«Восход на море» и «Последний шаг»: интервью с Сергеем Дибцевым

«Не обязательно иметь деньги, чтобы путешествовать по морю. Просто используйте ваше воображение!»

Фотоконкурс Sony World Photography Awards 2017 оказался особенно удачным для россиян: и в Профессиональном, и в Открытом конкурсе они – среди победителей. Среди них – и Сергей Дибцев, московский фотограф, который занял 1 место в Открытом конкурсе в номинации «Натюрморт». Редакция журнала Fototips.ru побеседовала с Сергеем о его конкурсных работах, взглядах на современную фотографию и поисках актуальных тем.

– Расскажите, где Вы сейчас живете и чем занимаетесь.

Сейчас живу в Москве, занимаюсь созданием творческих проектов, снимаю для себя, ищу темы, которые в данный период для меня актуальны и интересны, пытаюсь их визуализировать, «нащупать» направление движения. Основной мой профиль работы – это ретушь, а фотография выступает в качестве дополнительного инструмента для решения различных задач.

– Как давно занимаетесь фотографией? Это основная работа или увлечение?

Фотографией занимаюсь с 2004 года. В то время я работал в небольшой дизайн-студии дизайнером-полиграфистом, и у нас периодически возникала необходимость съемки артистов российской эстрады для оформления афиш и музыкальных альбомов. Одной из первых таких коммерческих съемок была фотосъемка Александра Маршала для альбома «Летят журавли…» по заказу компании «Союз Продакшн». Она была выполнена на мой первый цифровой фотоаппарат – Canon PowerShot Pro1.

Да, наверное, сейчас использование такого аппарата в коммерческой съемке вызовет улыбку, но для тех задач его вполне хватало. Первый фотоаппарат – это как первая любовь, с ним связано много теплых воспоминаний. Сейчас фотография для меня, наверно, больше хобби, которое помогает и в работе тоже.

– Как Вы решили принять участие в конкурсе Sony World Photography Awards? Это Ваша первая попытка?

В Sony World Photography Awards участвовал впервые. Узнал о конкурсе в одном из пабликов во Вконтакте. Вообще, участвовать в фотоконкурсах я начал относительно недавно.

Первый конкурс, в котором попробовал свои силы, был AdMe Photo Awards 2016. Туда отправил свои работы просто ради интереса, попробовать себя. В итоге три из них попали в шорт-лист. Ну и немного затянуло.

Сейчас стараюсь участвовать в тех конкурсах, которые мне интересны, смотрю крутые работы победителей прошлых лет, и возникает своего рода азарт. Хотя по натуре я не очень азартен.

– Что дает Вам этот конкурс? Какого результата ждали для себя?

Участие в Sony World Photography Awards – это не только вызов своим возможностям, но и способ передать идею, целую историю, посредством создания визуальных образов. Победа не только вдохновляет и придает сил для движения вперед. Она дает вам понимание, что вы движетесь в правильном направлении. Для кого-то это способ понять ориентировочную систему координат, и определить, в правильном ли вы движетесь направлении. Но это не самоцель. У каждого человека свой уникальный взгляд на многие вещи, и именно благодаря таким конкурсам мы имеем возможность донести этот взгляд до людей по всему миру.

В то же время любой фотоконкурс – это всегда уравнение с несколькими переменными, которые мы никогда не узнаем. Например, в Sony World Photography Awards я возлагал самые большие надежды на фотографию, которая, к сожалению, дальше шорт-листа не прошла, несмотря на то, что на ее создание ушло огромное количество сил, времени и здоровья. Хотя даже пройти в шорт-лист (топ-10 в своей номинации) в столь крупном конкурсе – это уже огромное достижение. А победило совсем другое мое фото, более «классическое» в моем понимании. Думаю, в любой победе всегда есть некоторая доля везения и случайности. Что не отменяет, конечно, необходимости в создании интересных и сильных фотографий.

– Как относитесь к оценке фотографий? Ведь это творчество и каждый его воспринимает по-своему. И есть ли, по Вашему мнению, четкий критерий оценки конкурсных фотографий?

Оценка фотографий очень субъективна. Кого-то фото может совсем не зацепить, и он просто пройдет мимо, а другого оно заставит рыдать, если фотограф своей работой затронул личное, и она ему близка. Это могут быть как личные переживания из прошлого, так и схожесть во взгляде на одни и те же вещи. Есть конкурсы, в которых продвигаются, например, только какие-то определенные социальные темы. В них участвовать, на мой взгляд, немного проще, так как ты хотя бы заранее можешь понять для себя, попадаешь ты со своими работами в тему или нет.

А в номинациях с более размытыми границами участвовать сложнее, но тем оно и интереснее. Думаю, при отборе победителей каждый член жюри задает себе следующие вопросы: есть ли у этой фотографии художественная ценность? Насколько сложна она была в реализации? Затрагивает ли она какие-либо острые темы настоящего или, возможно, темы, которые актуальны вне времени? Насколько технически качественно она была выполнена?

Значимость того или иного вопроса варьируется в разных конкурсах. Отбор – это всегда большая ответственность. Жюри оценивает, опираясь на свои знания, опыт и представления о прекрасном. И при этом не стоит забывать о гигантском объеме работы у судей, ведь только на открытый конкурс Sony World Photography Awards
было подано более 105 тысяч фотографий.

Есть конкурсы, в которых отбор фотографий в каждый последующий этап происходит посредством голосования самих же участников конкурса (или даже зрителей), и только на последнем этапе голосует профессиональное жюри. На мой взгляд, такая система не позволяет многим хорошим работам дойти до финала (до оценки жюри), поэтому такой подход к судейству я не разделяю. Участвовать в таких конкурсах или нет – каждый сам принимает решение для себя.

– Смотрели ли Вы другие фотографии, заявленные на конкурс? Какие из них Вам особенно запомнились и почему?

Да, безусловно. На конкурс было заявлено очень много крутых работ. Для этого достаточно открыть шорт-лист или раздел Commended (получившие высокую оценку жюри) любой номинации. Например фото Владимира Войчука с вулканом в номинации «Природа». Оно не только эстетически мне близко, но и очень ценно с точки зрения уникальности момента. В профессиональном конкурсе запомнилась серия работ фотографа из Италии Дарио Митидьери – групповые семейные фотографии, посвященные войне в Сирии (шорт-лист в номинации «Портрет»). Такие работы не могут не цеплять.

– Расскажите о своем снимке, который победил? И почему именно его Вы отобрали для конкурса? Что он для Вас означает?

Снимок, который победил в номинации натюрморт, называется «Восход на море».

Попытался пофантазировать на тему путешествий, собрал из подручных материалов – ткани и бумаги – пейзаж. У меня не стояло задачи сделать идеальное точное попадание, чтобы это выглядело как реальное фото природы. Это была игра, возвращение в детство, в то беззаботное время, когда человек максимально открыт, когда он полон мечтаний, и его разум свободно рисует сюжеты, далекие страны, моря и океаны. Как дети играют в деревянных солдатиков, и для них в данный момент времени они на войне.

Это своего рода призыв к тому, чтобы люди не теряли в себе детскость восприятия мира и способность фантазировать. В описании к фотографии так и написал: «Не обязательно иметь деньги, чтобы путешествовать по морю. Просто используйте ваше воображение!». Ну и в принципе, тяга к морю мне близка – последний раз на море я был в далеком 2003 году.

– Вы говорили, что возлагали большие надежды на другой кадр, над которым работа шла долго и сложно. Расскажите и о нем тоже.

Фотография называется «Последний шаг». Он и она. Мужчина и Женщина. Художник и Муза. Это конец. Конец отношений, конец любви. Остался лишь один шаг, последний, и она уйдет навсегда. Это личное, и связано с определенными событиями, которые произошли в моей жизни в 2016-м году.

Сама фотография состоит из нескольких изображений, которые были сняты в разных местах и в разное время, и здесь слились в единое целое. Тут и панорама летнего московского неба, и уютная вечерняя тропинка в Коломенском, книги Набокова и любимого с детства Майн Рида, фрагменты здания заброшенной школы за 1000 км от Москвы, в городе, где жила моя любовь. Это как якори в памяти.

Всего в работу пошло более пятнадцати фото, поэтому делал коллаж довольно долго. Подавал фото в номинацию Enhanced, в которой допустимы сильные манипуляции с изображением (склейка, коллажирование и прочее).

– Возвращаясь к «Восходу на море»: какой техникой Вы сделали этот снимок, какие творческие приёмы использовали?

Этот кадр снимал на свой старенький, но горячо любимый Canon EOS 40D в связке с объективом Canon EF 24-70mm L USM. На эту камеру снимаю с 2007 года. Источником света послужил импульсный источник света (моноблок Bowens Esprit Digital 500DX) на 500Вт с софтбоксом 1х1м для максимально мягкого ровного света. Если разбирать творческие приемы, то здесь использовано классическое разделение планов, свойственное обычно фотографиям природы: три плана – передний-средний-дальний, тональная перспектива, небольшая глубина резкости. Использованные материалы: ткань и бумага, ничего лишнего. Компьютерной обработки практически никакой не было, потому что и положение объектов, и свет, и остальные параметры можно было свободно корректировать до фиксации кадра. Полный контроль над процессом.

– Какие эмоции Вы испытали, когда получили сообщение о Вашей победе в конкурсе?

О победе я узнал от представителя World Photography Organisation по телефону. Пришлось срочно вспоминать свой, местами забытый, школьный английский язык. Если честно, я был ошарашен. Такие же эмоции, наверно, испытывают дети, которым родители неожиданно дарят на день рождения велосипед. Самым приятным оказалось то, что жюри отметило целых четыре мои фотографии. Такого я точно не мог ожидать. Отдельно хотел бы упомянуть тот факт, что двое из десяти победителей в открытом конкурсе этого года – из России. Это замечательно.

– Чем, по Вашему мнению, профессиональная фотография отличается от любительской?

Для меня профессиональный фотограф – это тот человек, у которого как минимум есть специализированное (высшее) образование в области фотографии, и который на свою жизнь зарабатывает фотосъемкой. В этом плане мне импонирует принцип разделения на профессиональный и любительский конкурсы на Sony World Photography Awards.

Себя я причисляю к любителям. Если же сравнивать по фотографиям, то некоторые любители вполне могут “уделать” и профессионала. Такое тоже бывает. Профессиональный фотограф, выполняющий коммерческий заказ, просто обязан выдавать стабильно качественный результат. Всегда. Ведь плиточник, криво уложивший плитку, не может оправдывать себя фразой «Я художник, я так вижу». У профессионалов, в какой бы области они ни работали, таких оправданий быть не может. С них всегда спрос выше; для них и участие в фотоконкурсах стоит обычно дороже, да и призы весомее.

– Сегодня многие считают себя фотографами только потому, что у них есть фотоаппарат. Кто такой современный фотограф?

Хороший вопрос. У меня, например, есть профессиональный строительный пылесос, однако это не делает меня строителем. Если подходить формально, то это человек с фотокамерой и определенным багажом знаний в области фотосъемки. Тут все очень индивидуально, но это – точка отсчета. Ноль в системе координат. Далее все зависит от тебя. Вспоминаю слова своего учителя из института: «Учеба дает только знания; знания, примененные на практике – навык, многократно повторенный навык – опыт». Для кого-то фотография – это профессия. Для кого-то – состояние души. Кто из них настоящий фотограф? Время покажет.

Фотография сейчас очень сильно проникла в смежные области. Посмотрите, например, на работы Сини Масуды (Shinya Masuda, 2-е место в номинации натюрморт профессионального конкурса Sony World Photography Awards). Что это? Фотография в ее классическом понимании? Нет. Картина? Тоже нет. Скорее это арт-объект, где фотоаппарат выступает лишь дополнительным инструментом в реализации творческой идеи. Такого рода работы можно вполне встретить и на конкурсах графического дизайна. То есть рамки фотографии уже давно сильно размыты.

С недоумением отношусь к «тру-фотографам», которые осуждают любые манипуляции с фотоизображением, произнося при этом священное: «Это все фотошоп». К таким людям у меня одно пожелание: друзья, не будьте занудами)). Время идет, все меняется, и для подобных работ есть даже определенные номинации на фотоконкурсах.

– Каковы, на Ваш взгляд, тенденции современного фотоискусства?

Для точного ответа на этот вопрос нужно быть профессиональным историком искусств и критиком в одном лице. Историю искусств я проходил, конечно, в художественной школе, но этого недостаточно. Просто как человеку со стороны мне видится, что технологии берут свое. Фотографам становится все сложнее удивлять, ведь основы известны, приемы отработаны. А зацепить зрителя необходимо – иначе в катастрофически огромном океане информации, размеры которого растут в геометрической прогрессии, донести свою идею до аудитории просто невозможно.

И скорость. Бешеная скорость. Я с ностальгией вспоминаю времена, когда наш арт-директор долго сидела с лупой за просмотровым столом и кропотливо отбирала со всей съемки пару слайдов в работу. Как мы возили их через весь город для сканирования на дорогущем барабанном сканере. Это было целым событием. А сейчас? Перефразируя одну известную фразу «Щёлк-щёлк, и в инстаграм!» Что же касается стиля, то в портретной фотографии, мне кажется, последние несколько лет многие черпают вдохновение из картин художников 17 века, Рембрандта, например. Постановка света, обработка. Кто-то, возможно, делает это даже неосознанно.

– Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

Всем желаю успехов в занятии любимым делом, терпения и неиссякаемого вдохновения. И главное – не бойтесь создавать новое, экспериментировать. Будьте максимально точны в выражении своих идей посредством фотографии, не бойтесь быть непонятыми, говорите, и вас услышат.

Биографическая справка:

Сергей Дибцев – ретушер и фотограф из России, родился и вырос в Москве. Параллельно с общеобразовательной школой 8 лет отучился в художественной школе. В 2001 году с отличием окончил МГАПИ (Московскую Государственную Академию Приборостроения и Информатики). Отслужил в рядах ВС России в ЦСКА (Центральном Спортивном Клубе Армии).

С 2002 по 2013 работал в составе небольшой дизайн-группы, где занимался созданием полиграфической продукции для звукозаписывающих компаний и концертных агентств в качестве дизайнера, ретушера и изредка фотографа. Его работы были финалистами различных фотографических и рекламных конкурсов – AdMe Photo Awards, The Best of Russia и Fakestival (фестиваля рекламных и дизайн-концепций). Жизненный девиз – внимание к деталям.

Другие работы Сергея Дибцева можно увидеть на его сайте и на страницах в социальных сетях:
https://500px.com/serdib
http://revision.ru/a/serdib/
https://vk.com/serdib
https://www.instagram.com/sergeydibtsev/
https://www.facebook.com/serdib

Напомним, что с 1 июня начался новый прием работ на конкурс Sony World Photography Awards 2018. Надеемся, он окажется не менее удачным для наших фотографов.