Обработка фотографий в Photoshop. Сложная замена фона

Антон Мартынов – известный фотограф и специалист по обработке фотографий.

Антон регулярно проводит курсы по обработке фотографий и пишет очень интересные и крайней полезные материалы по работе в Photoshop. Одну из его статей, с разрешения Антона, мы публикуем на нашем сайте.

Слово автору:

Хитрая замена фона в photoshop

Более подробно буду рассказывать и показывать на курсах Фотопроекта. =: )

Здесь можно скачать полноразмерный PSD (187.94Mb) Зеркало.

Прежде всего несколько слов хотелось бы сказать по поводу этого небольшого примера. Друзья! Всё что здесь показано — это только приёмы, поймите. =: ) Некие возможности, которые можно использовать, а можно и не прикасаться к ним в своей обработке. Это как… ну… я не знаю — как задачки в учебнике по математике. =: )

Поэтому мне кажутся довольно странными комментарии типа “а я бы остановился на таком-то шаге, всё остальное не нужно” или “надо было сделать эффект в два раза слабее”. Это как в том же учебнике по математике написать: “поезду из пункта А не стоит доезжать до пункта Б, ему надо остановиться не доезжая до него” или “пусть поезд едет из пункта А в пункт Б не 12 часов, а 8, потому что 12 — это уже перебор”. =: ) Ну согласитесь — выглядит дико. =: ) В остальном — спасибо за ваши мысли и соображения в комментариях, я это очень ценю =: )

Итак, замена фона. Вот такой кадр был получен в результате съёмки в студии (60mm | ISO 50 | 1/100 | f/6.3):

1. Загружаем картинку в Photoshop и поправляем “горизонт завален”:

2. При помощи инструментов Healing Brush и Clone Stamp чистится фон и устраняются мелкие недостатки картинки:

3. Далее при помощи Polygonal Lasso Tool выделяется девушка со стеной, волосы просто игнорируются:

4. Далее нужно выделить волосы. Я решил воспользоваться методом, который мне подсказал Андрей Журавлёв, тоже преподаватель школы “Фотопроект“, более подкованный во всяких таких штучках чем я. =: ) Для этого нужно сначала сделать ряд дополнительных приготовлений. А именно, при помощи Сtrl + J сделать 2 копии исходного почищенного слоя (из п.2) и при помощи Clone Stamp “закрасить” волосы фоном на первом слое:

5. А потом этот слой сложить с исходным при помощи режима сложения Difference:

6. В результате мы получаем такую вот картинку, которая послужит нам заготовкой к созданию маски на кончики волос:

7. Переключаемся в палетку Channels и перебираем все каналы в поисках самого подходящего на роль маски волос. В нашем случае это канал Blue. Ctrl + клик по нему и мы получаем выделение:

8. …которое приаттачиваем в виде маски к слою из п.2. Но сейчас маска слишком серая и неконтрастная, если ей пользоваться в таком виде, то волосы будут уж совсем прозрачными. Поэтому маска “поджимается” кривыми:

9. Включив два слоя на белом фоне можем посмотреть на результат отделения волос от фона. Мелкие детали очень хорошо проработаны, но кончики волос хранят информацию о цвете фона, который просвечивал сквозь них (они серые, если говорить проще =: )):

10. Поэтому мы сверху просто добавляем пустой слой и складываем его с остальными слоями при помощи режима наложения Color. К этому слою присоединяем маску из п.8 (она копируется, если удерживать Alt при перетягивании маски со слоя на слой). Затем инструментом Brush Tool (обычной кисточкой) на этом фоне задаётся цвет кончиков волос (пипеткой, которая появляется в этом режиме при удержании Ctrl забирается цвет волос и просто красится кисточкой):

Вуаля! Волосы отделены от фона, причём только масками, безо всяких режимов сложения (если не считать покраски кончиков волос), что даёт полную свободу при подстановке другого фона. Кстати, этот приём хорошо работает и в более сложных случаях, например, когда фон, от которого надо отделять волосы, неоднороден:

11. Далее следуют “улучшизмы” для ног:

12. …и для верхней части туловища:

13. Контраст добавляется копированием канала Blue и сложением его с изображением при помощи режима Soft Light:

14. А блики и тени рисуются на двух слоях (тени на слое Multiply, а блики на слое Overlay). Дополнительно добавляется тонирование на кожу оранжевым цветом при помощи слоя Solid наложенного в режиме Color по маске кожи (она была нарисована отдельно):

15. Затем включается фон, предварительно разблюренный при помощи Lens Blur:

16. Далее, на новом чёрном слое при помощи плагина Knoll Light Factory:

17. “Рисуется” красивый солнечный блик и лучи:

18. Лучи немного блюрятся и раскладываются по картинке по вкусу при помощи наложения Screen:

19. Немного редактируется общая насыщенность:

20. И смещается общий цветовой баланс:

Готовая картинка (сразу хочу сказать — у меня не было цели сделать кадр “как будто так и было”, я скорее делал картинку):

И как бонус, небольшое слайдшоу по мотивам создания этого материала =: )

Автор статьи: Антон Мартынов
Оригинал

  • Метод создания маски через “дифференс” – просто супер. Спасибо!

  • See.It.Clear

    Один из лучших уроков, что я читал, очень интересно. Спасибо!

  • Юкки

    Хороший материал, мне немножко не хватает в качестве резюме списка-алгоритма выполненных изменений) За способ выделять волосы – отдельное большое спасибо)

  • Михаил

    Очень хороший урок, интересно было читать. Результат просто супер.

  • Yurbasik

    За волосы понравилось. Хочу попробовать!

  • Андрей

    Добрый день!
    Статья и Ваш взгляд на обработку – достаточно интересные и познавательные. Большое спасибо за потраченные время и усилия!

    Меня интересует такой вопрос: при вырезании волос с неоднородного фона, чем именно закрашивать их с помощью Clone Stamp? Одним цветом, или продлевать фон на участки головы?
    Буду очень благодарен за ответ, так как метод очень интересный и новый для меня.
    Ещё раз спасибо! 😉

  • Veera

    Я извиняюсь, может найдется время объяснить пункт 8 (на котором я остановилась) про волосы. Как понять “приаттачиваем в виде маски к слою из п.2.” – как конкретно это делается, очень хочется понять а ничего не получается 🙁

  • Veera – в 8 пункте вы получили выделение. Потом щелкает на слой из пункта 2 и нажимаете кнопку создания маски. И маска автоматом будет создана из выделения.

  • katerina

    Нет слов, спасибо огромное, профессионал

  • Вера

    Огромное спасибо за статью!

  • Вера

    И все-таки кое-что непонятно. Как можно так выделить девушку при помощи Polygonal Lasso Tool? Край ведь тоже будет грубым и с цветом первоначального фона, т.е. с серым. Плюс этот инструмент прямолинейный.

  • Иван

    вобще не понятно всё!!!Как, что делать, очень не подробно!Да я новичок!Да я лузер в этом деле!Но согласитесь многое не понятно!!

    • Евсей

      Согласен, для новичков действительно непонятно. Однако в двух словах и не объяснить, зачем сделаны те или иные действия. Также не объяснить в двух словах, как это делается. Могу посоветовать купить или скачать книги Дэна Маргулиса и Скотта Келби. Пусть вас не пугает цена этих книг, их действительно стоит прочитать, а лучше даже положить возле монитора. С первых же глав многое станет понятным.

  • Анатолий

    2. При помощи инструментов Healing Brush и Clone Stamp чистится фон и устраняются мелкие недостатки картинки:
    Скажите, пожалуйста, если фон удаляется, то зачем чистить?

  • Alexandra

    WOW)
    Безумно понравилось)
    Я новичок, и конечно такого ещё не получается сделать.
    Но вскоре обязательно смогу)
    Огромное спасибо за урок)

  • Dasha Fevraleva

    Спасибо, большое за познавательный материал! Информация очень пригодилась в практике.

  • I_love_you 1993

    очень интересно и полезно,но из-за своего маленького опыта совсем запуталась в этих масках))

  • Elvi

    Класс! О таком способе выделения еще нигде не читала!

  • Mcsimus

    Новичку будет совершенно не понятно. Не последовательно и косноязычно изложен урок.

  • Сергей Фирсов

    на п.7 непонятно как маску сделать. Нажимаю CTRL и канал, так у меня выделяется маленький кусочек, самый яркий… Как сделать чтобы правильное выделение было?

  • ОЛьга Вадимовна

    Спасибо будем пробовать) а то волосы всегда были проблемой )

  • мне кается этому нереально научиться…..))

  • Роксана Лесс

    Объясните пожалуйста пункт 4. Я не могу разобраться с этими всеми слоями, хотя бы именуйте их.

    ““закрасить” волосы фоном на первом слое:” на каком из?

    • Наталия

      Роксана и иже с ней скачайте PSD где можно посмотреть послойно как и что делалось.

  • Алексей

    Либо у автора статьи Polygonal Lasso Tool работает как-то по-особенному, либо он делал это выделение не при помощи этого инструмента.
    Я воспользовался Quick Selection Tool, а поскольку предметы одежды на девушке схожи то цвету и тону с фоном, то выделение пришлось даработать при помощи Lasso Tool и диалога Mask Edge.  

    • Sofka Lamanen

      Юзайте перо)) пером все отлично выделяется.

  • Олег

    очень круто по поводу волос.спасибо

  • Евгений Антонов

    открыл файл. в группе Back множество слоёв и масок непонятного назначения. в самой статье про них ни слова. а логике не поддаётся: зачем там на заднем плане делать такие манипуляции, если сверху в это же самое место будет вставлен непрозрачный объект, который всё скроет.
    вообще слоёв очень много. излишняя вложенность. есть какие-то ненужные. это всё мешает понять идею и разобраться.
    за выделение волос — очень благодарствую. хотелось бы такой же урок от самого Андрея получить. где он показывает как маски строить в таких случаях.

  • vedmawka

    бестолковый урок, потому что все очень поверхностно, а как собственно “приатачить” не указано

  • Евсей

    Супер! Огромное спасибо за этот урок! Теперь стало гораздо проще делать такие сложные выделения.
    Однако, хоть для меня всё это было интересно и просто, многим, кто ещё не очень хорошо знаком с инструментами фотошопа, эта статья окажется очень сложной, если не бесполезной. Может быть стоит написать расширенную версию, где объяснить некоторые пункты действий – как это сделать и что даст действие?

  • Евсей

    Да, и как пользоваться этим методом, если фон не такой ровный? Например, девушка на фоне осенних разноцветных листьев. Или придётся выдумывать другой новый метод?

  • to_beer

    Хотел бы я посмотреть как автор Далее при помощи Polygonal Lasso Tool выделит девушку. Собственно из-за сложного выделения и открыл статью. С волосами фокус интересный.

  • mihon

    Ничего не понять новичку,слой на слой за слой тот слой этот слой,п….Даже по дереву слоев на скринах ничего не понятно,НУ РАСПИШИТЕ НОРМАЛЬНО ДЛЯ ЧАЙНИКОВ ПЛИЗ!

  • Sofka Lamanen

    Про волосы очень познавательно, спасибо. Только не поняла, зачем вы хилингом и штампом чистили фон, если потом все равно его удаляли))