Камера, которая не даст снять банальный кадр!

[adrotate banner="2"]

Молодой немецкий дизайнер Филипп Шмитт (Philipp Schmitt) выступил с оригинальным проектом, который назвал Camera Restricta. Это название отчасти созвучно с известной ещё со средневековья камерой-обскурой.

restricta-camera
Так почему же новый фотоаппарат получил такое странное и на первый взгляд не слишком-то вдохновляющее название, которое можно перевести на русский язык приблизительно как «ограниченная»? Почему создатель дал своему проекту подзаголовок «Непослушная камера для создания уникальных фотографий»?

Знакомство с идеей, лёгшей в основу концепции «камеры-рестрикты», даёт короткий видеоролик, в котором молодая немка Карина Шваке ходит с прототипом камеры по Копенгагену. Сам ролик на немецком языке с английскими субтитрами, но даже если вы и не владеете этими наречиями, четыре с четвертью минуты, что длится видео, вполне позволяют понять главную мысль дизайнера.

Даёшь оригинальность?

Многие места, и в особенности так называемые «достопримечательности» запечатлены сотни и тысячи раз. Может быть, даже сотни тысяч и миллионы — но камера пока этого не понимает. Рестрикта считывает информацию со встроенного GPS-модуля и лезет в Интернет, а именно на сайты Flickr и Panoramio, где ищет выложенные пользователями фотографии с геотэгом, отличающимся от текущего местоположения камеры не более чем примерно на 15—20 метров.

Если такие снимки обнаружены, динамик, вмонтированный под верхнюю крышку слева, начинает щёлкать подобно счётчику Гейгера, и чем больше снимков снято в данной точке, тем щёлканье интенсивнее. И когда количество фотографий превышает некий заданный порог, наступает кульминация процесса: камера втягивает в себя спусковую кнопку, просто не давая фотографу её нажать.

Ура! Фотограф спасён от очередного банального сюжета, многократно снятого другими людьми и выложенного-перевыложенного во всевозможные соцсети и онлайн-галереи?

Наверное, это хорошо, если задача — оригинальность любой ценой, лишь бы результат был не как у других. И не очень хорошо, если фотограф уверен в своих силах и полагает, что у него-то точно получится лучше, чем у других. Кроме того, даже по ролику видно, что технология пока не лишена недостатков: камера-рестрикта бурно отреагировала, когда Карина проходила мимо местного фитнес-центра. Неудивительно: количество гордо выкладываемых из него «себячек» вполне может зашкаливать. Но вот что делать, если человек с фотоаппаратом хочет запечатлеть что-то происходящее вне стен подобного заведения? Ведь встроенного компаса камера, судя по всему, пока (?) не имеет, и в какую именно сторону направлен её объектив, не понимает.

Был и ещё один момент, который в ролике сразу не понятен, но лучше иллюстрируется фотографией.

restricta-prohibited

Над координатами места на экране красная надпись безапелляционно утверждает: «Фотосъёмка запрещена». А ещё выше написано название места: Вольный город Христиания, Копенгаген, Дания. Христиания — это этакая коммуна, существующая с 1970-х годов на полулегальных основаниях на территории бывшей военной базы в Копенгагене. Одна из главных улиц коммуны называется Pusher-Street, то есть «Улица розничных продавцов наркотиков», на почве чего в прошлом здесь происходили целые войны с местными правоохранительными органами, да и пытавшийся крышевать местную торговлю криминал в стороне не стоял. В общем, тот факт, что местные жители запрещают фотосъёмку в Христиании, удивления не вызывает.

Удивление вызывает то, что об этом знает концепт-проект находящегося на связи с Интернетом фотоаппарата, послушно запрещающего фотографу нажимать в этом месте на спуск.

Кстати, сам создатель в курсе этого обстоятельства; более того, он считает, что лоббистами массового выпуска таких камер могли бы стать многие частные и государственные организации, заинтересованные в недопущении фотосъёмки там или сям.

restricta-hardware
Прототип прост: распечтатанный на 3D-принтере корпус, немудрёная электроника под управлением микроконтроллера ATTiny85 и смартфон для приёма GPS-данных, связи с Интернетом, генерации нужных звуков, являющийся заодно и экраном камеры-рестрикты.

Или просто не даёшь снимать?

Мечта любого кагэбэшника из анекдотов или многих современных охранников: не нужно ничего выяснять, разбираться, идти на противозаконные меры в виде угроз или даже физического воздействия; граждане просто не могут нажать на спуск там, где этого по каким-то причинам не желают сильные местного мирка.

Заглянем ещё дальше в светлое будущее: ограничение фотосъёмки в определённой географической зоне вполне может стоить определённых денег, взимаемых уполномоченным органом (в России им могло бы быть, к примеру, михалковское РАО), причём регулярно, ежегодно или даже ежемесячно, подобно квартплате. Думаете, глумлюсь?

Отчасти, конечно, да. Но только отчасти. Не далее как 9 июля сего года Европарламент отклонил законопроект, ограничивающий фотосъёмку защищённых авторским правом объектов (зданий, памятников и т.п.) в общественных местах. Отклонить-то отклонил, и более 555 тысяч человек в едином порыве подписали соответствующую петицию, но 40 евродепутатов из 751 уже проголосовали «за» общеевросоюзовское ограничение так называемой «свободы панорамы». Которая, кстати, в некоторых странах и так-то не очень свободна: кое-где для публикации фотографий даже выставленных в общественных местах произведений искусства уже нужно получать согласие правообладателей.

А окно Овертона — вещь такая. Если сегодня «ограничителей» было всего 40, через пару пятилеток их вполне может оказаться 400.

При этом, на секундочку, никакой принципиальной сложности задача блокировки съёмки не имела уже вчера: самыми массовыми фотоаппаратами уже не первый год являются смартфоны. В большинстве из которых давно имеется и GPS-датчик, и доступ к Интернету. Достаточно одной маленькой программулечки, которая вдруг незаметно войдёт в обязательный пакет «айфонов», «андроидов» и «виндофонов», а также всяческих планшетов и прочих гаджетов. Кстати, некоторые сканеры уже сейчас вполне успешно отказываются сканировать некоторые купюры — по сути это является ровно тем же запретом на фотосъёмку, только по-другому реализованным технологически.

Станут ли камеры прошлого камерами будущего?

Безусловно, какому-нибудь старому «Зениту» будет наплевать на все эти условности (им при случае и отбиться можно от каких-либо супостатов), однако мы пока никого не призываем делать стратегические запасы фотоплёнки, она не только дороговата по нынешним временам, но и всё-таки плохо пригодна к длительному хранению. Да и неудобна плёночная фотография, скажем прямо, особенно на послесъёмочном этапе. Проявлять, печатать, перепечатывать, допечатывать — волшебно, конечно, но… бррр!

А вот если у вас в хозяйстве имеется какая-никакая цифровая камера, пусть даже недорогая мыльница, лишь бы БЕЗ доступа к Интернету и GPS’у — вы её на всякий случай не выкидывайте, даже если та и устарела. Может пригодиться воды напиться нажать на спуск тогда, когда вы этого захотите без необходимости получать разрешение от кого-то со стороны.

А то всякие такие концепты заставляют задуматься: что же день грядущий нам готовит в сфере высоких и нанотехнологий.

Фотографии цитируются по авторской презентации концепта Филиппа Шмитта.

Предыдущая статьяLytro ILLUM: теперь и в России
Следующая статьяНовые объективы Samyang 21 мм и 50 мм
Родился в Москве в 1970 году. После службы в армии поступил, и в 1995 году окончил МГУ (ИСАА) с красным дипломом. В 1993 году участвовал в создании первого "неофициального" российского фотографического журнала "Фотомагазин", в котором работал заместителем главного редактора до конца 2005 года. В 2006 году стал главным редактором лицензионного русского издания международного журнала о фотографии "Zoom", одновременно редактировал журнал фотографических путешествий "ФотоTravel". Был главным редактором онлайн-проекта Fototips.ru с 2012 по январь 2016 года.