Olympus PEN E-PL5: маленькая камера с большим потенциалом

[adrotate banner="2"]

Обзор беззеркальной камеры Olympus PEN E-PL5 (и несколько слов о E-PM2)

Компания Olympus снова стала одним из лидеров миниатюризации фотокамер почти ровно 10 лет назад: новый стандарт цифровых матриц, названный «Four Thirds», то есть «четыре третьих», был представлен фотографической общественности на огромной пресс-конференции в Амстердаме 24 июня 2003 года. Воплощён он на тот момент был в единственной новорожденной зеркалке нового стандарта — пятимегапиксельной E-1.

Матрица 4/3 вчетверо меньше по площади «полного кадра», что позволило соразмерно уменьшить объёмы как камер, так и объективов. Однако зеркалки нового формата не стали бумом на рынке, хотя и, надо отдать им должное, были весьма неплохи.

А вот пять лет назад, в августе 2008 года, Olympus, объединив творческие усилия с компанией Panasonic, представил стандарт «микро-4/3»: такая же по размеру матрица, но устанавливаемая в камеры, лишённые зеркального видоискателя. Убрать аналоговый оптический видоискатель позволило развитие экранов и электронных видоискателей.

А ликвидация зеркала с устройством его подъёма и пентапризмы, занимавших едва ли не половину полезного объёма корпуса фотоаппаратов, в свою очередь позволило радикально уменьшить объём этих самых корпусов и уменьшить перерассчитанные под новый, значительно сокращённый рабочий отрезок объективы.

Началась эра беззеркальных камер. Сегодня эта группа фотоаппаратуры является, пожалуй, наиболее динамично развивающейся и пользуется постоянно растущим спросом, «откусывая» заметную долю рынка как у компакт-камер (ведь беззеркалки компактны), так и у зеркалок (ибо снимают если и не всегда «как зеркалки», то уж во всяком случае гораздо лучше «мыльниц»).

Сегодня мы представляем камеру Olympus PEN E-PL5, которую можно считать представителем уже третьего поколения беззеркалок PEN. Одновременно в наших руках оказалась и модель E-PM2. Последняя имеет такие же матрицу и «мозги», но относится к подсерии «М», то есть «мини», и рассчитана более на не слишком упёртых фотолюбителей, как правило, просто решивших совершить качественный переход от мыльниц, но не желающих усложнять свою жизнь применением множества настроек. Об эргономических отличиях двух моделей мы ещё скажем в подходящем месте; основной же рассказ пойдёт о более интересной для серьёзной фотографии модели E-PL5.

На испытания обе камеры прибыли в абсолютно одинаковых полных заводских комплектах. Комплект включал корпус камеры, съёмную мини-вспышечку (встроенной вспышки нет), диски с инструкциями и программным обеспечением, батарею с зарядным устройством, провода и оптику. Порадовало, что помимо стандартного (и бюджетного) зум-объектива M.Zuiko Digital 14—42 мм f/3,5—5,6 II R (чтобы получить эквивалентное фокусное расстояние для формата 35 мм, значение нужно просто умножить на два, то есть в данном случае оно составит 28—84 мм) в комплект был включён своеобразный объективчик, который обратил на себя пристальное внимание автора на прошлогодней выставке Фотокина.

800 E-PL5_BCL-1580

Сам Olympus называет его Body Lens Cap: «крышка корпуса с объективом». При толщине (которая у обычных объективах называется длиной) всего 9 мм этот аксессуар является дискретным ширкоугольным объективом с фокусным расстоянием 15 (30) мм, в оптической конструкции которого используются аж три линзы. Недостатками можно считать ручную фокусировку рычажком на передней стороне, у которого всего три положения: «закрыто» (и аксессуар становится крышкой-заглушкой для корпуса, бесконечность и 30 см (если вдруг соберётесь снять им портрет или другой сюжет с ярко выраженным близким передним планом). Бесконечности хватает практически на все случаи жизни, поскольку при постоянной и неизменной светосиле f/8 (что как раз и является вторым недостатком, ограничивающим применение объектива в условиях недостаточной освещённости) фокусировка на бесконечность фактически является гиперфокальной от дистанции примерно метр.

Нельзя сказать, что это оптический шедевр, однако это единственный объектив, в комплекте с которым камеру можно убрать в обычный карман, а не в специальный карман фотожилета. Компактность и портативность, возможность сделать снимок навскидку, причём не привлекая к себе внимания серьёзной оптикой c большими линзами — вот его главные плюсы и достоинства.

Отдельно прибыли на испытания широкоугольный бюджетный зум M.Zuiko Digital ED 9—18 мм f/4,0—5,6 и макрообъектив M.Zuiko Digital ED 60 мм f/2,8 Macro, который, кстати, зарекомендовал себя отличным телевиком и неплохим портретником (хотя в фирменной линейке есть портретники и лучше).

480 MZD_ED9-18mm 640 MZD-ED60_
Преамбула несколько затянулась, посему переходим к нашим пациентам.

 

Основные особенности Olympus PEN E-PL5

  • 16-мегапиксельная КМОП-матрица стандарта 4/3
  • Откидной сенсорный экран (с отключаемой сенсорностью)
  • Диск переключения главных режимов
  • Встроенная трёхрежимная стабилизация изображения
  • Диапазон светочувствительности 200—25 600 ISO
  • Серийная съёмка до 8 кадров/с
  • Художественные фильтры
  • Съёмка видео в формате Full HD, видеоэффекты
  • Графический процессор TruePic VI
  • Улучшенная система обработки RAW-файлов «на борту»

Матрица

В камере используется отличная 16-мегапиксельная КМОП-матрица, такая же, как и на моделях OM-D. Фактически, фотограф получает возможность снимать с качеством камеры OM-D E-M5, которая до недавнего времени считалась (и была на самом деле) лучшим продуктом Olympus в стандарте микро-4/3, но при «пеновских» массогабаритных характеристиках камеры.

В тандеме с мощным графическим процессором она обеспечивает получение фотографий весьма высокого качества. Главное, чтобы фотограф всё делал правильно и не требовал от камеры невозможного. Впрочем, этот трюизм справедлив, пожалуй, для любых фотоаппаратов.

 

Внешний вид

800 E-PL5_grip_silver_Top

Новая камера очень похожа на предыдущую модель подсерии Lite, E-PL3 и имеет практически такое же расположение всех тех же органов управления. Главное внешнее отличие — наличие съёмной накладой рукояточки под правую руку, которая значительно улучшила эргономику камеры.

Дизайн — по-«пеновски» строгий; собственно, он-то и придаёт камерам серии PEN узнаваемый стиль с чётким ароматом ретро, который привлекает многих. Камера выпускается в трёх вариантах внешней отделки: полностью чёрном, серебристом и белом.

 

454 E-PL5_silver_side2

Корпус

Корпус камеры изготавливается из металла, что сразу же ощущается, когда берёшь её в руки. Конечно, это не бронесталь, а тонкий алюминий и магниевый сплав, и на суровую профессиональную эксплуатацию в неблагоприятных климатических условиях камера не рассчитана.

Отсутствие какого бы то ни было встроенного видоискателя и встроенной вспышки позволили едва ли не предельно миниатюризовать камеру, но если бы не система подвески откидного дисплея, камера была бы ещё немного более плоской.

 

Эргономика

Как и любая современная цифровая камера, Olympus PEN E-PL5 требует к себе определённого привыкания (если вы не взаимодействовали с другими беззеркалками от Olympus) ранее. Автор имел опыт эксплуатации модели предыдущего поколения E-PL3, поэтому в обращении с данной «пятёркой» проблем не испытывал никаких вообще.

Конечно, миниатюризация не проходит бесследно; большими зеркалками, на которых много дисков и кнопочек, управлять проще. Однако должен заметить, что после надлежащего освоения матчасти (внимательного изучения инструкции и запоминания основных манипуляций) все настройки можно выполнять весьма быстро.

Нужно отметить, что актуальные камеры серии PEN обладают богатейшим функциональным набором; функции, режимы и параметры могут регулироваться и настраиваться в очень широких пределах, фактически, как на профессиональных камерах. Поэтому, несмотря на миниатюрность и лёгкость, E-PL5 является мощнейшим современным съёмочным инструментом.

При съёмке обычным образом камера лежит в правой руке заметно удобнее своей предшественницы — благодаря уже отмеченной мною накладке-рукояточке. Её можно снять, и тогда E-PL5 внешне будет смотреться почти неотличимо от E-PL3, но я бы не советовал этого делать: с этой рукояточкой камеру держать реально намного удобнее.

800 E-PL5_silver_back

Основные настройки и переключения параметров выполняются с помощью расположенного на задней стенке джойпэдоподобного кольца, которое не только вращается, но и нажимается, как джойпэд. В нём вместе с удобством таится и некоторый минус: большой палец мужской руки, который, как предполагается, должен, как правило, манипулировать данным кольцом, слишком для него велик. Из-за этого есть риск промахнуться или сделать непредумышленное нажатие не в нужном месте. Ну и, конечно, после общения с зеркалками отсутствие какой-либо «крутилки» в окрестностях спусковой кнопки кажется весьма неудобным.

 

Дисплей

Камера оснащается достаточно большим трёхдюймовым ЖК-экраном на тонкоплёночных транзисторах диагональю 2,8 дюйма. Его разрешение не является на сегодня особенно высоким — 460 тыс. точек, но в то же время и не является слишком низким. В режиме Live View, который является единственным штатным способом визирования при съёмке, он отображает, как и положено, все 100% кадра, а при ручной фокусировке возможность увеличить изображение в 14 раз обеспечивает точнейшую наводку на резкость, в чём редакция имела возможность наглядно убедиться в том числе и при съёмке тест-объекта.

800 PEN_E-PL5_EZ-M1442IIR_silver_screen1

Важная особенность экрана в сравнении с предшествующей моделью E-PL3 — благодаря дополнительному элементу в системе подвески он обрёл заметно большую свободу. Теперь камерой удобно снимать не только над головой или «от пуза»; его можно также поднять вертикально вверх, обратив перевренувшимся изображением туда же, куда смотрит объектив. Кадрирование (и особенно визирование) автопортретов таким образом перестаёт быть проблемой.

640 PEN_E-PL5_EZ-M1442IIR_silver_screen2 800 E-PL5_EZ-M1442IIR_self
В отличие от E-PL3, экран стал сенсорным. С его помощью стало проще путешествовать по обширному меню камеры (хотя для изменения настроек всё равно приходится задействовать диск и кнопки), выбирать нужные фокусировочные точки при съёмке. Прикосновение к сенсорному экрану способно и заменять нажатие на спусковую кнопку; именно поэтому я и отключил на камере эту функцию. Когда камера постоянно болтается на шее или на плече и периодически поднимается на уровень глаз для съёмки, крайне высока вероятность обнаружить на флэш-карточке заметное количество непреднамеренных снимков; по закону подлости шедевров среди них не бывает (ну, или это лично автору так не везло, не знаю). Во всяком случае возможность отключения этой функции я считаю безусловным благом.

Ня ярком солнечном свету изображение на экране становится не так хорошо заметным; выбирать границы кадра можно, а вот контроль точности фокусировки, особенно ручной, становится уже проблематичным.

В этом случае остаётся только порекомендовать использование внешнего съёмного электронного видоискателя. Модель VF-3 с мегапиксельным разрешением уже была весьма неплоха, новая же, VF-4, при разрешении 2,36 мегапиксела явно способна составить конкуренцию оптическим видоискателям. Внешний видоискатель удобен ещё и тем, что его окуляр можно поднять практически под 90 градусов. Проблема тролько в одном: видоискатель вставляется во всё тот же башмак, и если на камере стоит он, об использовании вспышки воленс-ноленс придётся забыть.

В списке дополнительных аксессуаров явно не хватает «башмачного разветвителя-тройника»: использование вспышки не должно входить в противоречие с удобством визирования.

 

Автофокусировка

Работа системы автофокусировки не вызывает особых нареканий. 35 фокусировочных зон — вполне достаточный выбор, не говоря уже о 800 зонах для увеличения при контроле ручной фокусировки.

Следящая фокусировка, безусловно, оставляет желать лучшего, однако в подавляющем большистве случаев, когда фокусировка выполняется по неподвижному объекту (а именно так чаще всего и происходит в реальной жизни), система срабатывает быстро и чётко. Уверен, что как минимум в 95% случаев пользователь будет удовлетворён работой системы автофокусировки.

Особенно если учесть возможность выбора нужной фокусировочной точки прикосновением к нужному месту на сенсорном экране: это, пожалуй, самый простой и наглядный метод путеществия по широкой чувствительной зоне системы автофокусировки. Ну, а для серьёзной съёмки, например, спорта всё же лучше воспользоваться другими камерами.

 

НЕвстроенная вспышка

480 FL-LM1Миниатюрная вспышка FL-LM1 не встраивается, а прилагается к камере E-PL5. Она вставляется в башмак камеры, хотя для связи с её «мозгом» использует не имеющиеся в башмаке контакты, а расположенный чуть ниже башмака аксессуарный порт. Могу только ещё раз выразить сожаление по поводу того, что установленная вспышка не позволяет использовать видоискатель (и наоборот).

Сама вспышечка вполне миниатюрна, хотя вместе с ней камеру в карман уже не засунешь (если, конечно, речь идёт не о кармане специализированного фотожилета). В рабочее положение она приводится одним движением пальца, слегка приподнимающего её головку.

Несмотря на миниатюрные размеры и невысокую мощность (ведущее число 10 при минимальной светочувствительностии 200 ISO), она является весьма могучим инструментом, позволяя снимать на длительных выдержках, синхронизировать импульс по второй (закрывающей) шторке, устанавливать полную или частичную мощность в ручном режиме и даже снимать на выдержках короче выдержки Х-синхронизации.

Главная же особенность этой малышки, безусловно, заключается в том, что она способна играть роль блока беспроводного дистанционного TTL-управления внешними вспышками, причём на радость энтузиастам стробизама предусмотрены четыре канала управления.

Главным недостатком штатной вспышки-малышки является её небольшое удаление от оптической оси, из-за чего оправа сравнительно больших объективов, вроде 14—150 мм, на широком угле даёт округлую тень в нижней части кадра.

 

Карты памяти

Камера принимает в себя карты памяти SD всех основных типов, включая SDHC и SDXC.

Однозначная рекомендация, акутальная, впрочем, и для всех остальных современных цифрвых камер, — использовать максимально быстродействующие карты. Сам производитель рекомендует для видеосъёмки использовать карты памяти не хуже 6-го класса.

 

Экспозамер

Измерение экспозиции производится вполне точно, претензий к нему не возникло. Предусмотрены три обычных режима — многозонный или, если угодно, матричный, центровзвешенный и точечный. Большинство отснятых фотографий было сделано с использованием многозонного замера, и редакция осталась полностью удовлетворена результатами.

Для гарантии получения нужных результатов можно воспользоваться уже упомянутой функцией экспокоррекции (до ±3 ступеней экспозиции) и экспозиционной вилкой. В последнем режиме вы получите два, три или пять кадров с отклонением экспозиции 1/3, 2/3 или одна целая ступень от определённой камерой нормы. Возможна даже семикадровая эксповилка, однако в этом режиме шаг изменения экспозиции может быть равен только 1/2 или 1/3 ступени.

 

ISO

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Как уже сказано, стандартный диапазон светочувствительности у камеры E-PL5 составляет от 200 до 25 600 ISO. В автоматическом режиме выбора верхний предел нужно не забыть установить вручную: по умолчанию он равен 1600 ISO.

Порадовало, что обновлённый графический процессор заметно лучше обрабатывает снимки, сделанные на высоких значениях светочувствительности. На камерах прежнего поколения чувствительность 800 ISO уже давала в ряде случаев результаты сомнительной приемлемости, а 1600 ISO была, скажем прямо, аварийной. Камера E-PL5 (вслед за OM-D E-M5) отодвинула верхню границу приемлемой нормы примерно на две ступени минимум.

iso 200При клике откроется сводная картинка 100% кропов полного тест-кадра на всех целых значениях светочувствительности.

Впрочем, многое зависит от цели съёмки: если картинка должна всего лишь появится в социальной сети или Инстаграмме (или, допустим, в газетном репортаже или в блоге, где редко используется разрешение более 1200 пикселей по длинной стороне) — можно спокойно ставить и 6400. RAW-файлы позволяют добиться несколько лучшего качества фотографий, снятых на высокой чувствительности. На минимальной же чувствительности качество даже JPEG-изображений практически неотличимо от того, которое дают хорошие камеры формата APS-C.

В настройках камеры можно выбрать шаг изменения значений светочувствительности; он может составлять 1/3, 1/2 или 1 целую ступень. Для упрощения жизни автор отключил через меню возможность выбора дробных значений, и ни разу не ощутил потребности в их наличии.

При съёмке можно воспользоваться опцией вилки по светочувствительности: при сохранении постоянной экспозиции (что иногда важно) камера запишет три кадра с разными значениями ISO. Шаг этой вилки также выбирается размером 1/3, 1/2 или 1 целая ступень.

 

Режимы съёмки

Главные режимы съёмки выбираются при помощи расположенного на верхней панели дискового переключателя. При серьёзном подходе к фотосъёмке наибольший интерес представляют позиции «М», «S» и «A» — ручной режим, приоритет выдержки и приоритет диафрагмы соответственно.

В приоритетах нет никаких сложностей, вращение расположенного сзади джойпэдоподобного кольца выбирает нужный параметр. В ручном режиме проявляется недостаток вращающихся органов управления; сначала нужно выбрать, какой именно параметр вы собираетесь изменить, а затем врашением кольца изменять его. Это, конечно, неудобно; но необходимость в применении полностью ручного режима, скажем честно, возникает не так уж часто.

Режим «Р» — автоматический режим программной автоматики, принципиально отличающийся от полностью искуственно-интеллектуального режима «iAuto» только тем, что в нём можно руками менять выбранную программой пару экспозиционных параметров (в режиме «iAuto», кроме того, автоматически производятся ещё несколько операций, включая выбор фокусировочной точки, по которой камера наведёт резкость).

Желающим максимально упростить жизнь и автоматизировать съёмку подойдёт позиция диска «SCN». Здесь меню предлагает весьма щедрый выбор из 25 сюжетных программ, куда, помимо стандартных портрета, пейзажа, спорта, крупного плана (макро) и ночной съёмки входят также и довольно специфические программы, вроде съёмки в высоком и низком ключе, съёмки при свечах, пересъёмки документов, съёмки фейерверков, имитация объектива «рыбий глаз» и другие программы.

Есть здесь и программа панорамной съёмки, однако она пока не доведена до ума (с точки зрения пользователя, избалованного творениями некоторых других производителей). Последовательность кадров приходится снимать вручную, контролируя по обозначениям на экране степень перехлёста отдельных кадров, а затем нужно склеивать отснятые в этом режиме кадры в фирменной программе обработки изображений (или, впрочем, в любой другой панорамной програме).

Интереснее всего, пожалуй, позиция диска «ART». Именно в ней можно выбрать один из так называемых «художественных» режимов:

  • Поп-арт — два режима съёмки с усиленными цветами; неплохой способ приукрасить действительность;
  • Мягкий фокус — имитация эффекта от использования софт-фокусного объектива (или фильтра);
  • Мягкий свет, он же бледный — картинка становится светлой и бледной;
  • Светлая тональность, она же высокий (светлый) ключ, она же High Key;
  • Зернистая плёнка — формирует духовно-зернистое изображение, снятое на старую высокочувствительную (и притом чёрно-белую!) плёнку, вроде Фото-250; имется два подрежима, с более контрастным и более мягким изображением;
  • Пинхол — имитация съёмки пинхольной камерой, то есть камерой обскурой; резкая картинка с энергичным круглым виньетирванием по краям;
  • Диорама — энергичное размывание переднего и заднего планов, что создаёт ощущение съёмки миниатюрных предметов в некоем игрушечном пространстве;
  • Расширенная тональность — это фирменное название. Нет, это не HDR, хотя что-то от HDR здесь и используется; я бы назвал этот эффект «драматичное фото». Кстати, он мне понравился;
  • Кросс-процесс — имитация эффекта от позитива со слайдовой плёнки, проявленной как негативная, или с маскированной цветной негативной плёнки, проявленной как обращаемая; в обоих случаях получается извращённая, но временами интересная цветопередача.

Отмечу также, что все перечисленные фильтры со всеми их вариантами и вариациями, а также ещё несколько сверх того (включая, например, соляризацию) можно с успехом применять в фирменной программе Olympus Viewer 2, занимаясь «проявкой» RAW’ов.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA Эффект «Расширенная тональность» или, если угодно, «Драма!» (ниже, в тестовых фотографиях, имеется этот же кадр в «нормальном» виде).
OLYMPUS DIGITAL CAMERA Эффект «Поп-арт I» (ниже, в тестовых фотографиях, имеется этот же кадр в «нормальном» виде).
800-2-P6180277-grainЭффект «Зернистая плёнка I» (справа — фрагмент полного кадра в натуральную величину).
 

Аккумулятор

Камера PEN E-PL5 питается от такого же аккумулятора BLS-5, что и все остальные актуальные модели PEN. Ёмкость этого аккумулятора составляет 1150 мА·ч, чего хватает на минимум три сотни снимков. То есть даже на весьма насыщенный съёмочный день в турпоездке (при условии, что фотограф время от времени отпускает спусковую кнопку, а не щёлкает всю окружающую действительность в режиме скоростной серийной съёмки).

Ясное дело, у автора в кармане всегда имелся заряженный запасной аккумулятор, но применять его приходилось только тогда, когда накопившаяся к вечеру усталость мешала автору поставить рабочий аккумулятор на ночь на зарядку.

Заряжается данный аккумулятор входящим в комплект зарядным устройством BCS-5 такого же серого цвета, как и сам аккумулятор. Тем, кто уже использует камеры PEN, полезно знать, что камера E-PL5 полностью совместима с прежней батареей BLS-1 (заряжающейся от устройства BCS-1); интересно, что старые батарея и зарядное устройство также одного цвета, только чёрного. Инструкции строго указывают, что серую батарею нужно заряжать только «своим», серым устройством, а чёрную, соответственно, чёрным.

Положившись на удачу, позволил себе провести эксперимент и раза три зарядил серую батарею чёрным, старым устройством. Ничто не взорвалось, батарея не нагревалась и вполне себе заряжалась.

Для экономии энергии в целом справедливы все обычные рекомендации: меньше просматривать отснятое на камере и меньше пользоваться вспышкой из комплекта: ведь она тоже питается от «бортовой сети».

 

Съёмка видео

Камера E-PL5, как и большинство современных фотокамер, позволяет снимать видео Full HD AVCHD с частотой кадров 30p. «Простое» HD-видео может записываться и в формате AVI Motion JPEG. Режим видеосъёмки можно выбрать на диске выбора режимов, а можно и запустить напрямую в любой момент, нажав большим пальцем правой руки специально выделенную для этого кнопку с красной точкой.

При видеосъёмке можно применять художественные фильтры; более того, из даже можно переключать. Предусмотрены и некоторые видеоэффекты. Окружающий звук довольно неплохо пишется встроенным стеремикрофоном, приёмные отверстия которого располагаются по бокам от горячего башмака. При съёмке можно регулировать уровень записи звука и подавление шума.

Для повышения качества видеосъёмки есть возможность подключения к камере внешнего стереомикрофона. Однако в целом нужно заметить, что как фотоаппарат камера E-PL5 нам представляется значительно более интересной и практичной, нежели как видеокамера.

 

Практические наблюдения

Камера работает весьма шустро, при включении прихожит в полную боевую готовность менее чем за секунду; вы как раз успеваете привести в готовность штатный зум-объектив (в походном положении он компактно стягивается; для съёмки оправу нужно раздвинуть поворотом кольца).

Говоря о качестве изображения, нужно сказать, что фактически мы имели наблюдали компактную беззеркальную камеру, снимающую как недавно уступившая лавры топ-модели очередной суперновинке квазизеркалка OM-D E-M5.

Качество JPEG-файлов со сжатием F (fine) отличное. Нужно также иметь в виду, что камеры Olympus PEN обладают щирочайшим диапазоном всевозможных настроек, которые позволяют, например, выбирать скорость серийной съёмки по отдельности в скоростном и медленном режимах. Или, если хотите, можете найти в глубинах меню возможность установить в качестве штатного сжатия SF — super fine. Если взять для сравнения Фотошоп, это будет 11-й или даже 12-й уровень качества. В зависимости от характеристик запечатлеваемого сюжета размер файла JPEG Super Fine составлает примерно от 3,5 до 12 МБ. Это при том, что RAW’ы, имеющие фирменное расширение ORF, «весят» от 12 до почти 20 МБ (что свидетельствует о применении при их записи алгоритмов сжатия без потерь).

Безусловно, если вы предполагаете дальнейшую обработку файлов, снимать желательно в RAW или RAW+JPEG. Этот режим полезен при использовании всевозможных художественных фильтров: если снимать только JPEG, вы получите одно бесповоротно модифицированное (иной раз весьма радикально модифицированное) фильтром изображение; если же снимать RAW+JPEG, у вас в распоряжении окажутся две картинки, одна с применённым эффектом, другая — оригинал-первоисточник.

И разумеется, RAW — абсолютная и насущная необходимость, если вы собираетесь выжимать из камеры всё, на что она способна, осуществляя тонкую подстройку цветов, повышая резкость и работая со светами-тенями.

К автоматическому балансу белого претензий нет. В сложных случаях баланс элементарно устанавливается вручную по нейтрально-белому или серому объекту, причём можно запомнить две ручные установки. Предусмотрены изобильные возможности коррекции баланса и его настройки по температуре. Как говорится, никто не уйдёт обиженным.

Размывать фон при съёмке с использованием стандартных зум-объективов — задача не из самых простых; здесь меньший по сравнению с полным кадром формат матрицы сочетается с умеренной светосилой. Способ только один: стараться, чтобы объект был как можно ближе к камере, а задний план — как можно дальше от неё. Разумеется, при полностью открытой диафрагме.

Нет сомнений, что ожидающиеся новые светосильные зумы с постоянным отверстием f/2,8 улучшат ситуацию, хотя и не станут дешёвым решением. Если же вы хотите иметь по-настоящему хорошо размытый задний план и красивое боке — придётся потратиться на дискретные светосильные объективы. При f/1,8 всё получается прекрасно.

В части совместимости с оптикой у камеры появилась новая функция приоритета «объективной» стабилизации изображения, которой обладают некоторые объективы сторонних производителей, включая Panasonic. При установке на камеру такого объектива встроенная в камеру система стабилизации сдвигом матрицы по умолчанию отключается. Кстати, о встроенной стабилизации: она работает весьма нелпохо и имеет три режима: полная стабилизация, и стабилизация только в горизонтальной или вертикальной плоскости; эти ражимы позволяют ровнее снимать проводкой.

Из органов управления хочется отметить кнопку Fn, которой можно присвоить нужное значение через меню. На испытаниях автор назначил этой кнопке выбор режима съёмки RAW+JPEG; в результате переключаться между режимами JPEG и RAW+JPEG стало можно одним нажатием кнопки, без привлечения меню.

И ещё одна особенность камеры, передающаяся по наследству от прежних моделей: в режиме съёмки в цветовом пространстве Adobe RGB имена сохраняемых файлов начинаются с так называемого «нижнего подчерка» («_»), при съёмке в sRGB (а именно так, например, снимаются кадры с фильтрами) — с буквы «P». В результате выстроить отснятое «по порядку номеров» можно, только упорядочив файлы по дате/времени съёмки. С именами файлов меню камеры позволяет сделать многое, включая замену буквы «P» на любую другую букву латинского алфавита; вот только, увы, возможность унификации имён не предусмотрена. Может быть, кому-то такое разделение по именам окажется и полезно; автору же оно не то чтобы мешало, но, скажем так, периодически раздражало.

 

Выводы

Olympus PEN E-PL5 — стильная и мощная современная беззеркалка, обеспечивающая качество OM-D E-M5 в компактном и более доступном по цене корпусе. Отличается широчайшими возможностями подстройки под индивидуальные нужды и потребности фотографа. Быстрая и точная автофокусировка с детекцией контраста, плюс возможность съёмки очередями до 8 кадров в секунду, плюс сенсорный экран для ценителей — камера заслуживает весьма высокой оценки.

Конструкторам осталось решить проблему совместимости электронного видоискателя со вспышками. Хорошо бы, конечно, обрести и какой-то дополнительный вращающийся манипулятор для выбора параметров. По правде говоря, эта проблема удачно решена на новой (и более дорогой) камере PEN E-P5; впрочем, не она является сегодня предметом нашего разговора.

 

Olympus PEN E-PM2

800 PEN_E-PM2_EZ-M1442IIR_red_silver

По своему позиционированию эта камера является младшей сестрой модели E-PL5, по возможностям же — настоящей двойняшкой. Именно поэтому мы не стали в каждой главке останавливаться на общем и особенном у двух оказавшихся в нашем распоряжении камер.

800 PEN_E-PM2_red_Top

Грубо говоря, обе модели имеют одинаковые «мозги» и матрицу, и снимают практически одинаково, на уровне OM-D E-M5. Разница заключается в дизайне и, глубже, в эргономике. Подсерия «мини» ориентирована больше на тех потребителей, кто, как уже сказано, хочет качество лучше, чем у «мыльниц», но при этом не собирается заморачиваться изобилием настроек.

С одной стороны, функциональный набор модели E-PM2, являющейся одной из самых маленьких камер со сменными объективами из имеющихся сегодня на рынке, практически совпадает с подробно описанной камерой E-PL5 (включая возможность съёмки и обработки RAW-файлов). С другой — добраться до большинства из опций труднее: камера лишена диска выбора режимов, и все переключения производятся только с помощью кнопок да сенсорного экрана, который, к тому же, жёстко встроен в корпус и не откидывается. Кстати, колечко с функцией джойпэда у E-PM2 ещё меньше (и тем самым менее удобно), чем у E-PL5. Впрочем, покупатели этой камеры скорее всего будут большей частью использовать её в режиме интеллектуальной автоматики, не испытывая большой потребности во вращении этого манипулятора.

800 PEN_E-PM2_red_back

Ещё одно различие двух моделей лишь подтверждает слова о позиционировании модели E-PM2: среди доступных вариантов цветового оформления вдобавок к белому, серебристому и чёрному выпускается ещё и красный (на взгляд автора — с несколько розоватым оттенком).

Стоит ли большее удобство серьёзного подхода к фотографии, которое предлагает модель E-PL5, разницы в цене — решать вам; качество съёмки, повторяем, у обеих моделей равное, точнее, равновысокое.

 

Тестовые кадры

Архив с полноразмерными файлами JPEG (трафик 115 МБ).

OLYMPUS DIGITAL CAMERAКонвертированный RAW; 1/250 с, f/8, 200 ISO, фок. расст. 9 (18) мм, объектив M.Zuiko Digital ED 9—18 мм f/4,0—5,6. «Камерный» JPEG в режиме SF «весит» 11,6 МБ, RAW-ORF — 15 МБ. В архиве для скачивания лежат как «камерный» JPEG, так и JPEG с минимальным сжатием, полученный из обработанного и сохранённого в TIFF RAW’а. TIFF, кстати, занимает 45,5 МБ.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA«Камерный» JPEG; 1/500 с, f/8, 200 ISO, объектив-крышка 15 мм f/8. См. выше этот же кадр с применением арт-фильтра «Поп-арт I».
OLYMPUS DIGITAL CAMERA«Камерный» JPEG; 1/1000 с, f/5,6, 200 ISO, фок. расст. 10 (20) мм, объектив M.Zuiko Digital ED 9—18 мм f/4,0—5,6. Аналогичный сюжет, снятый «полноразмерным» объективом, да ещё с линзами ED.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA Конвертированный RAW; 1/350 с, f/8, 200 ISO, фок. расст. 9 (18) мм, объектив M.Zuiko Digital ED 9—18 мм f/4,0—5,6. См. выше этот же кадр с применением при съёмке арт-фильтра «Расширенная тональность» (драма). В архиве для скачивания лежат как «эффектный» JPEG, так и JPEG с минимальным сжатием, полученный из обработанного и сохранённого в TIFF RAW’а.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA«Камерный» JPEG; 1/60 с, f/5,6, 1600 ISO, фок. расст. 11 (22) мм, объектив M.Zuiko Digital ED 9—18 мм f/4,0—5,6.
OLYMPUS DIGITAL CAMERAКонвертированный RAW; 1/350 с, f/5,6, 200 ISO, фок. расст. 150 (300) мм, объектив M.Zuiko Digital ED 14—150 мм f/4—5,6.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA«Камерный» JPEG; 1/60 с, f/2,8, 200 ISO, объектив M.Zuiko Digital ED 60 мм f/2,8 Macro, дополнительная вспышка в потолок.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA«Камерный» JPEG; 1/125 с, f/2,8, 800 ISO, объектив M.Zuiko Digital ED 60 мм f/2,8 Macro.
OLYMPUS DIGITAL CAMERAКонвертированный RAW; 1/250 с, f/6,7, 200 ISO, фок. расст. 9 (18) мм, объектив M.Zuiko Digital ED 9—18 мм f/4,0—5,6.
OLYMPUS DIGITAL CAMERAКонвертированный RAW; 1/20 с (съёмка с рук с упора + стабилизатор изображения), f/8, 6400 ISO, объектив M.Zuiko Digital ED 60 мм f/2,8 Macro, дистанция съёмки близка к минимальной (то есть к 19 см).

OLYMPUS DIGITAL CAMERA «Камерный» JPEG; 1/250 с, f/2,8, 200 ISO, фок. расст. 60 (120) мм, объектив M.Zuiko Digital ED 60 мм f/2,8 Macro, точечная АФ по средней части стебля.
 

Предыдущая статьяПлёночная фотография. Практика фотосъёмки на средний формат
Следующая статьяСистема NOVOFLEX Quadropod в полевых условиях
Родился в Москве в 1970 году. После службы в армии поступил, и в 1995 году окончил МГУ (ИСАА) с красным дипломом. В 1993 году участвовал в создании первого "неофициального" российского фотографического журнала "Фотомагазин", в котором работал заместителем главного редактора до конца 2005 года. В 2006 году стал главным редактором лицензионного русского издания международного журнала о фотографии "Zoom", одновременно редактировал журнал фотографических путешествий "ФотоTravel". Был главным редактором онлайн-проекта Fototips.ru с 2012 по январь 2016 года.