Обзор Canon EOS M
с точки зрения убежденного канониста

_MG_8845

Предистория

Как коммерческий фотограф, я использую цифровые камеры EOS, в основном серии 1D, уже более 10 лет. В моем арсенале 14 объективов, включая пять светосильных L-объективов и три Цейсса. Можно однозначно сказать, что основные инструменты я выбрал много лет назад, объективы меняю редко, а камеры — регулярно. Во времена плёнки я в поездки брал с собой Лейку Minilux. Года два назад я искал для путешествий цифровую камеру размером поменьше, но с сенсором реальных размеров — идея сенсора «с ноготок» меня никогда не согревала. Я перебрал все имевшиеся на рынке компактные камеры со сменной оптикой, и в конце выбрал EOS 550D. С такой камерой я ездил во все поездки последних лет.

_MG_5455Canon EOS DIGITAL REBEL XSi, Zeiss Distagon 21/2,8, ISO 100, f/9, 30 с.

Но тоска по эквиваленту Minilux осталась — хотелось найти компактную камеру с премиальным качеством. Поэтому я с удовольствием согласился протестировать кит EOS M + EF18-55.

Я задал себе ряд вопросов и попробовал ответить на них с помощью этой камеры. Если вас интересует логика моих ответов, просмотрите все главы (предупреждаю: много фото). Если вам важны только конечные выводы — переходите прямо к заключению.

Первые впечатления

Инструкции читают только маркетологи 🙂 — беру камеру и ныряю в метро для первого теста. Ставлю ISO в режим AUTO, режим съёмки в программу P, позволяю малышке самой выбирать точку автофокуса по лицам. Несколько кадров, просмотр результатов на экране — и я чувствую себя как дома.

Интерфейс CANON EOS M получен путём скрещивания полного меню старших камер EOS и знакомых жестов Айфона. На корпусе минимум кнопок — зато есть возможность выбрать любой параметр в допустимых пределах прямо на сенсорном экране, что очень удобно. Система поиска лиц в кадре работает, хотя и не очень быстро. Автофокус уверенный, но для street-фото недостаточно реактивен.

IMG_0357Canon EOS M, EFM 18-55/3,5-5,6 IS, ISO 6400, f/5,6, 1/60 с.

Пытаюсь оценить разрешение системы сенсор/объектив и снимаю пальчики пассажира метро, сидящего напротив меня. Легко читаю отпечатки пальцев, а заодно вижу первые шумы на тёмной ткани.

IMG_0360Canon EOS M, EFM 18-55/3,5-5,6 IS, ISO 6400, f/5,6, 1/25 с, 60% кадра.

Посмотрев картинку на экране с увеличением 100%, я чётко понимаю: у меня в руках не мыльница, а камера с матрицей уровня средней зеркалки. Китовый объектив EFM 18-55/3,5-5,6 IS достаточно резок и раскрывает все достоинства сенсора.

Отсутствие поворотного экрана на EOS M усложняет съёмку «скрытой камерой» и с нижних ракурсов, но в целом камера удивлённых взглядов не привлекала — ведь маленькая собака до старости щенок! Очевидно, что конструкторы старались сделать её максимально компактной, поэтому зафиксировали экран и не стали встраивать видоискатель. Тем не менее в камере есть встроенный затвор, но нет прыгающего зеркала.

IMG_0360 (1)
Фрагмент предыдущего кадра с полным разрешением

EOS M с точки зрения моего компьютера

Прихожу домой, вставляю SD-карту в компьютер — и моя основная программа Apple Aperture читает RAW-файлы (поэтому все примеры в данной статье получены конвертацией из RAW), показывает все мета-теги (неверно определяя родной китовый зум как Canon EF-M 22 мм f/2 STM, но правильно называя все «взрослые» L-объективы), позволяет видеть активную точку автофокуса.

Я не проверял родную программу Canon DPP, но уверен, что она повторяет все возможности, доступные для старших камер EOS, включая полное управление с компьютера по USB.

ИТАК, первые выводы «с точки зрения технолога»

  • Все пользователи EOS уже знают, как управлять камерой EOS M.
  • По начинке CANON EOS M не отличается от последней линейки EOS 650D — тот же сенсор формата APS, тот же процессор DIGIC 5, что неизбежно приведёт к одинаковым результатам по разрешению, чувствительности, параметрам цветности и шумам. CANON может совершенствовать серию EOS M каждый год, синхронно с прогрессом своей массовой серии зеркалок.
  • Качество финальной картинки будет полностью зависеть от использованного объектива и правильной методики съёмки. При твёрдой руке можно снимать на выдержках длиннее 1/30, достигая высокой резкости.
  • Камера EOS M «made in Japan» в лучшем смысле этой фразы, весьма солидно для своих малых размеров.

Первая фотосессия

Выхожу на улицу в поисках лучшего света и сюжетов. Хочу увидеть, как камера работает при разном свете. На практике убеждаюсь в верности ранних выводов. Все кадры в этом разделе сняты EFM 18-55/3,5-5,6 IS, Auto ISO. Для статичных сюжетов я задавал диафрагму (Aperture Priority — приоритет диафрагмы).

IMG_0380Canon EOS M, ISO 3200, f/8, 1/80 с, фок. расст. 40 мм, 60% кадра

Для высококачественной съёмки с рук на EOS M (без дополнительной борьбы с шумами) можно рекомендовать максимальную чувствительность ISO 3200. Обратите внимание на чистые цвета и правильный баланс белого — DIGIC 5 на работе!

Для туристической съёмки я часто выбираю панорамный формат 16:9, его удобно смотреть на большой плазменной панели. Обратите внимание на правильную экспозицию в данном кадре — опять спасибо матричному замеру и процессору DIGIC 5.

IMG_0390Canon EOS M, ISO 400, f/8, 1/60 с, экспокоррекция +1,67 EV, фок. расст. 45 мм, формат 16:9.

Маленький совет для читателей Fototips — Если вы нашли достойный сюжет, снимите его несколько раз, с запасом. После отбора технически совершенных кадров я обычно нарезаю разные варианты кадрировки сюжета. При просмотре слайд-шоу на широкоэкранной панели выберите режим одновременного отображения нескольких фотографий (в Aperture это Оригами или Скользящие панели/Sliding Panels). Тогда компьютер автоматически заполнит весь экран без полей. Мозаика фрагментов лучше передаёт контекст фотоистории.

Натюрморт в московском дворике

IMG_0392Canon EOS M, ISO 640, f/8, 1/60 с, экспокоррекция +1,67 EV, фок. расст. 45 мм

Экспозиция (с учётом введённой мною поправки +1,67 EV) правильная, снег имеет фактуру. Надписи на бутылке прекрасно читаются — спасибо матрице в 18 мегапикселей.

Посмотрите на цвета в этой серии — мне они положительно нравятся: я снимал под мокрым снегопадом, режим Auto ISO поднимал чувствительность до 1250 ISO, и тем не менее мы видим чистые коммерческие цвета, характерные для полноценных зеркалок, а не мыльниц.

IMG_0415Canon EOS M, ISO 500, f/5,6, 1/50 с, экспокоррекция +0,67 EV, фок. расст. 32 мм.

При импорте в программу Aperture я применил стандартную процедуру улучшения AUTO, которая выполняет автоматическую коррекцию Levels и добавляет Vibrancy 20%. Файлы JPEG, записанные параллельно с этими RAW-файлами (режим STANDARD) ожидаемо выглядят более блёклыми, но похожие JPEG можно получить прямо из камеры, если установить режим обработки LANDSCAPE.

IMG_0417Canon EOS M, ISO 800, f/5,6, 1/60 с, экспокоррекция +0,67 EV, фок. расст. 32 мм

Сочетание высокого разрешения, насыщенного цвета и точного баланса прекрасно передаёт фактуру дерева.

IMG_0436Canon EOS M, ISO 1250, f/5,6, 1/100 с, экспокоррекция +0,67 EV, фок. расст. 55 мм.

По традиции интернет-форумов, посвящённых фототехнике, тест считается неполным, если нет фото стены. Восполним этот пробел с московским колоритом 😉

IMG_0443Canon EOS M, ISO 800, f/5,6, 1/80 с с рук, экспокоррекция +0,67 EV, фок. расст. 55 мм.

Итоги первой фотосессии

По моему скромному мнению:

  • Качество файлов достаточное, чтобы выполнять 60% коммерческих работ
  • С этих файлов можно напечатать фотографии размером 30х45 см.
  • Шумов нет до ISO 3200
  • Китовый объектив достаточно хорош, хотя и не отличается рекордными характеристиками

На дальних расстояниях

Мы все любим поэкспериментировать. Интригующей особенностью EOS M является возможность использовать полноразмерную оптику CANON EF/EF-S через адаптер. Я установил объектив Canon EF 70-200/4 L на спичечный коробок EOS M. Получил (с учётом кропа) эквивалент зума 110-320/4 — настоящую находку для шпионов. Посмотрим, что творится вокруг моего дома.

_MG_0466Canon EOS M + EF-M Lens Adapter + EF 70-200/4 L, ISO 100, f/4, 1/3 с со штатива, фок. расст. 200 мм, автофокус по освещённым окнам в правой трети кадра.

Вся конструкция получается плохо сбалансированной — вес объектива в разы больше веса камеры, поэтому ставлю её на штатив (отдельное спасибо за гнездо на адаптере) и использую автоспуск. Встроенный затвор не вносит вибраций, за треть секунды экспозиции, пока самолет чертит полоску в небе, получаю резкую картинку небоскрёба в километре от моего дома. Могу различить жалюзи на окне в зоне фокусировки. Очень нравится цвет, недостижимый для мыльниц.

Сидоров, к доске!

Из любопытства заглянул на урок в соседней школе (300 метров от точки съёмки). На кадре легко могу проверить посещаемость, а также оценить, во что одет класс и учительница.

_MG_0470Canon EOS M + EF-M Lens Adapter + EF 70-200/4 L, ISO 100, f/4, 1/6 с со штатива, фок. расст. 200 мм, автофокус по освещённым окнам в центре кадра.

Результат теста длиннофокусных объективов

EF-M Lens Adapter обеспечивает стопроцентную интеграцию нашей камеры со всей линейкой EF/EF-S объективов CANON. Работоспособны самые удивительные комбинации, однако (за счёт ничтожного веса и размера камеры EOS M) во всех вариантах центр масс будет смещён в сторону объектива. Резкие фото возможны, но, как правило, потребуют работы со штатива.

Отдельно скажу про скорость фокусировки: на фокусных расстояниях, близких к «китовым» (то есть на широкоугольных объективах) она адекватная. При росте фокусного расстояния она заметно замедляется. Все длинные объективы работают в темпе черепахи. И проблема здесь в энергетике: крошечный аккумулятор EOS M может двигать килограммы стекла, но небыстро и недолго.

Таким образом, использование стандартной EF-оптики будет оставаться уделом экспериментаторов и коллекционеров. Реальные пользователи EOS M купят для него «родные» (читай китовые) объективы. Насколько они хороши?

Один день студента

Я решил побыть студентом, которому на день рождения друзья подарили кит EOS M: засунул комплект в рюкзак и поехал на Воробьёвы Горы, в гущу событий.

По дороге в Универ
_MG_0676Canon EOS M + EF-M 18-55 kit lens + поляризационный фильтр, ISO 100, f/8, 1/125 с, фок. расст. 29 мм.

Яркое солнце и голубое небо. Небо шепчет: «Поляризационный светофильтр!»
Ура! Он стандартного размера 58 мм, и он у меня всегда с собой. Снимаю через Pol-фильтр все кадры на улице. Всё получается здорово — бери и грузи в стоковое агентство.

На широком угле
_MG_0566Canon EOS M + EF-M 18-55 kit lens + поляризационный фильтр, ISO 100, f/5,6, 1/100 с, фок. расст. 18 мм.

Вид на родной Универ «для мамы» — открыточная резкость на диафрагме 5,6. Замер отработал очень точно, коррекция была на нуле.

_MG_0600Canon EOS M + 18-55 kit lens + поляризующий фильтр, ISO 100, f/7,1, 1/160 с, фок. расст. 18 мм.

Вид на Универ для друзей — повышенная глубина резкости на диафрагме 7,1. Цвета будут хорошо смотреться на страничке Facebook, так что лайки обеспечены.

_MG_0579Canon EOS M + 18-55 kit lens + поляризационный фильтр, ISO 100, f/7,1, 1/125 с, фок. расст. 35 мм.

Легко наводимся по морде зверя — хотя она у края кадра, но покрывается огромной зоной фокусировки. Повышенная глубина резкости на диафрагме 7,1. Высокое разрешение подчеркивает фактуру камня и чугуна. Правильный цветовой баланс. Большой динамический диапазон яркостей.

Ещё один правильный кадр в сток.

_MG_0591Canon EOS M + 18-55 kit lens + поляризационный фильтр, ISO 100, f/5,6, 1/80 с, фок. расст. 47 мм.

Такой обложки для моей хроники на Facebook нет ни у кого. Selfrespect («самоуважуха»)…

Пара фоток на паре

_MG_0491Canon EOS M + 18-55 kit lens, ISO 400, f/4,5, 1/50 с, фок. расст. 24 мм.

Свет от окна голубой, свет от люминесцентных трубок зелёный. Как здесь правильно ставить баланс, я не знаю — у меня для этого есть DIGIC 5.

_MG_0497Canon EOS M + 18-55 kit lens, ISO 400, f/5,6, 1/30 с, фок. расст. 50 мм.

Снимаем портрет навскидку, выбирая зону автофокуса касанием экрана. На фокусе 50 мм максимальное значение диафрагмы — f/5,6. Это не позволит размыть фон, но об этом знаю только я. Все равно картинка будет звонче и человечнее, чем инстаграмма с iPhone. Баланс белого в программе APERTURE ставлю на «skin tone», и лишняя синева уходит, а глаза остаются голубыми.

_MG_0504Canon EOS M + EF-M 18-55 kit lens, ISO 100, f/5,6, 1/320 с, фок. расст. 51 мм.

Что там пишет профком? — А, ладно, дома прочитаем — так удобнее.

Дома возник резонный вопрос: а как с режимом MACRO? Нужен ли специальный объектив для пересъёмки документов или, скажем, цветка, или просто интересного мелкого объекта? Пробуем переснять плитку шоколада; для этого ставим студийные вспышки с рассеивателями — и неожиданный успех с первого кадра!

_MG_1072Canon EOS M + EF-M 18-55 режим MACRO, ISO 100, f/22, 1/100 с, фок. расст. 55 мм.

EOS EF-M 18-55 весьма прилично работает в режиме среднего макро, не претендуя на передачу объекта в масштабе 1:1, но прекрасно справляется с объектами размером примерно 10х15 см.

Для сравнения я снял один и тот же сюжет — конфеты ручной работы (размером 2,5 см, коробка 5,5 см) китовым объективом, а затем весьма практичным Canon EOS EF-S 60 мм f/2,8 MACRO на камере EOS 550D. Знатоки могут погадать, какой кадр снят какой комбинацией. Я лично не вижу заметной разницы и считаю, что владельцу Canon EOS M + EF-M 18-55 короткий макрообъектив не нужен.

Для любителей шарад: оба сюжета сняты в студии на ISO 100, f/22, 1/100 с.

_MG_1093

Определите: где был EOS M + EF-M 18-55 в режиме MACRO, а где был EOS 550D с реальным макрообъективом EOS EF-S 60 мм f/2,8 MACRO?

_MG_8901

РЕЗЮМЕ «С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТА»

  • Все работает, success rate 95%.
  • Китовый объектив на редкость классный, сделан из железа и выдержит метро-дриблинг в рюкзаке в течение пары семестров. Он универсален.
  • Вспышка-малышка EX90 работает как надо, но будет потеряна первой.
  • Впечатление в целом: На меня смотрят тёлки! — I like it! +100500!

Съёмки при низкой освещённости

Как только стало понятно, что китовым объективом можно прилично снять 90% сюжетов, у меня возник вопрос: а нужны ли EOS M другие, пусть и родные объективы Canon EF? Нужна ли вспышка?

Метро и Новогодняя Москва

У меня есть длинный творческий проект — портреты посетителей Московского метрополитена. Технически это всегда сложная съёмка — света крайне мало, а на фотовспышку первым прибегает дежурный по станции, который сыт фотосессиями, как удав в крольчатнике. Но съёмка в метро для меня — это всегда посещение Театра Характеров в исторических декорациях. Подойдет ли EOS M для такой задачи?

_MG_1010Canon EOS M + EF 50/1,2 L, ISO 640, f/2, 1/80 с, фок. расст. 50 мм.

Для такой съёмки EOS M имеет два явных преимущества перед любым смартфоном и «мыльницей» — настоящий сенсор и настоящий объектив. Сенсор огромного (по меркам смартфонов) размера гораздо чувствительнее и передаёт больше деталей. Объективы компактных камер-«мыльниц» редко имеют фокусное расстояние больше 12 мм. Объективы даже самых качественных компактов имеют заметные искажения геометрии получаемой картинки — это следствие оптимизации в пользу уменьшения размера. Китовый объектив EOS M не маленький: он сопоставим с размерами самой камеры, но геометрия картинки у него правильная. 

_MG_0716Canon EOS M + EF-M 18-55 kit lens, ISO 1600, f/5, 1/50 c, фок. расст. 41 мм.

Московское метро — общедоступный музей минералов и прикладного искусства, который безнадёжно испорчен плохим освещением. Снимаем без вспышки, в надежде что процессор DIGIC 5 вытянет цвет — и он не подводит.

_MG_1005

_MG_1003

Я в восторге от графики и машинерии Московское метро — не случайно метробоссы держатся за монопольное право на фотосъёмку подземки, как сюзерен за фамильный герб.

_MG_0719Canon EOS M + EF-M 18-55 kit lens, ISO 1600, f/3,5, 1/25 с, фок. расст. 18 мм.

Undeground Madonna — Московская мама укутывает ребёнка на последних ступенях эскалатора, перед выходом в город, скованный 20-градусным морозом. Снимаю без вспышки, освещение люминесцентными лампами, настойка APERTURE White Balance Auto (Тemperature & Tint). Успеваю сделать только один кадр, выбирая правильную точку фокуса касанием.

_MG_0730Canon EOS M + EF-M 18-55 kit lens, ISO 1600, f/7,1, 1/125 с, фок. расст. 18 мм.

_MG_0737Canon EOS M + EF-M 18-55 kit lens, ISO 1600, f/5, 1/80 с, фок. расст. 18 мм.

EOS M + EF-M 18-55 kit прекрасно передают цвет, соль и атмосферу морозного декабрьского вечера в Москве.

_MG_0763Canon EOS M + EF-M 18-55 kit lens, ISO 100, f/3,5, 1/30 с, фок. расст. 18 мм.

_MG_0765Canon EOS M + EF-M 18-55 kit lens, ISO 200, f/3,5, 1/30 с, фок. расст. 18 мм.

Я выхожу на площадь Восстания, к Новинскому бульвару, где уже во всю блестят новогодние огоньки. Всё ещё достаточно светло, но я вижу другую картинку, хочу сделать блики на заднем плане активными элементами композиции — и перехожу на сторону СВЕТОСИЛЫ.

_MG_0779Canon EOS M + EF 85/1,8 USM lens, ISO 400, f/5,6, 1/25 с, фок. расст. 85 мм.

Гирлянды в баре напротив как бы подбежали ближе и заискрились. Их тёплый цвет согрел замерзающую ёлочку. Более длинное, чем у китового, фокусное расстояние объектива Canon EF 85/1,8 USM собрало картинку в плотную композицию, похожую на банковское новогоднее поздравление. Это стоит денег!

_MG_0783Canon EOS M + EF 85/1.8 USM lens, ISO 400, f/2, 1/80 с, фок. расст. 85 мм.

Федор Шаляпин, обладатель одного из первых трёхзначных номеров от российско-шведской телефонной компании ERICCSON в Москве (в 1910 году), оценил бы красоту новогодней иллюминации и совершенство боке объектива EF 85/1,8 USM на диафрагме 2.

_MG_0837Московская эклектика — смесь классицизма с неоном и триколором. Но цвета верные.

_MG_0853Canon EOS M + EF 85/1,8 USM lens, ISO 1600, f/2,8, 1/160 с, фок. расст. 85 мм.

_MG_0873Canon EOS M + EF 85/1,8 USM lens, ISO 3200, f/2,8, 1/40 с, фок. расст. 85 мм.

Ночь на Садовом кольце играет габаритами авто и колоннадами фасадов. Фотографические шумы под контролем, можем двигать ISO вверх.

_MG_0901

Где-то между диафрагмой 2,5 и 2 лежит зыбкая грань, за которой исчезает нерезкий фон и на картинку с неба спускается БОКЕ. Фотка, на которую снизошло БОКЕ, перестаёт быть просто фоткой и переходит в элитный класс Фотографий.
Мистическую природу БОКЕ подтверждают два следующих примера, снятых на вечернем Арбате: БOKE есть в первом кадре (фок. расст. 50 мм, f/2) и начисто отсутствует во втором (фок. расст. 85 мм, f/2,5) вопреки законам оптики, дающим преимущественное право БОКЕ более длинным объективам.

_MG_0972Canon EOS M + EF 50/1,2 L, ISO 640, f/2, 1/60 с, фок. расст. 50 мм.

_MG_0932Canon EOS M + EF 85/1,8 USM lens, ISO 3200, f/2,5, 1/100 с, фок. расст. 85 мм.

Завершая прогулку по новогодней Москве, я с удивлением обнаружил, что ни разу не вспомнил о штативе (на холоде такие мысли редко приходят в голову). Я всегда имел запас чувствительности, даже при съёмке в темноте. Если света было мало, я ставил выдержку 1/15 секунды. Даже с длиннофокусным EF 85/1,8 мне удалось получить резкие кадры — встроенный затвор EOS M не привносит лишних вибраций.

_MG_0925Canon EOS M + EF 85/1,8 USM lens, ISO 3200, f/2,5, 1/15 с, фок. расст. 85 мм.

Нейтральный цветовой баланс установлен по цвету гранитных ступеней.

EOS M как камера для Портрета

Я зарабатываю деньги, снимая людей. Поможет ли мне EOS M?

Ложка мёда в горячем шоколаде

Я 10 лет использую для съёмок людей цифровые камеры CANON. Основные жанры — студийный портрет, корпоративная фотосъёмка, репортаж о важных событиях (например свадьба), съёмка людей разных профессий в необычных условиях. Основным инструментом всё это время были камеры CANON серии 1D в сочетании со светосильными объективами 35/1,4L, 50/1,2L, 85/1,2L, 135/2L, 200/1,8L.

Мой выбор камер CANON 1D mark II—IV определялся тем, что доля кадра, покрываемая точками фокусировки в этих моделях, составляет примерно 60% поля в средней части кадра. Почему это важно для портрета?

Как известно, при работе на открытой диафрагме 1,2—1,8 при фокусном расстоянии более 85 мм глубина резкости может быть очень маленькой — всего несколько сантиметров. Даже на диафрагме 2—2,8 границы резкого поля очень малы и требуют чёткой дисциплины от фотографа. Если мы хотим получить резкие глаза/ресницы героя, то ОБЯЗАНЫ накрыть глаз точкой фокусировки, даже если глаза находятся у края кадра. Традиционный репортажный метод «фокус по центральной точке + рекомпозиция» (focus with central AF point + recompose) не работает на открытой диафрагме светосильных объективов — при перекомпоновке кадра после фокусировки неизбежно происходит смещение плоскости фокуса, и важный объект (глаза) становится нерезким. 60% покрытие центра кадра точками автофокуса в камерах CANON 1D mark II—IV существенно облегчает задачу — велика возможность выбрать точку фокусировки как можно ближе к критической точке (глазам).

Пример портретной съёмки на CANON 1D mark IV Шоколатье месье Пойет из городка Вивей, Швейцария.
ChocolateCanon EOS 1D mark IV + EF 100mm f/2,8L Macro IS USM, ISO 2000, f/3,5, 1/100 с, фок. расст. 100 мм.; программа APERTURE показала все точки автофокуса и выделила активную точку красным цветом.

В данном случае я использовал макрообъектив вместо отсутствовавшего под рукой 135/2 L. По этому снимку с экрана компьютера можно определить, что доступные точки фокусировки камеры 1D mark IV покрывают 50% центра кадра вдоль короткой и 60% центра вдоль длинной стороны кадра. Это позволяет не использовать при съёмке центральную («паспортную») композицию, то есть делает портрет более интересным.

Вернемся к нашей малышке EOS M. Несмотря на то, что основные технологии для этой камеры заимствованы из EOS 650 (которая не может похвастаться большим числом широко расставленных точек автофокуса), система автофокусировки и её топология здесь совершенно иная. Эта система использует постоянно сканируемое изображение с матрицы для поиска точки оптимального фокуса (максимального контраста) и может работать непрерывно. Кроме того, выбираемые зоны автофокуса закрывают практически 80% поля кадра.

AF frame

С точки зрения портретной фотографии Canon EOS M имеет ряд ценных качеств:

  • автофокус может работать непрерывно
  • выбираемые зоны автофокуса закрывают практически 80% поля кадра
  • процессор DIGIC 5 реализует программу «Face priority» (находит в кадре лица и старается сделать их максимально резкими)

_MG_0635Canon EOS M + 18-55 kit lens + поляризационный фильтр, ISO 100, f/5, 1/60 с, фок. расст. 44 мм.

Друг с физфака, правильный портрет. Я поленился доставать вспышку на морозе — блики в зрачках оживили бы глаза…

_MG_0525Canon EOS M + 18-55 kit lens, ISO 100, f/5,6, 1/8 с, фок. расст. 55 мм, фото обработано в программе Portrait Professional V.11.1.10.

Обратите внимание:

  • автофокус по ближнему глазу;
  • съёмка с рук при естественном свете, на выдержке 1/8 с
  • на длинном конце зум 18-55 kit имеет светосилу 5,6

Я мог бы легко поднять чувствительность до ISO 800 и гарантировать более надёжную выдержку 1/60 с. Но даже в этом случае я не могу исправить два фундаментальных недостатка этого портрета:

  • рука с чашкой излишне детализирована (избыточная глубина резкости)
  • за счёт более близкого положения руки к объективу размеры руки и чашки значительно больше реальных — на длинном конце зума 18-55 kit мы наблюдаем пусть сглаженный, но заметный на уровне подсознания «эффект широкоугольника».
  • Господа, вам не кажется, что из-за указанных недостатков Портрет коллеги незаметно превратился в Портрет Кружки на фоне хозяйки?..

    Из истории вопроса

    В дореволюционных книгах по кулинарии половина глав начиналась со слов «Возьмите хороший кусок мяса …»
    Если я бы начинал писать пособие для юного портретиста, непременно начал бы его фразой «Возьмите хороший светосильный объектив с фокусным расстоянием не менее 80 мм…»
    Причем я имею ввиду именно ФИЗИЧЕСКОЕ фокусное расстояние, а не маркетинговые «эквиваленты».

    Почему я настаиваю именно на 80 мм? Из моей практики я вижу, что все более короткие объективы при съёмке портрета крупным планом искажают пропорции лица и передают нос крупнее, чем в реальной жизни. Размер матрицы не имеет значения — на кропнутых матрицах фотограф вынужден отходить дальше от героя, что маскирует, но не устраняет широкоугольного эффекта всех объективов короче 80 мм.

    Почему нужна оптика со светосилой 1,2—1,8? Ведь современные сенсоры позволяют качественно снимать на высоких ISO «тёмными» (f/5,6) объективами? Неотъемлемым свойством светосильных объективов (при съёмке на открытой диафрагме) является ограниченная глубина резкости. Открывая или закрывая диафрагму, опытный фотограф может контролировать степень размытия фона, то есть добиться концентрации внимания (акцента) на главном герое.

    _MG_1014Canon EOS M + EF 50/1,2 L, ISO 200, f/2, 1/80 с, фок. расст. 50 мм.

    Пассажир Московского метро. При желании я мог бы ещё больше открыть диафрагму и добиться полного размытия фона. Зона фокусировки выбрана по лицу героя и не потребовала смены кадрирования (recompose) перед съёмкой.

    Бочка дёгтя

    Похоже, EOS M могла бы стать неплохой портретной камерой — хороший сенсор, плавный спуск, огромное поле автофокуса. Чего не хватает? Родного портретного объектива. Пока в продаже есть только китовый зум и близкий по углу зрения Canon EF-M 22 мм f/2 STM. Конкуренты CANON уже продают несколько портретных объективов, среди них жемчужиной блестит Olympus M.Zuiko Digital ED 75 мм f1,8.

    Я не могу знать планов CANON, но, надеюсь, компания выпустит светосильный портретник и подтвердит, что EOS M — это всерьёз и надолго. Использование имеющихся EF-объективов технически возможно, но практически менее удобно, чем на коробках типа EOS 650D.

    Мнение о EOS М в Интернете

    Мнения, высказываемые онлайн первыми пользователями этой камеры, в значительной степени совпадают с моими впечатлениями. Коротко перескажу основные замечания:

    Никто не понимает EOS M (дискуссия на fredmiranda.com)

    • CANON поздно вышел на рынок беззеркалок со сменной оптикой.
    • Ряд моделей конкурентов лучше EOS M, особенно удивляет медленный автофокус компактного объектива EF-M 22 мм f/2 STM. Система Mикро-4/3 имеет больший выбор оптики, у SONY NEX больше адаптеров для установки старой оптики.
    • Технология автофокуса по контрасту (Contrast Detection AF) требует доработки.

    Мнение Масая Маэда, Canon (интервью dpreview.com)

    • Пользователи понимают, что большой сенсор повышает качество картинки.
    • Идея EOS M — попытка создать камеру со сменной оптикой минимального размера, сохраняя качество изображения, присущее всей линейке EOS.
    • Пока EOS M хорошо приняли только в Японии и ЮВА, в остальном мире нам ещё предстоит побороться за долю рынка.

    Анализ цены

    С точки зрения техники все понятно; как дела с ценой? Я очень не понимаю российские цены, поэтому сравню актуальные цены на киты в Америке:

    Canon EOS-M Mirrorless Digital Camera with EF-M 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM — 780$

    Canon EOS-M Mirrorless Digital Camera with EF-M 22  f/2 STM Lens — 699$
    Canon EF-M Lens Adapter Kit for Canon EF / EF-S Lenses — 189$
    Для сравнения приведем цену кита EOS 650D и цену аналогичной камеры SONY:
    Canon EOS Rebel T4i Digital Camera with EF-S 18-135 мм f/3.5-5.6 IS STM Lens — 859$
    Sony Alpha NEX-5R Black Digital Camera Kit W/ 18-55 мм Lens — 649$

    Анализ с точки зрения бухгалтера:

    • Прямой конкурент SONY NEX дешевле на 20%.
    • Если добавить к цене EOS M 10%, то можно купить зеркалку 650D + 18-135 STM. То есть маленькая камера за 780$, а большая за 859$ — без Жванецкого не разобраться… Понятно одно: маркетологи CANON очень не хотели создавать дешевой альтернативы своей несущей золотые яйца курочке — линейке массовых зеркалок.
    • Автофокусные адаптеры для альтернативной оптики везде дороги.

    Подведём итоги поиска идеальной маленькой камеры

    Преимущества EOS M

    • Камера EOS M «made in Japan» в лучшем смысле этой фразы. Камера обеспечивает уникальную комбинацию высокого качества фото и минимальных размеров.
    • По электронике EOS M не отличается от последней линейки EOS 650D — тот же сенсор формата APS, тот же процессор DIGIC 5, что приведет к одинаковым результатам по разрешению, чувствительности, параметрам цветности и шумам. CANON может совершенствовать серию EOS M синхронно с прогрессом своей массовой серии зеркалок.
    • Китовый объектив 18-55 сделан добротно и пригоден для 90% повседневных приложений. Для большого числа пользователей он останется единственным объективом в системе.
    • Вся коллекция объективов EOS может быть установлена на EOS M через адаптер. В этом случае работает автоматика, но скорость фокусировки существенно ограничена энергетикой батареи.
    • При установке светосильного объектива можно получать замечательные портреты, даже в условиях низкой освещённости.

    Недостатки EOS M

    • Технология автофокусировки по контрасту (Contrast Detection AF) требует доработки.
    • Набор объективов EF-M ограничен двумя моделями, и ни одна из них не вызовёт особого интереса. CANON пока не объявил свои планы по новым моделям, надеюсь планируется производство светосильных объективов с фокусным расстоянием 45—80 мм.
    • Пока нет адаптеров для установки на EOS M качественных мануальных объективов (Zeiss, Leica, Nikon). Наводка на резкость с такими объективами возможна в режиме живого видео на экране (Live view), однако в SONY NEX за счёт наличия функции пика резкоcти (focus peaking) работать с мануальной оптикой существенно легче.
    • Маркетологи компании CANON до сих пор не понимают, какую нишу должна занять компактная беззеркальная камера со сменной оптикой среди других линеек компании CANON. Судя по всему, они не готовы своими руками создать разумную альтернативу камерам уровня EOS 650. Понять этих господ легко: эта серия несёт золотые яички последние 10 лет (это самые продаваемые камеры, возможно, за всю истории фотоиндустрии).

    Воспоминание о Будущем, или конец сказки о гадком утёнке

    А теперь немного помечтаем — какой могла бы быть EOS M…

    Minilux02Девочка Фарида, Москва 1994. Leica Minilux, Summarit 1:2,4/40 мм, Fujifilm 100.

    Я никогда не учился в балетной школе Большого театра, но, по всей видимости, там знают, как ставить героев на крыло. Думаю, в Большой магической формуле построения совершенства есть такие советы:

    • будьте поближе к канонам, то есть к классике;
    • внимательно изучите лучшего в вашем классе;
    • экономьте силы для главного прыжка;
    • ставьте сверхзадачи…

    Если бы эти советы были услышаны, следующая камера в системе EOS M в 2014 году выглядела бы так:

    • Камера тех же размеров, белого или чёрного цвета, с улучшенным автофокусом.
    • Недорогой штатный компактный интегральный объектив, состоящий из двух частей:
      • адаптера для EF/EFS оптики (этот адаптер должен входить в кит, чтобы быть всегда под рукой), выполняющего функцию корпуса объектива;
      • оптического блока, реализующего объектив 40 мм f/1,8 STM или 50 мм f/2 STM.
    • В дополнению к киту нужен полноценный светосильный портретный объектив не хуже 75 мм f/1,8, желательно уникального оптического качества. Именно так, никак не меньше.

    Надир Чанышев • Коммерческий фотограф • QEP Portrait

    PS: Прошу считать публикацию на сайте Fototips.ru идеи совмещенного объектива EF M + EF адаптера заявкой на изобретение.

    • Nikolay Kuznetsov

      как то сильно рекламно

      • Kalugin Dmitriy

        Дык писал-то убеждённый сапожник =) В целом нормально, заметен пафос, и автор явно доволен тем, что через переходник можно подцепить “взрослые” стекла. оттого и такая подача

    • Taabu

      А мне подача понравилась…Что-то в этом роде давно ищу, спасибо !

    • Посмотрите на Olympus OM-D , перешел на него …

    • да до некса далеко серии М пока… По всем параметрам. А я бы купил если бы камера была достойна:)

    • Андрей Антонов

      Последнее фото “Девочка Фарида, Москва 1994. Leica Minilux, Summarit 1:2,4/40 мм, Fujifilm 100.” а в экзифе-Изготовитель камеры: Nikon
      Модель камеры: Nikon SUPER COOLSCAN 5000 ED
      Дата съемки: 2010-11-27 16:08:24 (неизв. час. пояс)
      Ориентация: Обычная
      Цветовое пространство: sRGB
      Координаты GPS: undefined, undefined
      Создатель: Chanyshev Nadir
      Авторские права: © Nadir Chanyshev, 2010
      ПО: Aperture 3.4.3

      • Vladimir Samarin

        А что, собственно, доказывает столь умело извлечённый на свет божий EXIF?

        • Андрей Антонов

          что все тлен

          и все суета…