Конструктив
Как и представленный выше объектив, Biogon T* 2.8/21 мм ZM — это результат добротной немецкой сборки-юстировки.
Съёмка
В эксплуатации съёмки этот широкоугольник ведёт себя так же, как и вышеописанный «полтинник». Впрочем, от механической оптики Zeiss трудно ждать чего-то необычного.
Резкость
Самую резкую картинку объектив выдает на диафрагмах f/4,0 и f/5,6. На f/16 и f/22 он чуть подмыливает картинку.
Кроп, снятый с диафрагмой f/4,0
Боке на диафрагме f/2,8
Ниже вы можете посмотреть 100% кропы изображения, снятого на разных диафрагмах.
Виньетирование
Виньетирование наблюдается только на диафрагме f/2,8, на остальных значениях его не заметно.
Хроматические аберрации
Для проверки на аберрации мы выбрали те же экстремальные условия, как и с предыдущим объективом.
Как мы видим, здесь хроматические аберрации проявились только на диафрагме f/2,8, на остальных значениях аберраций не наблюдается.
Аберрации на диафрагме f/4,0
Дисторсия
Наш объектив показал небольшую бочкообразную (отрицательную) дисторсию.
Примеры
Итоги
Хотелось бы подчеркнуть ещё раз тот факт, что мы использовали эти объективы на неполнокадровой, хотя и очень высококачественной камере. Из данного факта вытекают два немаловажных обстоятельства.
Во-первых, если эти объективы вам всё-таки доведётся использовать на полнокадровой камере, значения, при которых уменьшаются и практически исчезают всякие разные аберрации, нужно будет уменьшить на одну-две ступени.
А во-вторых, и это, пожалуй, самое практически ценное и важное: мы, фактически, использовали для съёмки центральную часть поля зрения объективов, зону, в которой они работают лучше всего по всем параметрам. При работе с камерами высокого и сверхвысокого разрешения это важно — ведь оптика высшего качества позволяет вам по-максимуму реализовать потенциал матрицы, получая изображения максимально возможного для данной камеры качества.
Именно поэтому мы считаем, что данное решение — использование Цейссов на NEX’ах — будет востребовано идейными фотолюбителями. По крайней мере, в ожидании того времени, когда Carl Zeiss наладит выпуск широкого ассортимента своих объективов специально для камер Sony NEX (такой процесс, как говорится, уже пошёл, но идёт очень неторопливо).