Личный опыт. Как я перешёл на беззеркальную камеру в фотожурналистике

[adrotate banner="2"]

Перевод статьи британского фотожурналиста Стива Бертона о переходе с зеркальной камеры Nikon на систему Fujifilm.

Редакция сайта может не разделять мнение автора и не несёт ответственности за авторские материалы.

«Всё началось со звонка от фоторедактора одной из известных британских газет с просьбой вылететь в Амстердам сегодня же вечером, чтобы завтра утром вместе с журналистом начать работу над статьёй.

Редактор предупредила, что нужно быть осмотрительным: тема материала была щекотливой. Речь шла об одном голландском траулере, который был зарегистрирован в Великобритании под «удобным флагом», что давало ему право на вылов 25% британской рыбной квоты. Владельцам этого промышленного супертраулера могло не понравиться присутствие британских журналистов.

Fujifilm X-Pro 1

На тот момент я только недавно начал пользоваться беззеркальной системой Fuji X, а именно X-Pro1, которую купил по специальной акции от Fuji: вместе с камерой шли два бесплатных объектива. Камера мне понравилась, и вскоре я взял ещё несколько объективов.

В Амстердам я взял только набор Fuji: 2 камеры и 5 объективов (от 10–24 мм до 55–200 мм для общих планов) в небольшой фотосумке. Это было спонтанное решение: с тех пор, как я начал профессионально снимать на цифровые камеры, я никогда не выезжал из страны, не взяв с собой как минимум двух зеркалок Nikon, трёх профессиональных зум-объективов, Macbook Pro плюс набор вспышек, зарядных устройств и так далее. Даже когда мы отправлялись в отпуск с семьёй, всё это оборудование ездило со мной.

Регистрироваться на рейс было одно удовольствие — не надо было рассовывать оборудование по карманам пальто, беспокоиться за сохранность камер в багажном отделении. Весь мой набор был со мной, в верхней багажной полке над сиденьем.

Fujifilm X-T 1

Приехав в порт, мы быстро нашли корабль, и я начал снимать на X-T1 c китовым объективом 18–55 мм. Не знаю, правда, почему этот объектив называют китовым это отличная, высококачественная, самостоятельная линза.

Мне повезло со светом, но я всё никак не мог поверить в то, насколько хорошо выглядели фотографии, когда просматривал их на заднем экране камеры. Я скинул снимки на iPad и был впечатлён их качеством.

Личный опыт. Как я перешёл на беззеркальную камеру в фотожурналистике
Документальная фотография для СМИ: камера Fujifilm X-T1, объектив 18–55 мм.

Это JPEG сразу с камеры, без обработки в Photoshop.

Я взял такси обратно в город, по дороге обработал фотографии в Photogene на iPad и отправил их в редакцию. Через несколько минут позвонила редактор. «Какие чудесные кадры. Где вы их взяли?» Когда я сказал, что сам сделал их час назад, изумлению не было предела: она была уверена, что мне их дали в маркетинговом или PR-отделе компании.

Вот как выглядят эти снимки в Daily Mail.

Личный опыт. Как я перешёл на беззеркальную камеру в фотожурналистике
Обед с Найджелом Фаражем, камера — Fuji X-Pro2.

С тех пор Fuji путешествует со мной повсюду: в Кувейт, Никарагуа, Турцию везде, куда меня отправляют без предупреждения. Весь набор оборудования помещается в одной сумке хватай и сразу в путь: налегке, быстро и не привлекая к себе лишнего внимания. Благодаря небольшим размерам камер Fuji люди не так смущаются перед ними, как перед огромными зеркалками. Когда я снимаю политиков во время интервью, они не замечают почти беззвучных щелчков затвора и чувствуют себя гораздо спокойнее.

Личный опыт. Как я перешёл на беззеркальную камеру в фотожурналистике
Документальное фото для СМИ, сделано в офисе при слабом освещении. Камера — Fujifilm X-Pro2, объектив — 56 мм f 1.2 с полностью раскрытой диафрагмой.

Некоторое время у меня ещё были сомнения, надо ли полностью переходить на Fuji в работе со СМИ. Когда мне пришлось ехать в Париж и Брюссель сразу после терактов, я думал о том, чтобы взять с собой только Fuji набор лёгкий, незаметный, с ним можно будет быстро перемещаться с места на место.

Но проблема была в том, что существовала большая вероятность новых терактов. Поэтому мне нужен был объектив с большим фокусным расстоянием и большой светосилой, чтобы в случае чего делать снимки для экстренных сообщений. Из доступных линз самым длиннофокусным был Fuji 50–140 мм с телеконвертером 1.4X, что давало бы мне в полнокадровом эквиваленте почти 300 мм f/4.

Fuji 50-140 мм

Поэтому мне нужен был Nikon 500 f/4 с телеконвертером 1.4X. А к нему, разумеется, полнокадровая зеркалка и зарядник. На всякий случай стоило взять и запасной корпус. В итоге со мной отправился весь набор Nikon. Добираться до места я решил на машине, а не на самолёте, поэтому о сохранности дорогих камер в багаже можно было не беспокоиться.

Через некоторое время после этой поездки появился Fuji 100–400 мм. В первый раз я увидел его на выставке и сразу понял, что он мне нужен. Эта линза в эквиваленте давала 600 мм f/5,6, при том что корпус объектива был не больше чем 80–200 мм f/2,8. Я сделал несколько тестовых фото в довольно тёмном конференц-зале и был поражён качеством, а ведь снимал с рук и совсем не в идеальных условиях словом, в ситуации, максимально близкой к обычным обстоятельствам работы фотожурналиста.

Fuji 100-400 мм

Стабилизация изображения оказалась непревзойдённой, и кадры получились отличными, хотя любой учебник по фотографии скажет, что нельзя добиться такого качества при тех выдержках, что я использовал 1/30 секунды и даже дольше. Снимая с Fuji 100–400 мм, больше думаешь о движении объекта съёмки, чем о дрожании камеры этот объектив перечёркивает все правила.

Он так меня впечатлил, что я заказал его прямо на месте, ещё до того, как компания объявила о сроках выхода линзы. Так в моей фотомозаике сложился ещё один кусочек.

В прошлом году случилось ещё одно важное событие я снова начал делать личные фотографии, чисто ради собственного удовольствия. И даже стал экспериментировать с чёрно-белой съёмкой и длинными выдержками. Этого могло и не случиться, если бы я по-прежнему пользовался только зеркальными камерами и объективами к ним.

Личный опыт. Как я перешёл на беззеркальную камеру в фотожурналистике
Личное фото, инфракрасная съёмка с Fujifilm X-Pro1 и 18 мм f/2.

Но в мозаике отсутствовал ещё один важный элемент — не было профессиональной вспышки для горячего башмака. Я не поклонник встроенных вспышек по-моему, они подходят только для съёмки обвиняемых в суде, опозоренных политиков, автомобильных аварий да для пресс-подходов. Я пользовался в основном либо имеющимся светом, либо студийным светом Elinchrom Ranger, либо маленькой Nissin I40. Последней из-за её компактных размеров недостаёт мощи и скорости перезарядки, как у профессиональных ламп-вспышек со внешними блоками питания типа Quantum Turbo.

Это означало, что мне по-прежнему нужны были зеркалки Nikon, если для работы требовалась вспышка. А потом Fujifilm выпустил EF-X500. Её выход надолго задержался, но, очевидно, только ради того, чтобы сделать её идеальной во всех отношениях.

Могу с уверенностью сказать, что ожидание того стоило. Вспышка работает без каких-либо дополнительных условий и нареканий, и мне даже не понадобилось руководство пользователя, которое я потерял. Не было проблем и с высокоскоростной синхронизацией (до 1/8000 секунды), которой я пользовался первый раз. Она оказалась идеальна в качестве заполняющей вспышки для светосильных объективов с постоянным фокусным расстоянием, при использовании широкой диафрагмы.

Будущее для систем Fujifilm выглядит многообещающим, особенно учитывая частые обновления прошивок в соответствии с философией кайдзен, которой придерживается эта фирма. С каждой новой прошивкой ты как будто получаешь иную модель камеры. Конечно, я люблю открывать коробки с новыми камерами, но ещё больше люблю, когда ты получаешь «новую» модель, потратив 5 минут на перепрошивку старой, даже не выходя из дома.

Камеры Fujifilm да и все беззеркальные системы в целом движутся вперёд семимильными шагами. Эта новая технология развивается куда быстрее традиционных зеркалок. Если заглянуть в Nikon F 1960 года выпуска и современный Nikon D5, то внутри у них найдётся не так много различий. Да, в D5 более высокие технологии и экзотические материалы, но если смотреть в целом, то там всё то же большое зеркало, которое с шумом ходит вверх и вниз.

Датчики и процессоры обработки изображений будут совершенствоваться, выдавая всё лучшие фокус и ISO. Не думаю, что серии X нужно больше мегапикселей, особенно учитывая 51 мегапиксель в «среднеформатной» беззеркалке GFX 50S, которая должна выйти в начале 2017 года. Разрабатываются «глобальные электронные затворы», которые покончат с искажениями роллинг-шаттер, особенно при съёмке движущихся объектов. Синхронизация фотовспышки будет доступна на любых выдержках, даже на маломощных лампах. Как насчёт 1/32000 секунды с максимальным раскрытием диафрагмы, при ярком солнце и с полным контролем света? Поэтому в объективах GFX и не используются лепестковые затворы они скоро станут анахронизмом.

Чего бы пожелать ещё? Как я узнал из достоверных источников, у Fuji большие планы по созданию профессиональной службы ремонта и поддержки, которая обеспечит быструю починку техники и где профессиональные пользователи смогут одалживать оборудование. У компании уже есть много профессиональных дилеров, которые не только хорошо знакомы с системой X, но и сами активно пользуются ею.

Было бы неплохо увидеть светосильный телевик, 200 мм f/2 или 300 мм f/2,8, особенно в сочетании с новыми матрицами. Ещё хотелось бы иметь возможность отправлять снимки напрямую на FTP-серверы через Wi-Fi.

Появление вспышки EF-X500 стало последним кусочком в мозаике, который и позволил мне полностью полагаться на продукты Fuji в своей работе. И этот путь от зеркальных до беззеркальных камер оказался очень коротким, учитывая, что я профессионально снимаю на «цифру» вот уже 18 лет».

Об авторе: Стив Бертон — профессиональный фотожурналист из Лондона. Другие его работы можно увидеть на личном сайте и страницах Facebook и Twitter.