Плёночная фотография. Проявка чёрно-белой плёнки.

Чем притягательна чёрно-белая фотография — она подкупает простотой получения аналогового изображения. Оставим ухмылки цифровых фотографов в стороне. Пусть сначала посчитают свои затраты на камеры, флэшки, ноутбуки и прочее. А мы с вами займёмся проявкой отснятой чёрно-белой плёнки.

Конечно, можно пойти и сдать её в профессиональную лабораторию, но, поверьте, самому проявить чёрно-белую фотоплёнку совсем не сложно. Это может сделать даже ребёнок: вот я, например, свою первую фотоплёнку самостоятельно проявил, когда мне было восемь лет. Правда, о том, что после проявки фотоплёнку нужно ещё и зафиксировать, я тогда не знал… Увы, мои первые шедевры безвозвратно исчезли на моих глазах.

В общем, проявка чёрно-белой плёнки — задача вполне простая, не требующая особых условий и затрат. Чтобы убедить вас в этом, мы займёмся проявкой плёнки в условиях деревенского дома; у нас здесь нет водопровода, а вода добывается из колодца.

DSC00886

Итак, сначала определимся: что нужно для проявки плёнки?

  • Бачок для проявки
  • Мензурка (0,5—1 л)
  • Кувшин для раствора (1—2 л)
  • Бачки для хранения раствора (1—2 л)
  • Термометр
  • Весы
  • Таймер
  • Мешалка
  • Фильтровальная бумага
  • Тёмная комната или светонепроницаемый рукав
  • Щипцы для отжима плёнки
  • Прищепки для сушки плёнки

Ну и, естественно, потребуются химикаты или растворы:

  • Проявитель
  • Стоп-ванна (не обязательно, но желательно)
  • Фиксаж

Из всего вышеперечисленного только фотобачок и химикаты хочешь не хочешь придётся купить. Всё остальное для первого раза можно заменить аналогами, которые скорее всего вы без проблем найдёте дома. Но если вы относитесь к фотографии серьёзно, лучше сразу сформировать свою маленькую фотолабораторию: поверьте, будет гораздо удобнее.

DSC01021

Бачок для проявки плёнки

Приобрести бачок сегодня — не проблема, главное — определиться, какой именно вам нужен. Есть бачки для 35-мм фотоплёнки, есть для широкой, есть универсальные. Универсальные, как правило, удобны ещё и тем, что в них можно проявлять сразу два ролика узкой плёнки.

Кроме размеров, бачки различаются способом зарядки плёнки. Классический односпиральный бачок для узкой плёнки времён СССР заряжается весьма просто, но требует аккуратности при зарядке. Хвостик плёнки для этого бачка обрезать не надо: он закрепляется в основании спирали, после чего плёнка наматывается под углом. Так как спираль у бачка только одна, внизу, есть риск слипания витков плёнки. При правильной зарядке этого не должно произойти, но, увы, иногда случается.

Куда лучшим выбором будут современные двуспиральные универсальные бачки AP, Paterson, Jobo. Зарядка плёнки в такие бачки весьма проста и удобна.

DSC01024

Мы взяли универсальный бачок AP Compact. Благодаря особой конструкции оси спирали в нём можно проявлять плёнки разных форматов: 135, 126, 127, 120/220.

DSC01017

Но нас в первую очередь интересуют узкая (135) и широкая (120) плёнки. При проявке одного ролика узкой плёнки потребуется 375 мл раствора, двух — 650 мл, а для одной широкой плёнки — 590 мл.

Мензурки и ёмкости для растворов

Мензурка понадобится при оставлении растворов. Конечно, на кухне наверняка может найтись подходящая мерная ёмкость, но приготовление пищи и проявка плёнки — несовместимые между собой процессы.
Оптимально приобрести пластиковую мензурку на 1 л и пару пластиковых мерных кувшинов ёмкостью 1—2 л, в которых вы и будете смешивать растворы.

Для хранения готовых растворов лучше всего использовать бачки-гармошки. Дело в том, что проявитель и фиксаж в виде растворов могут храниться достаточно долго, но основные факторы, влияющие на их сохранность, — свет и контакт с воздухом. Чем меньше площадь раствора, контактирующая с воздухом, тем лучше. Бачок-гармошка позволяет решить проблему с различными объёмами раствора: просто сожмите бачок, чтобы раствор поднялся до края горлышка, и плотно закрутите крышку.

Термометр, весы, мешалка

Без термометра никак не обойтись: температура проявления — один из важнейших факторов. Весы будут необходимы, чтобы точно отмерить нужное количество химикатов. Для размешивания раствора вам понадобится мешалка — приспособление не обязательное, но весьма удобное.

Таймер

Время проявления — один из важнейших факторов, определяющих качество результата. Чем короче время проявления, тем точнее вы должны его контролировать. Иногда ошибка даже в 5—10 секунд может повлиять на качество проявки.
Совсем не обязательно обзаводиться специальным таймером, но озаботиться контролем за временем проявки — необходимо.

Фильтровальная бумага

В идеале для составления растворов, особенно проявителя, лучше всего использовать дистилированную воду. Но если её нет — не беда, можно использовать воду из-под крана или колодезную.

В таких случаях понадобится фильтровальная бумага или её аналоги: различные салфетки или бумажные фильтры для кофе.

DSC00902

Тёмная комната или светонепроницаемый рукав

Заряжать бачок плёнкой нужно в полной темноте. Так что будет нужна тёмная (абсолютно тёмная!) комната или светонепроницаемый рукав.

dark_box
Можно воспользоваться «классическим» способом — застёгнутой курткой на подкладке, предварительно подвернув воротник и низ: получается вполне себе светонепроницаемый мешок с самыми настоящими рукавами. Если сомневаетесь в светонепроницаемости одной куртки — используйте две.

Щипцы для отжима и прищепки для сушки плёнки

После промывки плёнки перед сушкой с неё необходимо удалить капельки влаги, так как при высыхании они оставят следы на плёнке. И если капельки на стороне подложки удалить будет легко, то пятна с эмульсии можно будет только смыть. В профессиональных лаораториях перед сушкой плёнку ненадолго помещают в специальный ополаскиватель — он помогает избавиться от лишних капелек, но в бытовых условиях вполне можно обойтись и без него.
Для удаления капелек удобно использовать специальные щипцы с резиновыми губками. Важно только следить за их чистотой.
Нет щипцов? Можно обойтись влажной мягкой замшевой тряпочкой.

Прищепки — важная мелочь — помогут повесить плёнку и не дадут ей скрутиться при высыхании.

Теперь осталось приобрести химикаты. Нам потребуются проявитель и фиксаж. Есть ещё так называемая стоп-ванна (она прекращает процесс проявки плёнки), но, поверьте, можно обойтись и без неё.

Сразу оговорюсь: мы не будем сейчас лезть в дебри различных химических составов проявителей и фиксажей, это тема для отдельной книги.

N.B. Обратите внимание, что химические реактивы небезопасны для для человека. Храните их вне досягаемости детей. Избегайте попадания в глаза и уж, конечно, не пытайтесь их съесть или выпить: если такое случилось — немедленно обратитесь к врачу.
Если ваша кожа чувствительна к разной химии, при работе с растворами не лишним будет использовать резиновые перчатки.

Проявитель

Во времена тотального господства фотоплёнок A2-Ш, и Тип-17 в среде профессионалов и продвинутых любителей фотографы, понимая, что советской химической промышленности до них нет никакого дела, проявляли чудеса изобретательности в составлении специальных проявителей, позволявшим выжимать максимум качества при чувствительности 400 ISO. Увы, 25 лет назад купить в советском магазине фотоплёнку чувствительностью выше 250 ISO было нереально.

В нашей редакции работал замечательный фотограф Валерий Павлов, который осчастливил нас своим концентрированным двухрастворным горячим чудо-проявителем для Типа-17. Немного проявителя с капелькой ацетона растворялось в горячей воде, и мы получали невероятно резкие негативы с отличной проработкой при чувствительности 400 ISO.

Сегодня приобрести качественный проявитель несложно. В идеале лучше использовать рекомендованные производителем плёнки проявители. Кроме того, результат с каждой конкретной плёнкой зависит от применяемого проявителя. Проявитель оказывает существенное влияние на структуру зерна в проявленной плёнке, что неизбежно влияет и на характер изображения. Используя различные проявители с одной и той же плёнкой, вы получите отличающиеся результаты. Но это весьма широкая тема для творчества и дискуссий, и мы не будем её касаться в данном материале. Начнём с основ и возьмём классический проявитель.

DSC00894

Проявитель мы берём самый стандартный — D76 от компании Kodak. Он бывает и в виде концентрированных растворов, но мы берём в виде готовой смеси химикатов. Нам потребуется просто развести его водой.

Стоп-ванна

Пока проявитель сливается, пока заливается и сливается вода для промежуточной промывки, процесс проявления хоть и замедляется, но не прекращается до тех пор, пока мы не зальём фиксаж. Стоп-ванна останавливает процесс проявки.

По сути это обычная пищевая уксусная эссенция, сильно разбавленная водой: 20 мл уксусной кислоты на 0,5 л раствора. Пользоваться или нет этим этапом — дело ваше. Лично я избегаю этого действия, не забывая о том, что, пока не залит фиксаж, — плёнка проявляется. Для коррекции времени проявления достаточно просто начать сливать проявитель немного раньше.

Фиксаж

С фиксажом премудростей существенно меньше. Обычно он продаётся в виде порошка. Мы взяли универсальный фиксаж FOMAFIX P (он одинаково хорош и для плёнки, и для бумаги).

DSC00957

Итак, всё необходимое у нас есть, так что приступим.

Подготовка растворов

Первым делом необходимо подготовить растворы. Как правило, проявитель — концентрированный раствор, который перед проявкой плёнки разбавляется водой. И раствор этот неплохо хранится. Это удобно, так как, составив один раз относительно небольшой объём проявителя-концентрата, вы можете быстро подготовить проявитель для плёнки.
Но сначала — составим этот концентрат.

DSC00898

На упаковке проявителя D-76 от Kodak вы не увидите иных названий плёнок, кроме плёнок Kodak. Пусть вас это не пугает. D-76 — стандартный проявитель. В этом легко убедиться, посмотрев на таблицу проявителей для вашей плёнки (обычно напечатана на обратной стороне упаковки).

DSC00888

Мы приобрели упаковку проявителя D-76 (415 г), рассчитанную на приготовление 3,8 л проявителя. Нам столько не нужно, нам достаточно и четверти этого объёма. Поэтому мы отвешиваем четверть порошка.

DSC00915

DSC00922

Следуя инструкции на упаковке, тщательно растворяем его в 750 мл воды (предварительно мы отфильтровали нашу колодезную воду), разогретых до 50—55°C. После полного растворения порошка, доливаем воду до объёма 950 мл. Проявитель готов! Остаётся только охладить его до нужной температуры проявления.

Теперь фиксаж. В отличие от проявителя, фиксаж в нашей упаковке состоит из двух частей, которые необхдимо растворить в воде. Обратите внимание, что раствор для плёнки должен в конечном итоге иметь объём 750 мл, в то время как для фотобумаги его можно развести до 1 л.

DSC00964

DSC00950

Фиксаж готовится в воде комнатной температуры. Принцип приготовления раствора такой же — сначала химикаты растворяются в несколько меньшем объёме, после чего добавляется нужное количество воды.

Зарядка бачка

Перед зарядкой бачка хорошенько ознакомьтесь с его конструкцией и способом зарядки. Дело в том, что заряжать бачок вам придётся на ощупь. В идеале стоит пожертвовать одним роликом неэкспонированной плёнки и потренироваться заряжать бачок на свету.

Зарядка узкой плёнки

Наш бачок AP имеет двуспиральную конструкцию, которая предполагает проталкивание плёнки к центру спирали. Перед зарядкой в бачок необходимо с помощью экстрактора достать кончик плёнки из кассеты, обрезать хвостик и скруглить её края.

DSC00864

film_cut_800

Теперь нужно правильно соединить детали спирали, чтобы она подходила под размер нашей плёнки.

Помещаем бачок, крышку, спираль и плёнку в светонепроницаемый мешок (в нашем случае — куртку), просовываем руки в рукава, наощупь вставляем плёнку в спираль и проталкиваем её к центру, помогая специальными выступами с шариками, отрываем хвост плёнки от кассеты, вставляем спираль с плёнкой в бачок и надёжно закрываем его крышкой. Всё, теперь все операции по проявлению плёнки можно делать на свету. Вас смущают отверстия в крышке бачка? Не волнуйтесь: если крышка закрыта, свет внутрь не попадёт.

Зарядка широкой плёнки

Конструкция бачка AP позволяет проявлять плёнку разных форматов. Для широкой достаточно составить детали спирали так, чтобы её размер соответствовал плёнке.

N.B. Вынимать или нет плёнку из кассеты перед проявкой? Если вы используете многоразовые кассеты или у вас есть специальная открывашка для кассет, то лучше вынуть плёнку из кассеты перед зарядкой в бачок. Лишний раз протаскивать плёнку через бархотки кассеты нежелательно: там всегда может оказаться соринка-пылинка, которая поцарапает эмульсию.

Обрезать края широкой плёнки не придётся. Поместив плёнку с бачком, крышкой и спиралью в светонепроницаемый мешок, просто разверните ракорд, аккуратно вставьте конец плёнки в направляющие спирали и, пользуясь специальными выступами с шариками, проталкивйте её к центру спирали. Тут главное не суетиться и не хватать поверхность плёнки пальцами (старайтесь касаться только краёв). Спираль в бачок, бачок закрываем крышкой. Всё – теперь можно проявлять.

Подготовка растворов для проявки

Процесс проявки плёнки одинаков и для широкой, и для узкой плёнки. Перед началом процесса необходимо подготовить все растворы.

Раствор проявителя необходимо подготовить непосредственно перед процессом проявки. Для этого необходимо определить количество нужного вам раствора: на бачке нанесена необходимая информация об объёме раствора в зависимости от типа проявляемой плёнки и её количества.

Теперь необходимо определиться с консистенцией раствора проявителя в зависимости от плёнки и проявителя. Для этого понадобится инструкция к фотоплёнке. Обычно она печатается на внутренней стороне упаковки плёнки.
Допустим, мы решили проявить ролик широкой плёнки Ilford PAN F Plus, которую мы экспонировали с чувствительностью 50 ISO.

IMG_9960
Глядя в таблицу мы видим, что использовать проявитель D-76 можно двумя способами — неразбавленным или разбавленным наполовину водой. Мы будем проявлять разбавленным. Для этого берём мензурку для готового раствора, наливаем нужное количество проявителя.

DSC01031

Теперь необходимо добавить столько же воды, но прежде чем добавлять воду, обратим внимание на очень важный фактор проявления — температуру. Обычно концентрат проявителя хранится в холодильнике, поэтому его темпратура существенно ниже стандартной температуры процесса чёрно-белой проявки 20°С. Значит, чтобы поднять температуру проявителя, необходимо добавлять тёплую воду.
Лучше, если температура готового раствора будет чуть выше 20°С: остудить его гораздо проще.

Сразу же подготовим и необходимое количество фиксажа. Температура фиксажа не так важна, достаточно, если она будет комнатной.

N.B. Температура проявителя очень важна для качественного результата, но и температура других растворов может оказать влияние на конечный результат. Слишком холодные или горячие растворы неприемлемы! Достаточно, если температура остальных растворов будет находится в диапазоне 15—25°С.

Проявка

dev_01

Перед проявлением плёнки нужно убедиться, что всё готово. Бачок заряжен, растворы в нужном объёме подготовлены, таймер на взводе.

DSC01035

Запускаем таймер. Заливаем проявитель в бачок с плёнкой.

Во время проявки необходимо вращать спирали внутри бачка. Можно воспользоваться герметичной крышкой, и переворачивать бачок. Слишком интенсивное вращение или тряска приведут к перепроявленной плёнке, с повышенным контрастом, поэтому — всё в меру. Достаточно пару раз в минуту крутануть спираль.

DSC01070

Промежуточная промывка

DSC01049

По окончании времени проявки сливаем проявитель и быстро заливаем воду. Два-три раза интенсивно прокручиваем спираль и сливаем воду.

Фиксирование

DSC01062

Заливаем фиксаж. Интенсивно прокручиваем несколько раз в начале. В процессе фиксирования плёнки вращаем спираль пару раз в минуту.

Промывка плёнки

DSC01073

Сливаем фиксаж. Фиксаж можно использовать многократно, поэтому мы не выливаем его в раковину, а сливаем в ёмкость с фиксажом.

DSC01085
Теперь бачок можно открыть. Для промывки достаточно поставить бачок под струю холодной воды на 5—7 минут и регулярно интенсивно его встряхивать или прокручивать спираль.

DSC01087

В нашем случае водопровода нет, поэтому мы заливаем порцию чистой воды, закрываем бачок, интенсивно встряхиваем его несколько раз, после чего сливаем воду. Повторяем процедуру не менее шести раз.

Сушка плёнки

DSC01091

Вынув плёнку из бачка, необходимо избавить её от капелек воды. Для этого мы используем щипцы или влажную мягкую замшу. Остаётся повесить плёнку для сушки. Прицепляем к концам плёнки прищепки и вешаем её в чистом месте, где нет сквозняков, например, в ванной комнате.

dev_10

Сушка плёнки занимает до 2 часов. Если вам не терпится ускорить процесс, можно воспользоваться феном, но не горячим. И помните, что пыль, севшую на влажную плёнку, будет удалить непросто, так что аккуратность и чистота — вот залог отличного результата.

Контроль качества проявки

Мы проявили плёнку, но изображение слишком блёклое, или, наоборот, слишком тёмное. В чём проблема? Неверная экспозиция или неправильная проявка?

Проверить это очень просто: на перфорации плёнки нанесены штришки и/или номера кадров — эта информация экспонирована на плёнку во время производства. Если она выглядит блёкло — вы недопроявили плёнку, если излишне черна, с расплывающимися краями — плёнка перепроявлена.

DSC01505

После того как плёнка высохла, разрезаем её на куски по 6 кадров, начиная с последнего, и помещаем в сливеры. Почему нужно разрезать плёнку с конца? В стандартном сливере семь отсеков для отрезков по 6 кадров, но, вспоминаем, что на плёнке может оказаться больше экспонированных кадров, чем стандартных 36. Если начнёте резать от первого, есть риск, что в конце останется 1—2 кадра, а при печати вставлять один кадрик в увеличитель чаще всего невозможно. А первые кадры обязательно останутся с дополнительным служебным отрезком плёнки.

В следующей публикации мы перейдём к практике печати чёрно-белых фотографий. Помните: если вы хотите в чём-то разобраться, начинать нужно с основ.

Продолжение следует…

  • Mr_ink

    Спасибо!

  • Фотостудия имени Чехова

    По вступлению: Берем в среднем диапазоне Камера + флешка + ноутбук + прочее = 75000 рублей, делим на 150 000 ресурсных снимков получается себестоимость снимка 50 копеек. А какова сейчас себестоимость одного пленочного снимка? ; ))

    • Mr_ink

      Фотосъёмка на пленку не для всех, а для профессионалов и те у кого плёночная фотография – хобби! Ни те, ни другие не будут считать стоимость одного пленочного кадра, т.к для одних это гарантированный результат, а для других удовольствие…
      Все остальные будут искать в этом смысл.:) Считайте примерно катушка проф.пленки стоит ориентировочно +- 200р, в зависимости от формата считаем кол-во получаемых кадров от 36 в случае с узкой, и 120 формат: 6х4,5 – 15(16) кадров, 6х6 – 12 кадров, 6х7 – 10, 6х9 – 6 кадров, вот и вся арифметика.

      • Фотостудия имени Чехова

        Во-первых себестоимость пленочной фотографии надо считать так: Пленка + фотоаппарат + бочок + химикаты по проявке + БУМАГА + оборудование для печати (рамка, кюветки, щипцы, красный фонарь) + фотоувеличитель + химикаты для печати +глянцеватель и валик + гильотина-пресс + “линза” для ретуши + альбомы для хранения фото и сливеры для хранения негативов… Там еще столько всяких приблуд… что одной пленкой вы явно не обойдетесь.

        + если вам вдруг надо показать свои работы в интернете, то это все равно + СКАНЕР и + НОУТБУК (который мы уже считали в себестоимости цифровой съемки). Вот почему статью надо начинать словами “Фотосъёмка на пленку не для всех, потому как очень дорогая”, а не “…она подкупает простотой
        получения аналогового изображения. Оставим ухмылки цифровых фотографов в
        стороне. Пусть сначала посчитают свои затраты на камеры, флэшки, ноутбуки и прочее.”

        • Mr_ink

          На начальном этапе многие пункты можно “облегчить”, проявлять в лабе, там же и сканировать. Но понятно, что всё это сказывается на итоговой затраченной сумме и тем, кто планирует на долго и в серьёз заниматься плёночной фотографией, рано или поздно необходимо будет заиметь свой комплект необходимого оборудования.
          А так, я с вами согласен, что дело хлопотное и не дешевое! 🙂

          А то, как должна начинаться статья, зависит только от Дмитрия, автора этого материала.

        • Сергей Бутов

          Уважаемые коллеги, до цифры я много лет занимался фотографией, первый свой снимок сделанный самостоятельно камерой ФЭД увидел свет в 1972 г. Могу сказать что в советские времена это было относительно не дорого (если не покупать серьезную камеру), но сегодня к замечаниям коллег о стоимости материалов надо добавить маленький нюанс. Стоимость фотопленки надо умножить минимум на 3 , а если фотограф начинающий то на 10 как минимум, это если портрет или пейзаж, если динамичная съемка то еще больше. Тем кто сомневается возьмите цифру и попробуйте сделать несколько портретов друзей или родственников, и посчитайте сколько вы делаете дублей, Вы сразу поймете что пленка это очень дорого.

    • Dmitry Novokreshchenov

      Своими логичными финансовыми расчётами вы лишь подтверждаете мою мысль: цена входа в цифровую фотографию (если, конечно, это не мыльница за пару тысяч) весьма прилична. И она однозначно выше, чем нынешние цены на аналоговую аппаратуру.
      Но при чём тут себестоимость ещё не сделанных снимков (вернее кадров)?

      А о том, что аналоговая фотография, в конечном итоге, удовольствие не из дешёвых, написано в самом начале цикла.

      Для зашореных цифрой повторю — цель данной серии статей, не убедить читателя, в том, что цифра плоха, а открыть для нынешнего поколения фотографов плёночную фотографию. Показать её положительные стороны.
      И относительно невысокая цена входа в мир фотографии, на фоне немалой стоимости тех же цифро-зеркалок — очевидный плюс аналоговой фотографии, особенно для тех, кто серьёзно подходит к своему фотографическому образованию.

      А себестоимость… Дело в том, что пока вы не купили плёнку, вы не несёте никаких расходов. С цифрой — вы сразу вынуждены с лихвой оплатить себестоимость всех 150 тыс. кадров.
      Но дело не только в деньгах. И даже, совсем не в относительно высокой себестоимости кадра на плёнке.

      Плёнка — не конкурент цифре. Это совсем другая светопись.

      • Фотостудия имени Чехова

        Купить пленку – это последнее звено в цепи уже сделанных трат : )) Нет смысла покупать пленку если у вас отсутствует вышеперечисленное оборудование для проявки и печати : )) А объем в 150 тыс. кадров я охватываю потому что это гарантированный минимум ресурса затвора фотоаппарата (бывает и больше), при плотных каждодневных съемках я легко делаю 100 тыс кадров за какой-то год. Каждые два года я меняю камеру – есть ли смысл считать меньшее количество? Я так же не спорю что лучше цифра или пленка – я пишу о том, что пленка не дешевле цифры и затраты на нее весьма существенны.

        • Dmitry Novokreshchenov

          А где вы в тексте увидили утверждение что плёнка дешевле цифры?
          Ещё раз. На входе (на старте) цифра однозначно дороже.
          И если вы проглядели: “…о том, что аналоговая фотография, в конечном итоге, удовольствие не из дешёвых, написано в самом начале цикла.”
          О чём шумим?

          • Фотостудия имени Чехова

            Если пленка дороже цифры, то к чему тогда в статье необдуманно бросаться такими фразами: “Оставим ухмылки цифровых фотографов в стороне. Пусть сначала посчитают свои затраты на камеры, флэшки, ноутбуки и прочее.” – Далее я посчитал затраты, они составляют 50 копеек на каждый снимок.

            Второе – как человек закончивший экономический ВУЗ, я вам замечу, что себестоимость продукта никогда не считается на старте, только на всю запланированную серию. Иначе стоимость любого товара “на старте” была бы равна стоимости целого завода!

            P.S. Шумит камыш, я дело говорю…

          • Dmitry Novokreshchenov

            Значит, принимая решение начать заниматься фотографией, нужно просчитать “запланированную серию” снимков. А вы не думали, что далеко не все поливают по 100 тыс. кадров в год? И многие из них — очень хорошие фотографы.

            Значит выкладывая 75 тыс. надо утешать себя мыслью о 50 коп. за снимок? Нет, если вы затеваете бизнес — расчёты нужны, не спорю. Но мы сейчас о фотографии, а не о фотобизнесе.

            И в третий раз, специально для человека с экономическим образованием — на старте цифра дороже или нет? Вы не видите разницу между 10 тыс. и 75 тыс.?

            Если цифра на старте каким-то образом станет дешевле — то заберу свои слова про “ухмылку цифровых фотографов” обратно.

            P.S. Цепляясь за одну фразу, вы упорно не желаете видеть очевидное: “…о том, что аналоговая фотография, в конечном итоге, удовольствие не из дешёвых, написано в самом начале цикла.”

          • Фотостудия имени Чехова

            Смешнее поста я в жизни не читал : )) Выкладывая 75 тыс. за оборудование, вы утешаете что 50 копеек за снимок это будет себестоимость, затем идет ДЕЛЬТА, которая во всем цивилизованном мире называется ПРИБЫЛЬЮ. Если вы не понимаете таких примитивных основ экономики, надо ли писать статьи в журнал, Товарищчъ? : ))

            100 тыс кадров в год – это не поливать – это отличная занятость, для профессионала, и отличная бизнесс составляющая. Впрочем, я так понимаю, что Вам лично этого не понять : ))

            Еще раз говорю (хотя для вас я могу медленно и два раза) – себестоимость изделия НИКОГДА не считается на старте : )) Все это плод вашей фантазии, не больше – откройие учебник Экономической Теории, прежде чем писать здесь подобную

          • Dmitry Novokreshchenov

            А вот хамить не стоит, “Товарищчь” 😉 Держите себя в руках, тут приличные люди общаются.

            “Себестоимость изделия на старте” я нигде и не считал — речь только цене входа: разницу ощущате? Так что не стоит мне приписывать то, о чём я не говорил, а уж тем более всяческую ахинею.
            Слабо указать мне конкретно на мою фразу о “себестоимости изделия на страрте”? Где она?

            Впрочем, судя по тому что вопросы на которые вам отвечать не выгодно вы даже не замечаете. Удобная позиция 🙂

            Оставляю вас весёлом расположении духа с ухмылкой на лице 😉

            Кстати, ваш поскриптум развеселил меня ещё больше. Вы прям мне глаза на историю технического прогресса раскрыли. С этого и стоило начинать. И на этом мы бы сразу же и закончили.

          • Фотостудия имени Чехова

            “Себестоимость изделия на старте я нигде и не считал” Вы вообще себестоимость не считали : )) Сколько бы я об этом не просил : )) Кстати 75 тыс. рублей я взял из расчета дорогой полупрошной аппаратуры типа Nikon D600 или D5 Марк 2-3, в принципе “вход в цифровую фотографию” о котором вы так любите рассуждать, может стоить гораздо дешевле, хотя бы потому что ПК сейчас есть уже в каждом доме, отдельно (ради фотографии) его покупать не нужно – мы просто используем уже имеющийся ПК. Во вторых (насчет умирающей цифры), на коне можно покататься вокруг цирка за 150 рублей, это прикольно, но на работу люди ездят на машинах почему то : )) К чему это я – я еще ни разу не видел, что бы фотограф коммерческий заказ типа Свадьбы или Рекламы делал на пленку, как вы думаете, почему бы это? ; )) Ведь пленка это же так круто… Товарищчь : ))

          • Сергей Бутов

            Коллеги, предлагаю не конфликтовать а посмотреть на другой аспект проблемы. . Если смотреть на пленку с точки зрения экономики пленка не может конкурировать с цифрой. Например в Украине стоимость катушки пленки от $7, пачка бумаги 20 листов 18х24 стоит от $30, набор реактивов $30-40, и того 20 снимков обойдутся от 67$. это если не будет брака, а он будет всегда!
            Если посмотреть на проблему с точки зрения хобби, что для многих и есть фотография, тогда можно согласится что купив не дорого раритетную москву, роллей, фэд или еще что то, можно осваивать фотографию, НО перед тем как это сделать надо понимать что на пленке брака будет много ( например банально модель моргнула) и обучение будет ну очень дорогим.
            В общем пленка вариант уже для состоятельных фотолюбителей,
            В результате что мы имеем.
            Сегодня почти в каждой семье есть ПК (те у кого нет наверно не смогут заняться пленочной фотографией по финансовым соображениям).
            По этому когда говорим о том что надо много покупать для цифровой фотографии все выглядит не так печально . Можно купить не дорого зеркалку или хороший компакт бу, например Nikon D40 $150-200 (чтоб не было вопросов по возможностям таких раритетов цифры прилагаю фото сделанное этой камерой).
            А вот пленкой заносятся для души это другой вопрос. Но опять повторюсь, вопрос очень дорогой. Лично я долго не продавал свой любимый nikon FM в надежде как то по потихоньку продолжать снимать на пленку, еще есть коллекция широкоформатных камер начиная от фотокора, цейса и самая молодая это москва 4, есть все лабораторное оборудование, но когда начал искать химикаты, бумагу, пленку понял что на сегодня возобновить пленку очень дорого.

    • Максим Филимонов

      Одна только камера со стеклом стоит минимум 70000рублей формата 35мм + пленка это все таки хобби! Совсем разные вещи.

  • Timur Muhamedishin

    Нельзя брать часть порошка проявителя. В нем химикаты перемешаны неравномерно, поэтому надо растворять весь пакет.

    • Pavel Kim

      Поддерживаю. Это так.

    • Dmitry Novokreshchenov

      Спасибо за верное замечание.
      В идеале, действительно, лучше растворять всю смесь целиком, но, признаюсь, никогда не замечал проблем при приготовлении проявителя из части порошка.

  • Петр Московцев

    Как обзорная, вступительная статья про проявку, то все нормально. Есть недочеты, но и подробную инструкцию по проявке не написать, все нарабатывается опытом.
    Пленка умирает как продукт массовой доступности и все более переходит в класс элиты. Как и ручная печать на фотобумаге.
    Все когда-то уходит. Но и приходит что-то новое.
    А вот Фотостудии имени Чехова хочу напомнить, что не все меряется в рублях и себестоимости… Тем более в искусстве…. Кстати, и сейчас, именно в наши годы, начался процесс умирания «зеркалки», и еще не известно кто умрет раньше, пленка или «зеркало».

    • Фотостудия имени Чехова

      Мне все равно что вперед умрет – гораздо важнее то что родиться. Просто нет смысла так маниакально держаться за старые технологии отрицая прогресс и будущее как таковое. Я еще раз приведу пример – в лесу покататься на лошадке приятно, но работу мы поедем на машине, а путешествовать в дальние страны полетим на самолете – никто же при этом не будет приводить расчеты что лошади лучше, потому что они такие милые? : )). Что же касается экономической составляющей, то мои расчеты были приведены лишь потому, что в начале статьи автор усомнился в якобы большой затратной части цифровой фотографии…

      • Алексей Савкин

        Здравствуйте . Доброе время суток . Я на ваше высказывание ,,Я еще
        раз приведу пример – в лесу покататься на лошадке приятно, но
        работу мы поедем на машине, а путешествовать в дальние страны полетим на
        самолете – никто же при этом не будет приводить расчеты что лошади
        лучше, потому что они такие милые? : )) ,, хочу сказать . Что на мой
        взгляд к фотографии это не применимо. Это как Писать Акварелью ,
        Пастелью или Гуашью . Материалы разные . а Работая над одной натурой и восприятие Работ будет отличаться в Какой-то мере и за счет материала (Материал оставит свой отпечаток) .
        Я люблю плёночную Фотографию . Но по финансовым причинам снимаю на
        Цифровой фотоаппарат. Но по сути я приверженец плёнке . И меня не
        заставишь Писать Маслом (Не потому что это дешевле или дороже ) , а
        потому что мне нравиться Прозрачность и фактура Акварели . Если твои снимки чего то стоят их будут смотреть и двух мегапиксельной камеры телефона и зделанный снимок банкой из под кофе(Пинхол Фотография). И стоимость смотря на Искусство брать в Расчёт не имеет смысла. Всего доброго. С уважением Алексей.

      • Виктор

        Эх вы! Чтож вы всё о деньгах да о деньгах! Я вот снимаю на цифру. зарабатываю себе этим на жизнь. И признаю что по всем параметрам, с точки зрения выгоды цифра на голову выше. Но! Видеть как фотография медленно появляется на листе бумаги… О! От этого дыхание перехватывает. Я уже больше года практикую печать в лаборатории, и каждый раз как первый. Конечно цифру никто не отменял. Просто ощущения разные и практика отличается. Есть вопрос! стала бы ремесло фотографа также распространено как и сейчас, не появись однажды цифрового фотоаппарата.

      • Khagani

        а сила мотора все еще рассчитывается в лошадиных силах))))))

  • Мастер DOS

    Сразу видно, что писал статью слегка продвинутый дилетант. Да, технология описана правильно (в общих чертах), но есть и грубейшие ошибки, которые могут привести к необратимым последствиям.
    1. Если использовать водопроводную или колодезную/родниковую воду, необходимо перед составлением раствора добавить либо трилон б, либо гексаметафосфат натрия – калгон (не путать с рекламируемым дерьмом под названием “калгон”). Это не даст образоваться кальциевой сетке в эмульсионном слое и свяжет ион меди, присутствие которого в растворе тоже очень нежелательно.
    2. Категорически не следует поступать так, как советует автор: разделять на части готовую навеску смешанных химикатов. Это приводит к нестабильности готового раствора по той простой причине, что равномерности компонентов смеси при разделении не будет. Соответственно, при разном объеме проявляющих веществ, ускорителей, антиоксидантов и антивуалентов, результаты проявки всегда будут разными.
    3. Колодезную/родниковую/речную воду для растворов или промывки необходимо прокипятить, что бы убить всю флору и фауну, обитающую в ней.
    4. После окончательной промывки фотопленки, желательно обработать пленку раствором пластификатора. Для этого подойдет раствор любого шамуня или геля для душа: одна капля на литр воды. Это не даст пленке сильно скрутиться при сушке.

  • ничё не поняла – за какие плёнки во время застоя вы упоминаете – сама проявляла и печатала … может у меня склероз,но я помню при савке были 4 градации чутья 32 – 65 – 130 – 250 ед … и вот сейчас меня никто не убедит о переходе назад от цифры к плёнке – дорого и муторно … некоторые мои фоты здесь http://sochiprimus.ru/sochi_old_3/sochi_old_3.html

  • Вячеслав

    Вы спорите ни о чем. У пленки гораздо шире динамический диапазон, поэтому таких снимков как на пленке на цифровой камере получить невозможно. Фото на цифре всегда уныло, на пленке можно получить завораживающие теневые переходы, поэтому фото с пленки кажутся живыми. Так что пленка будет всегда. А про стоимость, что сказать, как-то дорого все стало в последнее время.

  • Sergey Kachalov

    Ну упомянута одна очень важная мелочь – спираль перед заправкой пленки обязательно должна быть СУХАЯ. Иначе пленка будет к ней липнуть, заправить просто невозможно. Это актуально, если проявлять несколько пленок подряд.

    И второе, из разряда маленьких хитростей: после окончательной промывки я заливал пленку спиртом (спирт потом выливать не обязательно 🙂 . Пленка после спирта сохнет очень быстро, не остается пятен от недостаточно чистой воды (особенно из колодца).

    • Сергей, вместо спирта можете так же использовать обычное детское жидкое мыло без примесей. Оно так же помогает от пятен.

  • Елена, у Вас нашелся прибор для сушки небольших отпечатков. Фотографии прикладывать нужно изображением к ткани после нагревания металической основы. Перед этим, пожалуйста, убедитесь, что ткань чистая и без ворсинок, иначе все это прилипнет намертво к Вашей фотографии.

    • Chse Cse

      ROOM34

      Этот прибор называется глянцеватель. На пластину (медь покрытая никелем) накатываем резиновым валиком мокрый отпечаток эмульсией. Пластину вначале протираем формальдегидом, можно спиртом, но хуже. Это для глянцевой бумаги. Матовую бумагу сушим так, как написали Вы.

  • Сергей Степанов

    Это глянцеватель для фотоснимков вроде бы, последний раз отец использовал этот прибор еще в начале 90-х, а возможно путаю что-то =)

  • Прочитал статью и, признаюсь, испытал ностальгию. Десять с лишним лет уже не занимаюсь аналоговой фотографией, но до этого занимался ею более сорока лет. Причем, только ручной обработкой пленки и печати. Другие варианты считаю профанацией аналоговой фотографии. Полагаю, что добился в этой фотографии убедительных результатов, уже хотя бы потому, что мои работы хранятся в престижных музеях мира. И, тем не менее, должен сказать, что лично для себя полностью исключаю возврат к пленке.
    Расцениваю совершенно неубедительными все теоретические рассуждения о каких-то преимуществах пленки над цифрой. Практика показывает, что современный фотоаппарат с матрицей фулфрейм и соответствующей оптикой, превосходит во всех отношениях пленочную среднеформатную камеру. Об узкопленочных камерах даже и не говорю! А ведь есть еще и среднеформатные цифровые камеры!
    Но для человека, желающего своими глазами увидеть получение изображения на фотобумаге, фотография аналоговая была и остается вещью незаменимой, если весь процесс, конечно, он делает своими руками.
    Дмитрий очень хорошо описал весь ход проявления ч/б пленки и желающие заняться этим должны быть благодарны ему. Дополню сказанное автором уже из своего опыта. Во-первых, лучше всего приготовить тот же проявитель Д76 в виде сильно концентрированного раствора по рецептуре из справочника, приобретя составляющие его химикаты по отдельности. Это куда проще, удобнее и дешевле. Хранится такой раствор очень долго в бутылке в темном месте. Взяв из нее 15-20 мл раствора и разведя их водой, получаешь готовый одноразовый проявитель. Во-вторых, практика показала, что вопреки всем рекомендациям, протирать мокрую пленку от капель воды замшей нельзя. В ней быстро появляются вкрапления, которые сделают царапины. Проще всего сделать это смоченной стерильной медицинской ватой и со стороны эмульсии не на сухо, а лишь разровняв капли. В-третьих, все же следует согласиться с Дмитрием, что вход в аналоговую ч/б фотографию и сегодня может быть недорогим. У людей остались вполне пригодные увеличители, ванночки, фонари, глянцеватели, реле и прочие причиндалы, которые они за копейки продадут вам или даже отдадут бесплатно. Пленочные камеры также недороги. Главное – расходные материалы и ваше бесценное время и силы.
    Успехов вам на этом поприще!

  • Андрей Боровских

    господа из фотостудии Чехова, ну нравится вам цифра – ну пожалуйста, занимайтесь. считайте траты, деньги, ресурсы, делите, думайте о копейках и все остальное прочее. но могу сказать сугубо мое личное мнение: пленка заставляет думать, видеть, выбирать лучшее для съемки. учит понимать что происходит внутри камеры. далее, печать – это вообще магия, волшебство, действо! красный фонарь, появление изображения на белом листе, это искусство! фотографии получаются живые, твои, ты их напечатал. в каждый негатив и в каждый напечатанный лист вложена душа. вот я вчера за пару часов сделал 8 отпечатков, 3 покрутил, порвал и выкинул. не то. остальные оставил, но один из них – просто шедевр. для меня. мне он очень нравится. один снимок! не 150 тысяч. на нем моя дочь. такая красивая. и я успел ее подловить. и я горжусь. и тут даже речи нет о 50 копейках. фотография или хороша, или барахло. пленка меня приучила к аккуратности, вдумчивости. как говорит мой учитель – снять шедевр можно и на древний фотоаппарат за 2000 рублей. а можно купить марк 3, кучу объективов и выглядеть как фотограф и делать обычные фотографии. поэтому есть предложение: вы занимаетесь цифровой, а кто то пленочной. не нужно обижать и наезжать, смеяться и доказывать. давайте каждый будет заниматься своим. п.с. я свой марк2 не продаю только потому что он нужен по работе. а для личной фотографии он мне стал совершенно неинтересен и использую его как экспонометр 🙂 мира вам!

    • Alexx

      Полностью поддерживаю, и согласен на все 100!
      Привыкли, блин все деньгами мерять…

  • Евген Жыробас

    Фигасе… Я приятно удивлён