Основы студийной фотосъемки. Светоформирующие насадки, часть I

В этой мини-серии из двух статей, посвящённых светоформирующим насадкам, я постараюсь сделать обзор их основных типов и рассказать об их особенностях.

Занимаясь обучением студийной фотографии и наблюдая за первыми шагами своих учеников, я постоянно отмечаю один немаловажный момент. К сожалению, подавляющее большинство новичков, приступая к работе в студии, боятся хотя бы попробовать весь диапазон доступных насадок и долгое время игнорируют многие из них. Чаще всего их выбор останавливается на больших софтбоксах, а первые попытки снимать с жёстким светом откладываются на неопределённый срок.

Так что именно начинающим фотографам и адресованы эти статьи. Они написаны с одной единственной целью — расширить ваши представления о студийном свете, побудить вас к экспериментам и помочь отказаться от упомянутых ограничений вроде применения только огромных софтбоксов. Для этого мы рассмотрим широкий диапазон популярных типов насадок и на примере несложных световых схем продемонстрируем, как эти насадки могут использоваться при съёмке людей. При этом я не хочу тратить время на демонстрацию того, какой рисунок даёт каждая из насадок в отдельности. В сети вы легко найдете немало обзоров с установленными напротив белой стены манекенами, освещёнными тем или иным способом.

Такие картинки позволяют хорошо рассмотреть формируемый свет, мягкость теней и другие подробности — ищите и изучайте! Я же хочу показать применение всего спектра насадок на конкретных примерах, то есть продемонстрировать, как они могут работать в реальных световых схемах, что, на мой взгляд, гораздо важнее.

Весь обзор мы проведем на примере студийного оборудования Hensel. Причин, по которым выбор пал именно на эту марку, у меня сразу две. Во-первых, в ассортименте выбранного производителя есть всё, что нам может понадобиться — Hensel предлагает широчайшую линейку светоформирующих насадок. Во-вторых, Hensel выпускает студийное оборудование всех возможных ценовых категорий; на сегодняшний день это самый широкой диапазон представленных на рынке решений с точки зрения стоимости.

А мне кажется, что будет особенно интересно задействовать в нашем обзоре оборудование совершенно разных ценовых категорий. Начав с моноблоков Hensel Integra Mini 300, которые при немецком качестве остаются самыми доступными для начинающих фотографов, мы перейдём к представителям самого популярного класса «пятисоток» — моноблокам Hensel Expert D500, затем к генераторам — студийному Hensel Nova D 2400 и батарейному Hensel Porty L 1200, а в заключение даже попробуем с ними Briese Focus 96 Kit — осветительную насадку стоимостью более полумиллиона рублей. Именно таким широчайшим ассортиментом Hensel и привлекателен для большинства новичков: для начала можно приобрести самый бюджетный комплект, дешевле которого просто нельзя найти что-либо путное; а затем, с ростом профессионализма и потребностей, улучшать его, докупая новое полностью совместимое оборудование с тем же байонетом, вплоть до наборов hi-end, по цене сопоставимых со стоимостью квартиры.

Итак, мы рассмотрим применение следующих типов светоформирующих насадок: различные фотозонты, стандартный 18-сантиметровый рефлектор и глубокие рефлекторы, софтбоксы и октабоксы различных размеров, стрипы, а также портретную тарелку и огромный параболический зонт. Для построения световых схем мы также задействуем соты, шторки и даже парочку фильтров (так называемых гелей), но при этом постараемся не использовать слишком сложные схемы, а остановимся на простых вариантах. Я также постараюсь не задействовать хоть и очень полезные, но доступные далеко не во всех студиях дополнительные аксессуары — например, флаги.

 

Схема 1: Стандартный 18-сантиметровый рефлектор и зонт на отражение

В первой схеме мы попытаемся обойтись минимальным набором оборудования, который может позволить себе любой фотолюбитель. А большинство новичков, приобретая свой первый импульсный свет, останавливают выбор на готовых комплектах. Именно таким начальным комплектом, самым простым и доступным, мы и воспользуемся. В нашем распоряжении будут два моноблока Hensel Integra Mini 300, стандартный 18-сантиметровый рефлектор и белый зонт на отражение.

integra

Наша первая цель — используя очень жёсткий по своей природе стандартный рефлектор, получить достаточно равномерное освещение, объёмное и фактурное, но не чрезмерно контрастное и без сложных резких теней, похожих на тени от полуденного солнца.

Усложним задачу, надев на рефлектор крупную 30-градусную сотовую решётку. Таким образом мы получим более узкий световой поток, что сделает светотеневой рисунок ещё объёмнее и выразительнее. Кроме того, благодаря соте мы избежим попадания света на фон, сконцентрировав его на модели.

Для получения равномерного градиента на границе формируемого рефлектором светового потока добавим диффузный фильтр. К тому же он обеспечит нам более плавную растушёвку теней, причём без заметного уменьшения жёсткости.

Всего в нашей схеме будет задействовано два источника света. Первый с описанным рефлектором, сотой и диффузным фильтром мы разместим сверху, перед лицом модели. Для этого очень удобно использовать стойку типа «журавль», но можно обойтись и обычной стойкой, например, из предложенного комплекта.

Естественно, основная задача — разместить рефлектор так, чтобы получить на лице и теле модели красивый объёмный светотеневой рисунок. Для этого нужно опытным путём найти оптимальное расстояние до лица и нужный угол расположения рефлектора.

Найдя для основного (так называемого «рисующего) источника света наилучшее положение, снизим контраст, осветлив самые тёмные участки снимка. Для этого нужно добавить так называемый «заполняющий» свет. В данной схеме используем для него белый зонт на отражение, расположенный на расстоянии нескольких метров перед моделью. Чем ближе к модели мы установим источник заполняющего света, тем локальнее будет его влияние и тем меньше он будет освещать фон. Главное тут — не переборщить с мощностью, чтобы лишь минимально осветлить самые тёмные участки и вернуть на них фактуру, не потеряв объёмный рисунок.

HenselAll_01

Как видите, даже жёстким рефлектором можно осветить модель достаточно равномерно. Причем сделать это можно не только на крупных планах, но и на ростовых фотографиях.

HenselAll_02

Схема 2: Софтбокс 90×90 см и зонт на отражение

В этой схеме мы также ограничимся двумя простейшими источниками света, входящими в комплект Hensel Integra Mini 600 Kit, однако добавим к входящим в комплект насадкам небольшой софтбокс размером 90×90 сантиметров.

Моноблок с этим софтбоксом мы и разместим над головой модели, чуть впереди, в качестве рисующего света.

При этом, как и в прошлом случае, наша основная задача — найти оптимальное расстояние между насадкой и моделью, а также «нащупать» лучшее положение софтбокса, постепенно выдвигая его вперёд. Чем больше мы будем его выдвигать, тем более «фронтальным» станет светотеневой рисунок, тогда как положение над головой даст максимальный объём. Расстояние же между светильником и моделью определит контраст и, в силу изменения углового размера софтобкса, повлияет на жёсткость.

При удачном расположении софтбокса заполняющий свет нам не потребуется, так что мы могли бы вполне обойтись и одним единственным моноблоком. При этом свет получился объёмный, но равномерный, без провалов и слишком глубоких теней, нуждающихся в заполнении.

HenselAll_03

Тем не менее в случаях, когда хочется сделать картинку поярче, а заодно и ещё сильнее подчеркнуть объём, в схему можно добавить контровой свет. Для этого мы используем зонт, расположенный позади модели. Чтобы определить идеальное положение источника контрового света, вспомним правило из школьного курса физики: «угол падения равен углу отражения».

Попробуйте мысленно провести линию из объектива к щеке модели — там, куда она отразится, и будет идеальное место для «контровика». Думаю, любителям бильярда должно быть немного проще. Выбирая высоту, на которой расположится контровик, следите за тем, как он очерчивает скулы и не искажает ли очертания лица. Смещение «контровика» в более боковое (относительно модели) положение сделает появляющийся на ней блик более широким и плавным, а задвинув его назад (за спину модели), вы получите более тонкий и чёткий светящийся контур.

HenselAll_04

Схема 3: 9-дюймовый глубокий рефлектор, 90-см октабокс и стандартный 18-сантиметровый рефлектор

На этот раз используем сразу три источника света. Для этого к комплекту из двух бюджетных моноблоков Hensel Integra Mini 300 добавим ещё один, более мощный Hensel Expert D 500.

exspert

Его мы и используем в качестве источника рисующего света, снабдив 9-дюймовым глубоким рефлектором. Как в первой схеме, ограничим световой поток, надев на рефлектор 20-градусную сотовую решетку. А поскольку применение жёсткого рефлектора с сотами почти всегда означает очень контрастный рисунок с глубокими тенями, также добавим и заполняющий свет. Только на этот раз для заполнения нам послужит небольшой 90-сантиметровый октабокс.

HenselAll_05

Яркий образ вполне допускает наличие контровика, который мы установим за спиной модели, слева от нас. На него я надел стандартный рефлектор со средней сотой — в противном случае слишком широкий световой поток попал бы на переднюю линзу объектива (при желании эта проблема решается шторками или флагом), а также переотражался бы от стен и потолка студии, снижая контраст всего снимка.

 

HenselAll_06

Не следует думать, что используемый на рисующем свете жёсткий рефлектор с сотой пригоден только для съёмки крупных планов. Аккуратное его размещение позволит достаточно равномерно осветить человека. В данном случае мы ограничились поясными портретами, но при желании с этой схемой можно снимать и в полный рост.

HenselAll_07 HenselAll_08

Схема 4: 150-сантиметровый октабокс

И вновь переходим от жёсткого света к мягкому. Однако в этот раз мы обойдёмся всего одним источником света — появившимся в прошлой схеме моноблоком Hensel Expert D 500.

На этот раз наша цель — сделать мягкую, равномерно освещённую фотографию в полный рост. Такое освещение очень востребовано в коммерческих съёмках, каталожной съёмке, модельных тестах и во многих других ситуациях. Главное преимущество схемы — её простота и универсальность. Такой свет ставится за пару минут и подходит практически всем.

Расположим большой октабокс над моделью, направив его вертикально вниз. Конечно, здесь уже не обойтись без «журавля». Снимать будем на белой циклораме.

HenselAll_10 HenselAll_09

Как видите, свет получился очень мягкий, равномерный, глубоких теней нет, несмотря на применение единственного источника.

Очень важно, что модель может свободно двигаться в довольно широком диапазоне. Она может крутиться, прыгать, делать широкие шаги. При этом не требуется постоянно поправлять источник света, можно дать модели возможность для самовыражения, а самому тем временем сосредоточиться на выборе ракурса и «ловле» лучших моментов.

Модель может даже сидеть или лежать — полутораметровый октабокс формирует достаточно широкий световой поток, чтобы она могла растянуться в горизонтальной плоскости.

HenselAll_11

backstage

Продолжение следует…

Во второй части обзора я продолжу рассказ об интересных световых схемах и расскажу о работе с генераторным светом.

Съёмочная группа:

фотограф Кирилл Михирев
фотограф Евгения Нечаева
визажист – Людмила Елфимова
модели – Мария Акоста, Екатерина Акентьева, Олеся Ромашкина
backstage Андрей Галактионов

Съёмочная группа выражает огромную благодарность фото и видео студии SUNLIGHTSTUDIO за предоставленные для теста павильоны.

  • Дмитрий Тулупов

    Спасибо! Очень помогает с выбором светового оборудования…

  • mikula54

    вопросов возникло много по соответствию схем освещения и полученных с их помощью световых рисунков на моделе, задам из них самый очевидный, из того, что совсем непонятно, чтобы не перегружать – если верить правилу квадратов в освещении , то на картинке

    http://fototips.ru/wp-content/uploads/2013/09/HenselAll_09-800×1200.jpg

    от единственного источника света до головы модели около 70 см, до кисти рук – 140 см, до стоп – 240 см, получается, что освещённость головы на снимке будет нормальной, такой как и есть на снимке, то кисть должна быть темнее в 4 раза головы, а стопы больше,чем в 9 раз темнее головы, если попытаться предположить, что они подсвечены отражением от белого фона света от единственного источника над головой модели, то,оказывается, до фона на полу дойдёт 1/10 от яркости на голове, а фон отражает 50% света на него попадающего, то есть, подсветит ноги светом с интенсивностью в 1/20 от того, что попадает на голову, то есть этого света не будет видно совсем. А на картинке равномерно освещённая девочка от головы до пят – загадка природы, особенно если посмотреть на тень от ног, которая, почему-то, вместо того, чтобы представлять из себя пятно вокруг ног модели в виде неровного круга выглядит как направленная полоска, которая бывает от источника расположенного со спины девочки. И в следующей фотографии,

    http://fototips.ru/wp-content/uploads/2013/09/HenselAll_11-800×533.jpg

    менее очевидно, но тоже интересное несоответствие – если на поверхности ближней к нам ноги провести линию-проекцию костей ноги, то не понятно , чем при одном осветителе под потолком подсвечивается нога, ближняя к нам, ниже этой линии, чтобы вся поверхность, особенно вертикально расположенная, ноги была одинаково освещена?