Обработка фотографий. Работа с цветом

Можно прочесть много уроков по Photoshop “возьми то и используй сюда” и не научиться обработке. Более того, как правило, люди из таких уроков не выносят ничего, кроме знания последовательности действий для создания определенного эффекта в фотошопе. Почему так происходит?

Все очень просто: чтобы научиться обработке, надо прежде всего понять, с какой целью делается обработка и какой результат вы хотите увидеть в итоге. И уже исходя из этого, выбирать, как именно вы будете обрабатывать фотографию.

В этой статье на примере нескольких фотографий я покажу, как определить задачу по обработке фотографии и максимально эффективно ее решить.

Понимание работы с цветом

Несколько месяцев назад мне заказали обработку фотографий для фотоальбома по Краснодарскому краю.

post_02

post_03

post_04

В комментариях многие просили меня рассказать о том, как именно была сделана обработка фотографий. К сожалению, рассказать детально о работе с цветом, скорее всего, не получится. Дело в том, что, во-первых, у меня уже нет оригинальных файлов этих фотографий (а без них невозможно показать все стадии обработки), а во-вторых, некоторые элементы этой обработки довольно сложные в техническом плане, и описание их заняло бы очень много времени, да и в одну статью никак не уместилось бы.

Но зато эти фотографии будут отличным примером для понимания целей и задач обработки.

Итак, у нас есть задача – обработать фотографии для фотоальбома. А именно:

  • Сделать реалистичные, красивые цвета.
    Именно реалистичные и именно красивые. Никому не нужно “уникальное видение художника”. Поэтому забудем о ч/б, кросс-процессах и прочих интересных цветостилизациях. На наших фотографиях все должно быть как оно есть, но красиво.
  • Обработать фотографии “под формат”
    Каждая из этих фотографий будет занимать целую страницу фотоальбома. Что это значит? Очень просто – каждая из фотографий должна задержать на себе взгляд зрителя. Нам нужно обработать так, чтобы зритель, увидев фотографию, не перешел на следующую страницу. Мы должны создать у зрителя желание внимательно рассмотреть фотографию, приглядеться к деталям. И только потом перевернуть страницу и увидеть новую фотографию.
  • Соблюсти единую стилистику обработки
    Это очень важный момент. Все фотографии должны быть обработаны в одном стиле, чтобы после просмотра фотоальбома у зрителя осталось ощущение целостности всего альбома. Некоторые фотографии могут немного выбиваться из общего стиля (если это оправдано), это даже хорошо. Но это должны быть единичные работы.

Теперь, когда мы знаем нашу общую задачу, посмотрим, как можно ее выполнить для каждой фотографии.

“Подсолнухи”

post_11

Вы когда-нибудь видели поле подсолнухов с такого ракурса? Скорее всего, нет. Потому что, чтобы снять это поле, пришлось залезать на крышу грузовика и уже с крыши снимать. В ином случае у нас получится снять только зеленые и высокие стебли подсолнуха. Но именно такие вещи – великая иллюзия фотографии.

Зритель, смотря на фотографию, подумает: “Обязательно надо приехать туда, встать посреди поля и насладиться видом подсолнухов до горизонта”. Именно эти мысли нам и нужны. Как же вызвать такие мысли у зрителя?

Для этого нужно создать “сочность” картинки. А именно – поработать с цветом поля и неба.

Самая большая проблема с обработкой цвета поля – это сочетание зеленого с желтым. Очень важно сделать цвета такими, чтобы зеленый цвет не желтил, а желтый – не зеленил. Только тогда удастся передать “сочность” подсолнухов. Добиться этого довольно сложно, и процесс это трудоемкий. Если вкратце, то это можно делать несколькими путями, в том числе и через работу в каналах LAB. А проверять цвета лучше всего через CMYK – так проще всего узнать соотношение цветовых оттенков на конкретном участке картинки.

С небом дела обстоят несколько проще. Сначала нам нужна хорошая основа для неба. Для этого в RAW-конвертере сделаем второй вариант картинки с более темным небом, вырежем оттуда небо и вставим в нашу основную фотографию.

Осталось только получить вкусную голубизну цвета. Это можно сделать с помощью инструмента Selective Color в фотошоп, или выделить только область неба на картинке и воспользоваться инструментом Hue/Saturation.

“Груши”

post_2

Самое главное в обработке подобных фотографий – вовремя остановиться. Когда ты можешь сделать картинку яркой, сочной, насыщенной, всегда хочется сделать ее еще чуть ярче и еще чуток насыщеннее. Именно так и получаются ядовито-кислотные фотографии очень даже добрых и вкусных фруктов. Если говорить о конкретно этой фотографии, можно сделать ее еще более зеленой и “сочной”, нежели обработанный вариант. Это не превратит наши груши в плоды пост-ядерного мира. Но тогда мы потеряем одну важную вещь – ощущение лучей солнца на листьях и грушах. Прибавив зеленого, мы добавим сочности в листву, но зеленый цвет убьет оттенки желтого, который как раз и создает ощущение теплого солнца в кадре. Именно от таких деталей во многом зависит восприятие конечной картинки.

Кстати, о деталях. Видите светлый листик в композиционном центре кадра? С ним пришлось поработать отдельно. Дело в том, что при увеличении контрастности этот листик теряет свою фактуру и становится пересвеченным. С помощью History Brush это проблему можно отлично решить.

“Резной дедок”

post_3

Давайте внимательно посмотрим на оригинальный вариант этой фотографии и подумаем: а почему она нам кажется неинтересной? С композицией все в порядке, свет – объемный. Но почему кадр кажется скучным? Все дело в цвете. В этой фотографии нет цветового объема, из-за этого кадр кажется скучным и не цепляет взгляд. У нас же задача – сделать так, чтобы каждый кадр “держал” страницу фотоальбома. Значит, надо работать с цветом.

Подумаем, какая атмосфера у этого кадра, у этого резного дедка? Он определенно добрый персонаж. А еще лично мне кажется, что он как будто находится в своем мире. Задумчивый и загадочный, из своего мира он наблюдает за нашим. Попробуем передать это в обработке.

Чтобы получить возможность сделать цвета такими, какими вы их видите в конечной обработке, пришлось совмещать три варианта картинки – часть была взята из недосвеченного, часть из пересеченного и часть из нейтрального по экспозиции варианта.

Что было сделано?

  • Прежде всего, необходимо уравновесить всю картинку по яркости. На заднем плане не должно быть пересветов – в данном случае это отвлекло бы наше внимание от главного плана.
  • Также на заднем плане должны быть “свои” цвета. То есть, цвета главного и заднего планов не должны совпадать. Этим приемом мы выделим задумчивого дедка в свой собственный мирок. Он как будто сидит в своих мыслях, вне этого мира.
  • Теперь займемся главным планом. Прежде всего подумаем, какой настрой у фотографии? Добрый и светлый. А значит, и цвета должны быть теплыми. Поэтому раскрасим верхнюю часть дедка теплыми цветами. И обязательно сделаем теплые цвета на стене за ним – ведь свет не может просто оборваться на нашем дедке? Он должен куда-то продолжать падать, а именно – на стену дома.
  • Пришла очередь заняться тенями. В них мы добавим фиолетово-синие оттенки. Это нужно, чтобы, во-первых, создать цветовой объем в кадре, а во-вторых, подчеркнуть задумчивый и загадочный образ нашего дедка.

“Во ржи”

post_4

Обработка этой фотографии как раз и есть то небольшое отступление от общего стиля, которое допустимо. Дело в том, что если бы нам нужна была классическая “золотая рожь”, ее надо было бы обрабатывать из другой фотографии. Эта фотография снята так, что “золотая” картинка из нее не получится. Зато можно сделать интересный кадр, который будет стопорить взгляд зрителя.

В данном случае мы воспользуемся самым “рабочим” приемом привлечения внимания к фотографии – контрастность картинки. Именно контрастность может разбить единую массу ржи на картинке и придать драматизма кадру. Но если мы увеличим только контраст, картинка получится чрезмерно жесткой и потеряет переходы цветов. Чтобы этого избежать, в RAW конвертере поработаем с Shadow/Highlights – света, вытянутые из теневых областей, добавят объема в кадре.

Работа с цветом этой картинки – отдельный разговор, скажу лишь, что в ней практически нет белого цвета. Весь белый цвет, который вы видите, имеет небольшой цветовой оттенок. Это сделано для того, чтобы, во-первых, добавить объема и драматизма кадру, а во-вторых, при печати в полиграфии белый цвет мог бы напечататься (в нашем случае) неадекватно. Именно поэтому ему был придан цветовой оттенок.

Как вы понимаете, это лишь общие моменты обработки. Существует масса тонкостей и нюансов в техническом процессе обработки и работы с цветом. Но в этой статье мне хотелось рассказать вам именно о том, как надо анализировать кадр и ставить себе задачи по его обработке. А, исходя из этого, уже подбирать инструменты для ее выполнения.

Если вам интересны технические моменты обработки, пишите в комментариях, что именно вам интересно, и в одной из следующих статей я постараюсь об этом рассказать.

Автор фотографий – Василий Гуреев

  • Спасибо за теорию, очень полезно. Но мне, как сильно начинающему, хочется практики – куда чего тыкать, чтобы сделать это 🙂

  • Chater

    Возможна ли такая обработка в Lightroom’e?

  • Chater

    Именно эти фотографии были сняты на цифровой задник Phase One и поэтому обработывались сначала в Phase One Capture Pro, а потом в Photoshop.

    Но будь это обычные файлы с зеркалки, я бы все равно обрабатывал их сначала в Capture Pro. Lightroom неадекватен при серьезной цветокоррекции.
    Для такой работы Capture подходит намного лучше, да и работать в нем лично мне удобнее.

    Хотя в любом случае – большая часть работы (вся детальная обработка) проводилась в Photoshop.

  • Сергей

    Очень хорошая статья! Мне понравилось! Вот на счет практики мне тоже бы хотелось.. посмотреть на неё.
    И еще, возможно ли добиться таких фотографий с помощью поляризационного фильтра? или же “HDR”?

  • Купите книгу по фотошоп, и лучше не одну и всего сможете добиться.

  • Сергей

    И “Подсолнухи” и “Груши” снмались с поляризационным фильтром. Без полярика при дальнейшей обработке получить такое небо намного сложнее.

  • Дмитрий

    мне было интересно узнать про добавление холодных тонов в тени – до сих пор не слыхал про это и не пользовался таким приемом. И в целом статья интересная.

    Спасибо.

  • Наталья

    Добрый день, Александр!
    Очень полезная статья! Скажите можно ли все это проделать только в фотошоп, без Phase One Capture Pro, я пользовалась этой программой, но почему-то после обработки в ней фотографии смотрятся очень бледными… сейчас всю обработку делаю только в Camera Raw. Мне давно было интересно как можно сделать фото такими насыщенными по цвету, перечитала гору литературы, но так и не разобралась… оказывается
    это довольно сложный процесс, если Вы посоветуете мне литературу по этой теме, буду очень признательна!!! Очень хочется научиться, я начинающий, любитель, мои фото можно посмотреть на http://www.photoforum.ru/22275/
    Заранее благодарю!
    Наталья.

  • Наталья

    Насчет бледности фотографий – возможно дело в цветовых профилях? В Capture One у вас стоит правильный профиль камеры? И с каким профилем вы конвертируете фотографии?

    Подобную обработку RAW можно сделать и в Camera RAW, но Capture One, на мой взгляд, намного более мощная и удобная программа. И с цветами работает очень точно и корректно, в отличии от Camera RAW.

    Из литературу почитайте, например, Маргулиса – у него очень хорошие книги по цветокоррекции. Скачать их можно из нашей библиотеки книг – http://fototips.ru/digest/fotobook#ph

  • Почитайте сначала как снимать, что такое свет и как он влияет на фотографию. А потом уже горы литературы как касяки в фотошопе вытягивать.

  • Наталья

    Игорь, я вообще-то не к Вам обращалась, свои кОсяки я и без Вас знаю, у Вас что, настроение плохое? Как снимать, и что такое свет я уже прочитала, не переживайте, я учусь, некоторые вещи приходят с опытом, в том числе и “научиться снимать” У меня камера появилась 4 месяца назад 🙂

    Александр, спасибо, попробую в Capture One еще раз, профиль камеры выставляла правильный (точнее он определился автоматически), возможно где-то в настройках сделала не то. Кстати, Маргулиса как раз и не успела еще прочитать, спасибо!

  • khostik

    2 Дмитрий:

    теплые свет = холодная тень. это вроде как закон физики 🙂

    2 Саша Свет:

    отличная статья. спасибо. именно то, о чем не пишут в книжках по фотошопу.

    2 Игорь:

    Ну всех порвал, старик 🙂

  • 2 Костик – имхо надо сначала в азы воткнуть, а потом уже делать *бать-копать сложную цветокоррекцию. Но в любом случае каждый др-чит как хочет…

  • khostik

    про “бать-копать” это ты точно подметил. второй день одну съемочку это самое.. отчаялся уже почти..

  • Наталья

    Author: Игорь
    Comment:
    Да, попробуйте С1 и Маргулиса вместе. Только по вашим фото не вижу что Вы втыкаете в то, что происходит с этим самым светом.

    Настроение нормально. А как оно за полярным кругом?

    Игорь
    За полярным кругом темно и холодно. Приезжайте в разгар полярной ночи и попробуйте сами что-либо нарисовать светом, при его практически полном отсутствии, на все пару часов слабого просветления в сутки, если еще повезет и небо не затянуто тучами (что чаще всего и бывает), а потом вытянуть серые, абсолютно неконтрастные фото в редакторе… собственно из-за плохих условий съемки я интересуюсь цветокоррекцией.
    Да, я много еще чего не “втыкаю”, у меня еще все впереди и в “азы воткнуть” и в *бать-копать сложную цветокоррекцию, Вы похоже родились с фотокамерой в руках и с первой минуты начали плодить шедевры… хотя… скорее всего с первой минуты Вы послали куда подальше акушерку… видимо втыкать в эти самые азы…

  • Я посылаю тех, кто тупит.. Вообще удивительно, что я видел фото заполярья с нормальным светом.

    Кстати, думаю не просто так пейзажные фотографы снимают не каждый день, а ждут погоды.

    Я прочитала гору книг.. Смотрю в книгу, вижу фигу? Бывает.

    2 Костик – уныние это грех, так, что не сдавайся.

  • Наталья

    Игорь

    Вообще удивительно, что я видел фото заполярья с нормальным светом.

    Полярная ночь продолжается не всю зиму, а зима за полярным кругом длится 9 месяцев.

    Кстати, думаю не просто так пейзажные фотографы снимают не каждый день, а ждут погоды.

    Полярная ночь длится с ноября по конец января… не слишком ли долго ждать погоды? Потом какое-то освещение все-же есть, оно по-своему уникально, и кто Вам сказал что такие фотографии никому не интересны?

  • Ждать долго, но это при условии, что вы хотите, чтобы ваши фото нравились не только вашим друзьям.

  • Наталья

    Игорь

    Ждать долго, но это при условии, что вы хотите, чтобы ваши фото нравились не только вашим друзьям.

    Конечно, очень хочу! Знаете как выматывает полярная ночь, во всех отношениях… Уже, к счастью, она закончилась, но 2 недели, как назло, небо затянуто тучами…
    Будут еще фото, надеюсь, которые понравятся не только моим друзьям 🙂
    Спасибо, что в этот раз не нахамили.
    Конечно, прочитала я не гору книг, но много, уж поверьте. А по обработке в ФШ пока не попадались действительно полезные… много лишней информации. Мне всегда было интересно, как получаются вот такие яркие, натуральные, красивые фотографии, потом, я снимаю самой дешевой зеркалкой с китовым объективом, который страдает практически всеми известными искажениями, без фотошопа порой не обойтись… пришлось вникать.
    Я достаточно критично отношусь к своим работам, и вижу, что мне еще учиться и учиться. В моем городе нет фотокурсов, даже книг по фото не найти, а в интернете столько информации… приходится иногда спрашивать… и очень неприятно получать негативные отзывы в свой адрес от человека, который вас совсем не знает…
    Удачи Вам, Игорь! И будте добрее, пожалуйста 🙂

  • Начните изучать фотошоп с Кэтрин Айсманн. Онна на практике дает достаточно много полезного материала. А потом уже берите Маргулиса. А просто так как вам посоветовали Маргулиса – это как питяклассику дать книжку о высшей математике.

  • Наталья

    Игорь
    Спасибо, последую Вашему совету 🙂

  • Александр

    Очень интересная и полезная статья,
    А можете рассказать как использовать цвета на ч/б снимках. я как-то видел один снимок ч/б, а лепестки роз и губы на портрете были алыми. как этого добиться? я только учусь работать на Photoshop и мне это не понятно. я пробовал вырезать детали но это не то что я хотел бы видеть.
    спасибо.

  • DK

    Интересный материал, вот только мне не понравилась картинка с дедом, выгядит как передержанная фотография,можно было сделать капельку светлей, но в то же время общая картина не изменилась бы, просто там видно, что место очень освещенное, но цвета говорят об обратном, как если бы солнце изменило спектр)))

  • Vitaliy Rice

    Насчёт зелёного и жёлтого это вы правильно заметили. Они всегда конкурируют, как инь-ян. Спасибо за статью.