Как это снято: Ложка с фруктами

[adrotate banner="2"]

Этой публикацией Владимира Морозова мы открываем цикл статей: «Как это снято«.

Стояло лето, кругом ягоды и фрукты, и захотелось снять натюрморт, но чтобы было в нем что-то необычное, крупное, лаконичное и яркое. Как-то в магазине я увидел большую ложку. Вообще, когда я хожу по магазинам, то все товары рассматриваю исключительно с точки зрения применимости их в качестве реквизита для съемок. Но это так, лирическое отступление…

Короче, ложка была что надо: красивой формы, хорошо сделанная, с объемной ручкой. Эти достоинства всегда можно выгодно обыграть в графическом стиле, а ложек я до этого переснимал много, так что толк в них понимаю. Как всегда решение пришло неожиданно, и связано оно было с тем, чтобы совместить графическое изображение ложки и цветной яркий натюрморт в ней в одном кадре.

Зачем такие сложности и почему в одном кадре? Просто потому, что это было не только до эры цифровой фотографии, но и никаким Photoshop фотографы еще не пользовались. Все снимали на пленку, и умели неплохо это делать. К тому-же, простые задачи снимать не интересно.

В качестве предметов для натюрморта я решил взять кусочки ягод и фруктов (клубники, манго, вишни, винограда, киви, персика и небольшой листик вишни).

Схема света

Как это снято: Ложка с фруктами

Сама световая схема придумалась быстро. Я намеревался использовать 4 импульсных осветительных прибора:

  • 1-й из них с софт-боксом, расположить сверху;
  • 2-й с небольшим софт-боксом расположить снизу;
  • 3-й с конусной насадкой для формирования пятна на фоне;
  • на 4-й прибор я надел-бы насадку с сотами (с мелкой ячейкой) и направил его как контровой свет только на содержимое ложки.

Темно-синий пластиковый матовый фон фирмы FOBA я использовал для создания большого цветового контраста с основным изображением.

Ложку необходимо было надежно закрепить за кончик рукоятки в кадре, для этого я примотал рукоятку к тонкой дюралевой трубке скотчем. Такие трубки диаметром 8 – 10 мм удобно использовать для фиксации снимаемых предметов. Трубку закрепил в специальном приспособлении (1), которое позволяло перемещать ложку в кадре, поворачивать и наклонять ее под разными углами. Общее правило для предметной съемки – все предметы в кадре должны быть либо надежно установлены, либо закреплены. Естественно, все приспособления, по возможности, остаются за кадром. Кадр должен быть «чистым». Это принцип квалифицированной работы «предметника».

Итак, сначала надо было тщательно вымыть ложку и протереть, не оставляя на металле следов. Когда имеете дело с металлическими предметами, обязательно надо работать в нитяных перчатках, чтобы потом, при сильном увеличении снятого с таким трудом кадра, вас не постигло разочарование от многочисленных отпечатков пальцем на металле (и на стекле тоже).

Затем установить ложку в границах кадра, найти верный ракурс и попытаться поставить свет, создающий на ней графический рисунок. Прибор с софт-боксом (2) создал равномерное мягкое освещение всей композиции, и положил красивые блики на ложку и ее рукоятку.

Кроме того, для создания более четкого графического рисунка на ложке, понадобился небольшой кусок черного картона (3), который еще более подчеркнул графику форм ложки. (Белые, серые и черные листы бумаги или картона всегда должны быть под рукой фотографа, который занимается предметной съемкой).

Чтобы упростить себе работу и не связываться с установкой дополнительного источника света, я попробовал подсветить низ ложки отраженным светом от верхнего софт-бокса. Для этого, вместо использования дорогостоящего белого флага довольно большого размера, я проделал несколько экспериментов с листом белого ватмана (5), которым подсвечивал ложку снизу. Установил оптимальное расстояние от листа до ложки. В результате, простой лист белого ватмана позволил мне заменить дорогостоящий белый флаг. В этом случае отпала необходимость во 2-м осветительном приборе с софт-боксом (который должен был располагаться снизу), его удалось заменить простым куском ватмана, и это упростило всю схему, позволив обойтись всего тремя осветительными приборами. Лист ватмана создавал снизу на ложке очень легкий градиент серого, при котором идеально был прорисован нижний край ложки и тонкая линия её ручки, без потери информации “в светах” на металле, что еще больше увеличивало графичность ложки.

Прибор контрового освещения с сотами (6) нужен для создания бликов, “оживляющих” всю композицию и еще больше “отбивающую” ее от фона. Я применил соты с мелкой ячейкой в 5 градусов.

Световое пятно на фоне должно было добавить “воздух” в кадре и придать всей композиции некоторую динамичность. Для этого на фоновый прибор (7) был одет конус и прибор поставлен под небольшим углом к фону. А чтобы фоновое пятно не слишком “разбеливалось”, пришлось установить на фоновый прибор с конусом синий фильтр (8). Интенсивность пятна на фоне контролировалась флэшметром.

Чтобы свет от софт-бокса не попадал на фон (9), я закрепил на софт-боксе черный флаг (4).
Далее были сделаны несколько снимков на пленку в качестве предварительных технических проб по нескольким видам ягод и фруктов, помещенных в ложку.

Диафрагма 22, выдержка 1/125 сек.

Следующим шагом была пробная съемка ложки карданной камерой на слайд 6х9 см., с вариантами по экспозиции. Для обеспечения глубины резкости по всей ложке достаточно было установить диафрагму 22. Выдержка при съемке с импульсными приборами практически равна длительности импульса и составляет величину в пределах 1/400 — 1/1500 сек. Я в таких случаях ставлю на затворе камеры выдержку 1/125 секунды , так как при студийной съемке влияние постороннего света на экпозицию пренебрежимо мало, по сравнению со светом импульсных источников. После проявки пленки легко было выбрать идеальную экспозицию по основному и фоновому свету.

В цифровой фотографии процесс контроля экспозиции значительно упростился и ускорился. Можно сразу замерить плотность изображения в нужном месте, получив объективный результат, “не пролететь в светах”, и при этом с волнением не ждать следующего дня, когда будет проявлена пленка.

Съемку мы провели, как всегда вдвоем, с Владимиром Морозовым мл. Фрукты и ягоды для натюрморта были тщательно отобраны. Все подготовлено, теперь можно было приступать к задуманному. Основная трудность заключалась в том, что разрезанные дольки спелого персика «живут», не заветриваясь, лишь несколько минут (2-3 минуты). За это время необходимо было поставить всю композицию в ложке, причем поставить сразу, не передвигая персонажи, которые оставили-бы следы на полированном металле ложки. Если за один раз поставить удачную композицию не удастся, придется разбирать закрепленную конструкцию, мыть ложку и начинать все устанавливать сначала. И хотя строгого композиционного решения натюрморта заранее не было, руки привычно сделали свою работу.

Хотите верьте, хотите нет, но все получилось с первого раза. Осталось только немного скорректировать направление контрового светового пятна, падающего на композицию из ягод и фруктов. Это заняло не более 20 секунд. И, наконец, можно жать на кнопку тросика, экспонируя кадр, не жалея при этом пленку.

Этот снимок был сделан как творческая работа. Через некоторое время нашелся покупатель. Теперь это товарный знак ООО «Русь на Первомайской», которому принадлежат все права на эту работу.