Обзор тильт-шифт объектива Samyang T-S 24 мм f/3,5

[adrotate banner="2"]

На обзоре один из самых интересных объективов — Samyang T-S 24 мм f/3,5 ED AS UMC.

Обозначение «T-S» расшифровывается как «tilt-shift», что по-русски обычно так и передают, не заморачиваясь переводом: «тилт-шифт». Два этих коротких слова обозначают возможность сдвигать и наклонять оптическую ось объектива.

samyang-ts-24mm-10-detsamyang-ts-24mm-11-det

С тех времён, когда фотоаппараты с «гармошками» были повсеместно распространены, прошли десятилетия, и о пользе изменения ориентации объектива относительно плоскости плёнки (или, по-современному, матрицы) многие забыли, а иные и не знали никогда. Впрочем, даже и те, кто о ней знают, как правило, такой возможностью не пользуются. Неудивительно: ведь даже в самом доступном по величине капиталовложений «узком» формате объективы, позволяющие упражняться с оптической осью, стоят от 70 тысяч рублей (если говорить о самом востребованном широком угле). Чтобы не быть голословными, заглянем в один очень популярный интернет-магазин и посмотрим на продукцию двух самых популярных брендов.

  • Canon TS-E 24 мм f/3,5L II = 79 797 р.
  • Nikkor PC-E 24 мм f/3,5D ED = 74 098 р.

Объективы с более длинным фокусным расстоянием бывают, конечно, и подешевле, но и потребность в них намного ниже. А вот ещё более короткофокусный кэноновский TS-E 17 мм f/4L стоит уже за восемьдесят.

Стоит ли, как говорится, овчинка выделки, если с помощью сравнительно нехитрых упражнений с мультимегапиксельной картинкой в Фотошопе вроде бы можно легко убрать перпективный завал-развал зданий, вытянуть короткое, укоротить длинное, размыть слишком резкое?

samyang-ts-24mm-4

Объектив в положении с предельными уклоном и сдвигом.С точки зрения качества — ответ однозначен: стоит. Любое фотошопное упражнение подобного рода неминуемо ухудшает качество исходного изображения, сжирая имеющийся (если имеющийся) в распоряжении фотографа запас мегапикселей. Если же объектив сразу «нарисует» на матрице картинку с нужными характеристиками, не имеющую завалов — она будет с самого начала иметь то качество, которое способна дать матрица вашей камеры, так как завал линий будет скорректирован не «потом», математическим растягиванием пикселей, а оптическим образом, «до» того, как изображение достигнет матрицы камеры (или плёнки, что всё ещё не так уж и редко встречается).

samyang-ts-24mm-6

Поэтому появления нового Самьянга ждали (производитель предусмотрительно заранее объявил о намерении выпустить такой объектив), небезосновательно предполагая, что продукт независимого производителя окажется доступнее «родной» оптики по цене, и надеясь, что качество при этом будет достаточно высоким.

samyang-ts-24mm-8-det

Для наглядности и мнемотехничности работы с объективом с одной стороны ручки управления тилтом-шифтом — чёрные, с другой — белые.Сейчас, когда первая волна ажиотажного спроса на горячую новинку уже прошла, можно заявить со всей ответственностью: ожидания оправдались по всем направлениям.

samyang-ts-24mm-7

Даже в таком извращённом (с точки зрения плёнки или матрицы) положении тилт-шифт объектив рисует в кадровом окне полноценную картинку.Во-первых, «независимый» тилт-шифт всё в том же интернет-магазине стоит порядка 30—34 тысяч рублей (в зависимости от байонета). А вот про «во-вторых» мы решили поговорить с профессионалами, которые используют подобную оптику в своей повседневной работе.

На линии Дмитрий Мухин, член Гильдии рекламных фотографов и её экс-президент, наш автор, один из крупнейших специалистов в области промышленной, архитектурной и интерьерной фотографии (весомым подтверждением этой аттестации служит список его заказчиков).

«Исправленные» линии — необходимость в профессиональной промышленной и архитектурной съёмке, поэтому объектив Canon TS-E 24 мм f/3,5L (первого поколения) является моим постоянным попутчиком. Камеры меняются, вместо плёночных «единичек» я сегодня беру на выездные съёмки Canon EOS 5D Mark III, но вот тилт-шифт остаётся моим постоянным попутчиком и помощником.

Mukhin_1_800

Главная функция шифта — выпрямление линий снаружи… 1/200 с, f/8, 100 ISO, замер матричный. Фото © Дмитрий Мухин.

Сейчас компания выпускает вторую версию этого объектива, важным плюсом которой является независимость тилта и шифта: по сравнению с имеющимся у меня старым объективом добавлена ещё одна плоскость вращения, что позволило отдельно выбирать направление шифта, то есть сдвига оптической оси, и отдельно — направление тилта-уклона.

Это важное преимущество, и я серьёзно задумывался над обновлением; единственное, что меня останавливало от немедленного похода в магазин, — немилосердная цена новинки. Поэтому, когда появился новый широкоугольный тилт-шифт от Samyang, я со вполне понятным практическим интересом его опробовал.

Mukhin_2_800

… и внутри. 1/30 c, f/11, 3200 ISO, матричный замер. Фото © Дмитрий Мухин.

Прежде всего порадовала независимость тилта и шифта, такая же, как у нового «родного», но при цене едва ли не в два с половиной раза меньше. При этом оптическое качество ничуть не хуже того, которое даёт мой фирменный тилт-шифт.

Я, разумеется, не проводил скрупулёзных попиксельных сравнений; мне это не нужно, я делом занимаюсь. Для меня важно, чтобы «линза» позволяла мне получить резкую картинку нужного мне (и заказчику) качества, и обсуждаемый Samyang с этой задачей справляется на все сто.

Мне приходилось снимать и в спокойной обстановке, установив, как положено, камеру на штатив и неторопливо подбирая степень сдвига и уклона, и в менее комфортных условиях, с рук. Результат меня устраивает.

Да, у Самьянга нет управления диафрагмой с камеры, диафрагму нужно ставить по старинке, кольцом. Однако для моих съёмок это не является проблемой и жить не мешает.

Помещение, каким его «видит» объектив 24 мм в нейтральном положении.
Помещение, каким его «видит» объектив 24 мм в нейтральном положении.

Кстати, поделюсь небольшим профессиональным секретом. В ограниченных пространствах нередко не хватает даже 24 миллиметров фокусного расстояния. Именно шифт позволяет частично решить эту проблему: достаточно всего лишь сделать пару снимков со смещением оси объектива влево и вправо, если мы говорим о горизонтальном кадре. Смещается только ось; камера остаётся неподвижной! Для упрощения последующей работы шифт можно делать не до упора, чтобы минимизировать неизбежное виньетирование (хотя оно у данного Самьянга, должен сказать, весьма незначительное).Muhin-2

То же помещение, тот же объектив, + полный горизонтальный шифт сначала влево, а потом вправо. 1/5 с, f/8, 400 ISO, матричный замер. Фото © Дмитрий Мухин.

Mukhin_3-2_800

Результирующий без малого 34-мегапиксельный снимок с разрешением 8839 пикселей по горизонтали. Внизу — два вырезанных из него фрагмента в масштабе 100%. 1/5 с, f/8, 400 ISO, матричный замер. Фото © Дмитрий Мухин.

Muhin-2-det

Затем два кадра просто накладываются друг на друга в Фотошопе — для их сшивки мне даже не требуется специальное панорамное программное обеспечение, — и на выходе с третьего Марка получается примерно 30—34-мегапиксельное «широкоэкранное» изображение с равномерно высоким качеством по всему полю кадра.

Ещё один профессионал, опробовавший новинку — хорошо знакомый нашим читателям Сергей Романов, также член Гильдии рекламных фотографов, известный специалист по съёмке красоты и гламура и, что в данном случае особенно интересно, обработке изображений.

Если у Дмитрия Мухина такой объектив вполне понятным образом «выпрямляет» здания, что же с его помощью Сергей Романов делает с женщинами?

«Вытягиваю» ноги красивым женщинам! Ну, не у всех они длинные, а для хорошего гламура их и вообще часто хочется удлинить. А тут — красота: не нужно заморачиваться с ракурсами, камера стоит на высоте роста, чтобы не портить верхнюю часть фигуры. Просто немного шифта вниз, и ноги волшебно вытягиваются!

Вообще, Samyang порадовал. Причём не только ценой, но и резкостью по всему кадру. Я когда-то упражнялся с кэноновским тилт-шифтом 24 мм, но там у меня почему-то девять кадров из десяти шли в брак по резкости (хотя и руки, и глаза у меня откуда надо растут).

Здесь же брака по резкости не было практически вообще. Может, это объектив такой, удобный? Не знаю, мне важен результат. А он отличный: резкость безумная, боке красивое, углы кадра такие… незакруженные.

Romanov-Shift-s1/60 с, f/11, 1600 ISO, точечный замер, постоянный свет. Фото © Сергей Романов.

Ставил я его на свою Sony α99. Должен сказать, цвета порадовали. Для меня, как специалиста по послесъёмочной обработке, это важная тема. Я же вижу: этот объектив желтит малость, тот — синит… А здесь — отличная нейтральная передача. Заметной разницы с цейссовским Планаром 85 мм f/1,4 я не ощутил, а Планар — шедевр, что уж греха таить.

Разумеется, как спец, я могу многое сделать в Фотошопе, и «вытягивание» ног — не бог весть какая сложная задача. Однако именно как специалист ответственно заявляю: лучше всего получить нужный кадр сразу, при съёмке, чтобы в нём все могучие возможности камеры оказались неиспорченными. Шифт для ног гораздо полезнее Фотошопа!

Отмечу ещё один момент: когда работаешь этим объективом, совершенно не возникает ощущения, что используешь дешёвую оптику. Он добротно сделан, отлично отделан, прекрасно смотрится. Девушкам нравится, когда фотограф с ними работает серьёзными приборами. А мне — мне нравится результат.

Оба профессионала, поделившихся с нами своим мнением о самьянговской новинке, обратили внимание на высокую резкость обсуждаемого объектива. Это важный момент. Ведь чем, по сути, является объектив тилт-шифт, если мы говорим о малоформатных камерах? Чтобы в условиях предельного сдвига оптической оси и её предельного уклона изображение всё равно бы попадало на всю площадь полного кадра, рисуемый объективом кружок изображения должен быть значительно больше, чем у обычного объектива.

Фактически, речь идёт о подвижной установке на малоформатную камеру объектива со среднеформатными характеристиками. Современные мультимегапиксельные матрицы очень критично относятся к качеству оптики, жёстко выявляя её недостатки. И высокая оценка объектива профессионалами свидетельствует о том, что южнокорейские конструкторы оптики отлично справились со своей задачей.

TS f=24mm Fno3.5(Mount10).xls

Оптическая конструкция объектива Samyang T-S 24 мм f/3,5 ED AS UMC.

Технические характеристики

Samyang T-S 24 мм f/3,5 ED AS UMC
Фокусное расстояние 24 мм
Светосила f/3,5
Мин. диафрагма f/22
Конструкция (линз/групп) 16/11, в т.ч. 2 асферические, 2 из ED-стекла
Угол поля зрения 24×36: 83,5°
APS-C / Canon EOS: 56,9°
APS-C / другие бренды: 59,9°
Мин. дистанция съёмки 0,2 м
Сдвиг-шифт ±12 мм
Уклон-тилт ±8,5°
Вращение оптического блока У байонета: 90° вправо, фиксированные положения через каждые 30°
Между блоками уклона и сдвига: 90° влево, фиксированные положения через каждые 30°
Диаметр фильтров 82 мм
Макс. диаметр 86 мм
Длина/вес по вариантам Сanon EOS: 110 мм / 667 г
Nikon F: 107 мм / 647 г
Pentax K: 108 мм / 646 г
Sony α: 109 мм / 656 г
Sony E*: 139 мм / 734 г

* О выпуске объектива модификации Sony E объявлено в середине октября, но на момент публикации в продажу он ещё не поступил.

Предыдущая статьяНовая прошивка для 5D Mark III
Следующая статьяNikon Df: полный кадр в классическом стиле
Родился в Москве в 1970 году. После службы в армии поступил, и в 1995 году окончил МГУ (ИСАА) с красным дипломом. В 1993 году участвовал в создании первого "неофициального" российского фотографического журнала "Фотомагазин", в котором работал заместителем главного редактора до конца 2005 года. В 2006 году стал главным редактором лицензионного русского издания международного журнала о фотографии "Zoom", одновременно редактировал журнал фотографических путешествий "ФотоTravel". Был главным редактором онлайн-проекта Fototips.ru с 2012 по январь 2016 года.